Abstract STUDY OF PEDAGOGICAL UNIVERSITY STUDENTS’ CONCEPTIONS ABOUT PROFESSIONAL ACTIVITY IN FIELD OF PHYSICAL CULTURE V. E. Zhabakov, Ph. D., associate professor Chelyabinsk State Pedagogical University, Chelyabinsk Key words: vocational training, conception, personality’s physical culture. The study of the pedagogical university students’ conceptions about the professional activity in the field of physical culture has been carried out with the help of the content analysis of self descriptive characteristics. The tested group consisted of the students of the Faculty of Physical Culture and Life Safety (100 people). The future specialist model characteristics (professional, social psychological, individual psychological and creative features) have been selected as thematic groups in this research. The units of qualification were word combinations with semes of distinctive features of professional activity in the sphere of physical culture. The structure of the conceptions on the professional activity in the field of physical culture reflects professional, social psychological, individual psycho logical model characteristics of a future specialist.
|
ИССЛЕДОВАНИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ СТУДЕНТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ВУЗА О ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Кандидат педагогических наук, доцент
В. Е. Жабаков Ключевые слова: подготовка специалиста, представление, физическая культура личности. Введение. Подготовка высококвалифицированных специалистов является приоритетным направлением стратегии развития общества, так как в настоящее время возрастает потребность в специалистах широкого профиля, способных мобильно использовать знания из разных научных областей в видах деятельности, связанных с профессией. Вопросы профессиональной подготовки специалиста по физической культуре и спорту решаются в различных направлениях. Так, в исследованиях А.П. Внукова, В. И. Жолдака, М. Е. Кутепова утверждается, что профессиональная подготовка в сфере физической культуры направлена на формирование и развитие спортивных мотиваций. В. У. Агеевец, О. А. Аяшев, В. В. Белорусова, А. А. Васильев, Н. А. Щеголев и другие делают акцент на воспитании у специалистов в области физической культуры высоких нравственных качеств, общественной активности. В работах А. П. Внукова, А. И. Волкова, А. А. Горелова, П. В. Красавцева, Н. Г. Озолина, В. А. Сургучева и других описана система методической подготовки в области физического воспитания и спорта. Как отмечает Г. И. Гайсина, профессиональная подготовка учителя представляет собой культуротворческий образовательный процесс, в котором студент и преподаватель реализуют себя как субъекты культуры, а содержание образования строится в соответствии с содержанием педагогической культуры, применяются личностно ориентированные технологии, используются культурные критерии и оценки уровня готовности учителя к профессионально-педагогической деятельности [3, с. 110]. Задачи современной практики обучения и воспитания требуют от специалиста в сфере физической культуры высокого уровня активности педагогического мышления и владения целостной системой умений педагогического проектирования, моделирования, педагогической диагностики. Успешно решать такие задачи можно при условии развитой физической культуры личности как присвоение индивидом культуры тела, духовной культуры, выражающейся в опыте психического основания и регулирования эмоционального взаимодействия с окружением; культура разумной деятельности, включающая в себя логический, информационный, языковой компоненты; морально этическая культура как опыт ценностно-нормативной деятельности. Физическая культура личности, гармонизация телесного и духовного как методологическая основа подготовки специалиста находят отражение в представлениях студентов о будущей профессиональной деятельности [2]. Методика и организация исследования. Исследование представлений студентов педагогического вуза о профессиональной деятельности в сфере физической культуры осуществлялось при помощи контент-анализа самоописательных характеристик [4, с. 66]. Испытуемых, в роли которых выступили студенты факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности (ФКиБЖ), всего 100 человек, попросили ответить на вопрос "Какие вы видите перспективы развития высшего профессионального образования?". Всего респонденты сформулировали 4050 высказываний (в среднем 40 высказываний на одного испытуемого, хотя количество высказываний, сделанных одним человеком, варьировалось от 15 до 57). Категориями анализа были выбраны семантические группы слов и психолого-педагогические группы. В качестве тематических групп были выбраны модельные характеристики будущего специалиста (профессиональные, социально психологические, индивидуально психологические и креативные качества). Классификационными единицами стали словосочетания со значениями отличительных признаков профессиональной деятельности в сфере физической культуры. Количественная оценка данных, полученных в результате контент-анализа, производилась при помощи подсчета объема упоминания выделенных категорий анализа. Результаты и их обсуждение. Анализ классификационных единиц показывает, что представления студентов о будущей профессиональной деятельности включают группы словосочетаний со значением: 1) педагогическая деятельность, ее структура, будущая педагогическая деятельность, педагогическая практика упоминаются 35 % респондентов; 2) учебные предметы, в частности медицина, физиология, - 27 % испытуемых; 3) физкультурно-спортивная деятельность (тренировка, повышение спортивного мастерства, соревновательная деятельность и т. п.) является предметом рассуждений в 25 % работ; 4) процесс подготовки специалиста (методика обучения, подготовка к семинарам, защита квалификационных работ, лекции, посещаемость и т. д.) встречается в 10 % высказываний; 5) качества личности (организаторские способности, развитие способностей, любовь к детям и т. д.) отражены в представлениях 3 % респондентов. В результате анализа были выделены наиболее частотные классификационные единицы: педагогическая деятельность (частотность 7), процесс подготовки специалиста (частотность 5), отношение к профессиональной деятельности (частотность 8), развитие физических качеств (частотность 4), тренировочный процесс (частотность 6). Тематическая группа "модельные характеристики будущего специалиста" включает профессиональные, социально-психологические, индивидуально-психологические и креативные качества личности. Объем группы "профессиональные качества" составляет 60 % от общего числа высказываний. Профессиональные качества в представлениях студентов педагогического вуза включают: формирование педагогических способностей, рациональное сочетание теоретического и практического материала, работу преподавателя на высоком уровне, стремление овладеть профессией, потребность быть востребованным и конкурентоспособным специалистом, любовь к детям и знание своего дела. В высказываниях этой группы выявились мотивационные диспозиции (мотив достижения успеха - мотив избегания неудач) как наиболее частотные при характеристике профессиональных качеств. Заметим, что мотив достижения успеха встречается в процентах высказываний, посвященных будущей деятельности, а мотив избегания не удач в процентах высказываний, посвященных учеб ному процессу. Следует отметить, что в высказываниях студентов не отражены стремление к обучению в аспирантуре, повышению квалификации, способность к быстрой профессиональной адаптации, коммуникативные способности педагога. Объем группы "социально-психологические качества" составляет 15 % от общего числа высказываний. Представления студентов педагогического вуза о социально психологических качествах содержат широкий диапазон высказываний: от анализа умений управлять группой учащихся, знаний основы меж личностных отношений, психологии больших и малых социальных групп до понимания механизмов возникновения и разрешения социальных конфликтов. В тематической группе "социально-психологические качества" не отражены способы порождения культурных норм, ценностей, представления о механизмах сохранения и передачи их в качестве социокультурного опыта. Объем группы "индивидуально психологические качества" составляет 20 % от общего числа высказываний. Индивидуально психологические качества в представлениях респондентов отражены как мотивационные диспозиции интернальность-экстернальность, черты характера, эмоциональная сфера личности. Мотивационные диспозиции экстернальность-интернальность включают указание на такие свойства личности, как подчинение, уступчивость, покладистость, самостоятельность, обстоятельность, благоразумие, дальновидность, предусмотрительность, своенравие, своеволие, инициативность, стремление к самостоятельному принятию решения. Высказывания по теме "Черты характера" включали следующие типы высказываний: 1) система отношений личности: требовательный, критичный и др. как отражение отношения к себе; трудолюбивый-ленивый, аккуратный-неряшливый, инициативный-пассивный, усидчивый-нетерпеливый - как отношение к порученному делу; 2) волевые черты характера (решительный, настойчивый, умею владеть собой, самостоятельный, инициативный); 3) интеллектуальные черты характера (сообразительный, находчивый, любознательный); 4) эмоциональные черты характера (впечатлительный, безразличный). Тема "Эмоциональная сфера личности" включала высказывания, которые были отнесены к эмоциям ожидания и прогноза (часто волнуюсь, беспокоюсь и т. д.), коммуникативные эмоции (веселый, озорной, люблю шутить, хочу иметь друга и т. д.). Группа "креативные качества в высказываниях студентов" выражена только в 5 % высказываний как потребность в самосовершенствовании и саморазвитии. Такие свойства креативности, как выработка индивидуального стиля деятельности; интерес к обобщениям; владение методами педагогического конструирования, оказались незначимыми. Выводы Таким образом, исследование представлений студентов педагогического вуза о профессиональной деятельности в сфере физической культуры позволяет выделить знания и умения, получившие отражение как значимые в высказываниях респондентов: • понимать организационную структуру профессиональной деятельности и интегрированную меж дисциплинарную специфику физической культуры, ее связь с комплексом дисциплин гуманитарного, профессионального, общеобразовательного блоков; • проводить оценку государственных образовательных стандартов, учебных программ, учебных планов и образовательных технологий с точки зрения влияния на физический и духовный аспекты здоровья субъектов учебно-воспитательного процесса; • владеть методами диагностики и исследования систем организма человека, уметь оценивать уровень функционального состояния сердечно сосудистой, дыхательной и нервной систем здорового человека; • уметь подготовить и провести урок физической культуры; • уметь учитывать индивидуально психологические особенности учащихся в учебном процессе; • владеть организаторскими умениями и навыками. Структура представлений о профессиональной деятельности в сфере физической культуры отражает профессиональные, социально-психологические, индивидуально-психологические модельные характеристики будущего специалиста. Литература 1. Бикмухаметов, Р. К. Содержание процесса физического воспитания в системе педагогического образования / Р. К. Бикмухаметов // Теория и практика физ. культуры. - 2003. - № 7. - С. 45-51. 2. Виленский М. Я. Оценка гуманитарной ценности содержания образования по физической культуре в вузе / М. Я. Виленский, В. В. Черняева // Физическая культура в школе. - 2004. - № 3. - С. 2-5. 3. Гайсина Г. И. Культурологический подход в теории и практике педагогического образования: дис. ... докт. пед. наук / Г. И. Гайсина. - М., 2002. 4. Социальная психология: учеб. пособие для высших учеб. заведений / А. Н. Сухов, А. А. Бодалев, В. Н. Казанцев. - М.: Издательский центр "Академия", 2005. - 600 с. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |