Abstract SUBJECTIVE CULTUROLOGICAL EVALUATION OF SPORTS ACTIVITY OF TRACK AND FIELD ATHLETES OF VARIOUS QUALIFICATION T.V. Artamonova, Ph. D. Volgograd state academy of physical culture, Volgograd Key words: track and field athletes, qualification, culturological characteristics. The research has been carried out to reveal the peculiarities of exhibiting culturological characteristics by track and field athletes of various qualification. It resulted in the manifestation of all the respondents of the identical tendency of distributing culturological component values, with women demonstrating it most vividly. It was supposed that female athletes are subject to the culturological tendencies in track and field athletics in greater part.
|
СУБЪЕКТИВНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЕГКОАТЛЕТОВ РАЗЛИЧНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ
Кандидат педагогических наук
Т.В. Артамонова Ключевые слова: легкоатлеты, квалификация, культурологические параметры. Введение. В настоящее время не вызывает сомнения факт, что спорт представляет собой социокультурный феномен, так как с ним связан необычайно широкий круг гуманистических, культурных, духовных ценностей, позволяющих сознательно, целенаправленно и весьма эффективно воздействовать на самые разнообразные физические, психические, духовные качества и способности людей, формировать их эстетическую, нравственную культуру, культуру общения, экологическую культуру и т. д. [1, 4, 7, 11]. Цель социокультурного подхода к спорту заключается в том, чтобы объяснить, как эта деятельность обусловливается культурными, историческими и институциональными факторами. При таком подходе на переднем плане находится не сам спорт, а интересы, потребности, личность человека и его отношение к спорту. В этом случае спорт рассматривается лишь как средство, призванное содействовать развитию личности и формированию у неё определенных ценностей, которые соответствуют идеалам и ценностям гуманизма. Именно с таких позиций и проводилось данное исследование. Методика исследования. В основу методики исследования были положены результаты G. Hofstede [12], позволяющие выделить так называемые "культурные универсалии", т.е. черты культуры, свойственные всем народам [7]. G. Hofstede выделил пять таких универсальных категорий, степень выраженности которых может служить дифференциальным культурологическим признаком. К ним относятся: masculinity/femininity; power distance; individualism/collectivism; uncertainty avoidance; long-term/short-term orientation. Mаsculinity / femininity (маскулинность-фемининность) выявляет меру дифференциации ролевого поведения мужчин и женщин. Power distance (дистанция по отношению к власти) выражается через отношение к существующему неравенству, неравномерному распределению власти и социальных благ в рамках всего общества или отдельных социальных институтов. Individualism / collectivism (индивидуализм-коллективизм) указывает на степень интегрирования индивидуума в группу, позволяя противопоставить культуры индивидуалистические и коллективистские. Uncertainty avoidance (избежание неопределенности) выявляет меру терпимости представителей культуры по отношению к неопределенности и двусмысленности, готовность пойти на риск и способность вести поиски истины. Данный параметр показывает, насколько комфортно чувствуют себя члены общества в нестандартных ситуациях - новых, неизвестных, неожиданных. Long-term / short-term orientation (ориентация культуры на время) характеризует способность культуры сохранять традиции, верования, обычаи или же, наоборот, прибегать к их частой смене. С использованием базовой части анкеты G. Hofstede была разработана авторская методика, адаптированная к исследованию спорта как социокультурного феномена. В исследовании приняли участие 179 спортсменов (90 женщин и 89 мужчин), занимающихся легкой атлетикой. Из них 4 заслуженных мастера спорта, 21 мастер спорта международного класса, 33 мастера спорта, 37 кандидатов в мастера спорта, 39 спортсменов I и 45 - II-III разрядов. Результаты исследования и их обсуждение. По результатам исследования параметра "маскулинность-фемининность" выявлено, что маскулинным считают свой вид спорта легкоатлеты высокой квалификации (мужчины - на 37,86 %; женщины - на 37,42 %). Наиболее фемининным оказался спорт для женщин низкой квалификации (25,00 %). Мужчины-разрядники дают промежуточную оценку данному параметру (34,72 %). Выраженная маскулинность, как правило, сопровождается проявлением агрессии, противостояния, решительности, смелости, что с избытком свойственно "большому спорту". Спортсмены-разрядники в своей спортивной деятельности не встречаются с подобным явлением, у них нет представления о "жесткости" борьбы, о большой ответственности за результаты состязаний. Так, например, в исследованиях Н.Б. Стамбуловой [5] показано, что мужчины по сравнению с женщинами оценивают заключительный этап спортивной карьеры как более трудный по сравнению с предыдущими. Это обстоятельство объясняется тем, что стремление к достижению спортивных целей у мужчин сохраняется практически до окончания спортивной карьеры, а у женщин на этом этапе мотивация несколько меняет свой вектор. Но тем не менее в целом как для мужчин, так и для женщин легкая атлетика не является маскулинным видом спорта. В их представлении легкая атлетика не отождествляется с проявлением черт, свойственных маскулинным культурам: агрессии, преобладанию силы, жесткости в отношении между людьми, доминирующей роли мужчин, их достижений и успехов. Сопоставление результатов параметра "дистанция по отношению к власти" позволяет констатировать, что женщины-легкоатлетки выражают отношение к существующему неравенству, неравномерному распределению власти в данном виде спорта более явно, чем мужчины. Такое отношение преимущественно свойственно женщинам низкой квалификации (57,14 % ответов респондентов), а также квалифицированным спортсменкам (53,46 %). У мужчин этот показатель несколько ниже (47,42 %). Характерно, что спортсмены-разрядники считают себя более дистанцированными от властных структур. Это объясняется тем, что ведущие спортсмены и представители Российской федерации легкой атлетики известны им в основном из средств массовой информации, а спортсмены высокого класса, представляющие различные сборные команды, регулярно встречаются с ними в процессе подготовки к соревнованиям и участия в них. На этапе спортивного совершенствования у легкоатлетов значимость соревновательной деятельности сильнее выражена у женщин. Они в большей мере, чем мужчины, переживают за предстоящий результат соревнований, что существенно усиливает необходимость их психологической подготовки. Мужчины на данном этапе также испытывают недостаточность морально волевых качеств, но это проявляется в меньшей степени [5]. Очевидно, это одна из причин того, что неопределенность или непредсказуемость ситуации в спорте в большей мере понимают женщины высокой и мужчины низкой квалификации (по 49,60 %). Мужчины высокой квалификации более уверены в себе, что свойственно и женщинам более низкой квалификации. Вероятно, что субъективная оценка своих потенциальных возможностей у них более приближена к объективной реальности: сложившаяся конкурентность в различных видах легкой атлетики, заранее известные лидеры, уровень спортивных достижений и т.п. При оценке параметра "ориентация на время", результаты которого демонстрируют, какой предполагаемый временной срок намечается для достижения высокого результата в избранном виде легкой атлетики, выявлено, что у мужчин высокого класса этот показатель ниже, чем у разрядников (60,89 и 66,53 % соответственно). У женщин разница в параметре "ориентация на время" незначительна. Этот факт можно объяснить тем, что у мужчин высоких результатов достигают те спортсмены, которые уже в юношеском возрасте демонстрировали свою перспективность. Это обстоятельство могло стать причиной, по которой мужчины-легкоатлеты высокого класса считают, что временной промежуток для достижения высокого результата у них объективно короче. В то же время женщинам свойственна более осторожная позиция. Это предположение подтверждается результатами исследования Е.Е. Хватской [8], которая, изучая мотивацию к занятиям спортом, установила, что на начальном этапе спортивной карьеры мальчикам свойствен более высокий уровень притязаний и преобладание ориентации на успех, а для девочек характерна ориентация на овладение знаниями и умениями. Кроме этого у юношей основными мотивами для занятий спортом являются компоненты долженствования и спортивного совершенствования, а у девушек - социально-эмоциональные компоненты и желание с помощью физических упражнений укрепить здоровье [9, 10]. По параметру "индивидуализм-коллективизм" можно говорить о том, что женщины легкоатлетки низкой квалификации более общительны, чем мужчины. С ростом спортивного мастерства ситуация меняется. Женщины, добившись успеха, становятся более уверенными в себе, а на первый план отношений в спорте выходит жесткая конкуренция. Данный факт подтверждается в исследованиях Р.К. Малинаускаса [3], изучавшего легкоатлетов и баскетболистов. Автор отмечает, что полученные результаты не позволяют считать женщин более общительными, чем мужчин. Хотя, по мнению Д. Майерса [2], в социуме именно мужчины стараются держаться на большем удалении друг от друга, нежели женщины, то есть мужчинам свойственны более выраженные черты индивидуализма. Однако, по нашим данным, наиболее выраженную склонность к коллективизму проявляют спортсменки-разрядницы (41,67 %), а тенденция к индивидуализму характерна для женщин высокого спортивного класса и мужчин-разрядников (по 56,27 %). У мужчин высокой квалификации наблюдается слабовыраженная направленность на индивидуальный стиль деятельности в своем виде легкой атлетики (52,18 %). Заключение. В результате проведенного исследования установлено, что наиболее высокий уровень среди всех культурологических характеристик у легкоатлетов имеет ориентация на время, значительно выраженная у спортсменов высокой квалификации, особенно у женщин. У всех спортсменов прослеживается одинаковый ранжир распределения значимости культурологических параметров: 1 - ориентация на время; 2 - индивидуализм; 3 - дистанция по отношению к власти; 4 - избежание неопределенности; 5 - маскулинность-фемининность. Практически по всем компонентам высококвалифицированные легкоатлетки субъективно оценивают свою соревновательную деятельность выше, чем легкоатлеты. Литература. 1. Гончаров В. Д. Физическая культура в системе социальной деятельности: дис. ... докт. наук / В.Д. Гончаров. - СПб., 1994. - С. 30-34. 2. Майерс Д. Социальная психология: пер. с англ. / Д. Майерс. - СПб.: Питер,1996.-684с. 3. Малинаускас Р.К. Особенности характера студентов-легкоатлетов и баскетболистов / Р.К. Малинаускас // Теория и практика физ. культуры. - 2001. - № 5. - С. 23-25. 4. Лубышева Л.И. Женщина и спорт: социальный аспект / Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 2000. - № 6. - С. 13-16. 5. Стамбулова Н.Б. Психология спортивной карьеры: учеб. пособие / Н.Б. Стамбулова. - СПб.: "Центр карьеры", 1999. - 368 с. 6. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: учебник для вузов / Т.Г. Стефаненко. - 3-е изд., испр. и доп. - М.: Аспект Пресс, 2004. - 368 с. 7. Столяров В.И. Место физической культуры и спорта в системе явлений культуры: метод. разработка для аспирантов и слушателей Высшей школы тренеров ГЦОЛИФКа / В.И. Столяров. - М., 1988. - 26 с. 8. Хватская Е.Е. Психологическое содержание кризиса начала спортивной специализации и психологическое сопровождение начального этапа спортивной карьеры / Е.Е. Хватская // Ананьевские чтения - 97: тезисы науч.-практ. конф. - СПб., 1997. - С. 286-288. 9. Шаболтас А.В. Мотивы занятий спортом высших достижений в юношеском возрасте: автореф. дис. ... канд. наук / А.В. Шаболтас. - СПб., 1998. - 23 с. 10. Щербаков И.И. Влияние социально-демографического статуса трудящихся на мотивацию занятий физической культурой и спортом / И.И. Щербаков // Теория и практика физ. культуры. - 1986. - № 4. - С. 34-36. 11. Якимович В.С. Культура в мире спорта / В.С. Якимович. - М.: Советский спорт. - 2006. - 126 с. 12. G. Hofstede. Lokales Denken, globales Handeln. Kulturen, Zusammenarbeit und Management. - Munchen: Beck, 1997. - 420 S. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |