КОНСУЛЬТАЦИИ



МОДЕЛИРОВАНИЕ И ВНЕДРЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОПТИМИЗАЦИИ ТРЕНИРОВКИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ В БОДИБИЛДИНГЕ

С. А. Осинцев
Челябинский государственный педагогический университет, Челябинск

Ключевые слова: бодибилдинг, оптимизация, моделирование, педагогическая технология, спортивная тренировка, структурно-функциональная модель, программно-содержательное обеспечение.

Введение. Решение проблемы оптимизации тренировки юных спортсменов в бодибилдинге имеет важное значение для развития теории и практики данного вида спорта, поскольку степень разработанности выбранного нами направления исследования на настоящий момент слабо выражена. Практика показывает, что методика тренировки юных атлетов часто копирует таковую взрослых спортсменов и имеет форсированный характер. Это приводит к тому, что занятия бодибилдингом в юношеском возрасте оказываются недостаточно эффективными в плане совершенствования телосложения и повышения физической подготовленности атлетов и не всегда выступают фактором улучшения здоровья подростков.

Анализ научной литературы по вопросам подготовки спортсменов в бодибилдинге и имеющийся практический опыт позволили констатировать наличие противоречий между: а) существующим на практике многолетним процессом подготовки спортсменов в бодибилдинге, начинающимся в раннем возрасте, и недостаточностью научного обоснования этапа начальной подготовки; б) высокой потенциальной возможностью бодибилдинга как средства повышения физической подготовленности, укрепления здоровья, оптимизации физического развития подростков и практическими результатами учебно-тренировочного процесса юных атлетов; в) постоянно совершенствующейся методикой занятий бодибилдингом взрослых, подготовленных атлетов и низким уровнем научной разработанности педагогических условий тренировки спортсменов до 16 лет.

Указанные противоречия свидетельствуют о существовании проблемы: каким образом можно повысить эффективность тренировки юных спортсменов в бодибилдинге? Наличие проблемы, необходимость ее решения в практике подготовки юных спортсменов и возможность ее реализации при выявленных противоречиях актуализируют тему настоящей исследовательской работы.

Цель настоящего исследования заключалась в разработке и экспериментальном обосновании педагогической технологии оптимизации тренировки на начальном этапе подготовки юных спортсменов в бодибилдинге.

В соответствии с целью поставлены основные задачи исследования. 1. Проанализировать и обобщить практический опыт и литературные данные в направлении психолого-педагогических и медико-биологических предпосылок оптимизации процесса подготовки юных спортсменов в бодибилдинге. 2. Разработать структурно-функциональную модель и программно-содержательное обеспечение тренировочного процесса юных спортсменов в бодибилдинге на начальном этапе спортивной подготовки. 3. Экспериментально обосновать и проверить эффективность педагогических условий оптимизации тренировки начинающих юных атлетов. 4. Разработать методические рекомендации по практическому обеспечению оптимизации тренировки юных бодибилдеров на начальном этапе спортивной подготовки.

Методы и организация исследования. В исследовании использовались следующие методы:

теоретический анализ, анкетирование, интервьюирование, беседа, педагогический эксперимент, хронометрирование, педагогическое наблюдение, педагогическое тестирование, анамнез, пульсометрия, тонометрия, спирометрия, динамометрия, соматометрия и соматоскопия, теоретический анализ и обобщение опытных данных, математико-статистическая обработка экспериментального материала.

Проведенный педагогический эксперимент имел формирующую направленность и проводился с сентября 2002 г. по май 2003 г. с участием 54 спортсменов 13-15 лет, занимающихся бодибилдингом на базе атлетического клуба Челябинской средней общеобразовательной школы № 78. Были сформированы экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ) группы, по 27 человек в каждой. ЭГ занималась по специально разработанной авторской программе. В КГ учебно-тренировочные занятия проводились по существующей программе атлетического клуба.

Результаты и их обсуждение. Комплексная оценка динамики функций основных обеспечивающих мышечную работу систем организма юных спортсменов позволила сделать выводы о влиянии авторской программы на состояние здоровья атлетов ЭГ и КГ.

Сравнивая данные физической подготовленности атлетов ЭГ и КГ в ходе формирующего педагогического эксперимента, можно говорить о том, что в ЭГ на момент окончания эксперимента показатели большинства исследуемых физических способностей по результатам тестирующих упражнений оказались выше, чем в КГ.

Максимальный силовой результат в упражнении "жимы ногами", вовлекающем в работу преимущественно крупные четырехглавые мышцы бедер, в итоговом тестировании зафиксирован в ЭГ на 8,57 кг больше, чем в КГ. Силовая выносливость, оцениваемая в данном упражнении при работе с отягощением 70 % от индивидуального максимума, в ЭГ оказалась выше на 4,6 повторения. В скоростно-силовой выносливости по результатам выполнения упражнения для мышц живота за 30 с спортсмены ЭГ также превзошли атлетов КГ на 2,1 повторения. Общая выносливость, оцениваемая по данным бега в течение 6 мин, в итоге в ЭГ была на 107,7 м больше, чем в КГ. Гибкость в тазобедренных суставах, контролируемая в наклоне вперед сидя, в ЭГ также оказалась больше на 2,37 см.

Увеличение мышечного компонента в составе тела было зафиксировано у всех юных атлетов ЭГ. Средняя итоговая величина данного показателя была на 3,58 кг больше, чем в КГ (39,83±0,59 кг и 36,25±0,59 кг). В результате у юных спортсменов ЭГ отмечено большее, чем у атлетов КГ, увеличение размеров окружностей предплечья, плеча, бедра и голени. Такое увеличение мышечной массы на фоне снижения уровня подкожно-жировой прослойки привело к улучшению рельефа мускулатуры.

Достоверное снижение величины жирового компонента в составе тела и толщины кожно-жировой складки подростков наблюдалось только в ЭГ (р<0,05). Снижение составило соответственно 0,51 и 1,14 кг. В КГ также отмечалось снижение этих показателей на 0,19 и 0,09 кг, но оно было недостоверным (р>0,05). Отмеченные сдвиги величины показателей были очевидными у спортсменов, занимающихся по авторской программе.

Обнаружено, что положительная динамика функциональных показателей сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма более ярко проявилась также в группе атлетов, занимающихся по разработанной нами программе тренировки. Это подтверждается динамикой относительных показателей максимального потребления кислорода (МПК). Так, в ЭГ итоговые значения МПК достоверно возросли с 46,27±1,36 до 52,72±1,12 мл/мин/кг, то есть на 6,05 мл/мин/кг, тогда как в КГ - с 46,95±1,26 до 50,81±1,53 мл/мин/кг, то есть на 3,86 мл/мин/кг.

В рамках итоговых комплексных обследований были проведены измерения ЧСС в ходе сжатия кистевого динамометра с усилием в 30 % от индивидуального максимального результата. Это позволило оценить адаптационные реакции сердечно-сосудистой системы (ССС) подростков на непредельные силовые нагрузки статического характера.

Обследования показали, что у атлетов ЭГ ЧСС в период предстартовых реакций за 1 мин до начала теста (исходный уровень) возрастает в среднем до 71,9 уд/мин, а в КГ - до 73,8 уд/мин. При выполнении усилия в период врабатывания ЧСС у атлетов ЭГ прирастает более выражено, чем в КГ, а средние значения составили соответственно 83,72 и 90,80 уд/ мин. Таким образом, в КГ значения ЧСС в ходе выполнения теста оказались в среднем на 7,08 уд/ мин выше при менее выраженном их приросте в период врабатывания. С окончанием врабатывания у подростков ЭГ ЧСС находится в устойчивом состоянии, тогда как у атлетов КГ отмечается волнообразный характер ее изменения.

Анализ полученных данных позволяет сделать вывод о том, что реакция ССС юных атлетов на непредельные силовые нагрузки статического характера различна в обеих группах и более благоприятна в ЭГ. Следовательно, тренировка в бодибилдинге способствует выработке приспособительных механизмов, обеспечивающих адекватную реакцию ССС подростков на силовые напряжения. В большей степени это проявляется у юных атлетов, которые занимались по авторской программе начальной физической подготовки.

Указанные изменения функционального состояния основных обеспечивающих мышечную работу систем организма юных атлетов ЭГ можно оценить как оздоравливающие.

Выводы

1. Изучение процесса спортивной подготовки в бодибилдинге на основании доступных литературных источников и практической работы показало, что основные и реализуемые сегодня организационно-методические подходы к построению системы учебно-тренировочных занятий юных атлетов не имеют достаточного научного обоснования, соответствующего современной теории и практике многолетнего, поэтапного процесса подготовки спортсмена, что снижает эффективность и безопасность тренировки, особенно на ее начальной стадии.

2. Оптимизация тренировки начинающих юных бодибилдеров основывается на следующих педагогических условиях: а) соподчинении направленности, принципов и содержания тренировочного процесса задачам спортивной подготовки в бодибилдинге с учетом особенностей естественного и стимулируемого физической нагрузкой роста и развития организма подростков; б) индивидуализации параметров, реализуемых на практике структурно-функциональных моделей тренировки в соответствии с возрастными и конституциональными особенностями, уровнем физической подготовленности и здоровья юных атлетов; в) применении минимальной по объему и интенсивности адекватной тренировочной нагрузки, обеспечивающей целевое повышение физической подготовленности и совершенствование телосложения юных спортсменов; г) планировании тренировочных занятий и циклов различной продолжительности с учетом функционального поля спортивной подготовки в бодибилдинге.

3. Эффективность разработанных педагогических принципов оптимизации тренировки начинающих юных спортсменов в бодибилдинге имеет экспериментальное обоснование. В результате формирующего педагогического эксперимента у атлетов ЭГ по сравнению с атлетами КГ улучшились максимальные силовые возможности, силовая, скоростно-силовая и общая выносливость. Отмечено достоверное снижение подкожного жира и увеличение мышечного компонента в составе тела подростков, улучшение кардиореспираторной, дыхательной и мышечной функций, что выразилось в более успешном выступлении спортсменов ЭГ в контрольных соревнованиях.

4. Разработаны методические рекомендации по практическому обеспечению оптимального построения тренировки начинающих бодибилдеров 13-15 лет, которые включают три комплекса упражнений, применяемых в зависимости от задач тренировочных периодов: первый предусматривает одновременную организацию специальной нагрузки в режиме экстенсивного повторного и комплексного методов, где на отдельном занятии тренировочная нагрузка направлена одновременно на все мышечные группы; второй предполагает раздельную организацию силовых упражнений в режиме комплексного метода и реализуется по схеме сплит-программы, предполагающей разделение тренируемых мышц на отдельные группы верхних и нижних конечностей, туловища и др.; третий основан на одновременной организации специальной нагрузки в режиме комплексного метода восстановительно-поддерживающей направленности.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: