КОНСУЛЬТАЦИИ



МОДЕЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРИОБЩЕНИЯ СТУДЕНТОВ К ЦЕННОСТЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В ПРОЦЕССЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

Ассистент Е. О. Панова
Доктор педагогических наук, профессор Л. Д. Назаренко

Ульяновский государственный педагогический университет, Ульяновск

Ключевые слова: моделирование, ценности физической культуры и спорта, физическая подготовленность, интеллектуальная подготовка, двигательная активность.

Одним из существенных недостатков современной системы физического воспитания студентов является организация занятий без учета индивидуальных запросов и потребностей, изучения степени удовлетворенности занимающихся используемыми формами и средствами физической культуры. Уровень профессиональной информированности преподавателей физической культуры в вузах и других учебных учреждениях, а также содержание программ по физическому воспитанию студентов и учащихся должны быть приведены в соответствие с требованиями сегодняшнего дня. По нашему мнению, выбор физических упражнений с учетом индивидуальных запросов студентов, повышение физической подготовленности и функциональных показателей организма, формирование жизненно необходимых двигательных умений и навыков, системы специальных знаний и повышение уровня общей культуры должны явиться важнейшими показателями качества процесса физического воспитания студентов.

Целью данной работы является исследование целесообразности приобщения студентов к ценностям физической культуры и спорта (ФКиС).

Задачи:

1. Моделирование процесса приобщения студентов к ценностям ФКиС.

2. Экспериментальная проверка эффективности предложенной модели.

Для проведения педагогического эксперимента были организованы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы студентов естественно-географического факультета Ульяновского государственного педагогического университета, по 24 человека в каждой. Перед началом педагогического эксперимента был выявлен исходный уровень физической подготовленности студентов КГ и ЭГ по общепринятым тестам: бег 100 м (с), прыжок в длину с места (см), метание гранаты (см), сгибание и разгибание рук в упоре лежа (колич. раз), наклон вперед стоя на скамейке (см). Проведенное тестирование показало отсутствие существенных различий в уровне физической подготовленности студентов (p>0,05).

Кроме исходных данных, характеризующих уровень физической подготовленности, определялась также степень умственной и двигательной активности путем выявления знаний основных положений, терминов и понятий в теории физического воспитания и спорта; степень двигательной активности измерялась по количеству подходов для выполнения каждого двигательного задания (метод хронометрирования); оценивалась эстетика поз, жестов, мимики, двигательных действий. Оценка осуществлялась (по внешнему впечатлению) экспертной группой из трех преподавателей КГ занималась в соответствии с учебной программой по физическому воспитанию. В ЭГ ставилась задача приобщения к культурным ценностям, повышения общей и двигательной культуры.

У студентов ЭГ была возможность выбора физических упражнений по интересам с учетом индивидуального уровня физической подготовленности и физического развития, ростовесовых показателей, особенностей телосложения. В процессе занятий осуществлялись целенаправленное формирование системы специальных знаний в области ФКиС, воздействие физических упражнений на физиологические системы, методика контроля функционального состояния, студенты усваивали основные понятия и спортивные термины.

Большое внимание уделялось формированию качественных сторон двигательной деятельности с учетом характера их взаимосвязи и взаимообусловленности. Кроме мышечной силы, скорости и выносливости целенаправленно развивались двигательные координации: ловкость, точность, гибкость, равновесие, прыгучесть, ритмичность и др. С целью повышения качественных сторон двигательной деятельности в ЭГ на каждом занятии использовались направленные физические упражнения для развития ловкости и других двигательных координаций с учетом их структурного содержания. Так, для улучшения показателей ловкости по воспроизведению пространственно-временных и пространственно-силовых параметров движений, дифференцирования мышечных усилий предлагались двигательные задания с изменением темпо-ритмовых параметров двигательных действий, сменой направления движения по световым и звуковым сигналам; выполнение физических упражнений в различных условиях (на наклонной, жесткой и упругой поверхности, с использованием дополнительных снарядов и приспособлений, системы разнообразных ориентиров). Кроме того, сформированные двигательные умения и навыки закреплялись в подвижных играх различной сложности, моделирующих разнообразные условия мышечной деятельности. Применялись также творческие двигательные задания, способствующие совершенствованию восприятия, устойчивого внимания, расширению объема двигательной памяти, аналитических способностей и других свойств интеллекта. На каждом занятии уделялось внимание формированию культуры речи, поз, мимики, жестов; повышению культуры движений и взаимоотношений с окружающими людьми.

Студентов знакомили с ролью и значением ФКиС, которые на разных этапах развития общества рассматривались как мощное средство приобщения к общей культуре, разнообразным знаниям, укреплению здоровья, всестороннего развития и установления общественных и культурных связей между народами.

В конце педагогического эксперимента тестирование было проведено повторно. Обработка полученных материалов показала, что в уровне общей физической подготовленности произошли положительные качественные изменения как в КГ, так и в ЭГ. Однако темпы прироста показателей в ЭГ были существенно выше.

Положительная динамика показателей уровня общей физической подготовленности в ЭГ обусловлена рядом факторов, среди которых ведущее место занимают существенное увеличение используемых средств, возможность выбора занимающимися физических упражнений, обладающих для них большей привлекательностью; смена режимов мышечной деятельности; рациональная дозировка применения игрового метода; усиленное внимание к качеству выполнения упражнений. Кроме того, значительную роль, на наш взгляд, сыграло усвоение информации о характере воздействия на физиологические системы организма, на формирование культуры речи и движений, усвоение основных понятий и спортивной терминологии, что способствовало расширению кругозора. У занимающихся существенно повысил ась интеллектуальная и двигательная активность, заинтересованность в занятиях, культура движений, жестов, мимики, поз. Студенты усвоили основные положения, принципы и закономерности в области ФКиС, познакомились со специальной терминологией.

Так, если перед началом педагогического эксперимента никто из занимающихся КГ и ЭГ не мог дать определение понятий: "физическое воспитание", "спорт", "физическая культура", "физическая подготовка", "физическое развитие", "физическое совершенство", "физическое образование", то в его конце занимающиеся КГ по-прежнему испытывали затруднения в формулировке данных понятий, в то время как в ЭГ 3,7 % дали правильные ответы, 31,4 % - в основном правильные, с незначительными неточностями , 31,6 % - неточные, но близкие к правильным ответы.

Уровень культуры речи (включая спортивную терминологию), поз, жестов в Э Г, по оценке экспертов, увеличился до 3,8 балла, в то время как в КГ - до 2,9 балла.

Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали целесообразность организации процесса физического воспитания студентов педагогических вузов, направленного на приобщение занимающихся к ценностям ФКиС.

Разработка модели позволила представить развернутую схему содержания процесса физического воспитания студентов на основе концептуальных положений, нашедших свою конкретизацию в последовательном решении комплекса задач, обеспечивающих планомерное формирование интеллектуальной и двигательной активности, повышение уровня общей культуры, усвоения системы специальных знаний, формирования жизненно необходимых двигательных умений и навыков.

Использованная литература

1. Бальсевич В. К. Спортивный вектор физического воспитания в российской школе / В. К. Бальсевич. - М.: НИЦ "Теория и практика физической культуры и спорта", 2006. - С. 112.

2. Боген М. М. Методологические основы теории обучения двигательным действиям: учеб. пособие для слушателей факультета усовершенствования и аспирантов ГЦОЛИФКа / М. М. Боген. - М.: ГЦОЛИФК. 1985. - С. 42.

4. Лубышева Л. И. Современный ценностный потенциал физической культуры и спорта и пути его освоения обществом и личностью / Л. И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 1997. - № 6 - С. 10-15.

5. Лубышева Л. И. Инновационные технологии в профессиональной подготовке спортивного педагога / Л. И. Лубышева, В. А. Магин. - М.: Теория и практика физической культуры, 2005. - 191 с.

6. Назаренко Л. Д. Моделирование физического воспитания студентов нефизкультурных вузов. Интеграция инновационных систем и технологий в процессе физического воспитания молодежи // Матер. докл. науч.-практ. конф. В 2 т. - Т 2. / Л. Д. Назаренко, Е. О. Панова. - Ульяновск. - УлГТУ. - 2007. - 164 с.

7. Столяров В. И. Спорт и современная культура: методологический аспект / В. И. Столяров // Теория и практика физ. культуры. - 1997. - № 7. - С. 2 - 5.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!