ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА


Abstract

MANAGEMENT OF TACTICAL-TECHNICAL TRAINING OF ATHLETES IN TEAM KINDS OF SPORTS AND FUNCTIONAL SYSTEMS THEORY

S.A. Aytkulov, Ph. D.

The Chelyabinsk state pedagogical university, Chelyabinsk

Key words: management, sports training, competitive activity, functional systems theory, tactical technical actions.

The essentially new way of thinking applied by the author and based on the functional systems theory, forces to reconstruct considerably traditional approaches to studying the various processes providing homeostasis, behaviour, processes of adaptation and interaction of living organisms with the environment.

The general principles of constructing functional systems can be used for the optimum organization of single kinds of administrative activity, including training and competitive activity of athletes.


УПРАВЛЕНИЕ ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКОЙ СПОРТСМЕНОВ В КОМАНДНЫХ ВИДАХ СПОРТИВНЫХ ИГР И ТЕОРИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ СИСТЕМ

Кандидат педагогических наук С.А. Айткулов
Челябинский государственный педагогический университет, Челябинск

Ключевые слова: управление, спортивная подготовка, соревновательная деятельность, теория функциональных систем, тактико-технические действия.

Спортивная тренировка в настоящее время рассматривается как специализированный процесс использования физических упражнений с целью развития и совершенствования качеств и способностей, обуславливающих готовность спортсменов к достижению высоких результатов в избранном виде спорта. Понимание спортивной тренировки в качестве процесса предполагает возможность и необходимость управления им. Под управлением тренировочным процессом понимается система воз действий на спортсмена с целью перевода из одного, исходного, состояния (с одного уровня подготовленности) в другое, запланированное (на другой, более высокий, уровень подготовленности). Цель управления процессом спортивной тренировки - оптимизация поведения спортсмена, целесообразное развитие его тренированности и подготовленности, обеспечивающее достижение наивысших спортивных результатов. Объектом управления в спортивной подготовке служит состояние спортсмена: оперативное, текущее, этапное, являющееся следствием применяемых тренировочных и соревновательных нагрузок, всего комплекса воздействий в системе спортивной подготовки.

Развитие и практическая реализация идей управления неразрывно связаны с кибернетикой - наукой об управлении, связи и переработке информации. Категория управления формирует более строгий научный под ход к изучению механизмов и форм проявления целостности, факторов, критериев и условий совершенствования процесса тактико-технической подготовки, определяющих повышение спортивного мастерства. Наука об управлении в изучении своего объекта опирается на идеи системного под хода. Использование системного подхода создает реальные предпосылки организации тактико-технической подготовки в соответствии с требованиями, предъявляемыми к строго управляемым процессам. Для современного управления в области спортивной подготовки большое значение имеют присущие человеку психические ресурсы и возможности.

Раскрытию их в огромной степени способствовала теория функциональных систем, созданная академиком П. К. Анохиным, эффективное использование которой помогает активизировать поведенческую деятельность спортсменов в целях получения оптимальных результатов. Центральная архитектоника функциональных систем, определяющих целенаправленные поведенческие акты различной степени сложности, складывается из последовательно сменяющих друг друга стадий: афферентный синтез - принятие решения - акцептор результатов действия - эфферентный синтез - формирование действия - оценка параметров достигнутых результатов с помощью обратных связей, "обратной афферентации" по П. К. Анохину.

Поведенческий акт любой степени сложности начинается на стадии афферентного синтеза. Его содержание определяется влиянием нескольких факторов: мотивационного возбуждения, памяти, обстановочной и пусковой афферентации. На этой стадии доминирующая мотивация активирует память. Значение памяти на данной стадии состоит в том, что она извлекает информацию, связанную с удовлетворением доминирующей мотивации. Таким образом, на основе взаимодействия мотивационного, обстановочного возбуждения и механизмов памяти формируется готовность к определенному поведению. Но чтобы она трансформировалась в целенаправленное поведение, необходимо воздействие со стороны пусковых раздражителей. Пусковая афферентация - последний компонент афферентного синтеза.

Завершение стадии афферентного синтеза сопровождается переходом в стадию принятия решения, которая и определяет тип и направленность по ведения. Благодаря принятию решения выбирается форма поведения, соответствующая внутренней потребности, прежнему опыту и окружающей обстановке, которая позволяет осуществить именно то действие, которое может привести к запрограммированному результату [6]. Принятие решения реализуется через специальную и очень важную стадию поведенческого акта - формирование аппарата акцептора результатов действия - аппарата, программирующего результаты будущих событий. В нем актуализированы врожденная и индивидуальная память человека в отношении свойств внешних объектов, способных удовлетворить возникшую потребность, а также способов действия, направленных на достижение или избегание целевого объекта.

До того как целенаправленное поведение начнет осуществляться, развивается еще одна стадия поведенческого акта - стадия формирования программы действия или эфферентного синтеза. На этой стадии осуществляется интеграция соматических и вегетативных возбуждений в целостный поведенческий акт. Эта стадия характеризуется тем, что действие уже сформировано, но внешне оно еще не реализуется. Следующая стадия - это само выполнение программы по ведения. Эфферентное возбуждение достигает исполнительных механизмов, и действие осуществляется.

Благодаря аппарату акцептора результатов действия, в котором программируются цель и способы поведения, организм имеет возможность сравнивать их с поступающей афферентной информацией о результатах и параметрах совершаемого действия, т. е. с обратной афферентацией. Именно результаты сравнения определяют последующее построение поведения: оно либо корректируется, либо прекращается, как в случае достижения конечного результата. Акцептор результатов действия - это идеальный образ (эталон) будущих результатов действия. Если результаты не соответствуют прогнозу, то возникает реакция рассогласования, активирующая ориентировочно исследовательскую реакцию, которая увеличивает ассоциативные возможности мозга, обеспечивая активный поиск дополнительной информации. На ее основе формируется новый, более полный, афферентный синтез, принимается более адекватное решение, что, в свою очередь, приводит к формированию более совершенной программы действия, которая позволяет получить необходимый результат. При достижении желаемого полезного результата в акцепторе результатов действия формируется реакция согласования, поступает афферентация, сигнализирующая об удовлетворении мотивации. На этом функциональная система перестает существовать.

Процессы согласования и рассогласования сопровождаются чувством либо удовлетворения, либо неудовлетворения, т. е. положительными и отрицательными эмоциями. Таким образом, в концепции функциональной системы наиболее важным ключевым этапом, определяющим развитие поведения, является выделение цели поведения. Она представлена аппаратом акцептора результатов действия, который содержит два типа образов, регулирующих по ведение: сами цели и способы их достижения. Используя основные положения теории функциональных систем, можно выделить следующие стадии реализации управления тактико-технической подготовкой:

- стадия формирования прогноза, включающего в себя фактический и планируемый уровни тактико-технической подготовленности, основанная на информированности тренера в области спортивной подготовки и соревновательной деятельности и группы предпосылок для оптимального управления подготовкой спортсмена (побудительные процессы, регулирование мышечной активности, биомеханические движения тела и звеньев, внимание, мышление, восприятие, принятие оптимального решения);

- стадия решения, в которую входит управление действиями и поведением спортсмена, определяемое содержанием, величиной, направленностью и условиями выполнения двигательной деятельности с учетом начального, промежуточного и конечного уровней деятельности спортсмена;

- стадия комплексного контроля (оперативного, текущего и этапного), осуществляемого путем оценки результатов тактико-технической подготовленности по промежуточным и конечным характеристикам (психическое состояние, уровень проявления специфических двигательных качеств, ведущих параметров движений, структуры соревновательной деятельности, морфофункциональное состояние организма) срочных, устойчивых и долговременных реакций адаптации, отражающих запланированные тренировочные эффекты и уровни тактико-технического мастерства.

Возрастание уровня организации системы организма спортсменов в процессе тактико-технической подготовки приводит к повышению его отражательной способности и возникновению опережающего отражения. Опережающее отражение как приспособительная реакция и как элемент организации появилось благодаря реакциям на предыдущие воздействия внешнего мира ("прошлого опыта") в генетическом коде с возможностью использования этой информации в процессе текущей и предстоящей деятельности.

Теория функциональных систем П. К. Анохина в отличие от других направлений системного подхода имеет дело с самоорганизующимися, саморегулирующимися образованиями; она базируется на положении о ведущей роли полезного для системы и организма в целом приспособительного результата. Результат действия выступает в функциональных системах в качестве системообразующего фактора. Результат "заводит" организм как функциональную, саморегулирующуюся систему. При этом один и тот же конечный эффект может быть достигнут множеством конкретных способов, что говорит об исключительной пластичности организма. Данное положение находит убедительное подтверждение в спортивной деятельности во многих, и в частности командных, видах спортивных игр, где тренировочная и особенно соревновательная деятельность представляет собой непрерывный процесс возникновения и решения проблемных ситуаций. Эффективность данного процесса во многом зависит от восприятия информации, ее переработки, принятия решения и его воплощения в соответствующие двигательные действия. Однако все это затруднено маскировкой и ложностью действий соперника, его противоборством, лимитом пространства и времени в условиях выполнения тренировочных и соревновательных нагрузок. В связи с этим актуальным является рассмотрение механизмов и способов управления проблемными ситуациями в экстремальных условиях спортивной деятельности. При этом, с одной стороны, результат соревновательной деятельности может достигаться благодаря различной специализированной функциональной структуре и тактике ведения соревновательной борьбы, а с другой - обеспечиваться высоким уровнем спортивного мастерства, через существенно отличающиеся стратегии построения многолетней подготовки.

В заключение необходимо отметить, что принципиально новая манера мышления, основанная на теории функциональных систем, заставляет радикально перестроить традиционные подходы к изучению различных процессов, обеспечивающих гомеостаз, поведение, процессы приспособления и взаимодействия живых организмов с окружающей средой. Кроме того, важно понять, что теория функциональных систем относится не к физиологии или психологии - она адресуется особому промежуточному слою процессов мозга, которые определяют когнитивные свойства и поведение. В общей теории функциональных систем П. К. Анохиным так же были найдены универсальные черты функционирования, изоморфные для огромного количества объектов, относящихся к различным классам явлений. Теория функциональных систем нашла многочисленные практические приложения во многих отраслях науки и техники. Общие принципы построения функциональных систем могут быть использованы для оптимальной организации отдельных видов управленческой деятельности, в том числе в тренировочной и соревнователь ной деятельности спортсменов.

Литература

1. Анохин П. К. Узловые вопросы теории функциональной системы / П. К. Анохин. - М.: Наука, 1980. - 197 с.

2. Анохин П. К. Системные механизмы высшей нервной деятельности: Избранные труды / П. К. Анохин. - М.: Наука, 1979. - 453 с.

3. Анохин П. К. Кибернетика функциональных систем: Избранные труды / под ред. К. В. Судакова. - М.: Медицина, 1998. - 400 с.

4. Анохин П. К. Философский аспект теории функциональных систем / П. К. Анохин. - М.: Наука, 1978. - 400 с.

5. Анохин П. К. Принципиальные вопросы общей теории функциональных систем / П. К. Анохин. - М.: Наука, 1971. - 143 с.

6. Анохин П. К. Проблема принятия решения в психологии и физиологии / П. К. Анохин // Вопросы психологии. - 1974. - № 4. - С. 21-29.

7. Анохин П. К. Теория функциональной системы как предпосылка к построению физиологической кибернетики. Биологические аспекты кибернетики / П. К. Анохин. - М.: Медицина, 1962. - С. 74 97.

8. Анохин П. К. Кибернетика и интегративная деятельность мозга / П.К. Анохин // Вопросы психологии. - 1966. - № 3. - С. 10-32.

9. Анохин П. К. Опережающее отражение действительности / П. К. Анохин // Вопросы философии. - 1962. - № 7. - С. 98-107.

10. Анохин П. К. Кибернетика и медицина / П. К. Анохин // Здоровье. - 1962. - № 4. - С. 9-11.

11. Куликов Л. М. Управление спортивной тренировкой: системность, адаптация, здоровье / Л. М. Куликов. - М.: Физкультура, образование, наука, 1995. - 395 с.

12. Куликов Л. М. К развитию общей теории спортивной подготовки / Л.М. Куликов, В.В. Рыбаков // Теория и практика физ. культуры. - 1999. - № 7. - С. 20-22.

13. Куликов Л. М. Спортивная тренировка: управление, системность, адаптация, здоровье / Л. М. Куликов, В. В. Рыбаков, Е. А. Великая // Теория и практика физ. культуры. - 1997. - № 7. - С. 26-30.

14. Матвеев Л.П. Основы общей теории спорта и системы подготовки спортсменов / Л. П. Матвеев. - Киев: Олимпийская литература, 1999. - 318 с.

15. Матвеев Л. П. Основы спортивной тренировки: учеб. пособие для ин-тов физкультуры / Л. П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1977. - 280 с.

16. Платонов В. Н. Теория спорта / В. Н. Платонов. - Киев: Вища школа, 1987. - 287 с.

17. Платонов В. Н. Общая теория подготовки спортсменов в олимпийском спорте / В. Н. Платонов. - Киев: Олимпийская литература, 1997. - 584 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!