|
ОПТИМИЗАЦИЯ СОПРЯЖЕННОЙ ПСИХОФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ М.В. Стефановский Актуальность данного исследования вытекает из недостаточности разработки ряда системных вопросов, касающихся технологии профессиональной подготовки и контроля подготовленности студентов-экономистов. В связи с этим целью исследования является усовершенствование технологии профессионально-прикладной физической подготовки студентов, обучающихся на отделениях вузов финансово-экономических специальностей. При этом термин "технология ППФП" представляем здесь как совокупность процессов и методов, обеспечивающих рост профессионально важных способностей студентов - будущих специалистов экономического профиля. Анализ результатов тестирования студентов 1-го курса позволил выявить слабые звенья в структуре их психофизической подготовленности (физическая и психическая выносливость). Оптимизация подготовки студентов в период педагогического эксперимента осуществлялась по трем основным направлениям: во-первых, это обоснованный выбор видов двигательной активности, приемлемых для большинства учащихся, что позволяет выделить резерв времени до 16 ч в год и увеличить объем практического раздела программы подготовки, а также повысить уровень мотивации учащихся; во-вторых, - тестирование малых групп (например, по 10 человек) на разных занятиях примерно в одинаковые сроки, что позволяет увеличить годовой объем практической подготовки учащихся еще на 4-6 ч; в-третьих, - варьирование параметров нагрузки в соответствии с преобладающими физическими способностями и уровнем подготовленности обучающихся, что в целом обеспечивает целенаправленное индивидуальное воздействие на организм студентов в ходе академических занятий. Результаты исследования показывают, что оптимизация различных компонентов профессионально-прикладной физической подготовки студентов-экономистов позволяет в целом усовершенствовать технологию сопряженной психофизической подготовки на 1-м и 2-м курсах. Показана также возможность совершенствования функции контроля подготовленности студентов на основе их дифференцирования по критерию преимущественных проявлений двигательных способностей. Данный подход, реализованный в практике подготовки студентов экономических специальностей, предполагает комплексную оценку их профессионально важных способностей. Выводы. 1. За период педагогического эксперимента положительные изменения как у девушек, так и у юношей выявлены в скоростно-силовых показателях выносливости, улучшились также показатели, характеризующие зрительную и оперативную память, устойчивость и распределение внимания. 2. Использование психофизиограмм позволило усовершенствовать функцию контроля профессионально ориентированной подготовленности разных группах учащихся. Эффективность метода заключается в возможности диагностики сильных и слабых сторон подготовленности студентов в период обучения на 1-2-м курсах в вузах экономического профиля. 3. Оптимизация отдельных компонентов подготовленности студентов в экспериментальном периоде, разработка более эффективных средств и методов физической подготовки студентов 2-го курса позволили в целом усовершенствовать технологию процесса обучения, что выразилось в положительной динамике физических и психофизиологических способностей девушек и юношей. 4. Предложенный подход к совершенствованию технологии сопряженной психофизической подготовки основан на усилении взаимодействия ведущих компонентов программы профессионально-прикладной физической подготовки путем оптимизации средств подготовки учащихся на основе их индивидуальных двигательных способностей и при соответствующей коррекции может быть использован в подготовке студентов других специальностей. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |