РОФЕС-
СИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Abstract

RESEARCH OF MANAGEMENT STYLES OF STUDENTS OF FACULTY OF PHYSICAL CULTURE

N.B. Vorobyov, lecturer

Nizhniy Novgorod state pedagogical university, Nizhni Novgorod

Key words: management styles of students of faculty of physical culture, students vocational training, pedagogical practice.

The research is devoted to the opportunity of purposeful formation of skills of using various management styles depending on an arising pedagogical situation, as well as to the transformation of the process of style formation from spontaneous into a realized one.

In the author's opinion the management styles used by teachers of physical culture, play an important role in pedagogical activity as they influence the processes occurring in a pupils collective, as well as personal qualities of each of its members. Therefore it is necessary to generate the realized approach to the use of various management styles based on the analysis of arising pedagogical situations and probable consequences of the influence on the pupils personality.


ИССЛЕДОВАНИЕ СТИЛЕЙ РУКОВОДСТВА СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Старший преподаватель Н.Б. Воробьев
Нижегородский государственный педагогический университет, Н. Новгород

Ключевые слова: стили руководства студентов факультета физической культуры, профессиональная подготовка студентов, педагогическая практика.

Введение. Изучение стилей руководства в последнее время стало важным направлением в процессе оптимизации деятельности педагога. Главная причина интереса к данному вопросу - та, что при переходе от традиционной педагогики к личностно ориентированной возникла потребность в принципиально новых способах организации учебного процесса, основанием для которого является ведущий принцип образования - принцип гуманистической направленности. Одновременно со сменой парадигмы возник вопрос о целесообразности использования в педагогической деятельности некоторых стилей руководства, в частности авторитарного. В статье рассматриваются классические стили руководства, их позитивные и негативные стороны, а также возможность воздействия на ход формирования индивидуального стиля руководства студентов факультета физической культуры.

Причины формирования у педагога того или иного стиля рассмотрены многими авторами, но возникает определенный вакуум в вопросах, касающихся использования нескольких стилей управления одним и тем же субъектом педагогической деятельности. На практике встретить обособленный стиль управления можно крайне редко, чаще всего наблюдается смешанный стиль (преимущественно сочетаются авторитарный и демократический стили). Однако каждый учитель в своей педагогической деятельности использует свой индивидуальный стиль руководства, который сформировался под влиянием различных факторов в процессе профессиональной деятельности. Большинство педагогов в конечном итоге приходит к "ситуативности" применяемого стиля и умело варьирует им в зависимости от возникающей ситуации, но случается, что учитель в своей педагогической деятельности использует преимущественно один из стилей руководства, что негативно сказывается на ее результативности. Следует напомнить, что деятельность учителя физической культуры связана с постоянно возникающими трудностями (нагрузка на речевой аппарат, различные условия проведения занятий и т.д.), что приводит к переутомлению учителя. Одним из вариантов оптимизации педагогического процесса в сфере физической культуры является использование различных стилей руководства.

Особый интерес к данному вопросу возникает в процессе профессиональной подготовки студентов факультета физической культуры (ФФК) к педагогической деятельности. Первый педагогический опыт будущие учителя физической культуры получают в период прохождения практики в школе. Многочисленные наблюдения за работой студентов на данном этапе профессиональной подготовки (имеется в виду первая педагогическая практика), показали, что большинство из них при относительно высоком уровне педагогических умений не могут реализовать свой потенциал. Причина этого проста - трудности в организации педагогического процесса. Основной ошибкой практикантов становится то, что они пытаются либо расположить к себе детей, что приводит к дружеским, но малопродуктивным в плане эффективности отношениям, либо "подавить" учеников. Второй и немаловажной ошибкой можно считать, что независимо от ситуаций, возникающих в ходе учебного процесса, данные способы взаимодействия не меняются.

Данное исследование посвящено возможности целенаправленного формирования умений использовать различные стили руководства в зависимости от возникающей педагогической ситуации, а также превращению процесса формирования стиля из стихийного в осознанный.

Методы и организация исследования. За основу исследования нами различных стилей руководства будущих учителей физической культуры нами были взяты методы диагностики типологических особенностей личности.

Исследование проводилось в 2002-2006 гг., и его можно разделить на 3 этапа.

1-й этап (2002-2004 гг.). Исследования были посвящены теоретическому анализу и обобщению литературных источников по данной теме, формированию проблемы и гипотезы, определялись методологические основания для проведения научных исследований. Констатирующий этап эксперимента был направлен на выявление взаимосвязи между типологическими особенностями личности и выбором стиля руководства: определялись ведущие факторы и внешнего, и внутреннего содержания, влияющие на данный процесс, а также влияние каждого стиля на личность объекта управления.

2-й этап (2004-2005 гг.). На основании данных теоретического анализа и обобщения литературных источников была сформулирована концепция возможности использования различных стилей руководства каждым отдельно взятым индивидуумом, несмотря на внутренние факторы, определяющие выбор специфического стиля. На данном этапе была начата работа со студентами 3-5-го курсов по новой программе изучения стилей руководства учителей физической культуры.

3-й этап (2004-2006 гг.). В данный период проводилась формирующая часть исследования, направленная на выявление возможности воздействия на процесс выбора стиля руководства студентами ФФК педагогического вуза. Проводили практические занятия, направленные на выявление предпочитаемого стиля руководства, осуществляли разносторонний обзор исследуемого вопроса, обсуждали различные стороны каждого стиля, его негативные и позитивные моменты, а также анализировали различные педагогические ситуации в контексте применения необходимого стиля руководства.

Следующим важным звеном исследования было педагогическое наблюдение за работой респондентов. Отмечали особенности применения полученных знаний, касающихся вопроса о стилях руководства на практике, отмечали черты характерного для индивидуума стиля, а также использовали неспецифические стилевые признаки.

На данном этапе также анализировали результаты эмпирических исследований, проводили их статистическую обработку и обосновывали средства и методы психолого-педагогического воздействия на студентов с целью формирования различных стилевых проявлений, направленных на совершенствование педагогического процесса.

Результаты и их обсуждение. Исследования предпочтения различных стилей руководства у студентов ФФК показали следующие результаты: большинство респондентов выбирают демократический стиль (83%), меньшая часть - авторитарный (13%) и либеральный (4%). Анкетирование студентов по вопросу, касающемуся причин выбора того или иного стиля, выявило следующую динамику: студенты младших курсов предпочитают использовать тот стиль, который был присущ их учителю физической культуры или тренеру; студенты 3-го курса, прошедшие первую педагогическую практику в школе, свой выбор сопоставляют с условиями деятельности и контингентом учащихся; старшие курсы предпочитают демократический стиль и связывают это с тем, что данный стиль наиболее востребован учащимися и наиболее целесообразен в короткий период педагогической практики, но большинство студентов обращают внимание на то обстоятельство, что в педагогической деятельности недостаточно применять только его.

Изучение динамики предпочтений различных стилей выявило следующую картину: выбор демократического стиля имеет тенденцию к росту от курса к курсу; процент предпочтения авторитарного стиля возрастает к 3-му курсу, затем постепенно снижается до исходного уровня; показатели либерального стиля максимальны на 1-м курсе, затем количество предпочтений уменьшается практически до нулевого уровня.

Следующей задачей констатирующего исследования было изучение взаимосвязи используемого стиля руководства и типологических особенностей студентов.

Математический анализ полученных данных подтвердил взаимосвязь между выбором стиля руководства и силой нервной системы. Корреляционный анализ показал слабую взаимосвязь между выбором стиля руководства и силой нервной системы, в частности между выбором демократического стиля и силой нервной системы (r = -0,278, р < 0,05) и выбором либерального стиля (r = 0,261, р < 0,05). Корреляция между выбором авторитарного стиля не достигла уровня достоверности (r = -0,221, р > 0,05).

Взаимосвязь личностных особенностей и избираемого стиля руководства изучали с помощью опросника 16PF-Кеттела. В результате проведенного корреляционного анализа получены следующие данные (см. таблицу).

Корреляционный анализ полученных результатов показал отсутствие взаимосвязи между различными факторами (16PFКеттела) и стилем руководства студентов ФФК.

Стили руководства n Факторы
А В С Е F G Н I L М N О Q1 Q2 Q3 Q4
Авторитарный 15 -0,16 - 0,504 -0,24 0,14 -0,101 - 0,096 0,18 -0,18 -0,115 -0,111 -0,09 0,313 0,212 0,212 0.31 -0,181
Демократический 77 -0,04 - 0,052 - 0,264 -0,2 0,023 -0,1 0,101 0,15 -0,03 0,124 -0,167 0,104 - 0,057 0,185 - 0,242 -0,071
Либеральный 8 0,17 0,98 0,95 -0,35 -0,55 -0,56 0,16 -0,301 - 0,305 - 0,674 - 0,522 - 0,404 - 0,750 0,167 0 - 0,207

Таким образом, можно сделать вывод о том, что существует определенная взаимосвязь между стилем руководства и типологическими особенностями личности, в частности силой нервной системы, но в тоже время большее влияние на процесс формирования стиля оказывают внешние факторы, что подтверждается данными педагогического наблюдения за работой студентов во время практики.

Полученные в ходе констатирующего исследования данные позволяют утверждать, что процесс формирования стиля руководства происходит под влиянием множества факторов, но ни один из них не является определяющим, а подтверждает предположение о возможности воздействия на процесс формирования стиля в ходе профессиональной подготовки студентов.

На следующем этапе исследования проводился формирующий эксперимент, сущность которого заключалась в создании осознанного отношения к применяемому в ходе профессиональной деятельности стилю руководства.

Исследование проводилось в рамках предмета "Психология физического воспитания и спорта", в программе которого был увеличен объем материала, касающегося стилей руководства учителей физической культуры, изменена структура практических занятий. В начале формирующего эксперимента было проведено тестирование, направленное на выявление уровня сформированности знаний об изучаемом вопросе. Результаты показали низкий уровень данного показателя.

В ходе практических и семинарских занятий студентам, участвующим в эксперименте, предлагались различные педагогические ситуации, решение которых предполагало использование различных стилей руководства. В динамике задания постоянно усложнялись. В конечном итоге задания требовали от студентов комплексного применения различных стилей в решении одной ситуации. Как следствие выбор определенного стиля из хаотичного процесса превращался в осознанный и предотвращал "зацикливание" на одном из стилей руководства, что характерно для молодых учителей. Тестирование, проведенное в конце эксперимента, выявило повышение уровня сформированности знаний у студентов, учитывающих в эксперименте особенно в вопросах, касающихся решения педагогических задач. В практической деятельности участники эксперимента показали умение варьировать различные стили, взаимосвязывая их с конкретными ситуациями, возникающими в ходе педагогического процесса.

Выводы. Стили руководства, используемые учителями физической культуры, играют важную роль в педагогической деятельности, поскольку влияют на процессы, происходящие в коллективе учащихся, а также на личностные качества каждого его члена. Не стоит забывать, что стиль, наиболее целесообразный с точки зрения эффективности урока, не всегда благотворно влияет на личность учеников, и наоборот. Поэтому в ходе профессиональной подготовки учителей физической культуры необходимо сформировать осознанный подход к использованию различных стилей руководства, основанный на анализе возникающих педагогических ситуаций и возможных последствиях воздействия на личность учащихся.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!