|
ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ И ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В СПОРТИВНОЙ ШКОЛЕ В.И. АЛЕКСЕЕВА
Кандидат педагогических наук
Н.А. Орлова Ключевые слова: средства и методы тренировки, социальные условия. К настоящему времени накоплен огромный опыт работы выдающихся тренеров, ученики которых - многократные победители Олимпийских игр и многих престижных международных соревнований - создавали славу отечественного спорта. Проблема заключается в недостаточной изученности их наследия, которое могло бы быть использовано для развития теории и методики физической культуры. В связи с этим исследование творческой деятельности заслуженного мастера спорта, заслуженного тренера СССР, основателя знаменитой ленинградской легкоатлетической школы "Зенит" Виктора Ильича Алексеева окажет несомненную услугу спортивной науке. Спортивная школа В.И. Алексеева представляла собой систему педагогических, организационных и тренировочных факторов. Основными из них явились личность руководителя школы, организация учебно-тренировочного процесса, средства и методы тренировки, социальные условия обеспечения жизнедеятельности занимающихся. Данная статья посвящена одной стороне многогранной творческой деятельности В.И. Алексеева - физической и технической подготовке спортсменов высокой квалификации. Цель работы - выявление особенностей средств и методов спортивной подготовки, используемых в легкоатлетической школе В.И. Алексеева. Для этого были выбраны следующие методы исследования: анализ архивных и документальных материалов, обзор научной и методической литературы по проблеме исследования, анкетирование, обобщение передового опыта работы спортивной школы В.И. Алексеева. Для повышения всесторонней и специальной подготовленности в школе Алексеева существовал большой арсенал физических упражнений, выполняемых всеми спортсменами - новичками и мастерами, юными и маститыми. Они составляли основу всех специализаций легкой атлетики и своеобразную "азбуку" учеников В.И. Алексеева как на начальном, так и на последующих этапах подготовки к спорту высших достижений. Все применяемые в спортивной школе упражнения условно были разделены на несколько групп: · упражнения с малыми отягощениями (набивные мячи, гантели, "блины" от штанги), парные упражнения; · упражнения с использованием гимнастических снарядов (гимнастическая стенка, скамейка, перекладина, гимнастический стол, козел, кольца, канат) и различных предметов (скакалка, резиновые бинты); · упражнения из арсенала легкой атлетики (метания, беговые и прыжковые упражнения, кроссы); · упражнения из других видов спорта (передвижение на лыжах, коньках, баскетбол, волейбол, борьба), подвижные (силовые) игры; · упражнения для отдыха: эстафеты, "веселые" упражнения [1-17]. В зависимости от условий применения физические упражнения по-разному способствовали достижению цели. Они не были сложными: подобные средства использовали многие другие тренеры. Однако в школе Алексеева особенность общеподготовительных упражнений заключалась в том, что они были направлены на совершенствование технического исполнения как самого подготовительного упражнения, так и соревновательного. Совершенствование техники физических упражнений доминировало над всеми остальными компонентами спортивной подготовки. Это своеобразие во многом определяло организацию педагогического процесса в школе В.И. Алексеева. При подготовке спортсменов широко использовали неформальные теоретические занятия (словесный отчет о выполнении движений, проговаривание основных акцентов в ходе их выполнения, изучение движений по кинограммам, полученным в результате съемки собственным аппаратом В.И. Алексеева). Процесс освоения двигательных действий усиливался благодаря формированию творческого потенциала целого коллектива. В школе осуществляли совместный поиск рациональных движений для достижения спортивного результата, устраивали конкурсы, демонстрации нового общеподготовительного или специального упражнения (ученики состязались между собой и учителем в придумывании упражнений). Кроме того, среди воспитанников школы выделялись групповоды - старшие ученики, которые лучше других могли объяснить назначение физических упражнений и помогали Виктору Ильичу тренировать и обучать менее подготовленных спортсменов. Благодаря такому сотрудничеству они, с одной стороны, совершенствовались (лучше понимали движение), стремились к высокому спортивному мастерству, с другой - улучшали, передавали знания, умения и навыки своего учителя младшим ученикам школы. Все эти компоненты подготовки были насыщены потребностью обдумывать движение. Таким образом, в ходе тренировки наряду с физической нагрузкой в нее вовлекались многие сферы психической деятельности человека (познавательная, эмоциональная, волевая), достигалась высокая интеллектуализация процесса освоения двигательного действия. Для понимания движения, создания его четкого мысленного образа в школе использовали общепринятые в педагогике методы (объяснение, показ, разбор упражнения), которые в случае применения их тренером приобретали индивидуальные черты. Так, при объяснении Виктор Ильич образно сравнивал движения человека с движениями животных. Иногда, когда требовалось сопоставить ошибочное и правильное исполнение упражнения, Алексеев делал это посредством контрастного (шаржированного) показа, т.е. имитации исполнения движений тех спортсменов, у которых они получались особенно хорошо и особенно плохо. Значительную помощь при изучении двигательных действий оказывали также жесты, позы, телодвижения, мимика - невербальные способы обмена информацией между тренером и учениками. Виктор Ильич умело управлял своим телом и мог эффективно использовать свой двигательный потенциал для демонстрации физического упражнения, выражения различных чувств и состояний (красоты, ловкости движений), а также применять двигательные навыки для "клоунады", чтобы убедить учеников в неправильном выполнении задания. Освоение спортсменами "школы" широкого круга базовых, общеподготовительных упражнений повышало диапазон чувственного восприятия, усиливавшегося специально созданными условиями их выполнения. При обучении Виктор Ильич старался обнаруживать по ходу совершенствования действия удобные и неудобные позы и положения (чувствительные точки построения движения). Его ученики делали упражнения из необычных положений или со специально увеличенной амплитудой. Например, имитация техники движений с более низкого, чем обычно, приседа, "бег" в положении лежа на лопатках. Часто в тренировку включались так называемые упражнения на "взрыв": по сигналу - мгновенная концентрация усилия в определенной части движения, которое затем сменялось движением на расслабление мышц. Особенно это касалось крупных мышц тела (медленных, менее "ловких"), требующих специальной тренировки. В занятия включали также упражнения с частой сменой направления движения, упражнения с гантелями, с решением нескольких двигательных задач (прыжки на одной ноге в глубоком приседе со скакалкой). В проведении комплекса средств проглядывал определенный рисунок: более сложные по координации, проявлению физических качеств упражнения сменялись легкими, отвлекающими. К последним относились упражнения на внимание, различные виды состязаний (например, состязание в ходьбе на руках по преодолению ямы с песком), "веселые" упражнения (например, перепрыгнуть через карандаш, взявшись за носки). Вспомогательные средства разгружали мышцы в перерывах между интенсивными упражнениями, снимали нервное напряжение, быстрее восстанавливали организм. К числу объективных причин, способствующих прогрессу в развитии техники физических упражнений и методов спортивной тренировки, принадлежат условия природной среды, благоприятная естественная обстановка, которые тоже входили в сферу интересов руководителя школы и его воспитанников. "Как только я замечаю, что ребята устали, сейчас же выезжаем за город, и на другой день они уже чувствуют себя по-другому. Чем больше сможем менять условия тренировки, тем лучше усваивается техника. Однообразие условий тренировок в одном зале, в одной комнате, на одной дорожке не приводит к хорошим результатам" [3, с. 11]. Занятия на природе воспитывали не только тело, но и общую культуру, общие навыки поведения (самостоятельность, трудолюбие, бережное отношение к природе, способность переносить тренировочные и бытовые нагрузки). Приобретаемые спортсменами личностные качества становились важным фактором освоения подготовительных и соревновательных упражнений, роста спортивного мастерства. Разнообразие средств, их постоянное обновление, понимание целесообразности упражнения поддерживали интерес детей и подростков к занятиям, а также высокую работоспособность в условиях значительных физических нагрузок. Литература 1. Алексеев, В.И. Залог успеха / В.И. Алексеев // Физкультура и спорт. - 1953. - № 2. - С. 26-27. 2. Алексеев, В.И. Маленькие спортсмены и большие нагрузки / В.И. Алексеев // Физкультура и спорт. - 1955. - № 10. - С. 8-9. 3. Алексеев, В.И. К вопросу о ранней специализации в занятиях спортом (из опыта работы школы ДСО "Зенит"): доклад 30 мая 1955 года / ЦГАОР Ленинграда. Ф. 4765, о. 2, д. 437. - 1955. - 17 с. 4. Алексеев, В.И. О ранней специализации / В.И. Алексеев // Физкультура и спорт. - 1956. - № 6. - С. 12-13. 5. Алексеев, В.И. О нашей школе / В.И. Алексеев // Спортивная жизнь России. - 1957. - № 8. - С. 18-19. 6. Алексеев, В.И. Поговорим о резервах / В.И. Алексеев // Легкая атлетика. - 1963. - № 2. - С. 6-9. 7. Алексеев, В.И. К спортивному лету (о подготовке легкоатлета) / В.И. Алексеев // Легкая атлетика. - 1965. - № 5. - С. 19. 8. Алексеев, В.И. Сегодня и завтра детского спорта (ответы В.И. Алексеева на вопросы корреспондента Л. Бородиной) / В.И. Алексеев // Физкультура и спорт. - 1965. - № 7. - С. 4-6. 9. Алексеев делится опытом // Легкая атлетика. - 1970. - № 2. - С. 15, 18-19. 10. Зыбина, Г. Залог успеха - в круглогодичной тренировке / Г. Зыбина // Легкая атлетика. - 1958. - № 3. - С. 22-23. 11. Лукин, М.С. Опыт работы спортивной школы В.И. Алексеева / М.С. Лукин // Теория и практика физ. культуры. - 1950. - Т. 13. - Вып. 9. - С. 666-672. 12. Лутковский, Е.М. Подготовка юных метателей молота / Е.М. Лутковский // Легкая атлетика. - 1957. - № 3. - С. 25-27. 13. Непомнящий, К. Школа Виктора Алексеева / К. Непомнящий // "Комсомольская правда" от 30 авг. 1947 г. 14. Попов, Г. На уроках дружбы / Г. Попов // "Советский спорт" от 29 ноября 1973 г. 15. Розенфельд, В. Учусь у Алексеева / В. Розенфельд // Физкультура и спорт. - 1986. - № 1. - С. 7-8. 16. Фельд, И. Завоевание высоты / И. Фельд // Легкая атлетика. - 1967. - № 8. - С. 18-19. 17. Чижова, Н. Главное - трудолюбие / Н. Чижова // Легкая атлетика. - 1973. - № 8. - С. 7. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|