|
ОПТИМИЗАЦИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОД А В ПРОЦЕССЕ РАЗВИВАЮЩЕГО ОБУЧЕНИЯ НА ОСНОВЕ НОЗОЛОГИИ И ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОК О.А. Козлова Цель - экспериментальное обоснование концепции развивающего обучения с использованием компонентов спортивных технологий, в основу которых положен индивидуально дифференцированный подход акцентированного педагогического воздействия на формирование структуры двигательных действий и коррекцию психофизического состояния студентов. Для определения особенностей психофизического состояния (ПФС) было обследовано 118 студенток специального учебного отделения (СУО) Московского гуманитарного университета (МосГУ), которые были разделены на 3 группы по нозологическим единицам. Выделены заболевания, имеющие наибольший процент от общего количества нозологии. Группа 1 - студентки с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, 34%. Группа 2 - студентки с заболеваниями сердечно-сосудистой системы, 21,6%, Группа 3 - студентки с заболеваниями органов зрения, 9,9%. В программу обследования входило: анкетирование, тестирование параметров двигательной активности, обследование морфофункциональных показателей, проведено исследование дерматоглифов дистальных фаланг пальцев, определение психодинамических и нейродинамических показателей. Наряду с комплексом методов проведенных исследований на занятиях по физической культуре нами было разработано и апробировано устройство, уменьшающее степень отрицательного воздействия на организм человека, длительное время находящегося в малоподвижном состоянии. В данном устройстве сочетается метод искусственной и принудительной коррекции движений позвоночника в трех плоскостях, в результате чего улучшается кровообращение, не происходит застойных явлений и отеков в поясничном отделе позвоночника, отсутствует ощущение онемения спины. Разработанное устройство может быть применено в качестве лечебно-вспомогательного средства во всех возрастных группах населения для активной профилактики и предотвращения развития необратимых нарушений в позвоночнике, ведущих к сколиотической деформации спины и косметическим нарушениям осанки. Оформлена заявка на изобретение. Согласно программе исследования были проведены функциональные пробы и педагогические тесты. Полученные результаты позволяют судить об уровне подготовленности студенток на момент исследования, но не дают возможности сделать долговременный прогноз и учесть врожденные, не раскрытые двигательные способности. В обследуемых группах проведено исследование дерматоглифов дистальных фаланг пальцев. Оценивались показатели типов кожных узоров: А-дуга, L-петля, W-завиток. Частота встречаемости различных кожных узоров у студенток различна. В соответствии с общепринятой типологией пальцевых узоров в обследуемых группах были определены и систематизированы комбинации сочетания узоров на 10 пальцах рук. Сочетание узоров маркирует способность каждого индивида к выполнению определенного вида спортивной работы. Данные пальцевой дерматоглифики могут быть использованы как подтверждающий фактор при разработке индивидуально-типологических программ, включающих весь комплекс решения задач физического воспитания этого контингента студентов вузов. Данные корреляционного анализа свидетельствуют, что при планировании учебно-тренировочных занятий особое внимание следует уделять психодинамическим (волевым) качествам, так как они способны воздействовать на уровень физической подготовленности и функциональных показателей, а также оказывать влияние на типологические особенности студентов. При оценке уровня развития волевых качеств нами обнаружено, что проявление волевой активности в каждой группе неодинаково: студентки 3-й группы превосходят таковых в 1-й и 2-й группах по всем показателям уровня волевых качеств. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |