Abstract PROBLEMS OF FORMATION OF IMAGE OF PROFESSIONAL WORK OF SPECIALIST IN ADAPTIVE PHYSICAL CULTURE IN TOURIST RECREATION O.V.Burlakina, the head of Centre of medical pedagogics and differentiated education, Moscow Key words: motor activity, adaptive motor reaction, tourism. In the article the problem of the necessity of vocational training of specialists of adaptive physical culture in recreative tourist activity is considered. Tourism as a method of social-leisure activity in practice of rehabilitation of handicapped persons is substantiated, the problems, functions and essence of adaptive motor reaction with the use of various forms and means of motor activity in tourism are determined, certain parameters of rest and leisure programs are considered. Special attention is given to the contents of the general and special professional preparedness of the future specialists in the recreative tourist activity.
|
ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОБРАЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СПЕЦИАЛИСТА ПО АДАПТИВНОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ В СФЕРЕ ТУРИСТСКОЙ РЕКРЕАЦИИ Директор Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения Департамента образования О. В. Бурлакина, Москва Ключевые слова: двигательная активность, адаптивная двигательная рекреация, туризм. Одним из основных позитивных средств удовлетворения общественно полезной потребности в активном отдыхе, содержательном развлечении и всестороннем совершенствовании людей с ограниченными возможностями является двигательная активность, непосредственно связанная с рекреацией, означающая, что в процессе восстановления, отдыха преобладает двигательная деятельность с использованием физических упражнений, иначе говоря - адаптивная двигательная рекреация (АДР). С учетом высказанных специалистами мнений мы сформулировали собственную трактовку понятия адаптивная двигательная рекреация в туризме - это расширенное воспроизводство и восстановление физических и духовных сил за счет двигательной деятельности во время проведения туристских мероприятий, направленной на удовлетворение потребности человека с ограниченными возможностями в активном отдыхе, содержательном развлечении и всестороннем совершенствовании личности. Основной задачей АДР в туризме следует считать организацию социально-досуговой деятельности людей с ограниченными возможностями, направленной на: - поддержание гармоничного физического и функционального развития, восстановление физических и духовных сил; - развитие двигательных способностей и эстетического вкуса к активным формам туристской деятельности посредством получения удовольствия от движений, совершенствование основных двигательных умений и навыков; - развитие и коррекцию физических качеств и координационных способностей, коррекцию движений, сенсорных систем и психических функций с помощью физических упражнений в период проведения рекреационной туристской деятельности; - лечение, восстановление и компенсацию средствами туризма утраченных или нарушенных двигательных функций при хронических заболеваниях, травмах и т. п.; - преодоление психологических комплексов (неуверенности, отчужденности и др.), укрепление мировоззренческих взглядов и развитие творческих способностей; - обеспечение активного отдыха, закаливание организма, укрепление гигиенических навыков и способностей вести здоровый образ жизни. Основываясь на выводах ученых и специалистов в области адаптивной физической культуры (А. В. Бастрыкина, 1999; Л. В. Шапкова, 2000; С. П. Евсеев, 1996, 2006; Н. О. Рубцова и В. А. Ильин, 2005, и др.), а также исследованиях, проведенных на кафедре теории и методики адаптивной физической культуры РГУФКа, можно выделить ряд важных специфических функций АДР в сфере туристской деятельности, отражающих ее сущность: 1. Гедонистическая функция (наслаждение, развлечение, удовольствие от социально-досуговой деятельности в период проведения туристских мероприятий). Получение удовольствия от занятий туристской деятельностью позволяет занимающимся улучшить настроение, уйти от грустных мыслей, избавиться от депрессии и способствует приобщению к другим видам адаптивной физической культуры, жизненному и профессиональному самоопределению. 2. Оздоровительно-восстановительная функция включает профилактику, восстановление физических и духовных сил, оздоровление за счет повышения оздоровительного эффекта отдыха и привития туристам с ограниченными возможностями навыков оздоровительной деятельности, пригодных для самостоятельных занятий в дальнейшем. Это становится понятным, если вспомнить, что главное, для чего используется АДР, - это восстановление сил после основной деятельности и оздоровление занимающихся. 3. Ценностно-ориентационная функция предполагает освоение лицами с ограниченными возможностями ценностей АДР в туризме, отражающих их внутренние установки и желания. Здесь уместно вспомнить высказывание профессора С. П. Евсеева (2005): "Только в том случае, когда у занимающихся будут сформированы ценностные ориентации на здоровый образ жизни, здоровье как важнейшую ценность, необходимую для достижения других ценностей человеческой жизни, можно рассчитывать на достижение успеха в жизни". Определяя наиболее общие ценностные ориентации у занимающихся в процессе занятий, мы можем выделить три основные ценностные ориентации для туристов с ограниченными возможностями: а) ориентация на самостоятельность, т. е. возможность самостоятельно поставить цель участия в рекреационной туристской деятельности, установить ее правила, подобрать желаемые средства, определить продолжительность, состав участников туристских мероприятий и т. п.; б) ориентация на возможность самореализации. Туристы с ограниченными возможностями выбирают программные рекреационные мероприятия, предполагающие разнообразную двигательную активность с применением различных форм социально-досуговой деятельности соразмерно своим потребностям, интересам, возможностям. Такие условия создают оптимальную обстановку для самореализации, которая в должной мере остается невостребованной в их жизни; в) ориентация на возможность свободного, равноправного общения. Общение в сформированной по общим интересам туристской группе, состоящей из людей с разными индивидуальными особенностями, восполняет дефицит равноправного партнерского общения и выступает как бы противовесом не всегда приемлемых для инвалидов "вертикальных" форм общения (врач - инвалид, родители - ребенок с отклонениями в развитии). 4. Спортивно-соревновательная функция, которая в адаптивной двигательной рекреации (в туризме) принципиально отличается от спортивного туризма и адаптивного спорта, где она занимает центральное место. Здесь же соперничество, конкурентное сопоставление возможностей занимающихся используются преимущественно для повышения мотивации, интереса к туристской деятельности. 5. Творческая функция в сфере туристской деятельности людей с ограниченными возможностями заключается в использовании туризма для развития личности, ее творческого потенциала, расширения горизонта знаний, особенно при реализации познавательно-экскурсионных и зрелищно-развлекательных туристских программ. 6. Коммуникативная функция. Здесь ярко проявляются как вербальные, так и невербальные способы общения, а главное - их самые разнообразные сочетания, позволяющие занимающимся выплескивать свои эмоции, делиться впечатлениями. 7. Социальная функция. Под влиянием занятий двигательной рекреацией в сочетании с другими сферами жизнедеятельности инвалида расширяется круг общения и социальной активности, меняются интересы, мотивы, ценностные ориентации на роль физической активности, что создаёт предпосылки обретения социальной, психической, бытовой независимости, самоактуализации и интеграции в общество. С учетом этого можно выделить такие её составляющие, как коммуникативная, социализирующая, интегративная. Выделение этих составляющих носит условный характер, так как их проявление воздействует на личность инвалида одновременно и комплексно, формируя характер, поведение, отношение с людьми, природой, обществом. 8. Рекреационная функция, которая подразумевает рекреационное обслуживание туристов с ограниченными возможностями. Организация рекреационного обслуживания туристов с ограниченными возможностями рассматривается как способ обеспечения их интеграции в общество на основе трех взаимосвязанных процессов: а) приобщения - создания условий, обеспечивающих каждой группе людей или индивидуумам возможность лучше познать самих себя и окружающих; б) взаимного ознакомления групп людей с произведениями искусства и их создателями или культурными центрами либо на основе договоренности, либо с помощью формального контакта; в) творческого самовыражения - самовыражения, инициативы и чувства ответственности на основе обеспечения взаимодействия индивидуумов и групп людей с окружающей средой. В данном нами определении АДР в туризме обращает на себя внимание понятие "двигательная деятельность". Это понятие отражает содержание адаптивной двигательной рекреации с использованием разнообразных форм и средств двигательной активности в туризме, которые включают программные рекреационные мероприятия; специальные коррекционно-развивающие занятия; лечебно-профилактические и реабилитационные мероприятия во время рекреационной деятельности на природе. Программные рекреационные мероприятия предполагают разнообразную двигательную активность (ходьба, пешие прогулки, игры и др.) с применением следующих форм социально-досуговой деятельности: - туристско-оздоровительной, включающей прогулочный отдых и маршруты с активными способами передвижения: походы выходного дня и туристские слеты, пляжно-купальный и лечебно-оздоровительный отдых с использованием оздоровительных видов спорта и санаторно-курортным лечением; - познавательно-экскурсионной, охватывающей все аспекты путешествия, посредством которого человек узнает о жизни, культуре, обычаях другого народа, в том числе экскурсии к памятникам культурного наследия и природного культурного потенциала, праздники-путешествия, туры по знакомству с национальной культурой, нетрадиционным бытом разных народов и народными промыслами, религиозные туры, паломничество и т. п.; - зрелищно-развлекательной, направленной на организацию полноценного индивидуального и коллективного подвижного досуга, предполагающего участие в подвижных играх, праздниках, конкурсах, викторинах, состязаниях знатоков, фестивалях, карнавалах, тематических днях, ярмарках, дискотеках и др.; - туристско-спортивной, содержанием которой могут быть различные туристские спортивные походы, соревнования, эстафеты, спартакиады и т. п. Специальные коррекционно-развивающие занятия на природе в период рекреационной деятельности: - подвижные коррекционно-развивающие игры; - коррекционные элементы двигательной активности в условиях природной среды (ходьба, бег, прыжки, лазанье, ползание, перелезание, метание, упражнения с предметами и др.); - плавание в открытых водоемах для стимулирования адаптационных возможностей организма, гидроаэробика и гидропластика; - гребля как общая тренировка для отработки ритмичности движений, способствующих выработке глубокого дыхания, развитию и укреплению мышц верхних конечностей, туловища и подвижности позвоночника; - лыжные прогулки и катание на коньках для тренировки вестибулярного аппарата, повышения мышечного тонуса организма, нормализации состояния нервной системы; - ритмическая гимнастика на природе с элементами хореографии, ритмопластика, неструктурированный танец для самовыражения и выражения отношений; - катание на велосипеде для укрепления вестибулярного аппарата, мышц и развития движения в суставах нижних конечностей; Лечебно-профилактические и реабилитационные мероприятия во время рекреационной деятельности на природе: - оздоровительные прогулки и сон на свежем воздухе; - ходьба босиком по траве, по песку, по гравию; - солнечные и воздушные ванны; - обтирание холодной водой, плавание и купание; - лечебная гимнастика на лошадях (иппотерапия). С учетом изложенного целесообразно акцентировать внимание на туристских программах социально-досуговой деятельности людей с ограниченными возможностями, способных отвлечь человека от его повседневных проблем. Важно правильно планировать эту деятельность, наполнять её яркими зрелищными и спортивными мероприятиями, поездками, походами, соревнованиями, шутками, играми. Иными словами, речь идет о программном туризме и программном анимационном воздействии на человека во время его досуга. Программный туризм для людей с ограниченными возможностями - это предоставление им нормативно заданного объема услуг, гарантирующего содержательную деятельность в соответствии с рекреационными потребностями. Определение программного туризма включает три основных принципа: а) ориентация на активную содержательную деятельность туристов с ограниченными возможностями; б) услуги по предоставлению возможности заниматься любым видом туристской деятельности не могут строиться в расчете на "среднеарифметического" потребителя - необходим учет индивидуальных потребностей каждого туриста с ограниченными возможностями; в) гарантия нормативно заданного объема услуг, т. е. обслуживание по научно обоснованным нормами стандартам, о которых потребитель информируется не позднее стадии реализации своего заказа или запроса. Программный туризм для людей с ограниченными возможностями предусматривает: - использование существующей материально-технической туристской и досуговой базы, основанной на ресурсосберегающих технологиях; - перестройку системы реализации запросов в досуге таким образом, чтобы турист с ограниченными возможностями мог сам участвовать в конструировании программы собственного отдыха; - дифференцированный подход к обслуживанию различных нозологических и возрастных групп, а также комбинированных групп, связанных общностью социально-психологических признаков и интересов; - специализацию туристских предприятий по отдельным видам программ обслуживания туристов с ограниченными возможностями. С учетом высказанных в современной специальной литературе мнений в области кадрового обеспечения и внедрения программного туризма (В. Д. Чепик, А. П. Сеселкин, 1997; А. В. Бастрыкин,1999; В.А. Квартальнов, 2000; А. М. Ахметшин, 2000; 2000; И.В. Зорин, 2001, и др.) выделим основные условия его реализации с учетом потребностей людей с ограниченными возможностями: - перестройка мышления руководителей туристских организаций с учетом потребностей в социально-досуговой деятельности людей с ограниченными возможностями; - более эффективная реализация основных социальных функций туризма (оздоровление, общение, познание, обучение, воспитание); - специальная подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов по реабилитационному и рекреационному туризму для лиц с ограниченными возможностями; - повышение удовлетворенности туристов с ограниченными возможностями туристско-экскурсионным обслуживанием, а также повышение качества, увеличение объема и разнообразия туристско-экскурсионных услуг; - разработка типовых сценариев и циклов рекреационных занятий для лиц с ограниченными возможностями; - создание отраслевого банка типовых сценариев и циклов рекреационных занятий для составления программ туристского отдыха; - активное вовлечение различных групп и слоев населения в создание туристской инфраструктуры с учетом потребностей лиц с ограниченными возможностями; - отраслевой заказ туристским предприятиям (объединениям) на внедрение программ обслуживания туристов с ограниченными возможностями. Программное анимационное воздействие на человека с ограниченными возможностями во время его досуга в комплексе решает проблему становления, развития, сохранения и восстановления его здоровья: соматического, физического, психического и нравственного. Именно эти виды здоровья определяют типологию направлений социальной анимации (типы анимационных туристских программ), в которых можно использовать различные формы анимационной деятельности (см. таблицу). Программный туризм предусматривает несколько видов программ отдыха для людей с ограниченными возможностями: типовые и конкретные. Типовая программа отдыха выступает в качестве целевого показателя, ориентирующего практических работников в организации отдыха туристов с ограниченными возможностями, фиксирующего набор и последовательность занятий во время всего цикла отдыха, обеспечивая при этом получение оздоровительного эффекта. Она является методической основой для разработки организаторами туристских мероприятий конкретных программ, в которых учитывается специфика места и времени отдыха. Конкретная программа отдыха соответствует по структуре типовой, но привязана к условиям места отдыха и учитывает интересы определенной туристской группы с ограниченными возможностями. Для построения и конструирования программ туристско-экскурсионного обслуживания (отдыха) может быть использовано следующее: - основные виды рекреационной деятельности (рекреационные занятия - циклы рекреационных занятий - системы рекреационных занятий); - степень ориентации в зависимости от материально-технической базы, рекреационных ресурсов и туристской инфраструктуры; - пространственно-временная локализация (ограничения по месту и времени); - социально-функциональная направленность (оздоровление, общение, познание и т. п.). Практический опыт показывает, что основная нагрузка по научно обоснованной разработке (на базе социологических, педагогических и медицинских исследований) и применению программ туристского отдыха для людей с ограниченными возможностями ложится на организатора туристских мероприятий. Его профессиональное мастерство должно проявиться в качественном составлении и реализации туристских программ социально-досуговой деятельности. Вместе с тем, как показывает анализ организации работы специальных (коррекционных) образовательных учреждений; учреждений системы социальной защиты; общественных объединений и организаций инвалидов, в их структурах практически отсутствуют целенаправленно подготовленные кадры и специалисты в сфере рекреативной туристской деятельности. Это обусловлено следующим: - туристской деятельностью в указанных учреждениях занимаются в основном специалисты по физической культуре - тренер-преподаватель или инструктор-методист по адаптивной физкультуре, а также привлекаемые специалисты этих учреждений, как правило, имеющие высшее или среднее профессиональное образование по своей специальности, но не имеющие профессиональной туристской подготовки; - к разработке и реализации туристских программ (спортивно-оздоровительных, экскурсионных, анимационных) в интересах лиц с ограниченными возможностями на договорной основе привлекаются различные специалисты индустрии туризма (специалисты туристских фирм, индустрии гостиничного дела, питания и развлечений, аниматоры и т. д.), имеющие профессиональное туристское образование, но не имеющих общего представления о технологиях физкультурно-спортивной деятельности, особенностях формирования частных методик АДР с различными нозологиями, физических, психических и личностных особенностях лиц с ограниченными возможностями. В связи с этим исключительную остроту приобрела проблема подготовки и повышения квалификации специалистов в сфере профессионального туристского образования и туристской деятельности в интересах лиц с ограниченными возможностями, создания соответствующей научной и учебно-методической базы. Подготовка таких специалистов закономерна. Ей свойственны свои причинно-следственные зависимости между педагогическими воздействиями на подготавливаемых людей и достигаемыми результатами. Большое значение в профессиональной подготовке кадров в сфере рекреационной туристской деятельности в интересах лиц с ограниченными возможностями имеют теоретические и практические аспекты педагогики туризма, которая использует богатый глоссарий туристских технологий, рекреационных оздоровительных, спортивных, экскурсионных и анимационных программ и дает конкретные представления о рекреационных ресурсах и рекреационной сети в туризме, методике рекреационного обслуживания лиц с ограниченными возможностями. Типология направлений социальной анимации и анимационных занятий
В Российском государственном университете физической культуры, спорта и туризма уже несколько лет проводится эксперимент по подготовке таких специалистов на кафедре теории и методики адаптивной физической культуры в рамках специализации "Адаптивная двигательная рекреация" по специальности 022500 "Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (адаптивная физическая культура)". Цель подготовки специалистов в области адаптивной двигательной рекреации средствами туризма - формирование у студентов как будущих специалистов целостного представления о роли туризма для лиц с отклонениями в состоянии здоровья, содержании туристско-спортивной, экскурсионной и оздоровительной деятельности, где осуществляется туристский технологический процесс, а также образа профессиональной деятельности специалиста в АДР. Как показывают опыт и проведенные нами исследования, личностная подготовленность специалиста в области АДР средствами туризма должна включать общую и специальную профессиональную подготовленность. Общая профессиональная подготовленность специалиста в сфере туристской деятельности заключается в следующем: - формировании методических умений и навыков при проведении занятий по изучению технологий АДР средствами туризма применительно к лицам с ограниченными возможностями различных возрастных и нозологических групп; - формировании особых методических умений и навыков в применения тех или иных двигательных действий, разработки и использования конкретных форм АДР; - формировании самостоятельности, опыта творческой методической и практической деятельности в процессе АДР и естественно-средовых и гигиенических факторов; - приобретении опыта эмоционально-ценностного отношения к будущей профессиональной деятельности в процессе практических занятий и педагогических практик на основе применения изученных туристских технологий в области АДР. Однако для практической профессиональной деятельности одной общей осведомленности явно недостаточно. Высший уровень подготовленности специалиста представляет собой единство его общей и специальной составляющих. Формирование той и другой зачастую осуществляется в единстве, и все компоненты формируемой общей подготовленности (перечисленные выше) конкретизируются и дополняются специальным содержанием. Профессиональная подготовленность специалиста в сфере профессионального туристского образования и туристской деятельности включает: а) специальные профессиональные знания: - основных сегментов индустрии туризма в России, где могут быть использованы туристские технологии в АДР; - методики туристских технологий в АДР и рекреационного обслуживания лиц с ограниченными возможностями средствами туризма; - основных мотиваций туризма и путешествий лиц с отклонениями в состоянии здоровья; - методики разработки и организации проведения коррекционно-развивающих игр в туризме, спортивных походов групп с ограниченными возможностями и рекреативных программ: туристско-экскурсионных, физкультурно-оздоровительных, игровых анимационных, а также программ в области исторического и культурного наследия; - международного опыта организации путешествий и отдыха детей с ограниченными жизненными возможностями; б) специальные профессиональные умения: - в пользовании нормативно-технической и правовой документацией; - в проведении оценки рекреационных ресурсов спортивного, экскурсионного туризма и оздоровительного отдыха для лиц с ограниченными возможностями; - в организации работы по АДР и применении методик туристских технологий при различных нозологиях; - в конструировании программ по циклам рекреационных занятий в туризме и применении методики их реализации. В заключение необходимо отметить, что, поскольку в новом тысячелетии нас ожидают перспективы развития человечества с позиций информации, технологии, ресурсов и услуг, то туризм для лиц с ограниченными возможностями - это стимул надежды на гармонию, участие, согласие в сфере туризма, без которых невозможно дальнейшее развитие образования и воспитания именно для этой категории людей. В основе этих надежд лежат такие общечеловеческие ценности, как история, культура, духовность. Взаимосвязь этих категорий с туризмом и педагогикой очевидна. Поэтому развитие педагогики и внедрение педагогических технологий в сфере туристской деятельности в интересах лиц с ограниченными возможностями не только закономерны, но и значимы. Использованная литература 1. Ахметшин А. М. Туризм как метод реабилитации и оздоровления инвалидов и пожилых людей / А. М. Ахметшин. - Уфа.: Центр медико-психологической реабилитации БРО ВОИ, 2000. - 69 с. 2. Дементьева Н. Ф. Социальная реабилитация и ее роль в интеграции инвалидов в общество / Н. Ф. Дементьева // Развитие социальной реабилитации в России. - M., 2000. - C. 4-11. 3. Зорин И. В. Теоретические основы профессионального туристского образования: монография / И. В. Зорин. - М.: Советский спорт, 2001. - 264 с. 4. Квартальнов В. А. Педагогика и туризм / В. А. Квартальнов. - М.: Советский спорт, 2000. - 360 с. 5. Комплексная реабилитация инвалидов: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. Т. В. Зозули. - М.: Издательский центр "Академия", 2005. - 304 с. 6. Рубцова Н. О. Комплексная реабилитация детей-инвалидов в системе образования Российской Федерации: НИР в рамках федеральной целевой программы "Дети России", подпрограммы "Дети-инвалиды" Н.О. Рубцова, В. Н. Латчик, С. Н. Фалько. - М.: АПК и ППРО, 2005. - 204 с. 7. Технологии физкультурно-спортивной деятельности в адаптивной физической культуре: учеб. пособие / авт.-сост. О. Э. Аксенова, С. П. Евсеев. - М.: Советский спорт, 2004. - 296 с. 8. Частные методики адаптивной физической культуры: учеб. пособие / под ред. Л. В. Шапковой. - М.: Советский спорт, 2003. - 464 с. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|