Abstract FORMATION OF OLYMPIC KNOWLEDGE AT FUTURE SPECIALISTS IN FIELD OF PHYSICAL CULTURE BASED ON COMMUNICATION TECHNOLOGIES O.V. Gorbatikh, Ph. D., associate professor A.I. Yatsynin, Ph. D., associate professor The Stavropol state university, Stavropol Key words: vocational training of specialists in the field of physical culture, Olympic education, communication technologies, electronic textbook, modern information technologies in education. The purpose of the research was the theoretic-experimental substantiation and creation of the program of Olympic education, electronic textbook, technique of application of communication technologies in realization of the author’s course at training future specialists in the field of physical culture. The author’s specialized "Olympic education" course with application of the electronic textbook for students of the faculty of physical culture is accessible in realization and effectively promotes solving primary goals of teaching and educational process in the field of sports education, perfection of process of training, formation of the future specialists’ system of knowledge.
|
ФОРМИРОВАНИЕ ОЛИМПИЙСКИХ ЗНАНИЙ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ В ОБЛАСТИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ОСНОВЕ ИНФОКОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
Кандидат педагогических наук, доцент О. В. Горбатых
Ставропольский государственный университет, Ставрополь Ключевые слова: профессиональная подготовка специалистов в области физической культуры, олимпийское образование, инфокоммуникационные технологии, электронный учебник, современные информационные технологии в образовании. Олимпизм, соединяющий спорт с культурой и образованием, стремится к созданию образа жизни, основывающегося на воспитательной ценности хорошего примера и на уважении к всеобщим основным этическим принципам [6]. В процессе изучения состояния проблемы определилась необходимость формирования у подрастающего поколения знаний об олимпийском движении, о ценностях олимпизма, способных ориентировать их на благородные цели участия в олимпийском движении, собственном оздоровлении, достижении личных спортивных результатов. При этом выявлена недостаточность возможности получения отмеченных выше знаний в связи с отсутствием элемента олимпийского образования школьников в процессе преподавания физической культуры, что мы связываем с явно слабой подготовленностью студентов - выпускников вузов в области физической культуры к преподаванию этого раздела знаний. Одной из задач, сформулированных в национальной доктрине образования в Российской Федерации, является подготовка высокообразованных и высококвалифицированных специалистов в условиях модернизации, информатизации образования и общества в целом. А это значит, что в современном, быстроменяющемся мире особенно важно, чтобы содержание образования удовлетворяло не только актуальным, но и перспективным требованиям социального прогресса. В связи с этим особую актуальность приобретают совершенствование системы подготовки специалистов в области физической культуры, разработка и внедрение новых образовательных, инфокоммуникационных технологий [1 - 10]. В ходе исследования состояния проблемы обнаружились существенные противоречия: - между высоким уровнем развития олимпийского спорта, достигнутым на протяжении последних десятилетий, и явно низким уровнем внедрения идеалов и ценностей олимпизма в процесс образования и воспитания молодежи; - между целесообразностью олимпийского образования школьников в рамках общего среднего образования в области физической культуры и отсутствием целенаправленной программы олимпийского образования студентов вузов сферы физической культуры как будущих проводников идей олимпизма; - между достаточно высоким уровнем развития современных информационных технологий в образовании и отсутствием их широкого применения в процессе подготовки будущих специалистов в области физической культуры. Отмеченные выше противоречия легли в основу научной проблемы, в рамках которой проводилось исследование. Важной научной задачей данного исследования явилось теоретико-экспериментальное обоснование и создание программы олимпийского образования, электронного учебника, методики применения инфокоммуникационных технологий в процессе реализации авторского курса при подготовке будущих специалистов в области физической культуры. На основе проведенного нами анализа требований к знаниям будущих специалистов в области физической культуры по разделу специальных дисциплин была разработана программа авторского курса "Олимпийское образование". Методическим обеспечением авторского курса явился созданный на кафедре гимнастики и прошедший сертификацию в 2005 г. в Российском отраслевом фонде алгоритмов и программ Федерального агентства по образованию электронный учебник "История и развитие международного олимпийского движения" [4], который может применяться в учебном процессе подготовки специалистов в области физической культуры как для индивидуального пользования, так и для распространения в локальной сети университета в аудиторных условиях. Для определения эффективности авторского курса по олимпийскому образованию с применением электронного учебника и методики обучения будущих специалистов в области физической культуры был проведен педагогический эксперимент, участниками которого стали студенты факультета физической культуры Ставропольского государственного университета.
Рис.1. Отношение студентов к получению целенаправленного олимпийского образования
Рис. 2. Предпочтения студентов при выборе методики обучения Авторский курс преподавался в течение одного семестра в трех экспериментальных группах с применением разных методик: - в первой экспериментальной группе (ЭМ1) применялась традиционная методика обучения, предполагавшая чтение лекций и проведение семинарских занятий; - во второй экспериментальной группе (ЭГ2) - традиционная методика обучения использовалась в сочетании с инфокоммуникационными технологиями, что предполагало использование в лекционных и семинарских занятиях ресурса электронного учебника "История и развитие международного олимпийского движения". Кроме того, контрольные тесты электронного учебника позволяли преподавателю в процессе обучения оперативно контролировать уровень знаний студентов на занятии, а самим студентам - во время самостоятельной работы в компьютерном классе. Тестовый компьютерный контроль проводился по всем изучаемым темам программы и содержал в среднем по 20 вопросов с четырьмя вариантами ответов на каждый из них, анализом качества выбранных ответов и фиксированным временем на ответ. В программе заложена автоматическая смена порядка вопросов и ответов на них, а также предусмотрен просмотр неправильных ответов, который активизирует самоконтроль. Результаты теста представлены в процентном соотношении; - в третьей экспериментальной группе (ЭГ3) обучение велось только с применением средств инфокоммуникационных технологий. В контрольной группе (КГ) авторский курс не преподавался. Эффективность применения той или иной методики оценивалась нами по следующим критериям: итоговый и качественный уровни знаний студентов в процессе преподавания экспериментальной программы, их динамика. Результаты анализа эффективности экспериментальных методик обучения в процессе преподавания авторского курса свидетельствуют о том, что сочетание традиционной методики обучения с применением инфокоммуникационных технологий (ЭГ2), значительно превосходит данные методики в отдельности (ЭГ1 и ЭГ3), а именно уровень знаний у студентов ЭГ2 оказался значительно выше. Получено экспериментальное подтверждение того, что методика реализации учебной программы по олимпийскому образованию на основе применения инфокоммуникационных технологий (ЭГ2 и ЭГ3) является более эффективной по сравнению с традиционной методикой обучения (ЭГ1). Во всех трех ЭГ прослеживается положительная динамика уровня знаний по темам дисциплины. Однако в ЭГ2 качественные показатели уровня знаний оказались выше, чем в ЭГ1 и ЭГ3. По окончании педагогического эксперимента в экспериментальных группах был проведен анкетный опрос, целью которого было выяснение отношения студентов к получению целенаправленного олимпийского образования. Результаты анкетирования (рис. 1) свидетельствуют о том, что респонденты всех трех ЭГ отметили необходимость подготовки студентов факультета физической культуры по олимпийскому образованию (87 % - в ЭГ1, 100 % - в ЭГ2, 95,7 % - в ЭГ3). В результате анкетного опроса было выявлено и отношение испытуемых студентов к организации учебного процесса. Полученные данные указывают на то, что участники эксперимента отдали предпочтение сочетанию традиционной методики обучения с использованием инфокоммуникационных технологий. Надо отметить, что ни один респондент из этих групп не пожелал получать знания только по традиционной методике обучения (рис. 2). Выводы 1. Олимпийское образование является важной составной частью процесса профессиональной подготовки специалистов в области физической культуры и спорта. 2. Авторский специализированный курс "Олимпийское образование" с применением электронного учебника для студентов факультета физической культуры доступен в реализации и эффективно способствует решению основных задач учебно-воспитательного процесса в сфере физкультурного образования, совершенствованию процесса подготовки, формированию системы знаний будущих специалистов в области физической культуры об истории и развитии олимпийского движения, идеалах и ценностях олимпизма, актуальность и огромный потенциал которого признаны во всем мире. Литература 1. Брановский Ю. С. Разработка гипертекстовых систем на основе использования средств мультимедиа: тез. докл. НПК "Информатизация образования-95" / Ю. С. Брановский, С. В. Балабай. - Ставрополь, 1995. - С. 33-34. 2. Волков В. Ю. Компьютерные технологии в образовательном процессе по физической культуре / Физическая культура и спорт на рубеже тысячелетий / В. Ю. Волков // Материалы Всероссийской НПК. - Ч. II. - СПб., 2000. - 206 с. 3. Горбатых О. В. Олимпийское образование. Учебная программа: сб. программ курсов по выбору для студентов по специальности 022301 - Физическая культура и спорт / О. В. Горбатых. - Ставрополь: изд-во СГУ, 2002. - 77с. 4. Горбатых О. В. История и развитие международного олимпийского движения: электронный учебник; номер государственной регистрации: 4909 / О. В. Горбатых. - М.: ОФАП. 5. Магин В. А. Модернизация высшего профессионального образования в области физической культуры: монография / В. А. Магин. - М.: Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2006. - 264 с. 6. Олимпийская хартия: пер. с англ. - М: Сов. спорт, 1996. - 96 с. 7. Федоров А. И. Информатизация высшего физкультурного образования: проблемы и пути решения / А. И. Федоров // Физическая культура: состояние, перспективы, проблемы. - Челябинск, 1999. - С. 58-60. 8. Яцынин А. И. Компьютерные информационно-обучающие средства в процессе подготовки специалистов на факультете физической культуры / Физическая культура в пространстве культуры Ставропольского края / А. И. Яцынин, Г. И. Шевченко, О. В. Горбатых // Материалы III НПК. - Ставрополь: изд-во "Агрос" САГУ, 2003. - С. 302-306. 9. Яцынин А. И. Электронный учебник: основные достоинства и структура / Физическая культура и спорт Ставрополья: состояние и перспективы / А. И. Яцынин // Материалы IV НПК. - Ставрополь: Сервисшкола, 2004. - С. 21-24. 10. Яцынин А. И. Компьютерные технологии учебного назначения и возможности их реализации на факультете физической культуры / Физическая культура и спорт: здоровье, образование, воспитание, тренировка / А. И. Яцынин, О. В. Горбатых // Материалы 50-й НМК "Университетская наука - региону". - Ставрополь, 2005. - С. 26. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|