НОВОЕ В ФИЗКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ


Abstract

TECHNOLOGY OF PROFESSIONAL SELECTION OF FUTURE SPECIALISTS IN "PHYSICAL CULTURE" DIRECTION

V.Z. Yatsyk, Ph. D., associate professor

The Kuban state university of physical culture, sports and tourism, Krasnodar

Key words: selection, testing, in formativeness, prognostic importance, stability, professional suitability

The purpose of the research was the improvement of the quality of entrants’ selection for training specialists on the specialty of "Physical culture" on the basis of the development of the system of criteria of professional suitability and technology of their use.

In the author’s opinion in order to define the level of professional suitability of the entrants of the faculty of "Physical culture", it is important to carry out a psycho-pedagogical testing before the entrance exams. It will allow to reveal and recommend to take in the entrants with higher level of integrated parameter of professional suitability. The entrants with the low parameter should be denied in giving such a recommendation.


ТЕХНОЛОГИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОТБОРА БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ "ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА"

Кандидат педагогических наук, доцент В. З. Яцык
Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, Краснодар

Ключевые слова: отбор, тестирование, информативность, прогностическая значимость, стабильность, профессиональная пригодность

Актуальность. В настоящее время в Российской Федерации качество профессиональной подготовки специалистов требует дальнейшего совершенствования [2, 15, 23 и др.]. Исследования различных аспектов этой проблемы, в том числе и в сфере физической культуры и спорта, говорят о том, что уровень подготовленности выпускников вузов, их дальнейшие успехи в профессиональной деятельности во многом зависят от эффективности отбора абитуриентов на этапе вступительных испытаний [7, 12, 18].

Исследование эффективности существующей системы профессионального отбора, проведенное на факультете "Физическая культура" КГУФКа, показало, что 10,6 % поступивших на факультет студентов набора 1999 г. прервали обучение по состоянию здоровья, 4,5 % перевелись на другой факультет, 18,2 % отчислены за неуспеваемость и всего 66,7 % закончили обучение и получили дипломы, а работают по полученной специальности 36,4 % выпускников.

Эти данные подтверждают мнение специалистов, считающих современную систему отбора абитуриентов для обучения по направлению "Физическая культура" неэффективной, требующей переработки и существенного изменения системы входного контроля [3, 16, 17, 22, 24 и др.].

Эффективность процесса отбора абитуриентов в вузах физической культуры может быть существенно повышена путем совершенствования структуры и содержания вступительных испытаний, а также определения прогностически значимых и информативных критериев оценки профессиональной пригодности, которые к настоящему времени еще не выявлены [13, 14, 16 и др.]. Таким образом, существует противоречие между потребностью повышения качества отбора абитуриентов в вузы физической культуры и отсутствием надежных критериев оценки их профессиональной пригодности.

Цель исследования заключалась в повышении качества отбора абитуриентов в вуз для подготовки специалистов по направлению "Физическая культура" на основе разработки системы критериев профессиональной пригодности и технологии их использования.

Методика исследования. Для оценивания свойств личности, прямо или косвенно относящихся к значимым для успеха в профессиональной деятельности учителя физической культуры [5 - 9 и др.], была сформирована батарея тестов, которую условно можно разделить на три блока [1, 19, 20, 25 и др.]:

I. Педагогический блок. Оценивались перцептивные способности ("Умеете ли Вы влиять на других?" и "Какой Вы психолог?"), творческие способности ("Ваш творческий потенциал"), направленность личности (тест "Определение направленности личности"), психологическая устойчивость ("Трудно ли вывести Вас из равновесия?" и "Готовы ли Вы ко всяким неожиданностям?"), мотивы выбора профессии ("Мотивы выбора профессии"), педагогические способности ("Педагогические ситуации"), коммуникативные и организаторские способности ("Выявление и оценка коммуникативных и организаторских способностей"), аттенционные способности ("Красно-черная таблица"), конструктивные способности ("Конструктивные способности").

II. Блок общей физической подготовки. Оценивали уровень развития силовых способностей (подтягивание из виса на высокой перекладине - юноши), сгибание и разгибание рук в упоре лежа - девушки), скоростно-силовые качества (бег 100 м), выносливость (бег 3000 м - юноши, 2000 м - девушки) и умение плавать (плавание 50 м).

III. Психологический блок, включающий оценку: психических состояний (агрессивность, фрустрация и ригидность), оригинальности мышления по тесту Торренса, уровня психоэмоционального состояния (психическая работоспособность и психовегетативный тонус), психологических свойств личности (тест MMPI: ипохондрия, депрессия, истерия, психопатия, паранойя, психастения, шизофрения, гипомания).

Тесты этих трёх блоков (всего - 33) были проверены на прогностическую значимость исходного уровня, информативность и стабильность с целью выделения из них оптимально соответствующих всем трём критериям.

Для определения прогностической значимости исходного уровня показателей используемых тестов рассчитывали коэффициенты корреляции Спирмена между показателями тестирования абитуриентов 2000 г. и уровнем их профессиональных знаний, умений, оценкой по практике и интегральным показателем успешности обучения на каждом из четырех курсов.

Основным критерием прогностической значимости показателей тестов являлась их достоверная корреляционная взаимосвязь с интегральными показателями успешности обучения и оценками, полученными за прохождение педагогических практик как видов деятельности, предположительно являющихся будущей работой тестируемых.

Уровень профессиональных знаний определяли оценкой, полученной студентами в конце учебного года за сдачу экзаменов "Введение в специальность" (1-й курс), "Основы профессиональной деятельности" (2-й курс), результатами тестирования знаний по специализации в рамках государственной аттестации вуза (3-й курс) и государственного междисциплинарного экзамена (4-й курс).

Уровень профессиональных умений определяли как среднее арифметическое оценок, полученных студентами по предметам: гимнастика, легкая атлетика, подвижные игры, футбол и туризм - 1-й курс; гимнастика, легкая атлетика, плавание, баскетбол и гребля - 2-й курс; гимнастика, волейбол, настольный теннис, бадминтон, плавание и общая физическая подготовка - 3-й курс; написание и защита выпускной квалификационной работы - 4-й курс (оценки, полученные за теоретическое знание предмета, не учитывались).

В конце учебного года (летом) первокурсники в течение двух недель (36 ч) проходили практикум в детских дошкольных учреждениях, студенты 2-го курса - на летних оздоровительных площадках (48 ч). В период прохождения практикумов они проводили общеразвивающие упражнения, подвижные и спортивные игры, принимали участие в организации и проведении физкультурных мероприятий. Оценка прохождения практикума засчитывалась как оценка по педагогической практике. Студенты 3-го и 4-го курсов шестинедельную педагогическую практику (216 и 210 ч соответственно) проходили в общеобразовательных школах.

Интегральным показателем успешности обучения являлось среднее арифметическое значение суммированных показателей профессиональных знаний, умений и оценки по практике.

Для определения информативности используемых тестов рассчитывался коэффициент корреляции Спирмена между показателями тестирований и уровнем знаний, умений, оценкой по практике и интегральным показателем ежегодно в течение первых трех лет обучения.

Для определения стабильности показателей используемых тестов рассчитывались коэффициенты корреляции Спирмена между следующими показателями:

- тестирования абитуриентов 2000 г. и показателями их повторного тестирования в конце 1-го курса обучения;

- показателями повторного тестирования в 2001 г. и тестирования через год обучения (в конце второго курса);

- повторного тестирования в 2002 г. и следующего тестирования через год обучения (в конце 3-го курса).

Результаты исследования. Оптимизация процесса оценки профессиональной пригодности невозможна без знания требований, предъявляемых профессией к определенным свойствам личности. В связи с этим определение уровней развития и модельных характеристик педагогических способностей, психологических особенностей и мотивов выбора профессии, а также ориентация на конкретные величины этих характеристик при диагностике профессиональной пригодности приобретают особо важное значение.

Уровни развития исследуемых показателей определяли на основе метода с использованием средних значений и стандартных отклонений [11, 21]. В результате тестирования 384 респондентов (101 абитуриент факультета "Физическая культура" 2000 г., 91 студент-первокурсник этого же факультета, 95 студентов-первокурсников факультета "Спорт", 56 студентов-первокурсников факультета "Адаптивная и оздоровительная физическая культура" 2001/2002 учебного года, 41 учитель физической культуры) были рассчитаны значения пяти уровней развития изучаемых показателей, представленные в табл. 1 (в таблицу включены только те показатели из 33 тестов, которые в дальнейшем оказались прогностически значимыми).

Таблица 1. Уровни развития изучаемых психологических особенностей, педагогических способностей и мотивов выбора профессии (п=384)

Показатели Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий
1 Направленность личности: на депо 20 и ниже 21-26 27-32 33-38 39 и выше
2 Направленность личности: на общение 22 и ниже 23-25 26-29 30-32 33 и выше
3 Проф. мотивы: внутренние индивидуально значимые 13 и ниже 14-18 19-22 23-27 28 и выше
4 Проф. мотивы: внешние положительные 11 и ниже 12-14 15-16 17-19 20 и выше
5 Проф. мотивы: внешние отрицательные 10 и ниже 11-12 13 14-15 16 и выше
6 Готовность к неожиданностям 5 и ниже 6-7 8 9-10 11 и выше
7 КОС: коммуникативные способности 7 и ниже 8-10 11-14 15-17 18 и выше
8 КОС: организаторские способности 10 и ниже 11-12 13-15 16-17 18 и выше
9 Таблица Грабова: распределение внимания 433 и выше 375-432 317-374 259-316 258 и ниже
10 Таблица Грабова: переключение внимания 418 и выше 315-417 212-314 109-211 108 и ниже
11 Конструктивные способности 1139 и выше 1027-1138 915-1026 803-914 802 и ниже
12 ОФП 38 и ниже 39-60 61-82 83-104 105 и выше
13 Фрустрация 3 и ниже 4-6 7-10 11-13 14 и выше
14 Ригидность 4 и ниже 5-8 9-12 13-16 17 и выше
15 Психологическая работоспособность 22 и выше 19-21 16-18 13-15 12 и выше
16 Оригинальность мышления 6 и ниже 7-9 10-12 13-15 16 и выше
17 MMPI: ипохондрия 30,25 и ниже 30,26-39,44 39,45-48,63 48,64-57,82 57,83 и выше
18 MMPI: психастения 6,82 и ниже 6,83-23,02 23,03-39,22 39,23-55,42 55,43 и выше
19 MMPI: гипомания 33,43 и ниже 33,44-45,24 45,25-57,05 57,06-68,86 68,87 и выше

Для определения модельных характеристик изучаемых свойств личности в период с 2000 по 2003 г. были протестированы 41 учитель физической культуры, добившиеся успеха в профессиональной деятельности, т. е. имеющие классификационный разряд не ниже 13-го. Определялись модельные характеристики педагогического и психологического блоков. Блок общей физической подготовки в тестировании учителей физической культуры не использовался в силу возрастных особенностей тестируемых. В качестве модельных характеристик представлены усредненные значения педагогических способностей и психологических особенностей учителей физической культуры высокой квалификации. Конкретные числовые значения были сопоставлены с выявленными уровнями развития педагогических способностей, психологических особенностей и мотивов выбора профессии, приведена их оценка в баллах по шкале интегрального показателя (табл. 2).

Анализ полученных результатов показал, что современного успешного учителя физической культуры характеризуют следующие показатели: высокий уровень психологической работоспособности; выше среднего - направленность личности на дело, организаторские способности, распределение внимания; средний уровень фрустрации, оригинальности мышления, психастении, гипомании, внутренних индивидуально значимых и внешних положительных мотивов выбора профессии, готовности к неожиданностям, коммуникативных, конструктивных способностей и переключения внимания; ниже среднего - ригидности, ипохондрии, направленности личности на общение, внешние отрицательные мотивы выбора профессии.

Предложенный перечень модельных характеристик, безусловно, нельзя рассматривать как полный из-за отсутствия некоторых существенных показателей. Со временем он будет дополняться и совершенствоваться. Однако, используя его, можно оценить потенциал будущих учителей физической культуры, выявить их сильные и слабые стороны и наметить пути профессионального совершенствования.

Результаты исследования прогностической значимости исходного уровня, информативности и стабильности тестов позволили выделить 19 из них, наиболее объективно оценивающих перспективность абитуриентов факультета "Физическая культура" КГУФКа (см. табл. 1). 11 из них характеризуют свойства личности, от которых зависит успех в работе педагога, 7 тестов отражают уровни развития психологических свойств личности.

Анализ результатов взаимосвязи между показателями тестирований 2000 и 2001, 2001 и 2002, 2002 и 2003 гг. позволил установить, что 4 из них имеют высокую степень стабильности, 2 - выше среднего, 5 - среднюю, 6 - ниже среднего.

При отборе абитуриентов необходимо обращать особое внимание на показатели тестов, имеющих высокую степень стабильности, так как отражаемые ими качества, как правило, генетически обусловлены и в процессе учебы слабо поддаются развитию или не развиваются вообще. Например, если абитуриент имеет низкий уровень психологической работоспособности, а от неё, как показали результаты исследований, во многом зависит успех профессиональной деятельности, то в процессе обучения и работы по специальности уровень его психологической работоспособности не разовьется до высокого. И, наоборот, на показатели тестов, имеющих низкую степень стабильности, следует обращать меньше внимания, поскольку отражаемые ими качества могут развиться до оптимального уровня в процессе обучения.

Прогноз профессиональной перспективности абитуриентов осуществлялся на основе анализа показателей, лимитирующих успех в работе учителя физической культуры. Прогнозирование на основе нормативных шкал и суммарной оценки тестирования педагогических способностей, психологических особенностей и мотивов выбора профессии делает систему отбора более простой, надёжной и пригодной для практического использования [4].

Выделенные 19 показателей тестирования имеют разную степень ценности для профессионального отбора студентов. С целью определения оптимального количества тестов были сформированы три варианта батарей тестирования, различающиеся по количеству тестов и сложности проведения тестирования.

В первый вариант, состоящий из трех блоков тестов, вошли все 19 исследованных показателей тестирования.

Исключением показателей с невысоким уровнем информативности и стабильности был сформирован второй вариант блока тестов:

- педагогический блок - направленность личности на дело, направленность личности на общение, внешние положительные мотивы выбора профессии, внешние отрицательные мотивы выбора профессии, готовность к неожиданностям и распределение внимания;

- блок общей физической подготовки - интегральный показатель уровней развития выносливости, силовых, скоростно-силовых способностей и умения плавать;

- психологический блок - фрустрация, психическая работоспособность, оригинальность мышления, ипохондрия, психастения и гипомания.

В третий вариант вошли 5 показателей тестирования, имеющих самую высокую информативность и стабильность:

- педагогический блок - направленность личности на дело и внешние положительные мотивы выбора профессии;

- блок общей физической подготовки - интегральный показатель уровней развития выносливости, силовых, скоростно-силовых способностей и умения плавать;

- психологический блок - психическая работоспособность и оригинальность мышления.

В связи с тем что по отдельности результаты тестов не определяют степени профессиональной пригодности и выражены в разных единицах измерения, возникла необходимость в создании интегрального показателя профессиональной пригодности абитуриента. Для этого потребовалось перевести их в баллы и суммировать. Перевод в баллы (от 0 до 5) результатов тестирования 384 респондентов осуществляли посредством использования модифицированной шкалы ГЦОЛИФКа [11].

Таблица 2. Модельные характеристики учителя физической культуры (п=41)

Характеристики М+ Балл Уровень
1 Направленность личности: на дело 34,8+5,4 3,5 выше среднего
2 Направленность личности: на общение 24,2+3,1 3,3 ниже среднего
3 Проф. мотивы: внутренние индивидуально значимые 21,0+7,0 2,7 средний
4 Проф. мотивы: внешние положительные 15,2+3,1 2,4 средний
5 Проф. мотивы: внешние отрицательные 11,7+2,9 2,9 ниже среднего
6 Готовность к неожиданностям 8,4+2,2 3,1 средний
7 КОС: коммуникативные способности 12,7+5,6 2,8 средний
8 КОС: организаторские способности 16,0+2,9 3,6 выше среднего
9 Таблица Горбова: распределение внимания 308+62 3,1 выше среднего
10 Таблица Горбова: переключение внимания 282+178 2,3 средний
11 Конструктивные способности 981+210 2,4 средний
12 Фрустрация 7,9+3,6 2,5 средний
13 Ригидность 8,5+3,0 2,9 ниже среднего
14 Психологическая работоспособность 11,0+4,2 3,3 высокий
15 Оригинальность мышления 10,9+2,5 2,6 средний
16 MMPI: ипохондрия 38,5±9,7 3,1 ниже среднего
17 MMPI: психастения 37,6+19,1 2,1 средний
18 MMPI: гипомания 54,5+12,3 2,8 средний

 Таблица 3. Прогностическая значимость интегральных показателей тестирования абитуриентов 2001 г. (п=64)

Показатели 1-й вариант 2-й вариант 3-й вариант
r p r p r p
Интегральный показатель тестирования.
Сумма оценок 1 -й и 2-й сессий
0,229 >0,05 0,387 <0,01 0,306 <0,05
Интегральный показатель тестирования.
Сумма оценок 3-й и 4-й сессий
0,320 <0,05 0,383 <0,01 0,371 <0,01
Интегральный показатель тестирования.
Сумма оценок 5-й и 6-й сессий
0,387 <0,01 0,433 <0,001 0,323 <0,01
Интегральный показатель тестирования.
Сумма оценок 1 -6-й сессий
0,386 <0,01 0,459 <0,001 0,375 <0,01

Таблица 4. Уровни интегрального показателя тестирования (п=384)

Уровень Низкий Ниже среднего Средний Выше среднего Высокий
Сумма баллов 24,98 и ниже 24,99-29,62 29,63-34,27 34,28-38,91 38,92 и выше

Таблица 5. Прогностическая значимость блоков тестирования (п=64)

Показатели М + r p
Сумма баллов тестов психологического блока.
Сумма оценок 1 -6-й сессий
14,9 + 2,5
77,7 + 31,8
0,376 <0,01
Сумма баллов тестов педагогического блока.
Сумма оценок 1 -6-й сессий
13,4 + 2,2
77,7 + 31,8
0,292 <0,05
Баллы теста ОФП.
Сумма оценок 1 -6-й сессий
2,0 + 0,7
77,7 + 31,8
0,200 >0,05

Для определения прогностической значимости интегральных показателей трех вариантов батарей тестирования в течение трех лет исследовалась корреляционная взаимосвязь между тремя интегральными показателями тестирования 64 студентов (набор 2001 г.) и суммой оценок, полученных ими на экзаменах в процессе обучения.

Основным критерием считался коэффициент корреляции интегрального показателя тестирования с суммой оценок экзаменов 1-3-го курсов обучения, а коэффициент корреляции интегрального показателя тестирования с суммами оценок отдельно по каждому из курсов рассматривались как дополнительные критерии.

Наиболее информативным оказался интегральный показатель второго варианта подборки тестов, где высокая корреляционная связь наблюдается как с основным, так и со всеми дополнительными критериями. Аналогичная картина прослеживается и для третьего варианта, но с более низкими показателями коэффициентов корреляции (табл. 3).

Результат корреляционного анализа интегрального показателя первого варианта подборки тестов с успешностью обучения на 1-м курсе оказался недостоверным (r=0,229, р>0,05), что вместе со сложностью проведения этого варианта тестирования говорит о недостаточной целесообразности его использования.

Таким образом, оптимальным вариантом батарей тестирования следует признать второй (но при дефиците времени и трудозатрат возможно использование третьего варианта).

В целях оптимизации процесса профессионального отбора необходимо определение уровней профессиональной пригодности (в нашем случае - уровни интегрального показателя), которые определялись на основе метода с использованием средних значений и стандартных отклонений [10, 21]. На основании тестирования 384 респондентов были рассчитаны значения пяти уровней интегрального показателя тестирования (табл. 4).

Из 64 абитуриентов 2001 г. у 6 зарегистрированы высокий и выше среднего уровни интегрального показателя тестирования, у 28 - средний, у 26 - ниже среднего и у 4 - низкий уровень развития интегрального показателя тестирования. При этом процент их отсева из числа студентов, отчисленных из вуза к 4-му курсу по неуспеваемости, составил: у студентов с высоким и выше среднего уровнями интегрального показателя тестирования - 0 %; средним - 7,1 %; ниже среднего - 34,6 %; низким - 75 %.

Результаты анализа свидетельствуют о том, что перспективных абитуриентов характеризуют высокий и выше среднего уровни интегрального показателя тестирования, а абитуриенты с его низким и ниже среднего уровнями имеют меньше перспектив успешно закончить обучение.

Для определения наиболее прогностически значимого блока тестов нами были рассчитаны коэффициенты корреляции Спирмена между суммами баллов тестирования 64 студентов-первокурсников (в период первого месяца обучения) 2001 г. отдельно по каждому из трёх блоков и суммой оценок экзаменов, полученных ими в течение трёх лет обучения на факультете "Физическая культура" КГУФКа (табл. 5).

Как следует из табл. 5, при профессиональном отборе наибольшее значение надо отдавать тестам психологического блока (r=0,376, р<0,01), т. е. уровням развития фрустрации, психической работоспособности, оригинальности мышления, ипохондрии, психастении и гипомании.

При долгосрочном профессиональном прогнозе необходимо учитывать весь комплекс факторов, предопределяющих успешность, максимальную результативность и востребованность будущих педагогов физической культуры, что позволит не только сократить время адаптации молодых специалистов, но и повысить их приток в сферу планируемой профессиональной деятельности, сэкономит бюджетные средства, затраченные на профессиональную подготовку.

Психологические особенности и педагогические способности личности будущего квалифицированного педагога обладают разной степенью стабильности. При этом структура психологических особенностей и педагогических способностей личности будущих педагогов достаточно подвижна: состав компонентов может изменяться, что ведет к перестройке способностей, так называемой "компенсации способностей".

Таким образом, если абитуриент по предложенным нами индивидуально-психологическим показателям не подходит для педагогической деятельности, но при этом всё же имеет желание и возможность обучаться по направлению "Физическая культура", мы сможем учесть степень проявления данных показателей и применить дифференцированный подход с последующей промежуточной коррекцией в процессе профессиональной подготовки. В первую очередь это касается показателей, имеющих низкую (организаторские способности и распределение внимания) и ниже среднего (направленность личности на общение, внутренние индивидуально значимые и внешние отрицательные мотивы выбора профессии, переключение внимания, конструктивные способности и гипомания) степени стабильности. Развив данные способности в процессе обучения в вузе, студенты-выпускники, возможно, найдут применение своим знаниям и умениям в схожих по определенным компонентам профессионализма видах деятельности, таких как инструктор по физическому воспитанию, фитнесу, организация и проведение спортивно-массовых мероприятий, деятельность в области экономики, управления и менеджмента.

Абитуриенты, которые по итогам тестирования рекомендованы для подготовки по направлению "Физическая культура", могут в условиях эффективного психолого-педагогического сопровождения усилить свои слабые стороны, т. е., максимально приблизить свои показатели к модельным характеристикам. Кроме того, поскольку наличие психолого-педагогической предрасположенности к педагогической деятельности в сфере физической культуры не гарантирует успешности обучения по направлению "Физическая культура", более внимательное отношение к "ценным для педагогики" студентам со стороны преподавателей уменьшит риск потери, отсева подобных студентов в процессе обучения в вузе.

Заключение. Для определения уровня профессиональной пригодности абитуриентов, поступающих в вуз на факультет "Физическая культура", целесообразно до начала сдачи вступительных экзаменов провести психолого-педагогическое тестирование. Это позволит выявить и рекомендовать к зачислению в число студентов тех абитуриентов, которые имеют более высокий уровень интегрального показателя профессиональной пригодности. Абитуриентам, у которых этот показатель низкий, следует отказать в подобной рекомендации.

Литература

1. Альманах психологических тестов. - М.: КСП, 1995. - 400 с.

2. Барабанов А. Г. Высшее физкультурное образование. Проблемы и решения / А. Г. Барабанов. - М.: ФОН, 1995. - 192 с.

3. Бердичевская Е. М. Медико-биологические основы спортивной ориентации и отбора в процессе обучения студентов института физической культуры / Е. М. Бердичевская // Современные проблемы физической культуры и олимпийского движения : Материалы конференции. - Ростов-на-Дону, 1994. - С. 7-8.

4. Булгакова Н. Ж. Отбор и подготовка юных пловцов / Н. Ж. Булгакова. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 191 с.

5. Бурханов А. И. Формирование личностных качеств и организаторских умений у будущего учителя физической культуры / А. И. Бурханова // Теория и практика физ. культуры. - 1991. - № 6. - С. 42 - 43.

6. Вершловский С. Г. Профессиональная деятельность учителя физической культуры. - М., 1987. - 183 с.

7. Выдрин В. М. Исследование профессионально-педагогической пригодности будущих учителей физической культуры / В.М. Выдрин, Ф. И. Собянин // Теория и практика физ. культуры. -1993. - № 3. - С. 7-8.

8. Гогунов Е. Н. Профессионально-психологическая компетентность специалиста по физической культуре и спорту / Е. Н. Гогунов // Теория и практика физ. культуры. - 2005. - № 4. - С. 42-44.

9. Громкова М. Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности: учеб. пособие для вузов / М. Т. Громкова. - М.: ЮНИТИДАНА, 2003. - 415 с.

10. Захаров Н. Н. Профессиональная ориентация школьников: учеб. пособие для пед. институтов / Н. Н. Захаров. - М.: Просвещение, 1988. - 269 с.

11. Зациорский В. М. Теоретические и метрологические основы отбора в спорте / В. М. Зациорский, Н. Ж. Булгакова. - М., 1980. - 41 с.

12. Зволинская Н. Н. Путь к идеалу высшего физкультурного образования / Н. Н. Зволинская, В. И. Маслов // Теория и практика физ. культуры. - 1994. - № 3-4. - С. 2-8.

13. Ивкин Г. В. Особенности проведения экзаменов у будущих учителей физической культуры / Г. В. Ивкин, В. И. Ковалев // Теория и практика физ. культуры. - 1994. - № 12. - С. 36-37.

14. Космина И. П. Профессионализм деятельности преподавателя спортивно-педагогической кафедры, вуза физической культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук / И. П. Космина. - М., 1993. - 22 с.

15. Костюченко В. Ф. Размышление о подготовке и переподготовке кадров и не только об этом / В. Ф. Костюченко // Теория и практика физ. культуры. - 2002. - № 3. - С. 51-54.

16. Крайник В. Л. Формирование учебной деятельности будущего учителя физической культуры / В. Л. Крайник // Физическая культура: воспитание, образование, культура. - 2004. - № 3. - С.17-20.

17. Кузьмина Н. В. Согласование требований государственных образовательных стандартов к уровню профессионального образования преподавателей, педагогов, учителей, воспитателей: метод. реком. / Н. В. Кузьмина, В. В. Карпов, Л. Е. Варфоломеев. - М., СПб., 1998. - 72 с.

18. Кузьмина Н. В. Основы общей и прикладной акмеологии: учеб. пособие / Н.В. Кузьмина. - М., 1995. - 263 с.

19. Левченко М. В. Психологические особенности готовности абитуриентов к учению в педагогическом вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук / М.В. Левченко. - Киев, 1976. - 32 с.

20. Мухамедалиев Абдували. Структура качеств, профессионально значимых для деятельности преподавателя физического воспитания и тренера: автореф. дис. ... канд. пед. наук / А. Мухамедалиев. - М., 1980. - 24 с.

21. Спортивная метрология: учебник для ин-тов физ. культуры / под ред. В. М. Зациорского. - М.: Физкультура и спорт, 1982. - 256 с.

22. Сургучев В. А. Обоснование критериев отбора абитуриентов физкультурных вузов / В. А. Сургучев // Система подготовки и повышения квалификации кадров по физической культуре и спорту: тез. докл. конф. по теме. - М., 1990. - Ч. 1. - С.53-54.

23. Тарасенко А. А. Организационно-методические проблемы процесса обучения студентов в педагогическом комплексе "колледж-вуз" / А. А. Тарасенко, И. В. Тихонова // Труды научно-исследовательского института проблем физической культуры и спорта КубГАФК. - Краснодар, 1998. - С. 261-266.

24. Чесноков Н. Н. Довузовская подготовка в системе непрерывного физкультурного образования: автореф. дис. ... докт. пед. наук / Н. Н. Чесноков. - М.: РГАФК, 1998. - 46 с.

25. Эткинд А. М. Цветовой тест отношений // А. М. Эткинд / Общая психодиагностика. - М.: 1987. - С. 221 - 227.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!