|
ИЗМЕНЕНИЕ УРОВНЯ ИННОВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ПЕРЕПОДГОТОВКИ
М. Н. Исаков Ключевые слова: система образования, управление, преобразование. Одной из задач управления системой образования является повышение уровня инновационной готовности учителей (в дальнейшем ИГ). Практика проведения экспериментов в области образования показала, что не все учителя принимают различные инновационные преобразования. На наш взгляд, одна из эффективных форм воздействия на повышение уровня ИГ - курсы повышения квалификации, если они являются инновационными по сути; отражают современные дидактические подходы; имеют ориентацию на реальную практику жизнедеятельности. В нашем случае проблемы без отметочной аттестации рассматривались на курсах повышения квалификации ПГПУ с позиций Концепции модернизации образования с опорой на понятия предметной (профессиональной) и коммуникативной компетентностей развивающего обучения. ИГ в исследовании мы рассматривали как отражение отношения педагогов к внедряемым инновациям. Ориентируясь на исследования в других областях деятельности, например в системах управления производством предприятий, мы предположили, что ИГ учителей физической культуры имеет низкий или в лучшем случае средний уровень. Исходя их нормативно правовых и нормативно методических, ориентирующих педагогов на инновационную деятельность, мы определили модель инновационной готовности учителя (в дальнейшем - МИГ). МИГ предполагает, что учитель понимает и принимает ключевые позиции, отраженные в анкете "закрытого" типа: 1) хорошее знание Концепции модернизации образования в России; 2) физическая культура в обществе выполняет развивающую, раскрывающую, образовательную и адаптирующую функции; 3) спорт выполняет развивающую, раскрывающую, развлекающую и адаптирующую функции; 4) наиболее влияющими факторами формирования двигательных действий учеников являются самоконтроль, поисковая деятельность, субъектность деятельности; 5) ученик для учителя на уроке является партнером в деятельности; 6) в отношениях с учеником учитель является педагогом; 7) ученик вне урока является личностью и индивидуальностью; 8) основными целями оценивания деятельности ученика на уроке являются самовыражение ученика, определение уровня успешности, стимулирование действий ученика; 9) предпочтительно ситуативное использование учителем оценки и самооценки учеников как формы контроля; 10) на уроке учитель, выдавая задание, использует обратную связь для контроля, оценивает исключительно результат; 11) предпочитает знаковые отметки. Необходимые, с нашей точки зрения, вопросы данных блоков отражают МИГ. Далее мы пропорционально транслировали модель на возможные результаты, исходя из 100 %-ного соответствия МИГ, и получили шкалу, где 100 % полное соответствие 11 признакам, 80 % - 9 признакам, 60 % - 7, 40 % - 5, 20 % - 3. От 80 до 100 % определили как высокий уровень; от 40 до 60 % - как средний; от 20 до 40 % - как низкий. Одновременно проводились качественный и количественный анализы соответствия ответов учителей МИГ. Социологические замеры производились до и после обучения педагогов на курсах повышения квалификации по инновационной теме "Совершенствование системы оценивания на уроках физической культуры". Структура и программа обучения по данной теме соответствовали Концепции модернизации и Концепции профильного обучения. Интерпретация проведена на результатах случайной выборки, анализировались достоверные различия на уровне р < 0,05. Итоги количественного анализа совпадений ответов учителей МИГ выявили предполагаемое от ношение учителей к инновационной деятельности. При сопоставлении результатов, полученных до эксперимента с МИГ, наблюдается низкий уровень ИГ учителей (от 20 до 30 %, достоверность различий на уровне р < 0,05). При сопоставлении результатов полученных после обучения на курсах повышения квалификации с МИГ наблюдалось распределение слушателей по группам: у 25 человек уровень ИГ составляет 40 % и чуть выше, у 20 человек - от 40 до 20 %, у 9 человек - ниже 20 % (достоверность различий на уровне р < 0,05). Уровень инновационной готовности учителей дифференцировался, но остается на низком или среднем уровне. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |