КОНСУЛЬТАЦИИ



ИЗМЕНЕНИЕ УРОВНЯ ИННОВАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

М. Н. Исаков
Пермский государственный педагогический университет, Пермь

Ключевые слова: система образования, управление, преобразование.

Одной из задач управления системой образования является повышение уровня инновационной готовности учителей (в дальнейшем ИГ). Практика проведения экспериментов в области образования показала, что не все учителя принимают различные инновационные преобразования.

На наш взгляд, одна из эффективных форм воздействия на повышение уровня ИГ - курсы повышения квалификации, если они являются инновационными по сути; отражают современные дидактические подходы; имеют ориентацию на реальную практику жизнедеятельности. В нашем случае проблемы без отметочной аттестации рассматривались на курсах повышения квалификации ПГПУ с позиций Концепции модернизации образования с опорой на понятия предметной (профессиональной) и коммуникативной компетентностей развивающего обучения.

ИГ в исследовании мы рассматривали как отражение отношения педагогов к внедряемым инновациям.

Ориентируясь на исследования в других областях деятельности, например в системах управления производством предприятий, мы предположили, что ИГ учителей физической культуры имеет низкий или в лучшем случае средний уровень.

Исходя их нормативно правовых и нормативно методических, ориентирующих педагогов на инновационную деятельность, мы определили модель инновационной готовности учителя (в дальнейшем - МИГ).

МИГ предполагает, что учитель понимает и принимает ключевые позиции, отраженные в анкете "закрытого" типа:

1) хорошее знание Концепции модернизации образования в России;

2) физическая культура в обществе выполняет развивающую, раскрывающую, образовательную и адаптирующую функции;

3) спорт выполняет развивающую, раскрывающую, развлекающую и адаптирующую функции;

4) наиболее влияющими факторами формирования двигательных действий учеников являются самоконтроль, поисковая деятельность, субъектность деятельности;

5) ученик для учителя на уроке является партнером в деятельности;

6) в отношениях с учеником учитель является педагогом;

7) ученик вне урока является личностью и индивидуальностью;

8) основными целями оценивания деятельности ученика на уроке являются самовыражение ученика, определение уровня успешности, стимулирование действий ученика;

9) предпочтительно ситуативное использование учителем оценки и самооценки учеников как формы контроля;

10) на уроке учитель, выдавая задание, использует обратную связь для контроля, оценивает исключительно результат;

11) предпочитает знаковые отметки.

Необходимые, с нашей точки зрения, вопросы данных блоков отражают МИГ.

Далее мы пропорционально транслировали модель на возможные результаты, исходя из 100 %-ного соответствия МИГ, и получили шкалу, где 100 % полное соответствие 11 признакам, 80 % - 9 признакам, 60 % - 7, 40 % - 5, 20 % - 3. От 80 до 100 % определили как высокий уровень; от 40 до 60 % - как средний; от 20 до 40 % - как низкий.

Одновременно проводились качественный и количественный анализы соответствия ответов учителей МИГ.

Социологические замеры производились до и после обучения педагогов на курсах повышения квалификации по инновационной теме "Совершенствование системы оценивания на уроках физической культуры". Структура и программа обучения по данной теме соответствовали Концепции модернизации и Концепции профильного обучения.

Интерпретация проведена на результатах случайной выборки, анализировались достоверные различия на уровне р < 0,05.

Итоги количественного анализа совпадений ответов учителей МИГ выявили предполагаемое от ношение учителей к инновационной деятельности. При сопоставлении результатов, полученных до эксперимента с МИГ, наблюдается низкий уровень ИГ учителей (от 20 до 30 %, достоверность различий на уровне р < 0,05).

При сопоставлении результатов полученных после обучения на курсах повышения квалификации с МИГ наблюдалось распределение слушателей по группам: у 25 человек уровень ИГ составляет 40 % и чуть выше, у 20 человек - от 40 до 20 %, у 9 человек - ниже 20 % (достоверность различий на уровне р < 0,05). Уровень инновационной готовности учителей дифференцировался, но остается на низком или среднем уровне.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!