Abstract TO PROBLEM OF UNDERSTANDING AND FORMATION OF MOTOR SKILL Yu.V. Menkhin, Dr. Hab., professor The Moscow state academy of physical culture, Malakhovka Key words: motor activity, motor skill, dynamic stereotype. In the article the subject idea of the motor skill is given. In the author’s opinion it has rather essential value as it determines on the formation of which components of the motor skill and the construction of which of their connections the education should be directed to in order to have a certain required result.
|
К ПРОБЛЕМЕ ПОНИМАНИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ДВИГАТЕЛЬНОГО НАВЫКА
Доктор педагогических наук, профессор
Ю. В. Менхин Ключевые слова: двигательная активность, двигательное умение, динамический стереотип. Принято считать, что конечной целью обучения является формирование у обучаемого некоторой системы двигательной активности, облеченной в конкретную форму. Ее обычно называют двигательным действием. В зависимости от количественного и качественного состояния такой системы различают два ее уровня: "двигательное умение" (ДУ) и "двигательный навык" (ДН). Следует заметить, что понятие ДУ в подавляющем большинстве случаев или не рассматривается как самостоятельное или отождествляется с понятием ДН, что является грубой методологической ошибкой (о чем ниже). Что касается понятия "двигательный навык", то оно рассматривается и трактуется разными специалистами по-разному: одни (И. П. Павлов и его последователи) с позиции теории образования условных рефлексов, другие (Н. А. Бернштейн, Л. В. Чхаидзе и др.) с позиции теории формирования многоуровневой системы двигательных действий. С точки зрения физиологов, основывающейся на учении И. П. Павлова об условных рефлексах, двигательный навык - это "образовавшиеся и закрепившиеся до автоматизма в течение индивидуального опыта новые движения, представляющие собой двигательные условные рефлексы" [4, с. 104 -121;10, с. 238]. По Н. А. Бернштейну, "двигательный навык - это освоенное умение решать тот или иной вид двигательной деятельности" [2, с. 212]. В основе этого умения лежат сенсорные коррекции и ограничение суставных степеней свободы. По определению Н. А. Бернштейна, число степеней свободы подвижности и деформируемости определяет меру взаимной подвижности двух звеньев кинематической цепи. "Каждая степень свободы подвижности более или менее точно совпадает с отдельным независимым направлением (курсив мой - Ю. М.) подвижности в том или ином суставе... Степени свободы подвижности характеризуют собой не размах или количественную меру подвижности (например, сгибаемости на большее или меньшее число градусов в сочленении), а качественную меру многообразия направлений и форм этой подвижности, которое может в некоторых случаях оказаться очень большим и при умеренных количественных амплитудах" [1, с. 79-80]. На обеспечение этой должной степени подвижности, определяемой конкретной двигательной задачей, "дабы сделать конечность управляемой" и направлена активность человека, чтобы "непрерывно с самого первого момента бдительно выверять движение с помощью донесения органов чувств и вести его все время в узде соответствующих коррекций" [2, с. 211]. При этом "изучаемое движение нужно не один раз выполнить на самом деле, чтобы в действительности испытать все те ощущения, которые лягут в основу его сенсорных коррекций. Его нужно проделать много раз, чтобы чувствительные отделы мозга успели познакомиться со всем разнообразием отклонений и разновидностей... для всех предстоящих перешифровок" [2, с. 212]. В принципе, это и есть не что иное, как два вида дифференцировок - различения раздражителей и "выборочного" управления мышечной системой, - которые сопровождают двигательную деятельность "из-за такта" на всем пути и даже после ее завершения. Формирование двигательного навыка - многотрудная работа. Она протекает в несколько этапов, совпадающих с фазами формирования так называемого динамического стереотипа - функциональной системы временных связей (внутримозговых, центральных, центра с периферией и условиями внешней среды). Физиология выделяет три фазы формирования динамического стереотипа, внешним проявлением которых оказывается качественно и количественно разное состояние действия. Первая фаза характеризуется несбалансированностью возбудительного и тормозного процессов, преобладанием первого над вторым и захватом им тех участков мозга, которые не должны быть задействованы в обеспечении изучаемого двигательного действия. Главное - в этот момент (в начале фазы) нет необходимых дифференцировок, которые позволили бы различить с достаточной точностью заданные и получающиеся при попытках выполнить действие его количественные характеристики. Поэтому, если заданная структура сложна или у обучаемого нет достаточного двигательного опыта, который он мог бы использовать при построении новой двигательной структуры, задание не выполняется, действие вообще не получается или получается с большими искажениями, как мы говорим - с ошибками. Изучаемое действие может оказаться выполненным частично: например, бросок мяча кое-как сделан, но не достиг цели; или прыжок переворотом назад прогнувшись выполнен, но "на голову", а не на руки; в каждом элементе, которые должны составить технику выполнения, или в главных из них допускаются ошибки, приводящие к невыполнению или плохому выполнению. "Плохому" - значит кроме отмеченных ошибок неточному, неэкономичному (с лишним напряжением), с недостаточной согласованностью элементов действия - в целом нерезультативному. После такого "плохого" выполнения следует череда невыполнения действия (например, сальто) или нерезультативного выполнения (удар или бросок в цель). Несмотря на "иррадиацию" и так называемую "генерализацию" ("всеохватность" процесса возбуждения, вследствие чего возникает натуживание, нескоординированное напряжение мышц*) может произойти случайное выполнение действия. Но только в двух случаях: если есть достаточный двигательный опыт и похожие синергии (межмышечные отношения) и, обязательно, если есть достаточный по составу и уровню развития двигательный потенциал. Только тогда возникает такая - детерминированная (т. е. причинно обусловленная) случайность. Однако и она, оказывается, не обеспечивает высокой результативности, экономичности, качества и, главное, стабильности. Весьма важно, что нестабильность действия проявляется даже без каких-либо внешних помех, только за счет того, что не сформированы соответствующие координационные связи и сенсорные механизмы их коррекции. Все это возникает лишь в процессе повторения попыток выполнить действие. Но при обязательном условии, что по ходу обучения действие анализируется на предмет его соответствия заданной программе, выявления главных ошибок и применения таких методов, которые эти ошибки исправляют. О главных ошибках сказано не случайно. Как правило, за ними тянется целый шлейф ошибок второстепенных, не влияющих на саму возможность выполнения действия, но снижающих его качество. Поэтому устранение главной ошибки часто приводит к резкому улучшению результата, а второстепенные ошибки исчезают "сами собой". Пример: гимнаст изучает прыжок переворотом назад прогнувшись ("фляк") и при этом начинает действие подниманием (запрокидыванием) головы назад; в результате создаются неблагоприятные условия для махового поднимания рук, возникает так называемый "недомах" и, несмотря на то что все остальное (отталкивание, прогибание и др.) делается правильно, переворот не получается - вместо него происходит падение. Или: обучаемый, выполняя бросок мяча от груди двумя руками в кольцо, не выпрямляет их перед выпусканием мяча из рук; в результате локтевые суставы оказываются излишне свободными, это "сбивает" прицел и мяч в кольцо не попадает. В обоих этих случаях исправление названных 2 ошибок (всего лишь по одной в каждом случае), не обращая пока внимания на то, что гимнаст не оттягивает носки или выполняет мах не прямыми, а слегка согнутыми руками, а баскетболист при броске поднимается на носки, приводит к выполнению требуемого двигательного действия. Однако для того чтобы оно стало стабильным, нужны время и какое-то количество повторений, в процессе которых уточняются и становятся привычными соответствующие коррекции. В связи с этим весьма важно создать стандартность условий и соблюдать жесткие требования к одинаковости всех элементов действия. В силу пластичности коры головного мозга и несформированности координирующих механизмов изучаемое двигательное действие оказывается весьма вариативным практически по всем своим количественным параметрам, пространственной ориентированности и результативности (или качеству). Именно поэтому на первом этапе обучения необходимо использовать лишь один способ действия, выполнять его из одного и того же исходного положения, не вводить каких-либо сбивающих воздействий, а обеспечивать усвоение ориентировочной основы действия. Не умозрительной, а двигательной. В качестве грубого, но точного примера: для того чтобы изучить стойку на руках, нужно делать саму стойку, овладевать удержанием равновесия, а не пытаться изучать разные способы прихода в это положение (что, кстати, следует рассматривать как разные программы действия, осуществление которых приводит к формированию разных двигательных структур). На этом этапе обучения главным корректирующим методом является сопоставление (анализ) субъективных ощущений обучаемого и объективных признаков выполнения действия. Для начала, как сказано выше, внимание лучше сосредоточивать на ориентировочной основе и даже на отдельных опорных точках. Весьма эффективно для этого применение методов срочной количественной информации и технических средств. Например, телевизионного, графического, муляжного, динамометрического. Вторая фаза, называемая фазой концентрации, характеризуется более точной локализацией возбуждения в "нужной" области, большей сбалансированностью возбудительного и тормозного процессов и в связи с этим более точными двигательными дифференцировками. Это служит основой для возникновения четких координационных схем и их относительной устойчивости к действию сбивающих воздействий внутренней и внешней сред. Внешним проявлением таких функциональных преобразований оказывается исчезновение или уменьшение количества и величины ошибок в ориентировочной основе действия. Оно начинает выполняться точно, согласованно, относительно экономично и результативно, с хорошим качеством. Однако в силу того что пока еще для осуществления дифференцировок и коррекций требуется значительное сосредоточение и напряжение, координирующие механизмы не сохраняются долго - возникает запредельное торможение. Оно опять охватывает большую корковую зону. И снова возникают ошибки и неудачи. Вот почему результативность действия сохраняется лишь в 40-60 % повторных попыток выполнения. Правда, при этом основа информационной матрицы действия остается в пределах кратковременной памяти (Я. М. Коц, Ю. В. Менхин, 1970). После небольшого отдыха (но с достаточным восстановлением) обучение можно продолжить. Однако это тот случай (или момент в обучении), когда количеством повторений качество не достигается. Именно сейчас надо помогать организму в формировании четких координационных механизмов правильного выполнения действия. Поэтому обучать нужно при условии достаточно свежего, неутомленного состояния ученика. И продолжать сличение субъективной и объективной информации о выполнении предлагаемых заданий. В свою очередь, эти задания целесообразно продолжать сосредоточивать пока на ориентировочной основе действия, но акцентируя внимание уже лишь на главных опорных точках. В то же время высвобождение внимания исполнителя позволяет обратиться и к второстепенным деталям действия, которые могут исправить некоторые ошибки и усовершенствовать техническую основу. Например, в маховом сальто: если мах толчковой ногой выполняется недостаточно энергично, внимание обучаемого обращают на необходимость его выполнения с акцентом на оттягивании носка - всего лишь. Но в случае выполнения такого указания происходит более мощное напряжение всей задней поверхности бедра, а в результате - усиление маха и более быстрое перемещение ноги. В этой, второй, фазе действие уже практически освоено, по крайней мере в своей ориентировочной, базовой основе. Но оно подвержено ломке под действием сбивающих факторов. Тем не менее для активизации построения координационных механизмов и коррекций целесообразно аккуратно и осторожно специально вводить в обучение не столько сбивающие, сколько затрудняющие факторы. Они не должны ломать координацию, но по условиям выполнения предъявлять к исполнителю повышенные требования, вызывающие мобилизацию координационных резервов и за счет этого повышающих стабильность действия. Пример: гимнастка-художница изучает поворот на 7200 на носке одной ноги; во второй половине движения за счет опережающего поворота головы и соответствующего шейно-тонического рефлекса происходит изменение позы тела - гимнастка сгибается и тем самым останавливает вращение, "недокручивает" поворот. Если, наблюдая это, тренер введет дополнительное (казалось бы, мешающее действию) задание: перед моментом, когда происходит сгибание, посмотреть (даже не повернуть голову) в сторону, противоположную повороту, - сгибания тела не произойдет. Такого рода затрудняющими могут быть дополнительные действия, изменения условий опоры (зауженная, повышенная), изменение освещенности рабочего пространства, введение механических помех (например, выполнение упражнения вблизи стены), ограничение поля действия (например, вплотную к ограничительной разметке площадки), пассивная помеха партнера. Подчеркнем еще раз: при всем этом обучаемый должен находиться в неутомленном состоянии, обеспечивающем точное восприятие пространственно-временных характеристик условий и собственных действий с учетом их силовых параметров. Данная часть процесса обучения всегда предполагает выполнение всего действия целиком. Однако не исключено, что с целью уточнения двигательных представлений и повышения эффективности обучения специальное внимание в нем будет уделяться каким-либо деталям. И опять следует подчеркнуть, что на данном этапе главное - качество выполнения, а не количество повторений. Третью фазу физиологи называют фазой стабилизации. Здесь происходит окончательное закрепление схемы координационных отношений и установление той зоны их вариативности, в пределах которой вся скоординированная система мышечных синергий может существовать (проявляться) в обусловленных формах. Такая вариативность - обратная сторона стабильности системы. Однако надо иметь в виду, что и вариативность, и стабильность действия как системы, имеющей особое структурное построение, предполагает обязательное соответствие любого ее проявления в строго обусловленных формах (или границах). Например, на уровне бытовых рассуждений толчок штанги от груди в положениях лежа и стоя - одно и то же; толчок штанги в 20 и 100 кг - тоже один и тот же толчок. Между тем лежа и стоя штангу толкают разными способами, координационные схемы толчка легкой и тяжелой штанг - разные по сути. Поэтому с научной точки зрения в приведенных 4 вариантах "толчка" мы имеем дело с 4 разными двигательными действиями. А при соответствующем закреплении их механизмов - с разными двигательными навыками. Именно поэтому объемная работа даже с огромными весами в приседаниях- вставаниях и отдельно в выталкивании штанги лежа на наклонной опоре не формирует координации, необходимой для выполнения классического толчка штанги. Третья фаза формирования динамического стереотипа находит выражение в высоких уровнях точности, экономичности, качества и стабильности действий, а также устойчивости к действию сбивающих факторов. Однако следует понимать, что стабильность (одинаковость воспроизведения действия) и устойчивость (т. е. сохранность несмотря на сбивающие влияния) - это не одно и то же. Стабильность возникла в результате обучения за счет сохранения стандартности условий и способов выполнения, устойчивость - за счет прочности самой системы и ее вариабельности (т. е. возможности существования в определенных границах). На втором этапе в определенной мере этому способствовало (как рекомендовано выше) использование некоторых затрудняющих условий. Теперь же устойчивость системы можно повысить за счет введения в качестве условия выполнения именно сбивающих, мешающих факторов, которые будут вынуждать организм задействовать резервы координационных способностей. При таком построении обучения в коре головного мозга вновь произойдет иррадиация возбуждения (правда, меньшая по захвату "посторонних" зон). Однако за счет существования в памяти информационной матрицы действия и готовых механизмов сенсорных коррекций (также действующих лишь в определенных рамках) относительно легко будет происходить выбор ведущих раздражителей, соотнесение их с ориентировочной основой действия его потребной структуры - и оно даже в таких неблагоприятных условиях окажется воспроизведенным (может быть, и с некоторыми отклонениями, но в пределах допустимой вариативности). Поэтому в третьей фазе стандартность условий выполнения действия целесообразно сочетать с изменением их по координационному признаку (способу исполнения при сохранении базовой основы, исходным и конечным положениям), по силовому напряжению и удобству (например, выполнение стойки на руках на жесткой опоре с возможностью ее прочного захвата, но в то же время катящейся, но не качающейся, ибо в этом случае потребуется иной способ балансировки, иная координация - иной навык). Весьма важным признаком сформированности двигательного навыка ученые считают его автоматизированность, т. е. выполнение действия без сознательного управления совокупностью всех элементов действия и возможности сосредоточения на деталях действия. По вопросам автоматизации рефлексов и действий имеется довольно много суждений, основанных на теоретических концепциях, которые (пусть и без согласия друг с другом) построили И. П. Павлов, Н. А. Бернштейн, П. К. Анохин и пытались развивать их приверженцы. Однако следует заметить, что все авторы стараются объяснить картину, которую никто никогда не видел. И ссылки на так называемые "условные рефлексы", типа слюноотделительных или "выдрессированных" у животных, некорректны. (Правда, астрономы, не видя объекта, с достаточной точностью рассчитывают его местоположение. Но здесь-то тот случай, когда требуется не расчет, а очевидность процесса.) Вовсе не для того, чтобы оспорить утвердившиеся представления (мы не можем предъявить явного доказательства, лишь косвенные, как, впрочем, и авторы "автоматизации"), обратим внимание на следующие факты: на любом уровне владения двигательным действием в премоторной и моторной зонах коры головного мозга регистрируется электрическая активность, укладывающаяся в определенный рисунок соотношения осцилляции. И они со временем не меняются. Это значит, что, осуществляя движение, "мозг работает". Что не работает? Сознание? Вторая сигнальная система? Но обучаемый никогда не проговаривает, не описывает словами выполняемое действие ни в начале обучения, ни в конце. Это делает обучающий, дополняя и уточняя информацию о двигательном действии. Обучаемый же осуществляет действие на основе возникающего образа. Ему достаточно показать образец, даже не описывая его - действие будет выполнено. Дальше в дело идут коррекции. Постоянные. Не следует думать, что автор здесь отрицает значение слова в обучении. После овладения действием достаточно лишь назвать его в составе двигательной задачи, терминологически обозначить - и оно будет выполнено. Речь о том, что может "автоматизироваться". Если иметь в виду продолжительность осуществления действия отдельными составными частями механизма, то даже антиципация (предугадывание на основе имеющегося опыта) не может объяснить четкое и, главное, своевременное выполнение сложного движения спортсмена (например, отталкивания в опорных прыжках, на которое затрачивается до 0,09 с, или своевременности суставных движений, которая при перемещении на снаряде ограничена 0,03-0,05 с). Ведь, по данным Н. А. Бернштейна, "Волны возбуждения пробегают путь по двигательному нерву от "пусковой" клетки спинного мозга до мышцы за 3-4 мс. Нервная волна из одного полушария мозга в другое перемещается меньше чем за 1 мс. Мышцы способны откликаться сокращениями на толчки электрического тока быстрее 0,1 мс. Столько же примерно времени тратит волна нервного возбуждения для перехода с разветвленной одной нервной клеточки на другую" [2, с. 210]. Очень быстро! И все же долго, если иметь в виду время, за которое "проскакивают" установка, оценка, выбор и осуществление коррекции. Особенно если, по мысли строителей многоуровневой системы деятельности "информация вообще находится не в головном мозге, а где-то на более низких уровнях образований нервной системы" (cм., например [11]). Тем более (повторим приведенную ранее цитату) если "Способ сделать конечность управляемой только один: непрерывно (выделено мною - Ю. М.) с самого первого момента бдительно выверять движение с помощью органов чувств и вести его все время на узде соответствующих коррекций". Тем более что "раз внешние условия так изменчивы и движение возможно вести не иначе как на поводу у сенсорных коррекций, то даже при неоднократном повторении одного и того же движения двигательные импульсы от мозга к мышцам не будут раз от раза одинаковыми" [2, с. 211]. А быть может, смысл процесса "автоматизации" заключается "просто" в отсечении ненужной, неглавной для осуществления действия информации на этой основе обеспечения требующихся (по Н.А. Бернштейну) "степеней свободы"? Ведь если гимнаст отталкивается ногами с требуемым усилием, в четко определенном направлении, наклоняя и прогибая (а не сгибая) туловище, у него при любом сочетании других элементов действия, даже без маха руками, все равно произойдет "переворачивание через голову"; и для техничного "переворачивания" нужно бы (как требуется) согнуть ноги, или сохранить прямое положение?.. Мы опять возвращаемся к ориентировочной основе ДД - всего лишь к 2-3 элементам действия. Повторим: данное сомнение высказано не для ревизии теории автоматизации двигательных действий, а лишь для того, чтобы в сравнении с ней показать, что более объективным, практически значимым и главное - наблюдаемым является признак стабильности двигательного навыка - крайне необходимой для обеспечения двигательной деятельности и главное легкодоступной для анализа, оценки и внесения соответствующих коррективов в процессе совершенствования. О совершенствовании двигательного навыка следует сказать особо. Если двигательный навык представляет собой стабильную и автоматизированную систему временных связей и их сенсорных коррекций, действующих в определенном диапазоне, то что в таком случае может совершенствоваться? Баскетболист 100 раз из 100 возможных попадает в кольцо с линии штрафного броска (и каждый раз "чисто", не касаясь дужки); гимнаст 50 раз подряд с высшей экспертной оценкой - 10 баллов - выполняет круг двумя ногами на коне или большой оборот на перекладине (а ему за три дня соревнований их надо "накрутить" всего-то 10-12). - Что и как совершенствовать? Или "забыть" и все начать с начала? И вообще зачем? Ставя задачу совершенствования навыка, изменяют условия выполнения действия как его значимой подсистемы. Но тогда, при усложнении или упрощении условий - все равно, изменится и структура действия. И хотя, вероятно, сохранится его ориентировочная основа, но сенсорные коррекции потребуются другие. Однако если иметь в виду, что сенсорика тоже входит составной частью в двигательное действие как систему, то надо, вероятно, отнестись к такому новому проявлению двигательной активности, как к иному действию. Некоторые авторы рассматривают такие перестройки как экстраполяцию, т. е. приспособление к новым условиям. Возможно, это и справедливо, и обоснованно. Но вот почему-то сальто, выученное и выполняемое на батуте, не переносится само собой на ковер для вольных упражнений и тем более на узкое бревно, а изученный на перекладине соскок сальто не уберегает гимнаста от падения при соскоке (вроде, таком же) с колец, если не прибегнуть к новому обучению. Может быть, правильнее все же рассматривать такие случаи как отражающие разные действия и разные навыки, хотя и называемые одинаковыми терминами? А вот что, безусловно, нужно совершенствовать в двигательном навыке, так это его надежность. Навык должен обладать двумя видами надежности: координационной и функциональной. Координационная надежность навыка определяется стабильностью его временных, пространственных и силовых параметров вариабельно (т. е. со способностью целенаправленно изменяться) проявляемых в таком конкретном диапазоне внешних условий, который обусловлен самой возможностью существования. Выше этот аспект рассматривался. Функциональная надежность навыка гарантирована развитием функциональных систем организма, обеспечивающих энергетику навыка, на уровне, который превышает тот, который требуется для ординарного выполнения упражнения, в соединении комбинированной или комплексной деятельности, а еще лучше - на остаточном для экстремальных ситуаций. Некоторые авторы называют такое состояние "функциональной избыточностью", что в смысловом отношении похоже на "излишество", "ненужность". Однако дело не в названии. Необходимость функциональной надежности навыка возникает в связи с тем, что спортивная деятельность практически никогда не заканчивается единичным проявлением навыка (даже штангисты демонстрируют его в чередующихся сериях разминочных и соревновательных попыток в условиях повышенной психической напряженности и действия сбивающих факторов). Подавляющее большинство видов спорта содержат в себе деятельность комбинированную. Между тем проявить навык в одной, даже ответственной, попытке и в составе комбинированной работы - далеко не одно и то же: время удержания "креста" на кольцах уменьшается, а ошибки существенно возрастают. По данным наших исследований [5] и общедоступных публикаций, функциональные затраты на выполнение стандартных двигательных действий в условиях тренировки на 6-22,7 % ниже, чем на соревнованиях. Это значит, что в условиях тренировок функциональная подсистема двигательного навыка не развивается до такого уровня, который требуется проявить в условиях соревнований. Поэтому функциональная надежность технических навыков, формируемых на тренировках, не обеспечена. Она не может быть обеспечена дискретными подходами к выполнению отдельных действий и соединений, если требуется их продолжительное выполнение в составе комбинации. Некоторая компенсация возможна только за счет включения жизненно важных резервов и, если получится (но вряд ли), утончения сенсорных координаций (А за счет чего? Повышенной возбужденности? - Так ее надо "усмирять", иначе точно действия не выполнить.) Таким образом, получается, что гимнаст в подобной ситуации будет работать "на износ". А если иметь в виду потребную для соревнований систему двигательного навыка, то ее и надо рассматривать как комбинационную, а не ординарную навыковую систему. Иначе говоря, в деятельности типа многоборной гимнастической требуется комбинационный двигательный навык, а все действия, его составляющие, хоть и навыкового уровня, лишь элементы этого сложного навыка. Следовательно, для формирования такого двигательного навыка требуется четвертая фаза - фаза обеспечения его функциональной надежности. Н. В. Зимкин справедливо замечает, что в ряде видов спортивной деятельности динамический стереотип не закрепляется, не доходит до уровня навыка - так многообразны условия его проявления. Значит, и не надо в таких случаях доводить владение действием до уровня навыка! Как не надо обучать школьников с 1-го по 11-й класс кувырку вперед с призрачной целью формирования "безошибочного" и стабильного выполнения, а рассматривая обучение данному действию лишь как промежуточное в подготовке к овладению сложными вращениями. И это весьма важно понимать при организации процесса обучения, потому что, как показано выше, двигательное действие может быть проявлено на 4 уровнях освоенности: случайного проявления, умения, навыка координационно надежного, навыка функционально надежного. О случайном (но детерминированном) действии сказано выше. Дадим определение другим уровням. Двигательное умение - относительно стабильная, но не устойчивая к действию сбивающих факторов система двигательных действий, осуществляемая при сознательном управлении ее элементами. Двигательный координационно надежный навык - стабильная, маловариативная, устойчивая к воздействию сбивающих факторов система двигательных действий, осуществляемая при ее сознательном управлении ее ведущими элементами. Двигательный функционально надежный навык - то же, что координационно надежный навык, обеспеченный функциональным потенциалом, превышающим уровень, минимально потребный для проявления навыка в комплексной (комбинированной) деятельности. Оценивая эти качественные уровни функционирования организма с позиции физиологии, а не фантазии, цепочку в жизнеобеспечении более обоснованно представлять в таком порядке: рефлекс - умение - навык - деятельность. Если же представить себе дескриптивную схему строения двигательного навыка как системы, то она может быть выражена схемой. Согласно этой схеме исходной ориентирующей целью формирования двигательного умения и навыка является внешне оформленный образ, который возникает в результате "обыкновенной" фантазии или ее "научной организации" - моделирования. И в том, и в другом случае определяется кинематическая подсистема, включающая составные части образа и их связи, т. е. структуру. Кинематическая подсистема определяет смысловой состав образа: содержащиеся в нем элементы действия - позные и переместительные двигательные акты, осуществляемые звеньями тела, направления их движений, амплитуды и пути перемещений, скорости, величины суставных углов, исходные, промежуточные и конечные позы тела, фиксируемые в определенные пространственно-временные моменты, а также сочетания и согласования действий в различных суставах; пути и траектории перемещений тела и их ориентированность в рабочем пространстве; характеристики взаимодействий с используемыми предметами (снарядами). В дополнение к этому кинематика может включать художественные характеристики образа - пластичность, утонченность, образность действий и т. п. Кинематическая подсистема образа может стать реальной только при условии ее обеспечения динамической подсистемой, которая начиняет весь перечисленный выше состав кинематики двигательным смысловым содержанием. Динамическая подсистема обеспечивается наличием соответствующих физических кондиций и двигательных способностей, а также энергоносителей, адекватных особенностям совершаемой двигательной деятельности. Следует заметить, что динамическая подсистема может обеспечить должный результат только при соответствующем на данный момент функциональном состоянии организма, которое также правомерно рассматривать как подсистему действия, имеющую собственный состав и значимые связи образующих элементов. "Должный результат" - это кинематический образ, наполненный оптимальной совокупностью двигательных проявлений, имеющих четкое количественное выражение. Пятая подсистема навыка - среда его обитания, средовые условия существования и обстановка. Понять это просто, если иметь в виду, что любые виды деятельности на суше и в воде при всей их похожести весьма различны; что температура, давление, влажность, уровень солнечной радиации, геомагнитная обстановка самым существенным образом влияют на функциональное состояние, а через это влияние - и на результат деятельности; что выполнение прыжка в воду с трамплинов разной жесткости - это не одно и то же, так же как стойки на руках на неподвижной и качающейся опорах... Шестая подсистема - управление деятельностью. Оно осуществляется благодаря сбору информации со всех остальных подсистем, выбору из ее состава ведущих количественных характеристик (признаков) и на основании соответствующих дифференцировок упорядоченному укладыванию в состав динамической подсистемы, которая и реализует двигательные акты в требующейся кинематической форме или/и количественном результате. Такое, предметное, представление о двигательном навыке имеет весьма существенное значение, поскольку определяет, на формирование каких его составляющих и построение каких их связей должно быть направлено обучение, чтобы итогом его стал конкретный требующийся результат. Другое дело - какими путями все это обеспечить. На то и существует многообразие методов. *Некоторые физиологи в понятие "генерализация" вкладывают смысл "выделение ведущего раздражителя среди прочих действующих на организм". На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|