Abstract INNOVATIVE PEDAGOGICAL APPROACHES TO MANAGEMENT EDUCATION IN MOSCOW STATE ACADEMY OF PHYSICAL CULTURE A.V. Pochinkin, Ph. D., professor V.I. Zholdak, Dr. Hab., professor D.A. Borodulin, Post-graduate student The Moscow state academy of physical culture, Malakhovka Key words: management education, modular technology of education, traditional technology of education, educational process, quality of education, Bologna process, professional sports’ management. In the authors’ opinion, the modular technology of education represents one of the possible approaches to organizing the process of mastering knowledge and formation of skills by students in the system of higher sports education. The approbation of new curriculums, technology of education, programs of practice has shown, that the use of the offered approaches allows to promote considerably on the way of mastering the art of management in the field of physical culture and sports, and in a certain degree facilitates the process of adaptation of young specialists in sports organizations.
|
ИННОВАЦИОННЫЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К МЕНЕДЖМЕНТ-ОБРАЗОВАНИЮ В МОСКОВСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АКАДЕМИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Кандидат педагогических наук, профессор
А.В. Починкин Московская государственная академия физической культуры, Малаховка Ключевые слова: менеджмент-образование, модульная технология обучения, традиционная технология обучения, образовательный процесс, качество образования, Болонский процесс, менеджмент профессионального спорта. Менеджмент-образование1 в России как результат переходной к рынку экономики должно соответствовать требованиям рынка и само являться важнейшей частью рынка образовательных услуг. Переход к менеджмент-образованию от существовавшей системы подготовки управленческих кадров - это смена парадигм, поскольку изменяются многие фундаментальные предпосылки деятельности, методы передачи знаний и развития навыков и умений. В современных условиях речь может идти как об углубленной управленческой подготовке людей, уже имеющих иное высшее профессиональное образование, так и об изучении менеджмента "с чистого листа" с серьезной добавкой отраслевой компоненты, например: спортивный менеджмент, менеджмент туризма и т.п. Это один из путей приближения менеджмент-образования к практике. Однако в современных условиях менеджмент-образование предпочитает быть адаптивным и предоставлять возможность выбора дисциплин отраслевой и иной специализации уже в процессе обучения. Общие проблемы профессионального менеджмент-образования актуальны для физкультурных учебных заведений. Отрасль физической культуры и спорта (ФКиС) проходит этап реформирования, и это сказывается на системе профессионального образования, поскольку вузам и выпускникам приходится работать в условиях перехода к рыночной экономике [3, 4 и мн. др.]. В современных условиях управленческая деятельность в сфере ФКиС усложнилась, потребовалась существенная перестройка организационной и методической работы в физкультурно-спортивных государственных и общественных структурах (Л.В. Аристова, 1994, 1996; Э.И. Аухадеев, Х.М. Муртазин, М.А. Гермогентов, 1994; П.А. Виноградов, 1994, 1996; В.И. Жолдак, 1994, 1996; В.В. Кузин, М.Е. Кутепов, 1997; И.И. Переверзин, 1994, 1996; А.В. Починкин, 2005; С.Г. Сейранов, 1996; С.С. Филиппов, 1996; В.А. Хоточкин, 1996; В.Д. Чепик, 1996, и др.). Это закономерно потребовало изменений в подготовке спортивных менеджеров, которая складывалась с середины ХХ в. и начинала свое развитие с учебной дисциплины "Организация физической культуры", затем "Управление физкультурно-спортивным движением" [1]. Отечественные авторы создали информационно-образовательную базу подготовки специалистов по ФКиС в сфере управления отраслью (В.У. Агеевец, А.А. Афанасьев, А.Г. Барабанов, H.Н. Бугров, Я.Р. Вилькин, В.Е. Горшков, В.К. Ефимов, Н.В. Жарев, В.И. Жолдак, В.А. Какузин, Т.М. Каневец, В.В. Кузин, M.E. Кутепов, А.Б. Малинин, В.И. Михалев, И.И. Переверзин, А.В. Полухин, А.В. Починкин, С.Г. Сейранов, Л.В. Торопов и др.). В 1980-е гг. активное участие в подготовке специалистов по организации массовой физической культуры и туризма приняли сотрудники Московской государственной академии физической культуры. Например, в 1988 г. кафедрой (Н.Н. Бугров, B.E. Горшков, Г.С. Деметер, Г.В. Дивина, В.И. Жолдак, В.А. Какузин, А.В. Полухин, А.В. Починкин) была проведена научная конференция, на которой впервые в условиях перестройки обстоятельно обсуждались проблемы изучения и совершенствования учебных курсов управления физической культурой и спортом и были высказаны рекомендации по их модификации [1]. Была разработана программа "Управление физкультурно-спортивным движением" для тренерского факультета (В.И. Жолдак, 1989), заочного отделения (В.А. Какузин, 1989), экспериментальный факультативный курс "Спортивный менеджмент" (В.И. Жолдак, 1991), курс "Экономика физической культуры и спорта" (B.E. Горшков, 1992). Изданы учебные пособия "Экономическое управление физической культурой и спортом" (В.Е. Горшков, 1992), "Управление физической культурой и спортом в современных условиях" (В.Е. Горшков, В.А. Какузин, А.В. Починкин и др., 1993), "Основы менеджмента" (В.И. Жолдак, 1994), ряд методических указаний по изучению учебных курсов кафедры (В.А. Какузин, А.В. Починкин и др.) [1]. Внедрение и освоение в учебном процессе этих материалов позволили подойти к комплексной разработке учебных курсов "Менеджмент в сфере физической культуры и спорта" (В.А. Какузин, 1996; А.В. Починкин, 2005) и "Экономика в сфере физической культуры и спорта" (А.В. Починкин, 2004). Необходимо отметить, что до 2003 г. в вузах физической культуры управленческая подготовка студентов проводилась в рамках специальности 032101 (022300) - "Физическая культура и спорт", в которых управленческие и экономические дисциплины не являлись ведущими. Основной акцент был сделан на педагогической подготовке студентов, традиционно сложившейся в практике высшего физкультурного образования, что затрудняло управленческую подготовку студентов для работы в условиях переходной рыночной экономики. С 2003 г. в Московской государственной академии физической культуры введена новая специальность: 080507 - "Менеджмент организации", основной профиль которой - углубленное изучение экономических и управленческих дисциплин. Определяющая роль в подготовке специалистов по менеджменту в академии отводится кафедре управления, экономики и истории физической культуры и спорта. Кафедра готовит студентов по следующим специальностям: 032101 (022300) - "Физическая культура и спорт"; 032102 (022500) - "Физическая культура для лиц с отклонениями в состоянии здоровья (Адаптивная физическая культура)"; 050706 (031000) - "Педагогика и психология"; 080507 (061100) - "Менеджмент организации". Имеет специализацию "Спортивный менеджмент". Преподаватели кафедры проводят учебно-педагогическую работу со студентами, обучающимися по специальностям 032101, 032102, 050706 по следующим дисциплинам: история физической культуры и спорта; экономическая теория; социология; социология физической культуры и спорта; менеджмент и экономика физической культуры и спорта; правоведение; правовые основы физической культуры и спорта; социальная защита инвалидов. Студентам, обучающимся специальности 080507, преподаются следующие предметы: Цикл гуманитарных и социально-экономических дисциплин: Федеральный компонент: правоведение, социология. Вузовский компонент: история физической культуры и спорта, правовые основы физической культуры и спорта, социология физической культуры и спорта. Цикл общепрофессиональных дисциплин (федеральный компонент): основы менеджмента, экономическая теория, маркетинг, теория организации, мировая экономика, финансы и кредит, бухгалтерский учет, организационное поведение, хозяйственное право. Дисциплины специализации: стратегический менеджмент, управленческие решения; антикризисное управление, логистика, управление персоналом, инновационный менеджмент, управление качеством. Вузовский компонент: экологический менеджмент, менеджмент профессионального спорта, повышение спортивно-педагогического мастерства. Столь насыщенная и разноплановая работа кафедры потребовала не только больших организационных усилий, но и пересмотра традиционных подходов к учебному процессу, к технологии обучения и содержанию учебных курсов. В частности, на кафедре впервые в России была разработана дисциплина "Менеджмент профессионального спорта", включенная в вузовский компонент учебного плана для специальности 080507 - "Менеджмент организации". Разработка этого курса обусловлена отсутствием в физкультурных вузах России системы подготовки спортивных менеджеров для сферы профессионального спорта. Содержание учебного курса акцентировано на изучении разнообразных вопросов (истории, менеджмента, экономики, маркетинга профессионального спорта), имеющих немаловажное значение в подготовке современного специалиста [6, 9, 11]. Особое внимание уделено экономическим основам профессионального спорта в России. Учебная дисциплина изучается на 3-м курсе, в 5-м семестре, на дневном и заочном отделениях. На дневном отделении на изучение дисциплины дается 56 ч (28 ч аудиторных и 28 ч самостоятельной работы), на заочном отделении -10 ч аудиторных занятий и 46 ч - самостоятельной работы [10]. Форма аттестации - зачет. Распределение часов курса по темам и видам работ приведено в таблице. Структурно читаемая дисциплина разбита на 5 основных разделов: - "Теоретические основы профессионального спорта"; - "История зарождения и развития профессионального спорта"; - "Противостояние олимпийского и профессионального спорта"; - "Специфика спортивного бизнеса в профессиональном спорте"; - "Становление и развитие профессионального коммерческого спорта в России". Учебно-тематический план дисциплины «Менеджмент проф. спорта»
Технология обучения по дисциплинам кафедры развивается по нескольким направлениям. Это и широкое использование деловых игр, применение игровых методов обучения (в частности, кроссворды в курсе истории физической культуры и спорта); безмашинный контроль знаний студентов; рефераты и курсовые работы; разработка проекта дистанционного обучения для студентов заочного отделения; применение мультимедийных технологий в процессе занятий; встречи с руководителями крупнейших спортивных организаций страны и работниками сферы управления отраслью; организация лекционных курсов, которые читают разные специалисты, лучше знакомые с отдельными темами; организация практики в ведущих физкультурно-спортивных организациях разной направленности (Олимпийский комитет России, Московский областной комитет по ФКиС, стадион "Лужники"); разработка учебных и методических пособий по всем предметам кафедры и многое другое. Одним из направлений совершенствования образовательной технологии, которому уделяется внимание на кафедре, является система модульного обучения, применяемая при изучении дисциплин "Основы менеджмента" и "Экологический менеджмент". Технология модульного2 обучения как альтернатива традиционному3 обучению появилась и приобрела большую популярность в учебных заведениях США и Западной Европы в начале 60-х гг. XX в. В отечественной дидактике наиболее полно основы модульного обучения изучались и разрабатывались П.Юцявичене и Т.И. Шамовой. Модульное конструирование - один из способов реализации системного подхода в обучении и позволяет выстроить структуру учебного содержания и разработать технологию деятельностного усвоения знаний студентами. При этом за основную системную единицу планирования и организации деятельности преподавателя и студентов принимается учебный модуль (УМ), который содержит план и комплекс учебно-методического обеспечения процесса организации и управления самостоятельной познавательной деятельностью студентов. Конструирование УМ включает определение целей, отбор материала, проектирование эталонных результатов обучения. Все модули объединены теоретическими основополагающими идеями. Обособление содержания в модули должно осуществляться в соответствии со структурным делением курса. Структурные компоненты модуля определяются ведущими содержательными единицами (учебными элементами - УЭ), характерными для той или иной методологической основы курса. Общая схема содержания курса из учебных модулей приведена на рис.1. Конструирование процессуальной части модуля предполагает разработку форм и методов организации учебного процесса. В соответствии со спецификой характера управления процессом познания можно выделить 4 деятельностных блока УМ (рис. 2):
Рис. 1. Содержание курса. М - учебный модуль; М-0 - общая дидактическая цель курса; М-Р - обобщение материала (резюме) по всему курсу; УЭ - учебный элемент; УЭ-0 - введение в модуль; УЭ-Р - обобщение материала (резюме) по конкретному учебному модулю; n - количество М; m - количество учебных элементов в каждом М
Рис. 2. Деятельностные блоки УМ. Б1 - блок входящей информации, Б2 - блок теоретической подготовки, Б3 - блок практической подготовки, Б4 - блок выходящей информации Каждый блок нацелен на выполнение конкретных задач достижения эталонных результатов обучения и объединяет в себе учебный материал, способы мотивации и стимулирования студентов, формы занятий и виды учебной деятельности, требования к уровню подготовленности [8]. Блок входящей информации позволяет оценить знания студентов путем собеседования и первичного формализованного опроса. Выясняется уровень знаний по каждой теме. Особое внимание уделяется выявлению интересов студентов, их мотивации в овладении новыми знаниями. Студенту задаются два несложных вопроса по предстоящей теме. Например, при изучении темы "Введение в основы менеджмента" вопросы: "Что такое менеджмент?", "Существуют ли различия между понятиями "менеджмент" и "управление"? Блок теоретической подготовки предусматривает овладение студентами системой новых теоретических, практических и специальных знаний, формирование умения творчески использовать их для личностного и профессионального развития, самосовершенствования при выполнении профессиональной деятельности. Фрагмент теоретического курса по дисциплине "Основы менеджмента" представлен на рис. 3. Блок теоретической подготовки включает в себя основные темы курса (модули). В свою очередь, модули состоят из нескольких простых блоков (УЭ), которые должны изучаться в определенной последовательности. Блок практической подготовки направлен на систематизацию и интерактивность курса, его адаптацию к практической деятельности студентов. Блок выходящей информации позволяет проанализировать эффективность образовательного процесса и на этой основе внести соответствующие коррективы в его организацию и содержание. Модульная технология обучения представляет собой один из возможных подходов к организации процесса усвоения знаний и формирования умений студентами в системе высшего физкультурного образования. Апробация новых учебных дисциплин, технологии обучения, программ практики показала, что использование предлагаемых подходов позволяет значительно продвинуться по пути овладения искусством менеджмента в сфере ФКиС, и в определенной степени облегчает процесс адаптации молодых специалистов в спортивных организациях. О качестве подготовки выпускников кафедры косвенно можно судить по тому факту, что многие из них нашли применение своим знаниям в лучших профессиональных клубах страны и спортивных организациях. На должности менеджера профессионального баскетбольного клуба ЦСКА работает Н. Горецкая; футбольной команды "Спартак" (Москва) - Е. Симонова, в федерации баскетбола - А. Баженов, В. Скапишев - генеральный менеджер Детской лиги американского футбола, Т. Кунцевич - генеральный менеджер фирмы "Спортмаркетингрупп". Трое из выпускников кафедры последних нескольких лет имеют ученую степень кандидата педагогических наук. Рис. 3. Фрагмент блока теоретической подготовки для дисциплины "Основы менеджмента" Сноски 1 Менеджмент-образование (management education) - это профессиональное образование и обучение людей, участвующих в выполнении функций управления на предприятиях, в хозяйственных организациях и в государственной сфере.2 Под модульной технологией обучения понимается способ системного конструирования и осуществления процесса изучения учебных курсов, при котором обеспечивается управление познавательной деятельностью студентов в целях осознанного и целостного усвоения ими содержания обособленных укрупненных единиц учебной дисциплины. Сущность технологии модульного обучения состоит в том, что студент самостоятельно (или с определенной помощью преподавателя) достигает конкретных целей в процессе работы с предложенной ему учебной программой (учебным модулем). При модульном обучении на самостоятельную работу отводится максимальное время. Студент учится целеполаганию, планированию, организации, самоконтролю и самооценке, что дает ему возможность осознать себя в учебной деятельности, самому определить уровень освоения знаний, увидеть пробелы в своих знаниях и умениях. Применение технологии модульного обучения позволяет перевести обучение на субъект-субъектную основу.3 Традиционная (репродуктивная) технология обучения. Технология ориентирована на передачу знаний, умений и навыков. Она обеспечивает усвоение учащимися содержания обучения, проверку и оценку его качества на репродуктивном уровне. Этот древний вид технологии распространен и в настоящее время. Суть его состоит в обучении по схеме "изучение нового-закрепление-контроль-оценка". В основе этой технологии лежит образовательная парадигма, согласно которой можно определить достаточный для успешной жизнедеятельности объем знаний и передавать его студенту. Главные методы обучения, лежащие в основе этой технологии, - объяснение в сочетании с наглядностью; определяющие виды деятельности студентов - слушание и запоминание; главное требование и основной критерий эффективности - безошибочное воспроизведение изученного. В рамках традиционной технологии обучаемому отведены исполнительские функции репродуктивного характера. Действия преподавателя заключаются в объяснении, показе действий, оценке их выполнения учащимися и корректировке. Данная технология имеет ряд важных преимуществ: она экономична, облегчает учащимся понимание сложного материала, обеспечивает достаточно эффективное управление образовательно-воспитательным процессом, в нее органически вписываются новые способы изложения знаний. Вместе с тем традиционная технология имеет и определенные недостатки: располагает незначительными возможностями индивидуализации и дифференциации учебного процесса, слабо развивает мыслительный потенциал учащихся.Использованная литература 1. Баженов А.А. Организационно-педагогические аспекты подготовки спортивных менеджеров: диссертация ... канд. пед. наук / А.А. Баженов. - Малаховка, 2003. - 167 с. 2. Бизнес-образование: специфика, программы, технологии, организация / под общ. ред. С.Р. Филоновича. - М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. - 690 с. 3. Воропаев В.В. Содержание Государственных образовательных стандартов и качество подготовки специалистов / В.В. Воропаев // Вестник учебных заведений физической культуры. - 2006. - № 2. - С. 4-8. 4. Жолдак В.И. Общепрофессиональная дисциплина "Менеджмент в физической культуре и спорте": проблемы, пути их решения, перспективы / В.И. Жолдак, В.А. Какузин, А.В. Портнов // Теория и практика физ. культуры. - 1998. - № 11-12. - С. 34 - 38. 5. Какузин В.А. Подготовка менеджеров системы физической культуры и спорта в высшем физкультурном учебном заведении // Человек в мире спорта: Новые идеи, технологии, перспективы: тез. докл. Междунар. конгр. - М., 1998. - Т. 2. - С. 323 - 324. 6. Какузин В.А., Несытов Д.Е. Профессия спортивный менеджер // Актуальные проблемы преподавания отдельных дисциплин на кафедре управления физкультурно-спортивным движением // Материалы 3-го круглого стола. - Малаховка, 1997. - С. 4-7. 7. Коротков Э.М. Управление качеством образования: Учебное пособие для вузов. - М.: Академический проект: Мир, 2006. - 320 с. 8. Никитушкина Н.Н. Системно-модульная технология использования активных методов обучения в повышении квалификации кадров по физической культуре и спорту: диссертация ... канд. пед. наук / Н.Н. Никитушкина - М., 2001. - 139 с. 9. Переверзин И.И. Современный спортивный менеджер и модель его подготовки // Теория и практика физ. культуры. - 2003. - № 5. - С. 57-59. 10. Починкин А.В. Изучение менеджмента и экономики профессионального спорта в системе высшего физкультурного образования / А.В. Починкин // Вестник учебных заведений физической культуры. - 2006. - № 1. - С. 13-17. 11. Сейранов С.Г. Науку управления - в практику подготовки специалистов физической культуры и спорта / С.Г. Сейранов / Актуальные проблемы преподавания дисциплин по специализации "Спортивный менеджмент" // Материалы 5-го круглого стола. - Малаховка: МГАФК, 1999. - С. 7-10. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |