Abstract ORGANIZATIONAL- T.M. Melikhova, Ph. D., lecturer The Ural state university of physical culture, Chelyabinsk Key words: sports of maximum achievements, selection, sports reserve. The problem of orientation and selection has turned to an independent branch of science already long ago. Predicting the child’s or the teenager’s opportunities, a trainer selector puts a tusk of the wellgrounded searching talented individuals hoping for the further successful sports specialization. In the author’s opinion, basing on the results of the researches carried-out in the last three decades, a number of basic concepts of the theory and technique of sports selection is formulated. The problem of sports selection can be successfully solved only if its pedagogical and medical and biological aspects are subjected to deep and detailed analysis.
|
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНОЛОГИЙ СПОРТИВНОГО ОТБОРА
Кандидат педагогических наук, доцент
Т.М. Мелихова Ключевые слова: спорт высших достижений, селекция, спортивный резерв. Современный уровень спортивных достижений потребовал организации целенаправленной подготовки спортсменов, поиска все более эффективных организационных форм, средств и методов учебно-тренировочной работы, широкого привлечения к занятиям спортом и отбора одаренных юношей и девушек для пополнения рядов спортсменов высокого класса. Многолетняя спортивная подготовка - единая педагогическая система, обеспечивающая преемственность задач, средств, методов, организационных форм подготовки спортсменов всех возрастных групп, которая основана на целенаправленной двигательной активности: оптимальном соотношении процессов обучения, воспитания физических качеств и формирования двигательных умений, навыков и различных сторон подготовленности; росте объема средств ОФП и СФП, взаимосвязь между которыми постоянно изменяется; строгом соблюдении постепенности в процессе наращивания нагрузок; одновременном соблюдении постепенности в процессе наращивания нагрузок; одновременном развитии физических качеств и преимущественном развитии отдельных качеств в возрастные периоды, наиболее благоприятные для этого. Организационная структура системы подготовки спортивного резерва базируется на функциях спортивных учебных заведений [3]. Основными компонентами системы подготовки спортивного резерва являются образовательные учреждения спортивной направленности, в том числе учреждения дополнительного образования детей: детско-юношеские спортивные школы (ДЮСШ); специализированные детско-юношеские школы олимпийского резерва (СДЮШОР); школы высшего спортивного мастерства (ШВСМ); средние специальные учебные заведения элитарного типа - училища олимпийского резерва (УОР). Создание спортивных школ и УОР осуществляется учредителем в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании". Спортивная школа получает право на образовательную деятельность (дополнительное образование) и льготы, предоставляемые законодательством Российской Федерации с момента выдачи ей лицензии в установленном порядке. В соответствии с номенклатурой спортивных школ и номенклатурой внешкольных учреждений спортивные школы подразделяются на две категории: ДЮСШ и СДЮШОР. СДЮШОР создаются на базе существующих ДЮСШ, достигших высокого уровня работы по подготовке квалифицированных спортсменов, обеспеченных спортивной базой, высококвалифицированными тренерами-преподавателями. Проблема ориентации и отбора уже давно превратилась в самостоятельную науку. Прогнозируя возможности ребенка или подростка, тренер-селекционер ставит перед собой задачу обоснованного поиска талантливых индивидуумов с надеждой на успешную в дальнейшем спортивную специализацию. Проблема совершенствования спортивной ориентации нашла в настоящий момент большую поддержку со стороны специалистов различного профиля как у нас в стране, так и за рубежом. Несмотря на имеющиеся многочисленные данные проблема отбора и ориентации наиболее талантливых людей как самостоятельное направление находится в стадии постоянного поиска, совершенствования и дальнейших разработок. Научно обоснованные методы отбора "спортивных" детей в ДЮСШ, а также прогнозирование их будущих результатов становятся важными этапами и неотъемлемой частью современной системы подготовки спортсменов от новичков до мастеров спорта международного класса. Одним из наиболее важных достижений отечественных ученых была разработка теоретических основ спортивного отбора, выявление динамического характера профессионально важных качеств, возможность их совершенствования и компенсации. Практика постоянно подтверждает, что далеко не каждый человек может стать профессиональным музыкантом, художником, артистом, спортсменом и т.д., поскольку критерии, которые выработало общество для таких профессий, достаточно жестки, а необходимой предпосылкой успешной деятельности в этом случае оказываются природные данные. Отсюда возникает потребность в постоянном совершенствовании и научном обосновании системы отбора как средства полноценного поиска людей, одаренных в определенной профессии, а применительно к спорту - в спортивной деятельности. На каждом этапе подготовки важен поиск наиболее информативных критериев отбора. При этом основополагающим является комплексный подход к оценке спортивной пригодности. Наряду с исходным уровнем развития физических качеств для определения потенциальных способностей новичка будут иметь существенное значение и темпы прироста необходимых физических качеств, динамика успехов в процессе обучения. Темпы развития ведущих физических качеств имеют первостепенное значение при прогнозе перспективности спортсменов только в том случае, если уровень их развития достаточно высок. Если же исходный уровень низок, то даже высокие темпы развития не позволят повысить спортивные результаты до нужного уровня, определяющего возрастные периоды развития детей и подростков. Педагогический эффект от применения одних и тех же средств и методов в тренировке с равными параметрами объема и интенсивности нагрузки получается различным. Наиболее заметные изменения происходят в период естественного взлета того или иного физического качества. Важно не пропустить наиболее благоприятные сроки для развития тех или иных способностей и качеств, так как на более поздних этапах навыки и функции формируются с трудом, а конечный результат оказывается ниже. Резюмируя вышесказанное, можно заключить, что на основе результатов исследований, выполненных в последние три десятилетия, сформулирован ряд основополагающих понятий теории и методики спортивного отбора. Проблема спортивного отбора может быть успешно решена только в том случае, если глубокому и всестороннему анализу будут подвергнуты ее педагогические и медико-биологические аспекты. Использованная литература 1. Мелихова Т.М. Критерии отбора детей 9-12 лет для занятий конькобежным спортом: дис. ... канд. пед. наук / Т.М. Мелихова. - Л., 1986. - 145 с. 2. Мелихова Т.М. Научно-методическое обеспечение системы подготовки спортивного резерва: монография / Т.М. Мелихова. - Челябинск: УралГАФК, 1999. - 168 с. 3. Никитушкин В.Г. Организационно-методические основы подготовки спортивного резерва: монография / В.Г. Никитушкин, П.В. Квашук, В.Г. Бауэр. - М.: Советский спорт, 2005. - 232 с. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |