Abstract INSTITUTE OF NEW EDUCATIONAL TECHNOLOGIES AS FACTOR OF SOCIAL SECURITY FOR ELITE ATHLETES. Yu.M. Sharunenko, the head of the state Orel sports technical school, Orel Key words: socialization, social adaptation, educational technologies, institute of new educational technologies. In the offered article the author shares his experience of using the new form of getting the highest professional education by elite athletes. The new educational technologies are used in practice of the establishment without isolating athletes from educational training process. Within the framework of the Orel state technical university athletes get a specialty of "management in the field of physical culture and sports".
|
ИНСТИТУТ НОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ФАКТОР СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ СПОРТА ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ Генеральный директор государственного образовательного учреждения среднего профессионального образования "Орловский спортивный техникум" Ю. М. Шаруненко, Орел Ключевые слова: социализация, социальная адаптация, образовательные технологии, институт новых образовательных технологий. В результате произошедших в России социально политических и финансово экономических изменений сложившиеся рыночные отношения создали условия для трансформации социальных институтов. Это выразилось в том, что, с одной стороны, они стали испытывать в управлении жесткие методы контроля, с другой - им предоставлена излишняя самостоятельность. Как отмечает В. П. Култыгин, "... главные направления изменений, которые в состоянии обеспечить их новые качества: более глубокое понимание политического аспекта их деятельности; развитие способности быть связанными с экономикой; быть более открытыми для развития демократии в рамках своих организаций"1. Такие специалисты по спортивной педагогике, как К. А. Воронкова2 и В. М. Выдрин3 , определили, что культура общества и личности не может быть полноценной без прогресса социального института физической культуры и спорта. Этот прогресс возможен только при условии скоординированной деятельности таких социальных институтов, как здравоохранение, образование, физическая культура и спорт. Их деятельность должна быть направлена на привлечение граждан России к активным занятиям физической культурой и спортом. А это возможно при условии совершенствования управления всей системы в сфере физической культуры и спорта. Социальный фактор включает социализацию подрастающего поколения. Социализация определяется как включение человека в систему социальной жизни, усвоение опыта, формирование личности в определенной социальной среде, принятие и усвоение норм, ценностей, правил данного общества, процесс взаимодействия индивида со всей совокупностью социальных явлений. К этому же фактору относится социальная адаптация. Этот процесс представляет собой приспособление личности к новым и меняющимся условиям социальной среды и общественной деятельности. Ведущим условием социальной адаптации Виноградов (1999) определяет активность личности в разных сферах социальной жизнедеятельности. Еще одним составляющим фактором социализации является ресоциализация, т. е. вторичная социализация личности. Она заключается в овладении взрослыми новыми социальными ролями. К таким ролям относятся новые профессиональные знания, умения, навыки. Видный американский социолог Т. Парсонс предложил рассматривать изменяющееся общество в контексте четырех взаимосвязанных систем: организм, личность, культурная система, социальная система взаимодействия. Последняя система осуществляет интеграцию и взаимодействие организма, личности и культурной систем4. Человеческое действие им рассматривается как культурное по той причине, что оно является не только осмысленным, но и реализованным и представленным на различных символических языках и кодах. Это и отличает человека от остального живого мира. Из этого следует, что спортивная деятельность также может быть отнесена к числу образцов и смыслосодержащих продуктов действия. Это обусловлено тем, что вся деятельность в спорте опирается на механизмы игры, языки движений и действий, которые генетически заданы человеку и являются основой становления и развития естественных языков у ребенка в процессе онтогенеза5. В связи с этим подготовка спортсменов, способных вести борьбу за первые места на крупных международных соревнованиях, представляет собой высокую гражданскую цель. Она обусловлена уникальной возможностью профессионально организованных спортивных соревнований притягивать к себе внимание людей различных сословий, возраста и т. д. Огромное позитивное воз действие спортивных мероприятий на население благодаря появлению культурных образцов в виде чемпионов Олимпийских игр, мира, Европы, страны очевидно. Благодаря средствам массовой информации, особенно телевидения, проводимые соревнования различного ранга как в одной стране, так и во всем мире эволюционно сформировали, говоря языком Т. Парсонса, общекультурные образцы и высокоустойчивые структурные опоры у нескольких поколений людей6. Все вышеизложенное свидетельствует о несомненной социальной значимости спортивных центров, готовящих потенциальных чемпионов, могущих стать примером и образцом для многомиллионных любителей спорта, особенно для молодого подрастающего поколения. Значительное внимание в деятельности государственного образовательного Центра "Олимп" г. Орла уделяется развитию следующих направлений: - управление спортом высших достижений, которое включает организацию учебно-тренировочного процесса в училище и школе олимпийского резерва, в центре олимпийской подготовки; - развитие массовой физической культуры и спорта как среди детей и подростков, так и среди взрослых; - оказание населению различных платных и бесплатных услуг в сфере физической культуры и спорта. Последнее направление работы включает предоставление материально технической базы центра предприятиям и организациям для проведения соревнований различного ранга, а также мероприятий физкультурно оздоровительного и спортивно массового характера для проведения практических занятий по физической культуре с учащимися и студентами образовательных учреждений города. Однако педагогические наблюдения, проводимые в ходе учебно-тренировочного процесса, показали, что далеко не все способные и талантливые спортсмены реализуют свои потенциальные возможности. Многие из них по окончании средней школы уезжали в другие города для обучения в высших учебных заведениях. Смена тренера далеко не всегда способствовала росту спортивного мастерства спортсменов. Учебная программа обучения в вузе ставила перед выбором продолжать тренировочные занятия с той же напряженностью или сократить их до минимума. В то же время для дальнейшего роста спортивных результатов требовалось увеличивать время на тренировочные занятия. Оставшиеся в Орле спортсмены из-за отсутствия достаточной материально-технической базы не могли существенно повышать уровень своей спортивной квалификации. В результате способные спортсмены заканчивали свою спортивную карьеру, не показав своего возможного высшего спортивного результата. Тренеры оставались без подготовленных в результате многолетнего, кропотливого труда подающих спортивные надежды учеников. Это механически приводило к снижению их заработной платы. Многолетняя утечка спортивных талантов из Орловской области в 1970 - 1990 гг. поставила областное руководство спортом перед необходимостью поиска новой формы повышения спортивного мастерства молодых спортсменов, а также строительства спортивного комплекса. Такой формой стала новая структура в рамках спортивного центра "Олимп" - училище олимпийского резерва (УОР). Его задачей было не только повышение спортивного мастерства молодых способных спортсменов, но и обеспечение возможности получения ими общего среднего образования, а для желающих спортсменов - среднего профессионального образования. Ежегодно проводимый анкетный опрос учащихся УОР показал, что на вопрос анкеты "Вы хотели бы получить профессию в области физической культуры?" 88,5 % опрошенных ответили утвердительно. Результаты опроса убедительно говорили о том, что подавляющее большинство учащихся УОР связывают свою предстоящую профессиональную деятельность со сферой физической культуры и спорта. Выясненное обстоятельство потребовало поиска рационального решения. В результате областной администрацией и руководством Орловского государственного технического университета был создан институт новых образовательных технологий по физической культуре и спорту. Его учредителями выступили Управление по делам молодежи, физической культуры и спорту и Орловский ГТУ. Этот институт создан для обучения талантливых спортсменов, членов сборных команд России, желающих получить высшее профессиональное образование по специальности "Спортивный менеджмент", не прекращая своей подготовки к соревнованиям высокого ранга. Спортсмены, входящие в состав сборных команд России, получают высшее профессиональное образование без оплаты своего обучения. Кандидаты в состав сборных команд страны вносят 50 % установленной платы за обучение. Спортсмены, не достигшие такого уровня подготовленности, вносят полную стоимость установленного размера платы за обучение. Для членов сборных команд страны, занятых в период семестровых экзаменов на учебно-тренировочных сборах или участвующих в международных соревнованиях, сессия проводится с расширенными сроками. Эта категория студентов сдает семестровые экзамены по мере своего освобождения от участия в ответственных спортивных мероприятиях, но в рамках семестра. В институте реализуется дистанционная технология обучения с использованием современных методов подготовки специалистов и информационно телекоммуникационных технологий. В процессе подготовки специалистов активно используются технологии модульного обучения. Они предусматривают модульную структуру учебных курсов и циклическую организацию образовательного процесса. Кроме того, реализуется рейтинговая система оценки знаний с использованием электронного и бланкового тестирования, экспертной оценки и других методик. Закон Российской Федерации об образовании предусматривает четыре формы организации образовательного процесса: очная, очно-заочная (вечерняя), заочная и экстернат. Дистанционное обучение студентов в вузе по российскому законодательству является не особой организационной формой обучения, а одной из образовательных технологий, которая может в той или иной мере применяться при любой форме обучения. В процессе становления процесса обучения использовали следующие варианты технологий: - кейсовая, предполагающая поддержание образовательного процесса всевозможными учебными материалами в традиционном ("бумажном") виде, в электронном виде (дискеты, компакт диски и т. п.), а также аудио и видеоносителями информации; консультации преподавателей и контроль знаний могут осуществляться как в традиционном, очном, виде, так и с использованием электронной почты и (частично) средствами Интернет (чаты и т. п.). При развертывании кейсовой технологии анализировался и обобщался опыт ведущих вузов России в этом направлении; - асинхронная технология, в которой акцент делается на односторонней доставке информации к студентам путем организации целенаправленных учебных передач. При этом образовательный процесс поддерживается и традиционными ("бумажными") способами. Аналогично построена и система спутникового асинхронного доступа; - сетевая технология предусматривает реализацию всех этапов образовательного процесса средствами IT технологий с удаленным доступом студентов к учебным материалам. В процессе использования этой технологии синхронизация работы студента с преподавателем возможна, но не абсолютна. Студент в основном приобретает знания самостоятельно. В настоящее время при обучении студентов спорта высших достижений осуществляется активный переход к сетевой технологии. Таким образом, при обучении в институте новых образовательных технологий в настоящее время используются в той или иной степени все три технологии дистанционного обучения, т. е. в полной мере реализуется кейсовое обучение с элементами асинхронной и сетевой технологии. Используемые методики дают возможность успешно совмещать учебно-тренировочные занятия и участие в соревнованиях различного ранга с обучением в университете. Применение новейших дидактических методов обучения позволит действующим в настоящее время спортсменам существенно сократить время процесса утверждения себя в социальном плане после завершения своей спортивной карьеры. Полученные таким путем специальные знания создадут предпосылки быстрого профессионального становления будущих специалистов. Появление спортсменов международного уровня в студенческой среде способствует популяризации физической культуры и спорта как среди студентов, так и среди преподавателей университета. Укрепились сборные команды университета и стабильность их выступления на соревнованиях областного уровня. Так, например, сборная команда университета по баскетболу вышла в первую группу России, футболисты стали победителями первенства Орловской области. Успешно выступают студенческие команды университета и на международных соревнованиях. Сборная команда по карфболу стала победителем в международных студенческих соревнованиях. Легкоатлеты, стрелки из лука, велосипедисты, выступая в составе сборной команды России, стали победителями и призерами крупных международных соревнований. В настоящее время в институте новых образовательных технологий обучаются 2 заслуженных мастера спорта России, 10 мастеров спорта международного класса, 14 мастеров спорта. Из их числа 9 спортсменов стали призерами и чемпионами мира и Европы по различным видам спорта. В этом году в институт новых образовательных технологий принято 42 спортсмена. В университете создан Центр здоровья. В нем осуществляется медицинский контроль за состоянием здоровья студентов на всем протяжении их обучения в университете, а также разрабатывается индивидуальная программа занятий физическими упражнениями для укрепления здоровья. Итогом работы государственного учреждения спортивного профиля "Олимп" стал заслуженный авторитет не только в Орловской области, но и в Рос сии. Это дало возможность привлечь к работе в Центре тренеров новаторов и молодых талантливых спортсменов. В результате такой плодотворной ра боты в Олимпийских играх 2004 г. в Афинах в составе сборной команды России приняли участие 5 спортсменов Центра "Олимп". На зимних Олимпийских играх серебряную медаль завоевал бобслеист Филипп Егоров. Созданный институт новых образовательных технологий способствует осуществлению одного из элементов социальной защищенности спортсменов высокого класса - получению высшего профессионального образования. В настоящее время созданы все предпосылки создания в университете Российского центра студенческого спорта. Литература 1. Воронкова, К. А. Пути совершенствования управления физическим движением (организация работы областного, регионального, АССП комитетов по физической культуре и спорту) [Текст] / К. А. Воронкова. - М.: Физкультура и спорт. - 1976. 2. Выдрин, В. М. Физическая культура как ценность [Текст] / В. М. Выдрин. - Л.: Общ-во "Знание" РСФСР, 1976. 3. Култыгин, В. П. Современные зарубежные социологические тенденции [Текст] / В. П. Култыгин. - М., 2000. - С. 15. 4. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения [Текст] / Т. Парсонс // Американская социологическая мысль [Текст]. - М., 1996. - С. 462-478. 5. Парсонс, Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения [Текст] / Т. Парсонс // Американская социологическая мысль [Текст]. - М., 1996. - С. 496. 6. Узилевский, Г. Я. Взаимодействие естественных и искусственных языков в современных лингвистических процессорах [Текст]: дис. ... д-ра филол. наук / Г. Я. Узилевский. - Орел, 1996. - 250 с. Cноски 1 Култыгин В.П. Современные зарубежные социологические тенденции. - М., 2000. - С. 15.2 Воронкова К.А. Пути совершенствования управления физическим движением (организация работы областного, регионального, АССП комитетов по физической культуре и спорту). - М.: Физкультура и спорт, 1976.3 Выдрин В.М. Физическая культура как ценность. - Л.: Общ-во "Знание" РСФСР, 1976.4 Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // Американская социологическая мысль [Текст]. - М., 1996. - С. 462-478.5 Узилевский Г.Я. Приложения к диссертации на соискание ученой степени д. филол. н. "Взаимодействие естественных и искусственных языков в современных лингвистических процессорах". Орел, 1996. - 250 c.6 Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимоотношения // Американская социологическая мысль [Текст]. - М., 1996. - С. 496.На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |