|
ФОРМИРОВАНИЕ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ШКОЛЬНИКОВ 16-18 ЛЕТ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ СТАТОДИНАМИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ Директор Смоленского государственного училища олимпийского резерва,
Ключевые слова: сила мышц, статическое, изометрическое напряжение, микросоревнования. В последние десятилетия интерес к силовой подготовке подрастающего поколения снизился. Причин множество: от социально экономической перестройки общества до снижения индивидуальной ориентации на совершенствование физических качеств. Существовавшие раньше движения БГТО, ГТО, охватывающие все население страны "от мала до велика", постепенно угасли. Ассигнование на благоустройство спортивных залов в школах и их оборудование современным инвентарем стало несбыточной мечтой и преподавателей, и учащихся. Пришедшие им на смену "подвальные тренировочные клубы" не только не имеют должного оборудования, но и не ставят цели морально эстетического и патриотического воспитания. Искусственно созданные программы "Президентская", "Программа мэра города Москвы" не стали массовыми, и имеются только отдельные очаги в городах. Сказанное приводит к необходимости активизации движения с девизом: "Быть сильным, здоровым - престиж но". Каждый подросток должен быть убежден: "В здоровом теле - здоровый дух". Для этого следует усилить воспитательную и патриотическую работу - "Российский спорт - гордость нации". В приказах Министерства обороны РФ "О порядке проведения военно-врачебной экспертизы" от 25.02.2003 г. № 123 нет ни слова о физической подготовленности призывников. Это снижает интерес к самосовершенствованию в плане физической кондиции подростков. В современной научной литературе недостаточно сведений о морфологических и функциональных особенностях детей и подростков, особенно в связи с их типологическими особенностями. Слабо разработаны аспекты индивидуализации тренировочных воздействий в направлении соматических оценок индивида и варианта его биологического развития. Имеются обобщающие материалы, характеризующие возрастной контингент (паспортный возраст), но очень мало работ о применении изосомного и изохронного под ходов к формированию групп занимающихся физической под готовкой. Была поставлена задача - разработать метод силовой под готовки подростков без изменений государственной программы по физическому воспитанию для средних школ и использования устройств для развития силы. Сущность метода силовой подготовки сводилась к сочетанию занятий по школьной программе с домашними заданиями по статическому напряжению мышц и регулярному контролю путем микросоревнований через 5-6 недель систематических тренировок с записью индивидуальных тестограмм по методу Р.Н. Дорохова (1991). Предварительно проводились занятия по обучению выполнению статических напряжений мышц и определению продолжительности физических напряжений, порядку их выполнения и чередования. Параллельно велись беседы о строении организма, методах физической подготовки, об индивидуальных особенностях человека и его физических качеств, о режиме дня и питания, о вредных привычках и т.д. Учащиеся узнали, что морфологические особенности организма во многом определяют его функции и силовые возможности, о том, что такое компенсаторно-приспособительные процессы и адаптация, что соматический тип определяет выбор занятий спортом. В результате этого улучшилось их отношение к тренировочным занятиям, к своему здоровью и режиму дня. В средних школах г. Смоленска были проведены двухгодичные продольные педагогические наблюдения, в которых участвовали 183 подростка 16-18 лет, систематически не занимающихся спортом. Были организованы две группы: экспериментальная (ЭГ) и контрольная (КГ). ЭГ занималась по предложенной авто ром методике, КГ - по государственной программе. Эксперимент состоял из последовательных этапов, включающих: - соматометрию и обучение выполнению изометрических напряжений; - компьютерную соматодиагностику и обучение правилам укрепления связочного аппарата; - организацию групп для индивидуализированной соматохронной силовой подготовки; - микросоревнования и коррекцию тренировочных нагрузок. Первые шесть недель занятий не привели к существенным изменениям ни в силе 13 мышечных групп (показания тензодинамографа), ни в результатах тестирования КГ и ЭГ (р > 0,5). Через 12 недель был выявлен достоверный прирост силы в группе мышц - сгибателей и разгибателей туловища, несколько меньший - мышц верхней и нижней конечностей, совсем незначительный - мышц, действующих при сгибании и разгибании стопы. Через 18 недель достоверность прироста силы достигла 0,5 уровня значимости. Возрос внутригрупповой коэффициент вариации. Вследствие нарушения режима выполнения домашних заданий были выявлены ошибки в воспроизведении изометрических напряжений мышц в соответствии с индивидуальным вариантом развития подростков.
Рис.1. Изменение значения индексов относительной силы мышц с возрастом (по Р.Н. Дорохову, 1991; А.Н. Хорунжему, 2006). I инд.= Сг (Пл + Пп + Бе + Го + Тул) : Рг (Пл + Пп + Бе + Го + Тул) ; II инд. = Пл + СгПп : Пл + РгПп; III инд. = Го + СгБе : Бе + РгГо; IV инд. = СгТул : РгТул; Vинд. = СгПл + Пп : Сг Бе + Го VII инд. = РгПл + Пп : РгБе + Го, где Сг - сгибатель; Пл - плечо; Пп - предплечье; Бе - бедро; Го - голень; Рг - разгибатель; РгПл - разгибатель плеча; Тул - туловище; СгПп - сгибатель предплечья; РгПп - разгибатель предплечья; СгБе - сгибатель бедра; РгГо - разгибатель го лени; СгТул - сгибатель туловища; РгТул - разгибатель туловища; СгПл - сгибатель плеча; РгБе - разгибатель бедра
Рис. 2. Количество подтягиваний до и после эксперимента соответствии с индивидуальным вариантом развития подростков. Через 24 недели отмечено снижение интенсивности прироста силы мышц (р < 0,65) - разгибателей позвоночника, бедра, сгибателей плеча - организм адаптировался к физическим нагрузкам. Экспериментальный материал подтвердил мнение Р.Н. Дорохова о гетерохронности развития силы сгибателей и разгибателей крупных суставов. Предложенный автором метод сопоставления индексов силы мышц в онтогенезе был проверен в двухгодичном эксперименте и выявил "минимальную достаточность" индексов, которые характеризуют особенности подростков (рис. 1). С возрастом силовой тип человека не меняется. Это важно помнить при первичном отборе в виды спорта. В процессе проведения эксперимента сложилось мнение, что преподаватель (тренер) дол жен выполнять функцию "носите ля" информации о порядке и характере выполнения развивающих и тренирующих упражнений. В конкретном случае - развития силы. Он должен передать алгоритм порядка и правила выполнения упражнений. Выполнение упражнений без эмоциональной настройки, без стимулирующего фона - бессмысленное и малоэффективное занятие. Алгоритм должен обладать определенностью, результативностью. Результат тренировок по предписанному алгоритму обязательно должен контролироваться с помощью тестов, косвенно характеризующих развитие силы. Результаты соревнований должны стимулировать дальнейшие занятия по совершенствованию силы мышц и оцениваться по каждому соматическому типу и варианту биологического развития. В качестве результата педагогического эксперимента приведем показатели подтягивания на высокой перекладине. Они настолько наглядны, что не требуют статистического доказательства эффективности предложенного метода развития силы мышц с использованием статического напряжения (самостоятельные тренировки - с контролем через каждые 6 недель) и внесения изменений в государственную программу физической подготовки (рис. 2). Практические рекомендации. Результаты в подтягивании на высокой перекладине мо гут оцениваться без деления группы участников на соматические типы, поскольку упражнение заключается в преодолении собственного веса в силовом поле. Работа и мощность выполнения теста должны оцениваться с учетом варианта биологического развития соревнующихся. Эти же требования следует соблюдать и при оценке результатов отжимания. На 18-й неделе занятий следует проводить соревнования по отжиманию с подъемом опоры для ног на 60-70 см над уровнем пола. Силовая выносливость - удержание тела при висе на перекладине при полном сгибании в локтевом суставе - должна оцениваться с учетом соматического типа, как приседание и подъем из положения приседания за 20-30 с. Использованная литература 1. Апанасенко Г.А. Физическое развитие детей и подростков / Г.А. Апанасенко. - Киев: Здоровье, 1985. - 188 с. 2. Бальсевич В.К. Онтокинезиология человека / В.К. Бальсевич. - М.: Теория и практика физической культуры, 2000. - 274 с. 3. Воробьев А.Н. Анатомия силы / А.Н. Воробьев, Ю.К. Сорокин. - М.: Физкультура и спорт, 1987. 4. Дорохов Р.Н. Развитие силовых качеств у школьников 7-11-х классов различных соматических типов и вариантов развития: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Р.Н. Дорохов. - М., 1997. - 22 с. 5. Кузьменко Ю.Д. Сила мышц нижней конечности у лыжников различной квалификации / Ю.Д. Кузьменко // Медицина, подросток, спорт: сб. науч. трудов. - Смоленск: СГИФК, 1975. - С. 45 - 48. 6. Asmusen E. The relations between isometric and dynamic muscle Strength. Communications from the Testing and Observation Institute of National Association for Infantile Paralysis // О. Hansen, О. Lamment. - 1965, 20, p. 3 - 11. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |