ПРОФЕС-
СИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Abstract

E-TEXTBOOK ON GYMNASTICS FOR HIGHER SPORTS EDUCATIONAL INSTITUTIONS

A.I. Yatsynin, Ph. D., associate professor

Stavropol state university, Stavropol

Key words: vocational training of physical culture specialists, information technologies in education, e textbook, test control tasks

The creation of new educational software is subordinated to the uniform purpose - the improvement of the quality of studying a subject matter and familiarizing students with the future professional work. Such approach has already been realized by the author in some educational software products developed by the faculties of gymnastics and information technologies of training and managing the educational process and are particularly being used at training the students on the theoretical methodical section of such courses as "Gymnastics", "Theory and technique of sports training", "Sports pedagogical perfection".


ЭЛЕКТРОННЫЙ УЧЕБНИК ПО ГИМНАСТИКЕ ДЛЯ ВЫСШИХ ФИЗКУЛЬТУРНЫХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЙ

Кандидат педагогических наук, доцент А.И. Яцынин
Ставропольский государственный университет, Ставрополь

Ключевые слова: профессиональная подготовка специалистов в области физической культуры, информационные технологии в образовании, электронный учебник, тестовые контрольные задания

Применительно к деятельности работников системы высшего профессионального образования всех уровней и специальностей вопросы использования информационных и коммуникационных технологий должны рассматриваться с позиций совершенствования информационного сопровождения образовательного процесса, когда обучаемый получает возможность доступа к огромным массивам информационных ресурсов образовательного назначения, в том числе представленных в сети Интернет.

В этой связи материально техническое и методическое обеспечение учебного процесса на факультетах физической культуры (ФФК), направленное на овладение и использование будущими специалистами в своей профессиональной деятельности современных информационных и коммуникационных технологий, разработку адекватных современным идеям развития образования новых средств обучения, в частности электронных учебников (ЭУ) [3, 4, 8], приобретает особую актуальность.

Создание новых компьютерных продуктов на ФФК Ставропольского государственного университета подчинено единой цели - повышению качества изучения конкретной учебной дисциплины и приобщению студентов к будущей профессиональной деятельности. Такой подход уже реализован в некоторых электронных продуктах, которые разработаны кафедрами гимнастики и информационных технологий обучения и управления учебным процессом и используются, в частности, при подготовке студентов по теоретико-методическому разделу курсов "Гимнастика", "Теория и методика спортивной подготовки", "Спортивно педагогическое совершенствование" на основе разработанных и используемых в учебном процессе ФФК ЭУ: "Гимнастика", "Гимнастическая терминология", "Основы обучения гимнастическим упражнениям", "Тренировка юных гимнастов", "Основы техники гимнастических упражнений", "Структура тренировочного процесса и методика построения занятий, микроциклов и мезоциклов", "Олимпийское образование" [6 - 8].

ЭУ - это мультимедийная интерактивная гипертекстовая компьютерная программа учебного назначения, обеспечивающая:

1. Системный подход в применении компьютера в образовании.

2. Реализацию наглядного и доступного изложения теории, формирование знаний, умений и навыков по изучаемому предмету, обратную связь с обучаемым, выполнение лабораторных, практических работ, самостоятельных заданий, контроля знаний и умений обучаемых на любом этапе дидактического цикла, развития исследовательских и креактивных качеств студентов.

ЭУ представляет собой совокупность теоретического, справочно-информационного, практического материала и заданий для тренинга, контроля и оценки качества усвоения знаний. ЭУ формируются с помощью специальных программ, позволяющих представить информацию в виде текстового, графического изображения, а также мультимедийных видео и звуковых эффектов.

Возможная область применения ЭУ чрезвычайно широка: их использование эффективно при самообразовании и при дистанционном обучении; они рекомендуются для людей со специальными потребностями в образовании. Свое применение ЭУ нашли и в процессе профессиональной подготовки специалистов в области физической культуры и спорта. Вместе с тем необходима методическая проработка процесса создания ЭУ, которая должна проводиться как педагогами, так и специалистами в области информатики [1].

ЭУ позволяют индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения, осуществлять контроль с диагностикой ошибок и обратной связью, самоконтроль и самокоррекцию учебной деятельности, формировать умение принимать оптимальное решение в различных ситуациях, развивать определенный тип мышления (наглядно образного, теоретического), усиливать мотивацию обучения, формировать культуру познавательной деятельности.

"Электронный учебник - это программно методический комплекс, обеспечивающий возможность самостоятельно освоить учебный курс или его большой раздел. Электронный учебник соединяет в себе свойства обычного учебника, справочника, задачника и лабораторного практикума" [3].

Представляемый нами ЭУ "Гимнастика" (рис. 1) - целостная обучающая программа, разработанная в соответствии с требованиями образовательного стандарта высшего профессионального образования, содержания программы по гимнастике для высших физкультурных учебных заведений, учебного плана специальности 032101 - Физическая культура и спорт дисциплины "Технология физкультурно-спортивной деятельности "гимнастика", предназначенная для обеспечения учебного процесса ФФК, спортивных факультетов физкультурных вузов, осуществляющих профессиональную подготовку специалистов в области физической культуры и спорта. ЭУ прошел сертификацию в Российском отраслевом фонде алгоритмов и программ Федерального агентства по образованию в 2006 г.

При проектировании ЭУ были выделены следующие уровни:

- концептуальный;

- технологический;

- операционный;

- реализующий.

На концептуальном уровне модель обучения представлялась как система, состоящая из двух подсистем: деятельности обучающего и деятельности обучаемых. На данном уровне определялась конечная цель обучения по предмету (разделу, теме) и обосновывалась разработка обучающей программы.

На технологическом уровне в проекте были определены конкретные способы управления учебной деятельностью (методы обучения), т.е. заданы требования ко всем компонентам содержательной и формальной сторон метода обучения. Цели детализированы до конкретных задач обучения в виде совокупности знаний, умений и навыков.

Операционный уровень предполагал описание процесса обучения как решение дидактических задач с подробной фиксацией всех функций обучающей деятельности, которые возлагаются на компьютер.

Уровень реализаций включает два подуровня - педагогической и программной реализаций. Первый содержит систему предписаний на уровне обучающих воздействий и представлен в виде сценария действий обучающей системы в каждый момент учебного процесса. На уровне программной реализации сценарий переводится в программу для компьютера.

ЭУ "Гимнастика" состоит из восьми самостоятельных и в то же время логически увязанных между собой частей.

Первые шесть частей представляют собой презентационную составляющую, в которой излагается основная информационная часть учебника. В ней рассматриваются вопросы истории и закономерности развития гимнастики с древних времен до настоящего времени, а также биографические данные выдающихся отечественных гимнастов и их спортивные достижения (рис. 2, 3); теоретико-методические особенности гимнастики как основы техники и методики обучения гимнастическим упражнениям; травматизм и способы его предупреждения на занятиях по гимнастике; характеристика оснащения спортивных залов, гимнастических площадок оборудованием и гимнастическими снарядами; формы занятий гимнастикой в школе: особенности занятий с детьми подготовительной и специальной медицинской групп, массовые гимнастическим выступления, планирование и учет внеклассной работы по гимнастике, организация и проведение соревнований, прогнозирование способностей юных гимнастов к спортивной тренировке, спортивная ориентация и методика начального отбора детей для занятий гимнастикой со спортивной направленностью.

В следующей части ЭУ помещены видеоклипы программных контрольных зачетных упражнений, изучаемых на практических занятиях по гимнастике, а так же упражнений, предлагаемых студентам для самостоятельного изучения во время самоподготовки. Видеоклипы сопровождаются аудиокомментарием с использованием гимнастической терминологии, указаниями по методике обучения и исправлению возможных ошибок в технике исполнения (рис. 4).

Важный структурный элемент ЭУ - словарь основных понятий и терминов теории и методики гимнастики, к которому обучаемый может обращаться многократно при затруднениях в овладении понятийным аппаратом, используя для этого гиперссылку.

Рис. 1. Фрагмент электронного учебника "Гимнастика" ("титульный лист")

Рис. 2. Фрагмент электронного учебника "Гимнастика": "Исторический обзор развития гимнастики"

Рис. 3. Фрагмент "Исторический обзор развития гимнастики" электронного учебника "Гимнастика"

Рис. 4. Фрагмент "Видеоклипы программных контрольных зачетных упражнений, изучаемых на практических занятиях по гимнастике" электронного учебника "Гимнастика"

Рис. 5. Фрагмент тестового задания по теме "История развития гимнастики" электронного учебника "Гимнастика"

Логическим завершением структуры ЭУ являются тестовые контрольные задания, которые разработаны для каждой представленной в ЭУ темы и позволяют преподавателю объективно оценивать знания студентов, а студентам - осуществлять самоконтроль и последующий анализ допущенных в ответах ошибок при самоподготовке (рис. 5).

В ЭУ имеется список рекомендованной литературы, изданной традиционным, печатным, способом, в котором указано имеющееся в библиотечном фонде университета количество учебников, учебных пособий или других изданий. Список литературы дополнен ссылками на статьи в журналах, сборниках научных конференций, а также на электронные публикации, размещенные на серверах учебного заведения или в сети Интернет.

Практика применения ЭУ в учебном процессе на ФФК выявила его особую эффективность по следующим позициям:

1. Обеспечение практически мгновенной обратной связи (свойство интерактивности).

2. Быстрый поиск необходимой учебно-справочной информации, что существенно затруднено в обычном учебнике (повышение производительности поиска).

3. Работа с ЭУ существенно экономит время при многократных обращениях к гипертекстовым объяснениям.

4. При работе с ЭУ в полной мере проявляются возможности и преимущества мультимедийных технологий (принцип наглядности и доступности).

5. ЭУ позволяет быстро, но в темпе, наиболее подходящем для конкретного индивидуума, проверить знания по определенному изучаемому разделу (настройка на конкретного обучаемого).

6. Учебная информация ЭУ может обновляться по мере необходимости, например c помощью Интернета (принцип актуализации информации).

Литература

1. Демушкин А.С. Компьютерные обучающие программы // Информатика и образование / А. С. Демушкин, А. И. Кириллов и др. - 1995. - № 3. - С. 18.

2. Железняк Ю.Д. Исследование эффективности использования компьютерной техники в управлении физическим воспитанием школьников / Ю.Д. Железняк, А.И. Яцынин: тез. докл. Московской региональной науч.-практ. конф. совместно с Академией пед. наук России и НИИ физиологии детей и подростков "Биолого-гигиеническое обеспечение процесса обучения и воспитания учащихся". - Коломна, 1992. - 285 с.

3. Зайнутдинова Л.Х. Создание и применение электронных учебников / Л.Х. Зайнутдинова. - Астрахань: изд-во ЦНТЭП, 1999.

4. Тыщенко О.Б. Новое средство компьютерного обучения - электронный учебник // Компьютеры в учебном процессе, 1999, № 10. - 89-92.

5. Яцынин А.И. Компьютерный контроль в процессе физического воспитания учащихся общеобразовательной школы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 1991. - 25 с.

6. Яцынин А.И. АОС "Радуга" и ее применение в процессе профессионально-педагогической подготовки студентов ФФК / Человек, здоровье, физическая культура и спорт в изменяющемся мире: тез. докл. V науч.-практ. конф. по проблемам физ. воспитания уч-ся, совместно с Российской Академией образования и институтом возрастной физиологии. - Коломна, 1995. - С. 151-152.

7. Яцынин А.И. Компьютерное программно методическое обеспечение дисциплины специализации ТМСП для студентов факультета физической культуры / Физическая культура и спорт как один из факторов национальной безопасности в условиях Северного Кавказа // Материалы Всероссийской науч.-практ. конф. 10-12 декабря 2004 года. - Нальчик: "Эль-Фа", 2004. - 530 с.

8. Яцынин А.И. Гимнастика. Электронный учебник / А.И. Яцынин, С.В. Зенкина. Номер государственной аттестации: 50200600215. - М.: ОФАП. Свидетельство об отраслевой регистрации разработки №5701 от 15 февраля 2006 г.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: