ПРОФЕС-
СИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Abstract

GENDER CONSCIOUSNESSES FORMATION AT FUTURE PHYSICAL CULTURE SPECIALISTS

A.L. Vorozhbitova

Stavropol state university, Stavropol

Key words: gender, gender consciousness, gender identity, knowledge.

In the article it is shown, that the gender consciousnesses formation is based on the knowledge of gender theories of the physical culture underlying an innovational subject matter. The results of the pedagogical experiment have shown, that teaching this discipline within the framework of a special course allows to generate a set of system knowledge as a gender consciousness basis at the students of the faculty of physical culture.


ФОРМИРОВАНИЕ ГЕНДЕРНОГО СОЗНАНИЯ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

А.Л. Ворожбитова
Ставропольский государственный университет, Ставрополь

Ключевые слова: гендер, гендерное сознание, гендерная идентичность, познание.

Актуальность гендерного подхода (от gender - социокультурный пол) в деятельностной сфере современной физической культуры не вызывает сомнений [6]. Теоретический анализ научной и методической литературы по данному вопросу выявил противоречия, которые возникли в современном обществе между устоявшимися представлениями о маскулинных (традиционно считавшихся исключительно мужскими) видах спорта, которыми сегодня активно увлекаются женщины, и гендерной ролью женщины в обществе; между воздействием профессионализации в маскулинном виде спорта на организм женщины и состоянием её здоровья и репродуктивной функции в процессе и после окончания спортивной карьеры; на конец, между потребностью общества в квалифицированных специалистах по физической культуре, осознающих социальную значимость и специфику реализации гендерной теории в своей практической деятельности, и отсутствием основ гендерной теории как учебной дисциплины в программе их подготовки. Разрешение выявленных противоречий видится нам в решении важной научной задачи, которая состоит в теоретическом и экспериментальном обосновании содержания программного обеспечения формирования гендерного сознания у будущих специалистов в сфере физической культуры в процессе освоения ими гендерной теории.

Формирование гендерного сознания является одной из важнейших проблем современной образовательно-воспитательной парадигмы. Сознание - важнейшая функция человеческого мозга, позволяющая ему перерабатывать информацию об окружающем мире. В разных областях знания о человеке существуют свои концепты о сознании [2]. Исходя из общих параметров сознания, содержание которого составляет переживание возникающих у человека чувственных и умственных образов, можно сказать, что в гендерном сознании предметом такого переживания являются сложившиеся в социуме гендерные отношения.

Таким образом, научная проблема, в рамках которой разрабатывается данная тема, заключается в теоретико-методологическом обосновании гендерного подхода прежде всего к образованию в сфере физической куль туры, а через это - к формированию гендерной идентичности спортсменов, занимающихся маскулинными и фемининными видами спорта.

Цель исследования - теоретическое и экспериментальное обоснование программного обеспечения формирования гендерного сознания в процессе подготовки специалистов в области физической культуры. Мы предполагаем, что гендерное сознание у будущих специалистов будет сформировано и будет формировать их профессиональную готовность, если:

- формируемое гендерное сознание будет базироваться на определенных теоретических и методологических позициях;

- процесс формирования гендерного сознания будет обеспечен теоретически, методически и экспериментально обоснованной программой;

- формирование гендерного сознания будет обеспечено содержанием учебного плана.

В процессе исследования решались следующие задачи:

1) определить основное содержание знаний и представлений студентов о социальном поле, о требованиях, предъявляемых к индивиду;

2) обосновать и разработать программу формирования гендерного сознания у будущих специалистов по физической культуре и спорту и экспериментально проверить её эффективность;

3) выявить оптимальные формы и методы формирования гендерного сознания у будущих специалистов по физической культуре и спорту.

В качестве инструментария выступили следующие методы: теоретический анализ научно методической литературы, социологические методы (анкетирование, опрос, тестирование), методы математической обработки полученных данных.

Научная новизна проведенного нами исследования состоит в том, что впервые формирование гендерного сознания рассматривается как процесс, базирующийся на формировании системных знаний в рамках специально разработанного нами курса "Основы гендерной теории физической культуры". В отличие от научной дисциплины, которая "не имеет каких-то заранее установленных пределов", учебный курс, как и образование в целом, "носит квантовый характер и имеет свой предел" [3] в виде достигнутого уровня развития науки. Однако гендерная теория физической культуры пока делает лишь первые шаги, и при проектировании содержания данного учебного курса нам пришлось признать, что источник знаний в области гендерных отношений в спорте находится (воспользуемся имеющейся характеристикой новой образовательной ситуации) "внутри системы образования, в образовательной деятельности" [5].

Для выявления эффективности преподавания курса "Основы гендерной теории физической культуры" был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие 38 студентов 2-го курса факультета физической культуры Ставропольского государственного университета, из них 33 юноши и 5 девушек. Состав экспериментальной группы (ЭГ) - 23 человека, контрольной (КГ) - 15 человек. Обе группы в основном одинаковы по стартовым возможностям (по уровню владения общенаучной и специальной терминологией, логикой последовательности в рассуждениях). В ЭГ курс читался в течение семестра в объеме 42 ч. В КГ указанный курс не читался (была проведена вводная беседа "Что такое гендер?") и познания студентов ограничивались случайно приобретенными бессистемными знаниями из различных источников. Итоговый тест состоял из 45 вопросов, из которых 28 закрытых, и только они были предложены КГ.

Сущность проведенного педагогического эксперимента заключается в апробации способа формирования гендерного сознания у студентов, в основе которого лежит механизм преобразования усвоенных понятий и терминов в личную мировоззренческую позицию студентов.

Вопросы по первому разделу курса (1-8) выявляли знание дефиниций понятия "гендер" и его производных. Вопросы по второму разделу (9-19) касались проблем общей гендерологии. Вопросы по третьему разделу (20-28) показали ориентированность студентов в гендерных стереотипных представлениях о маскулинности и фемининности, понимание их проявлений в спортивной жизни и преодоление некоторых из них в наши дни.

Студенты, прослушавшие курс, показали более высокий уровень знаний по первому и второму разделам. Чем отличается понятие "гендер" от понятия "биологический пол" в ЭГ правильно указали 78,3 % студентов, тогда как в КГ всего 40%. Достаточно большой разрыв наблюдается в понимании андрогинии. В ЭГ - правильное понимание норм гендерного поведения. По третьему разделу в ЭГ студенты гораздо лучше знают стереотипные определения мужских и женских качеств индивида, намного лучше классифицируют виды спорта по гендерному признаку и т.д. Разница наглядно представлена рисунке.

Вычисления показывают, что степень достоверности различий в ЭГ и КГ оказалась достаточно высокой (см. таблицу).

Студент становится не только обладателем знаний в области гендерной теории физической культуры, но и носителем индивидуального (субъективного) переживания полученных знаний в процессе дискуссий и опросов. Такой опыт не подводится под один знаменатель, он может оставаться вариативным и динамичным. Об этом свидетельствуют ответы на открытые вопросы, предполагающие рефлексию о полученных знаниях.

Рефлексия и сознание не синонимы [4], так как сознание в итоге дает целостную картину мира (сегодня гендерологи [1] выдвигают вопрос о гендерной картине мира), рефлексия же - процесс аналитический. Для достижения определенного уровня гендерного сознания студент должен овладеть соответствующими мыслительными операциями. Их выполнение требует не только компетентности, но и определенного уровня сознания, и наоборот: постепенное овладение технологией теоретического познания в области гендерологии формирует его гендерное сознание.

Группы M±m t p
ЭГ 15,3 ± 0,8 6,5 <0,01
КГ 9,4 ± 0,5

Пояснение. М - среднее арифметическое значение результатов тестирования (в баллах); m - стандартная ошибка среднего арифметического значения; t - t-критерий Стьюдента; р - уровень значимости.

Как не раз указывалось в психологии, сознательная деятельность индивида формируется на основе знаков естественного языка, уже имеющихся в структуре сознания. Студенты, с детских лет занимающиеся спортом, накопили большое количество наблюдений из спортивной жизни. Задача учебного курса - помочь им соотнести свои представления и ассоциации в системе научных терминов и понятий гендерологии. Поэтому при тестировании, выявляющем достигнутый уровень гендерного сознания студента, в ЭГ особое место отводилось открытым вопросам, позволяющим направить словесные возможности (которые тем самым развиваются) на формирование сознания в нужном нам направлении. Так, большинство ответов на открытые вопросы (например, "Женщины выбирают мужские виды спорта, потому что..." и "Мужчины выбирают фемининные виды спорта, потому что..."), основанные на наблюдениях за окружающими, свидетельствуют о том, что при всем разбросе мнений студенты ЭГ обладают необходимым уровнем гендерного сознания. Они понимают, чем руководствуются окружающие, выбирая не свойственные их полу гендерные роли и т.д.

Сложнее обстоит дело с формированием у студентов гендерного подхода при обосновании мотивации выбора вида спорта. Ответы, которые подразумевали обоснованность выбора вида спорта собственной гендерной идентичностью, составили только 39,1%. При формировании гендерного сознания необходимо также учитывать постоянные и переменные факторы его проявления. К постоянным факторам мы относим биологический пол и избранный вид спорта.

В целом экспериментальный учебный курс "Основы гендерной теории физической культуры" подтвердил гипотезу исследования. Итоги тестирования открывают перспективы дальнейшего методического поиска для повышения уровня знания основ гендерной теории физической культуры и уровня гендерного сознания студентов. Многие респонденты показали личную заинтересованность в полученной информации, переходящей в убеждения; 81,8 % студентов высказались за включение курса в программу подготовки специалистов по физической культуре.

Выводы

1. Проведенный нами эксперимент доказал необходимость презентации студентам системы знаний в области гендерной теории физической культуры, что позволяет разработать оптимальные педагогические формы, методы и приемы в рамках гендерной образовательно-воспитательной парадигмы, формирующей гендерное сознание.

2. Учебный курс способствует осознанию собственной гендерной идентичности, а также формированию определенных ценностных ориентаций студента, характеризующих его отношение к сложившимся в обществе гендерным стереотипам, направленность и социальную значимость его личного гендерного поведения.

3. Превращение полученных в курсе "Основы гендерной теории физической культуры" знаний в убеждения, в принципы личного поведения поможет будущему специалисту донести их до учащихся в процессе преподавания физической культуры в учебных заведениях или проведения занятий в спортивных секциях.

Литература

1. Булычев И.И. Гендерная картина мира / И.И. Булычев // http://ivanovo.ac.ru/win1251/jornal/jornal3/bul.htm (17.06.2006).

2. Костандов Э.А. Психофизиология сознания и бессознательного / Э.А. Костандов. - СПб., 2004.

3. Лубышева Л.И. Инновационные технологии в профессиональной подготовке спортивного педагога / Л.И. Лубышева, В.А. Магин. - М.: Теория и практика физической культуры, 2005.

4. Столяренко Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. - Ростов-на-Дону, 1999.

5. Чермит К.Д. Проектирование содержания физического воспитания / К.Д. Чермит, В.Г. Левченко, О.И. Исаков. - Майкоп, 2000.

6. Цикунова Н.С. Доминанты маскулинности и фемининности в сознании спортсменов: дис. ... канд. психол. наук / Н.С. Цикунова. - СПб., 2003.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!