ПРОФЕС-
СИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Abstract

CONCEPTUAL MODEL OF MAIN METACONSTITUENTS OF TEACHER OF PHYSICAL CULTURE FACULTY IN VOCATIONAL EDUCATIONAL SYSTEM MODERNIZATION

Yu.V. Sorokopud, Ph. D., associate professor

E.N. Nabat, Ph. D., associate professor

Stavropol state university, Stavropol

Key words: modernization, vocational educational system, metaconstituents of higher school teacher, competence, metafeatures, mentality, assertiveness, flexibility, facilitation.

In the article the author presents the model of the main metaconstituents of the teacher of the higher school of the faculty of physical culture, including the system of certain competences and metaprofessional personal features, formed mentality. Alongside with the teacher’s traditional metafeatures, the less widespread ones such as assertiveness, flexibility and facilitation are also allocated in the article.


КОНЦЕПТУАЛЬНАЯ МОДЕЛЬ ВЕДУЩИХ МЕТАОБРАЗОВАНИЙ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КОНТЕКСТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Кандидат педагогических наук, доцент Ю. В. Сорокопуд
Кандидат педагогических наук, доцент Э. Н. Набат

Ставропольский государственный университет, Ставрополь

Задачей номер один во всём мире стало производство компетентных людей - таких людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях и чья основная компетенция заключалась бы в умении включиться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни.

М. Ш. Ноулз, ведущий разработчик
теории обучения взрослых в США

Ключевые слова: модернизация, система профессиональной подготовки, метаобразования преподавателя высшей школы, компетентность, компетенции, метакачества, ментальность, ассертивность, флексибельность, фасилитация, феликсологичность.

В материалах ЮНЕСКО о перспективах высшего образования в XXI веке неоднократно говорилось о том, что содержание университетского образования должно ориентироваться на рынок труда и специфику социокультурной ситуации страны [1].

После подписания Болонского соглашения в 2003 г. в российской системе профессионального образования произошли существенные изменения, которые обусловили изменение требований к преподавателю высшей школы.

Основная идея успешно реализуемой на факультете физической культуры СГУ Концепции модернизации системы профессиональной подготовки специалистов в области физической культуры [4] заключается в создании совокупности условий, направленных на подготовку специалистов, владеющих современными инновационными технологиями. Дополняя автора Концепции В.А. Магина, мы хотели бы особенно подчеркнуть, что ни одно начинание не будет реализовано в полной мере без соответствующих интеллектуальных ресурсов, и в частности без преподавателей факультета, являющихся центральными субъектами модернизации. В процессе обучения и воспитания студентов преподаватели вовлекаются вместе с ними в различные виды деятельности: учебно-познавательную, учебно-профессиональную, научно ориентированную, спортивную, оздоровительную и другие, образующие в совокупности одну интегративную метадеятельность - профессионально образовательную. Как отмечает Э. Ф. Зеер [2], для успешной реализации этой деятельности преподавателю необходимо обладать так называемыми метапрофессиональными образованиями.

Термин "метаобразования" возник на стыке нескольких прикладных отраслей психологии и педагогики: акмеологии, профессиональной педагогики, психологии труда, педагогической психологии.

Метаобразования преподавателя высшей школы в сфере физической культуры - это интегративная личностная характеристика, включающая систему определённых базовых компетентностей; компетенций; метапрофессиональных личностных качеств; сформированной ментальности.

Компетенция и компетентность, являясь междисциплинарными понятиями, широко используются в различных сферах научной деятельности: философии, логике, языкознании, медицине, юриспруденции, педагогике, психологии, естествознании. Этот своего рода "космополитизм" данных понятий объясняет их общие, категориальные признаки и вместе с тем дает право на существование специфических черт, присущих этим понятиям в определенных предметных рамках. На основе контент-анализа различных источников мы придерживаемся следующих определений данных дефиниций.

Компетентность - это опыт социально профессиональной жизнедеятельности человека, интеллектуально и личностно обусловленный, основывающийся на профессиональных знаниях и умениях.

Компетенция - это совокупность качеств, которые требуются для функционирования в конкретной области деятельности. Суть компетенции - контекстная целесообразность, контекстное творчество, контекстно-ролевая самоорганизация, самоуправление, самооценивание, саморегулирование, самокоррекция в профессиональной деятельности.

Метапрофессиональные качества - это комплекс психологических качеств, способностей, обеспечивающих эффективное выполнение интегративных действий, выступающих в форме конкретных частных видов деятельностей; готовность личности быстро приспосабливаться к любым изменениям в профессиональной деятельности, стремление к творческому самовоплощению [2].

Под ментальностью мы пониманием сформированную гуманистическую позицию преподавателя факультета физической культуры, основанную на реализации личностно деятельностного подхода и направленную на организацию эффективного взаимодействия всех участников обучения и воспитания в процессе освоения инновационных технологий, успешно зарекомендовавших себя в сфере физической культуры и спорта.

Структурное содержание метаобразований преподавателя факультета физической культуры может изменяться и дополняться в зависимости от меняющихся требований. Оно обусловлено следующими социокультурными детерминантами:

- мировыми тенденциями в области высшего профессионального образования, изложенными в программных документах ЮНЕСКО [1];

- направлениями развития отечественного высшего профессионального образования, выделенными в основных положениях новой образовательной парадигмы, Национальной доктрине образования, Концепции модернизации системы профессионального образования и др. [3];

- ведущими направлениями модернизации сферы физической культуры и спорта [4].

Интегрируя содержание вышеизложенного, можно отметить, что для системы профессионального образования в области физической культуры и спорта характерны следующие черты:

- гуманизация и демократизация;

- пересмотр содержания и переход на двухуровневую систему подготовки специалистов в контексте реализации положений Болонского соглашения;

- направленность на освоение инновационных технологий как в сфере преподавания в условиях высшей школы, так и в сфере физической культуры и спорта и др.

Не останавливаясь подробно на отдельных элементах Концептуальной модели метапрофессиональных образований преподавателя физической культуры, достаточно подробно рассмотренных в психолого-педагогической литературе, хотелось бы пояснить значение некоторых понятий, часть из которых стала использоваться в образовательной практике сравнительно недавно и не получила ещё широко распространения.

В структуре компетенций преподавателя нами выделены медиа-компетенции, под которыми понимается способность преподавателя находить и использовать на занятиях информацию, полученную из различных источников, а также применять в учебном процессе компьютерную, аудио-, видеотехнику, реализуя тем самым современные инновационные ин формационные технологии.

Среди метапрофессиональных качеств личности мы также выделяем ассертивность (от англ. assert - утверждать). Ассертивность - это педагогическое общение, которое опирается на истинно гуманистические начала, в которых отрицаются манипуляция, жестокость и агрессия по отношению к другому. Ассертивное поведение позволяет преподавателю:

- высказываться четко и однозначно, поступать порядочно;

- разбираться в себе и в других;

- избегать манипулирования окружающими;

- при этом действовать убедительно.

Мы считаем, что с учётом специфики факультета, готовящего кадры для сферы физической культуры и спорта, ассертивность является важным компонентом профессионализма преподавателя. В то же время ассертивность - это ещё и адекватная оценка обстановки, своего поведения, путь к самореализации и саморазвитию.

Фасилитация (от англ. facility - облегчать) - это способность преподавателя создавать благоприятную среду для максимального физического, интеллектуального, духовного развития каждого студента.

Флексибельность - способность к постоянному саморазвитию, без которой невозможно совершенствование мастерства преподавателя физической культуры. Это качество особенно актуально в связи с процессами модернизации системы профессиональной подготовки физкультурных кадров и интеграции в мировое образовательное пространство. Эти процессы потребуют от преподавателей не только пересмотра содержания реализуемых ими программ, но и формирования новых профессиональных позиций.

Тем самым выделенные нами метаобразования позволят преподавателю реализовывать инновационные технологии, успешно применяющиеся в мировой системе профессионального образования, так как современный преподаватель факультета физической культуры - это прежде всего: инноватор; фасилитатор; коммуникатор; медиа-технолог. Эти профессиональные позиции лежат в основе ключевых компетенций и предполагают умение организовывать учебно-воспитательный процесс, основанный на способности осуществлять эффективное взаимодействие в процессе освоения инновационных технологий в сфере физической культуры и спорта в системе "преподаватель-студент"; "студент-студент" (работа в микрогруппах); "преподаватель-компьютерная, аудио-, видеотехника"; "преподаватель-студент-ученик" (в условиях педагогической практики).

В связи с гуманизацией системы профессионального образования и сферы физической культуры отметим ещё одно важное качество преподавателя физической культуры - феликсологичность (от латинского felix - "счастливый", "несущий счастье", "приносящий счастье"). Физическая культура всегда была направлена прежде всего на реализацию рекреационной функции и должна приносить чувство радости всем участникам. Тем самым преподаватель физической культуры должен сам служить олицетворением гармонии души и тела. Его деятельность должна быть направлена на формирование у студентов профессиональной позиции, основанной на умении организовывать физкультурно-спортивную, физкультурно-оздоровительную деятельность учащихся, способствующую осознанию ими счастливой сущности проживаемого момента.

В заключение хотим подчеркнуть, что разработанная структура отражает наиболее актуальные, на наш взгляд, метаобразования преподавателя физической культуры. Она основана на авторской позиции, возможно, спорной в отдельных вопросах, в то же время модель метапрофессиональных образований преподавателя физической культуры является открытой и не исключает дополнения и доработки в связи со вновь возникающими тенденциями или отдельными мнениями ведущих специалистов в области физической культуры и спорта.

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что в настоящий момент в СГУ специальная психолого-педагогическая подготовка преподавателей для сферы профессионального образования в области физической культуры и спорта осуществляется лишь в аспирантуре, при получении дополнительной квалификации "Преподаватель высшей школы". В процессе подготовки слушатели аспирантуры обучаются в общем гуманитарном потоке. Содержание этой подготовки не учитывает специфики профессиональной деятельности в условиях факультета физической культуры и не может в полной мере подготовить преподавателей, отвечающих современным требованиям и обладающих сформированными метаобразованиями.

В этой связи мы считаем, что назрела необходимость в ускорении открытия магистратуры для подготовки научно педагогических кадров факультета физической культуры, уровень компетентности которых позволит продолжить традиции факультета и реализовать Концептуальные идеи модернизации системы профессионального образования в области физической культуры и спорта.

Литература

1. Высшее образование в XXI веке (по материалам ЮНЕСКО) // Образование в документах. Информационный бюллетень. 1999. - № 5 (92).

2. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития. - М.: Академия, 2006. - 240 с.

3. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. - М.: АПКиПРО, 2002. - 24 с.

4. Магин В. А. Модернизация высшего профессионального образования в области физической культуры: Монография. - М.: ИЛЕКСА; Ставрополь: АГРУС. 2006. - 264 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!