Abstract VARIANT FORM OF PHYSICAL EXERCISES OCCUPATIONS ORGANIZATION AT HIGH SCHOOL E.N.Kotlo, Ph. D., associate professor S.S.Kolesnikova, Ph. D., associate professor S.A.Kotlo, Assistant The Stavropol state university, Stavropol Key words: personality’s physical culture, motivational valuable orientations, variant component, motivational need area, physical culture interests formation. The application of the technologies of organizing the volleyball and swimming variant courses developed by the author for the first year of work has allowed to increase essentially the level of physical preparedness according to the standards of the State program on physical culture. Thus, the variant form of occupations organization allows to solve both the psycho pedagogical tasks of education and methodical training, and also the questions of managing physical self improvement and formation of the students’ personality physical culture.
|
ВАРИАТИВНАЯ ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКИМИ УПРАЖНЕНИЯМИ В ВУЗЕ
Кандидат биологических наук, доцент Е.Н. Котло
Ставропольский государственный университет, Ставрополь Ключевые слова: физическая культура личности, мотивационно-ценностные ориентации, вариативный компонент, мотивационно потребностная сфера, формирование интересов в области физической культуры. Смена образовательных парадигм на рубеже столетий связывает цели образования с изменением качества человека. Приоритетным становится формирование гармоничной, свободной и конкурентоспособной личности, что предполагает приобщение молодежи к фундаментальным культурным ценностям, среди которых особое место занимает физическая культура. В связи с этим важнейшим фактором повышения эффективности функционирования физической культуры и спорта является качество образования. Обновление и углубление содержания образования в сфере физической культуры прежде всего связано с наиболее полной реализацией его культурообразующей и гуманизирующей функций [2], позволяющей, с одной стороны, формировать социально активную личность в гармонии с физическим развитием, а с другой - приобщать к ценностно-мотивационным составляющим физической культуры, подчиняя их целям и потребностям личности в саморазвитии и самосовершенствовании. Традиционный процесс физического воспитания с приоритетом нормативного подхода, т. е. внешние показатели, характеризуемые контрольными нормативами учебных программ, не претерпел больших организационных и методических изменений, несмотря на современные за дачи в области физической культуры [1, 5, 6]. Изменение целевой направленности физической культуры в высшем учебном заведении требует от учебно-воспитательного процесса отказа от "командно строевых методов" и обращения к личности студента, к его интересам и потребностям в сфере физического и духовного совершенствования [4]. Многолетние исследования в области теории и практики физического воспитания студентов указывают на то, что замкнутость на двигательной деятельности без учета мотивационно-волевой сферы молодежи приводит к деформации ценностей физической культуры, формированию ассоциативного поведения и эгоистических устремлений личности [2, 3, 6, 8, 9], что существенно обедняет как физические, так и духовные потребности студентов и приводит к утрате учебным процессом культурно нравственного и предметно содержательного смысла. Ключевые моменты выхода из сложившейся ситуации должны рассматриваться в плане современных концептуальных представлений о теории физической культуры личности и о технологиях ее формирования как целевой сущности данного процесса [8, 10]. При этом особое место должно занимать включение студента в пространство физической культуры как субъекта, способного удовлетворять личностные мотивы, склонности, потребности и интересы, расширяя и углубляя знания в области физической культуры. Мотивационно потребностная сфера служит стержнем успешного выполнения любого вида деятельности, в том числе и занятий физическими упражнениями. При этом интересы и жизненные ориентации характеризуют общую готовность к деятельности, а мотивы раскрывают непосредственный личностный смысл определенной физкультурной деятельности. Использование психологических обоснований для управления познавательной деятельностью студентов путем формирования интереса к познанию происходит на основе мотивировки, представляющей осознанное отношение человека к тому или иному проявлению деятельности, и связано с побуждающей силой - потребностями человека [4, 5]. Потребности в занятиях физической культурой - важная побудительная, направляющая и регулирующая сила поведения личности, на основе которой возникают, закрепляются и развиваются знания, навыки и практический опыт студентов. В процессе формирования физической культуры личности мотивационно потребностная сфера направляется на удовлетворение, раскрытие осознанного и рефлексивного психофизиологического состояния желания физкультурной деятельности, ре акции личности на внешние и внутренние стимулы, ориентированные на достижение полезного результата [10]. Проблема влияния на мотивацию учебной деятельности студентов осложняется тем, что для большинства из них процесс физического воспитания направлен "в никуда", не имеет определенной личной цели и задач, превращается в формальное исполнение требований, выдвигаемых образовательным учреждением, кафедрой, преподавателем. Если же студент осознал свою особую, личностно мотивированную заинтересованность в данном воспитании, то учебный процесс для него становится целенаправленным, активным и творческим. Государственная программа по дисциплине "Физическая культура" для высших учебных заведений РФ предусматривает свободу выбора студентами разнообразных средств, методов и организационных форм занятий на вариативном курсе [3]. Эффективность вариативного подхода в учебно-воспитательном процессе студентов на первый взгляд теоретически очевидна. Во-первых, при его использовании предполагается реализация физкультурно-спортивных интересов и потребностей студенческой молодежи, следовательно, должна повышаться ее физкультурная активность, посещаемость занятий, степень включенности в физическое самосовершенствование, а в итоге и уровень физкультурно-спортивной образованности; во-вторых, интересы и потребности студентов могут быть адекватны узкой специализации преподавателя, что, несомненно, должно обеспечить продуктивность взаимодействия субъектов образовательного процесса и существенно повысить качество результата; в-третьих, использование вариативного подхода, выбор студентами одного из видов спорта для своих занятий, физического совершенствования отвечает сегодня современным тенденциям развития физической культуры и спорта в системе образования (В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева и др.); в-четвертых, посредством организации вариативного курса можно решать не только физкультурно-спортивные, но и физкультурно-оздоровительные задачи физического воспитания студентов в рамках как традиционных, так и нетрадиционных систем. Однако сделать такой выбор можно только на втором году обучения в вузе, так как первый предназначается для теоретико-методологической и общефизической подготовки студентов. Данное ограничение непроизвольно сопряжено и с обязательными контрольными нормативами физической подготовленности, которые должны выполняться студентами в течение четырех лет. Вышеизложенное обусловливает необходимость исследования оптимальных вариантов организации физической культуры, с одной стороны, обеспечивающих реализацию цели государственной программы по дисциплине "Физическая культура", а с другой - формирование побудительных, направляющих и регулирующих мотивационно-ценностных ориентаций и потребностей студентов на занятиях по физической культуре и спорту. Одно из приоритетных направлений здесь - использование вариативной формы занятий по видам спорта начиная с 1-го года обучения в вузе (а не со 2-го года, как предусмотрено Государственной программой). В этом контексте нами был экспериментально апробирован вариативный подход к организации занятий по физической культуре студентов гуманитарных и естественных факультетов, основанный преимущественно на занятиях волейболом и плаванием. На констатирующем этапе эксперимента в целом зарегистрирован низкий уровень образованности и мотивационно-ценностных ориентаций студентов в вопросах физической культуры и понимания ее роли в становлении профессиональных качеств личности будущего специалиста. Изучение причинно следственных связей мотивационно-ценностных отношений к физической культуре и степени активности участия в физкультурной деятельности выпускников учебных заведений в начале эксперимента показывает, что до поступления в вуз различными видами физкультурной деятельности в свободное от учебы время занимались лишь 38,3% опрошенных. Доминирующими являлись личностно значимые мотивы, связанные с физиологическими потребностями (коррекция фигуры - 38,3% и избавление от чрезмерной массы тела - 20,0%) и потребностями в самоуважении (36,6%) с неустойчивым интересом, основанным на примитивном представлении о влиянии средств физической культуры на психофизиологическое развитие человека. Студенты также продемонстрировали недостаточный уровень развития физических качеств (средний результат в баллах согласно Государственной программе составлял 2,51±0,25 - в первой экспериментальной группе, занимающейся плаванием; 2,57±0,19 - во второй экспериментальной группе, занимающейся волейболом; 2,40±0,16 - в контрольной группе и слабую спортивно техническую подготовленность. Особенно низкие результаты студенты, поступившие в университет, демонстрировали в развитии выносливости (бег на 2000 м). Средние показатели выносливости в каждой группе составляли 12,08±0,42; 12,13±0,39; 12,10±0,35 соответственно, что согласно нормативам Государственной программы равняется оценке "1". Применение технологий организации вариативных курсов по волейболу и плаванию за первый год работы позволило существенно изменить сложившуюся ситуацию: качественно выросли уровень физической подготовленности по нормативам Государственной программы по физической культуре и оценка успеваемости. Так, в экспериментальных группах оценка физической подготовленности составила соответственно 4,73±0,08 и 4,67±0,11 балла. В контрольной группе данный прирост был значительно ниже (3,41±0,13). В экспериментальных группах изменилось соотношение значимости социальных (32, 3 %) и профессионально ценностных (44,5 %) мотивов, направленных на укрепление здоровья, совершенствование профессионально значимых физических качеств и получение знаний по физической культуре. Сформировалось активное отношение к занятиям с высокой посещаемостью и развитием устойчивого интереса к занятиям физической культурой и спортом. В итоге опытно-экспериментальной работы изменился и общий уровень физической культуры студентов. В результате педагогических наблюдений и контрольных испытаний было установлено, что в экспериментальных группах из общего контингента принимающих участие в эксперименте 76,6% обучающихся овладели физической культурой на уровне образованности и ее творческого использования. Трудность приобщения всех студентов к физкультурной деятельности и воспитания у них данной культуры на самом высоком уровне заключалась прежде всего в том, что большинству студентов с детства не была привита устойчивая, осознанная потребность в ней. Таким образом, вариативная форма организации занятий позволяет решать психолого-педагогические задачи воспитания, образования и методической подготовки, а также вопросы управления физическим самосовершенствованием и формирования физической куль туры студентов. Анализ результатов самооценки испытуемых - достижения в развитии физических качеств, в уровне знаний, возросший процент их включенности в двигательную деятельность в процесс самосовершенствования, изменения в отношениях к ценностям физической культуры - свидетельствует о более эффективном решении задач в области физической культуры студентов в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и программы на фоне учета мотивационно-ценностных ориентаций, конкретных условий, специфики учебной деятельности, физических и умственных возможностей каждого студента. Литература 1. Бальсевич В.К. Спортивно ориентированное физическое воспитание: образовательный и социальный аспекты / В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева // Теория и практика физ. культуры. - 2003. - № 5. 2. Виленский М.Я. Студент как субъект физической культуры / М.Я. Виленский // Теория и практика физ. культуры. - 1999. - № 10. 3. Виленский М.Я. Концептуальные подходы к конструированию гуманитарно ориентированного образования по физической культуре в вузе / М.Я. Виленский, В.В. Черняев // Дополнительное образование. - 2004. - № 11. 4. Дуркин П.К. Состояние мотивации и генезис интереса студентов к занятиям физической культурой: IV Межуниверситетская научно методическая конференция "Организация и методика учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивной работы": тез. докл. / П.К. Дуркин. - Краснодар, 1996. 5. Кирилова Е.Г. Организация и методика воспитания студенток нефизкультурных вузов / Е.Г. Кирилова, А.Г. Комков // Инновационные педагогические технологии в системе физкультурного образования и оздоровления населения. - СПбНИИФК, 2006. 6. Лотоненко А.В. Инновационные направления педагогической системы формирования физической культуры студенческой молодежи / А.В. Лотоненко, Л.И. Лубышева, Н.К. Чуриков // Теория и практика физ. культуры. - 2003. - № 4. 7. Лотоненко А.В. Приоритетные направления в решении проблем физической культуры студенческой молодежи / А.В. Лотоненко // Теория и практика физ. культуры. - 1998. - № 4. 8. Соловьев Г.М. Здоровьесберегающая система образования в обеспечении здоровья и формировании культуры здорового образа жизни учащихся: монография / Г.М. Соловьев, Н.И. Соловьева. - М.: Илекса, 2007. 9. Физическая культура в образовательном процессе вуза: учеб. пособие / Г.М. Соловьев. - Ставрополь: изд-во СГУ, 2004. 10. Соловьев Г.М. Психологические аспекты потребностей в воспитании физической культуры личности студентов / Г.М. Соловьев // Проблемы физической культуры и спорта в высших учебных заведениях // Материалы первой межрегиональной научно-методической конференции. - Ростов на Дону: изд-во РГУ, 2001. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |