Abstract ANALYSIS OF DOCUMENTARY STREAM OF DISSERTATIONS ON PHYSICAL CULTURE AND SPORTS S.A. Pronin, Ph. D., associate professor St. Petersburg state P.F. Lesshaft’s university of physical culture, Saint Petersburg Key words: documentary stream of dissertations, tendencies of object and subject of researches. The purpose of the research was to define tendencies in the documentary stream of dissertations on physical culture and sports. The analysis of the dynamics of the publications quantity of scientific workers before and after defending the Ph.D thesis has shown, that at candidates for a degree the average publications’ quantity per year gradually grows and reaches its maximum by the moment of defense. But thus the active scientific activity of the "graduated" ones, the level of which is appreciably defined by the quantity of the issued works, is practically ceased.
|
АНАЛИЗ ДОКУМЕНТАЛЬНОГО ПОТОКА ДИССЕРТАЦИЙ ПО ПРОБЛЕМАМ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА
Кандидат педагогических наук, доцент
С. А. Пронин Ключевые слова: документальный поток диссертаций, тенденции объекта и предмета исследований. В данной статье предпринимается первая попытка анализа всего документального потока диссертаций по проблемам физической культуры и спорта в период с 1937 по 2004 г. Цель исследования - определить тенденции документального потока диссертаций по проблемам физической культуры и спорта. Методы исследования: библиографический поиск, теоретический анализ и обобщение данных документальных источников, контент-анализ, статистическое наблюдение, математико-статистический анализ, систематизация. Для наглядности все статистические данные были сгруппированы в периоды продолжительностью по 5 лет (исключение составил период с 1937 по 1949 г.). Ввиду того что между годом написания диссертации и годом её защиты иногда имелась существенная разница, группировка по периодам осуществлялась исходя из даты опубликования автореферата диссертации. На мой взгляд, такой подход более объективно отражает время ввода работы в информационный оборот. Библиографический поиск, проведенный в фондах крупнейших библиотек РФ, а также в Internet, позволил выявить массив работ, который явился эмпирической основой моего изыскания. Он включил все виды диссертаций [в форме рукописи (98,3%), доклада (0,6%), монографии/учебника (0,1%), ДСП (1,0%)], за исключением имеющих гриф "Секретно". Исследования чисто валеологической направленности в выборку не были включены. Всего анализу были подвергнуты данные о 10 146 диссертациях. Общее количество диссертаций по проблемам физической культуры и спорта постоянно растет. В основном это происходит за счет увеличения работ, защищаемых на степень кандидата или доктора педагогических наук. Количество работ по другим научным специальностям начиная с середины 70-х гг. достаточно стабильно (примерно 40-50 в год). В общем массиве диссертаций работы на соискание ученой степени кандидата или доктора педагогических наук составляют 78,0% (включая диссертации, написанные на стыке специальностей, - 2,5%). Среди "прочих наук" преобладают работы биологических (8,7%), медицинских (8,5%) и психологических (2,2%) специальностей. Все остальные направления (архитектура, искусствоведение, история, культурология, политология, сельское хозяйство, социология, техника, фармакология, физика, филология, философия, экономика, юриспруденция) имеют совокупную долю, - 2,6%. Примечательно, что в 50-х и 60-х гг. доля непедагогических диссертаций была значительно выше. В основном за счет работ биологической и медицинской направленности она достигала почти 50%. Все диссертации на соискание степени доктора наук составляют 8,4% от общего массива. Для педагогических специальностей эта величина составляет 6,9%, в то время как в других областях науки она в 2-3 раза выше. Следует отметить, что вплоть до 90-х гг. доля докторских диссертаций педагогических специальностей в рамках анализируемой выборки вообще не превышала 2-3%, и только в последнем десятилетии ХХ в. она превысила рубеж 10%, типичный для большинства научных специальностей. По объектной области исследования диссертации распределяются следующим образом: преимущественно ориентированные на проблемы спорта - 59,2%; на проблемы физической культуры - 28,8%; общего содержания - 12,0%. После 1980 г. сегмент работ спортивной направленности снизился с 71,6 до 50,0% . В общем объеме диссертаций объектной области спорта в наибольшей степени представлены работы общеспортивной направленности (31,3%), доля которых в последние годы достигла 40,0%. Величины сегментов квалификационных работ, посвященных спортивным играм (14,6%), спортивным единоборствам (12,6%) и прочим видам спорта (16,9%), достаточно стабильны на протяжении всего рассматриваемого периода. Значительна величина массива изысканий, посвященных циклическим видам спорта (24,6%), но следует отметить резкое сокращение с начала 90-х гг. как количества (от порядка 50 в середине 80-х гг. до 20 в последние годы), так и доли этих работ в общей выборке (к настоящему времени она снизилась до 11,1%). На мой взгляд, это очень тревожный симптом. Именно экспериментальная база, полученная в процессе исследований, выполненных на материале циклических видов спорта в период "золотого века" спортивной науки (60-е - 70-е гг.), легла в основу большинства постулатов современной теории спорта. В диссертациях с преимущественной направленностью на проблемы физической культуры в наибольшей степени представлены работы, имеющие объектом исследования учащихся общеобразовательных учреждений (48,8%). Почти в 2 раза меньше доля работ, посвященных исследованию учащихся специальных учебных заведений (27,4%), но в последние годы их сегмент постоянно возрастает и составляет более трети защищаемых диссертаций (36,5%). Доля работ, посвященных физической культуре трудящихся, небольшая (17,1%), и она постоянно снижается. Работы общефизкультурной направленности имеют очень незначительный, практически неизменный за последние 30 лет, сегмент (6,7%). По предмету исследования наибольшую долю в общей выборке имеют работы преимущественно педагогико-методической ориентации (56,6%), но их доля в последние 10 лет постоянно снижается в основном за счет повышения представительства работ организационно методологической (16,5%) и психолого-социологической (5,6%) направленности. Постоянное уменьшение начиная со второй половины 80-х гг. сегмента медико-физиологических (14,3%) и особенно механико- биологических (7,0%) диссертаций характеризует общую тенденцию отхода от работ поисково-экспериментального плана. Следует отметить, что по времени это практически совпадает с ухудшением социально экономической ситуации в стране. Выявление более детальных тенденций предмета исследований диссертаций только с помощью статистического наблюдения за количеством изысканий той или иной направленности довольно проблематично. Науку в плане значимости достижений достаточно часто сопоставляют со спортом. В связи с этим никто и никогда не станет сравнивать выполнение пяти прыжков в высоту на полметра с одним на 2 м 50 см. Всё сказанное, как мне представляется, в полной мере относится и к диссертационным работам. У ряда исследований степень значимости, новизны, научного вклада на порядок выше, чем у исследований стандартного уровня. Это же относится и к сопоставлению докторских и кандидатских диссертаций, но только с противоположным знаком. На основании известной аксиомы о том, что чем более узка тема исследования, тем больше слов необходимо для ее описания и наоборот, было проведено статистическое наблюдение за средним количеством слов в кандидатских и докторских диссертациях педагогической направленности. Для получения более корректных результатов вторая составляющая заглавия (обычно это текст в скобках, в котором указывается эмпирическая основа исследования, - "на примере ...") не анализировалась. Было установлено, что среднее количество слов в заглавиях кандидатских диссертаций на протяжении более 40 лет остается неизменным. В то же время у докторских диссертаций этот показатель постоянно растет и постепенно приближается к уровню кандидатских (значительное увеличение анализируемого показателя в 70-е гг. можно объяснить неустоявшейся традицией подготовки работ такого уровня). Для сопоставления приводятся данные о количестве слов в диссертациях на соискание ученой степени доктора психологических наук: этот показатель на протяжении более 30 лет стабильно кратен 6. Семантический анализ заглавий докторских диссертаций также показывает явный рост "мелкотемья". Впрочем, и в подготовке кандидатских диссертаций имеется достаточно много проблем. Использование данных 909 диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, написанных по проблемам циклических видов спорта в период с 1939 по 2004 г., показало, что среднее количество страниц в тексте диссертации (от титульного листа до начала "Списка литературы") постоянно уменьшается. Наиболее существенно это произошло в первой половине 70-х гг., когда ВАК ограничил объем кандидатских диссертаций величиной в 150 страниц (для работ гуманитарной направленности допускалось увеличение на 30%). Но и после этого, несмотря на то что ВАК учитывал только "чистый" текст, объем содержания постоянно снижается, приближаясь к рубежу в 100 страниц (встречаются работы и менее 80 страниц). По этому поводу можно, конечно, изречь, что "краткость - сестра таланта", но изменение общей структуры (%) текста диссертаций на соискание ученой степени кандидата педагогических наук показывает, что в основном он наполнен не результатами исследовательской деятельности, а описанием проработанных документальных источников. Причем наблюдается выраженная тенденция к увеличению доли "Литературного обзора" (есть работы, в которых "чистый текст" исследовательских глав не превышает 10-15 страниц). Можно было бы только "порадоваться" за соискателей степени кандидата педагогических наук последних лет, что они больше внимания уделяют тому, что было сделано до них, чем собственно исследованию, если бы они для этого не использовали все меньше и меньше документальных источников. И если в 50-е гг. незначительное количество прорабатываемой (цитируемой) литературы можно объяснить просто ее физическим отсутствием (повлияли годы Великой Отечественной войны), то снижение величины этого показателя, начавшееся в первой половине 80-х гг., следует интерпретировать ну разве что стремлением авторов использовать только самые передовые, последние достижения науки. Однако, как показали данные анализа "Списков литературы", средний (Ме) "возраст" (разница между годами цитирования и публикации) узкоспециальной (физкультурно-спортивной) литературы именно с начала 80-х гг. тоже начинает расти. Чисто статистически такая ситуация возникает только если с течением времени цитируются источники одних и тех же лет. Можно, конечно, предположить, что это происходит по причине усиленного изучения первоисточников, знаменовавших смену парадигмы теории спортивной подготовки, произошедшей в 60-х - 70-х гг. Но в силу того что "Списки литературы" диссертаций мною прорабатывались в хронологическом порядке по видам спорта и по организациям, где они писались, удалось выявить ошибки в библиографических описаниях, помещенных в "Списках литературы", которые кочевали из одной работы в другую иногда на протяжении десятилетий. Доля диссертаций с такого рода "мечеными атомами" постоянно растёт. Иными словами, авторы, не читая первоисточников, в ряде случаев просто переносят данные о документальных источниках из чужих "Литературных обзоров" (и соответствующие им ссылки) в свои диссертации. Научная преемственность в такой форме не делает чести никому, но в последние годы появилась еще более унизительная для науки тенденция. В ходе проведения библиографического поиска для некоторых рукописей, хранящихся в фондах зала отдела диссертаций Российской государственной библиотеки (г. Химки), ни в одной из крупнейших библиотек РФ небыли обнаружены их авторефераты. Количество таких работ особенно возросло в последнее десятилетие. Поиск же информации об этих публикациях в Internet очень часто приводил на сайты, специализирующиеся на "написании" диссертаций. Справедливости ради следует отметить, что там выставлены на продажу и диссертации, у которых с авторефератами все в порядке. И вообще, может и не стоит решать эту проблему первичности курицы или яйца, ведь люди заряжены благой целью - влиться в научное сообщество и посвятить свою жизнь воспроизводству нового знания? Анализ динамики количества публикаций научных работников до и после защиты кандидатской диссертации показал, что у соискателей степени среднее количество публикаций в год постепенно растет и достигает максимума (2,0 публикации в год) к моменту защиты (авторефераты диссертаций при подсчете не учитывались). Активная научная деятельность "остепененных", уровень которой в значительной мере определяется количеством изданных работ, практически прекращается. Теоретически некоторое ее снижение после такого рубежного момента, каким является защита диссертации, вполне логично. Но затем, в силу того что ученая степень дает ее носителю право на самостоятельную научную деятельность, следовало бы ожидать подъема издательской продуктивности до уровня, близкого к достигнутому (об информативной новизне речь пока не идет). Но этого не происходит. Диссертация из стартовой площадки в науку фактически превращается в "лебединую песню". Обсуждение приведенных в данной статье фактов с коллегами, в том числе и из других наук (преимущественно гуманитарных), дает основание к утверждению, что они имеют широкое распространение. В принципе все сходятся к единому мнению: как это ни парадоксально, но наша наука больна защитами диссертаций. Этот недуг, как мне представляется, лечить организационной терапией или хирургией бессмысленно. Это проблема нравственного оздоровления научного сообщества. У науки есть морально-этическая граница, за которой она перестает существовать, - совесть исследователя. Никакие постановления ВАК не способны изменить этот "нравственный закон внутри нас". На какой стороне быть - каждый решает для себя сам. Выводы 1. Количество работ по проблемам физической культуры и спорта имеет тенденцию к постоянному росту. 2. В последние четверть века наблюдается тенденция к уменьшению доли работ, посвященных проблемам спорта. 3. С конца 80-х гг. отмечается тенденция отхода от работ поисково-экспериментального плана, обусловленная снижением уровня материально технической базы науки. Наблюдаются негативные тенденции изменения показателей, характеризующих диссертационные работы. Основные факты, изложенные в данной статье, были получены лет 10-15 назад. Однако тогда у меня не возникало чувства, что они будут кому то интересны. Но 20 декабря 2006 года, присутствуя на открытии международного конгресса "Термины и понятия в сфере физической культуры", я услышал выступления руководителей двух крупнейших физкультурно-спортивных вузов: В. А. Таймазова (СПбГУФК им. П. Ф. Лесгафта) и В. Н. Платонова (НУФВС Украины). Не сговариваясь, но практически в унисон, они говорили об одном и том же - здоровье народов России и Украины в опасности. Как ни парадоксально, но чем больше больных, тем медицине финансово лучше, и поэтому проблему кардинального оздоровления нации она решить не может. Другое дело физическая культура, главной результирующей которой является устойчивое стремление человека поддерживать свое физическое состояние на оптимальном уровне посредством целенаправленной двигательной активности. Наше научное направление, отмечали оба ректора, должно создать теоретико-методическую основу для остановки процесса падения нации в пропасть вымирания. Цель благородная, но каковы предпосылки для ее достижения? Достаточен ли научный потенциал? Сразу же вспомнились типичные для последних 15-20 лет разговоры в кулуарах после обсуждения многих диссертаций: "я это уже слышал", "опять одно и то же", "сколько можно повторяться". И действительно, столько различного рода методик создано, но почему-то в учебниках "Теории и методики физического воспитания" за последние лет сорок глава, посвященная переносу двигательных навыков, в информационном плане остается практически неизменной. Происходит это отнюдь не в силу ее глубокой разработанности или по причине нерадивости авторов. Но если десятилетиями не исследуются наиважнейшие вопросы, а эпигонски воспроизводятся на различных объектах устоявшиеся подходы, - может это в чьих-то интересах? Сомнений возникло много, "но надо жить и надо сметь". К тексту своего сообщения на заключительном пленарном заседании я добавил дополнительный раздел. ... По реакции зала и отзывам коллег после выступления стало понятно, что то, о чем докладывалось, - наболело у многих. В общем, проблема высвечена, но как ее решать? Как мне представляется, необходимо, чтобы не столько сам факт получения ученой степени, сколько научно-исследовательская потенция, сформированная в процессе работы над диссертацией, приносила автору финансовое благополучие. Но никто в мире никогда не будет платить за "дежа вю" в области науки. Необходим продукт, который был бы покупаем на международном рынке научных и педагогических услуг. Для того чтобы он появился, нужно провести маркетинг этого рынка? Думаю, что для нашего научного направления настало время определиться в том, что сделано и что необходимо сделать для того, чтобы мы были по настоящему конкурентоспособны и востребованы на мировом рынке интеллектуальной собственности. Предлагаю подготовить коллективную монографию, которая бы обобщила результаты независимой экспертизы состояния и перспектив всего массива знаний в области физического воспитания и спорта. Ее опубликование позволило бы научному сообществу сконцентрировать внимание на наиболее значимых направлениях поиска. В то же время этот "невидимый колледж" получил бы эффективный защитный фильтр от различного рода псевдонаучных поделок, противостоять которым в силу ряда причин он не всегда может. К сотрудничеству приглашаются все желающие, кому не безразлично будущее нашей науки. Предложения прошу присылать по электронному адресу: PRO555@mail.ru. От редакции: В 2008 г. планируются к опубликованию следующие книги С.А. Пронина: - Библиографический указатель статей журнала "Теория и практика физической культуры" (1925-2007): В 3 частях. - Библиографический указатель авторефератов диссертаций по проблемам физической культуры и спорта (1937-2006): В 3 частях. - Библиографический указатель статей журнала "Физическая культура в школе" (1958-2007): В 3 частях. - Библиографический указатель книг по научным и/или методическим проблемам физической культуры и спорта (1900-1999): В 4 частях. Все издания будут снабжены указателями авторов и тематики публикаций. Приблизительная стоимость каждой части издания - 500 руб. (для иностранных заказчиков - 40 USD). Предварительные заявки принимаются по электронному адресу: PRONIN 555@mail.ru После выхода из печати и получения подтверждения книги будут высланы в адрес заказчика наложенным платежом. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |