Abstract EFFECTIVENESS OF JUNIOR FOOTBALL PLAYERS’ GAME AT STAGE OF PROFOUND SPECIALIZATION V.V. Suvorov, Ph. D., associate professor Kuban state university of physical culture, sports and tourism, Krasnodar Key words: technical tactical activity, young football players, match result. In order to reveal the informative quantitative and qualitative indices of team technical tactical actions affecting the results of young football players (aged 12-15) competitive activity, the author has carried out pedagogical observations of competitive activity and recording football team technical tactical actions. In the organization of the educational training process it is expedient to realize the choice of the technical tactical training means considering the revealed elements of the game technique.
|
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ИГРЫ ЮНЫХ ФУТБОЛИСТОВ НА ЭТАПЕ УГЛУБЛЕННОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ
Кандидат педагогических наук, доцент
В.В. Суворов Ключевые слова: технико-тактические действия, юные футболисты, результат матча. Введение. Соревнования являются важным фактором познания человеческих возможностей. Конечным же результатом соревновательной деятельности выступает спортивное достижение, которое характеризуется количественным или качественным уровнем показателей в спорте [2]. Кроме того, соревновательная деятельность наряду с другими показателями рассматривается специалистами и как критерий оценки эффективности учебно-тренировочного процесса. Очевидно, что для этого необходимо иметь обратную информацию о результатах воздействия, которое пытался оказать тренер на спортсменов. Подобные данные могут быть получены путем определения количественных и качественных показателей деятельности спортсменов непосредственно во время выполнения соревновательного упражнения. Правомерность подобного подхода подтверждается результатами многочисленных исследований, в которых показано, что количественные и качественные показатели соревновательной деятельности оказывают существенное влияние на ее результативность. В футболе также было проведено несколько подобных исследований с участием высококвалифицированных и юных футболистов. В результате были выявлены некоторые показатели технико-тактической деятельности футболистов, которые, при тех или иных способах ведения игры взаимосвязаны с конечным результатом матча [4, 5]. Вместе с тем в детско-юношеском футболе по-прежнему остаются нерешенными та кие важные вопросы, как: - количественные и качественные показатели командной технико-тактической деятельности юных футболистов 9-10, 11-12, 13-14, 15-16 и 17-18 лет; - количественные и качественные показатели командной технико-тактической деятельности, влияющие на результативность игры юных футболистов на этапах многолетней подготовки; - модели командных показателей технико-тактических действий (ТТД) для каждого из этапов многолетней подготовки; - технология учета командных показателей ТТД в управлении учебно-тренировочным процессом. Цель исследования. Выявление информативных количественных и качественных показателей, командных ТТД, влияющих на результативность соревновательной деятельности юных футболистов 12-15 лет. Методы и организация исследования. Педагогические наблюдения за соревновательной деятельностью осуществлялись с фиксированием командных ТТД футболистов 12-15 лет по методике, рекомендованной для использования комплексными научными группами в футболе [2, 3]. Педагогические наблюдения проводились во время официальных матчей международных и всероссийских турниров, первенств России и Краснодарского края, проведенных с 1993 по 2005 г. Математической обработке подверглись 41 игра юных футболистов 12-13 лет, 33 игры - 13-14 летних, 40 игр - 14-15 летних спортсменов. Результаты исследования и их обсуждение. В возрасте 12-13 лет юные футболисты во время игры чаще всего применяют короткие и средние передачи мяча вперед (19,5 % от всех ТТД), ведение мяча (13,9 %), короткие и средние передачи мяча назад и поперек поля (11,9 %), перехваты мяча (12,2 %), отбор мяча (8,9 %), обводку соперника (6,8 %), что в сумме составляет 73,2 % от общего объема, используемых в игре действий с мячом. Юные футболисты 13-14 лет используют в соревнованиях прежде всего короткие и средние передачи мяча вперед (16,1 %), ведение мяча (15,4 %), короткие и средние передачи мяча назад и поперек поля (12,4 %), отбор (11,8 %) и перехваты мяча (10,9 %), обводки соперника (6,9 %), которые в целом составляют 73,5 % от всех действий с мячом, выполненных игроками во время матча. В возрасте 14-15 лет юные футболисты чаще всего во время игры используют короткие и средние передачи мяча вперед (15,5 %), его ведение (15,4 %), перехваты (12,3 %), короткие и средние передачи назад и поперек поля (12,2 %), отборы (9,6 %), об водку соперника (7,2 %), что составляет 72,2 % от всех действий, выполненных командой за матч. Сравнительный анализ рассматриваемых показателей 12-13 и 13-14-летних футболистов позволил обнаружить достоверное увеличение с возрастом числа используемых в игре коротких и средних передач мяча вперед, длинных передач, прострельных и навесных передач в штрафную площадь соперника, ведений и отборов мяча, единоборств за мяч вверху, а также общего объема ТТД, выполненных за матч. Сравнение аналогичных показателей юных футболистов 13-14 и 14-15 лет позволило установить, что с возрастом существенно возрастает частота использования длинных передач мяча и ударов по воротам головой во время матча. В течение же всего трехгодичного цикла подготовки юных футболистов в учебно-тренировочных группах отмечается существенное увеличение числа используемых в игре коротких и средних передач мяча назад и поперек поля, длинных передач, навесных и прострельных передач в штрафную площадь соперника, ведений мяча, единоборств за мяч вверху, ударов по воротам головой, а также общего числа вы полненных за матч ТТД. Возрастные различия еще более усиливаются при сравнении качественных показателей соревновательной деятельности юных футболистов. При сравнении количества ТТД, точно выполненных во время матча, было установлено, что 14-15 летние футболисты на фоне увеличения общего количества действий с мячом за матч существенно превосходят 12-13 летних игроков при выполнении таких действий с мячом, как длинные передачи, навесные и прострельные передачи в штрафную площадь соперника, ведение, обводка соперника, отбор и перехват, единоборства за мяч вверху, удары по воротам головой. При сравнении техники юных футболистов 13-14 и 14-15 лет превосходство последних наблюдается только в ударах по воротам головой, тогда как первые превосходят 12-13 летних; в количестве точно выполненных длинных передач, ведений и отборов мяча, а так же увеличения количества всех ТТД за матч в целом. Сопоставление количества ТТД, неточно выполненных за игру юными футболистами 12-13 и 13-14 лет, показало, что последние значительно реже, чем молодые игроки, допускают ошибки при выполнении коротких и средних передач мяча вперед и перехватов мяча. Однако 13-14 летние футболисты значительно чаще ошибаются при выполнении во время игры длинных передач мяча и его отборов у соперника, чем их младшие коллеги. В возрасте 14-15 лет игроки еще реже ошибаются при выполнении отборов мяча по сравнению с футболистами 13-14 лет; коротких и средних передач мяча вперед, навесных и прострельных передач в штрафную площадь соперника по сравнению с юными спортсменами 12-13 лет. Однако 14-15 летние футболисты значительно чаще, чем 12-13 летние, ошибаются при выполнении длинных передач мяча и единоборств за мяч вверху. Отсюда вполне естественно, что и показатель допущенного брака при выполнении отдельных ТТД во время матча, имеет тенденцию к уменьшению по мере взросления и повышения мастерства юных футболистов учебно-тренировочных групп. Таким образом, можно говорить о том, что количественные и качественные показатели отдельных действий юных футболистов с мячом во время матча имеют свою возрастную специфику, учитывать которую необходимо при подборе средств тренировки и построении учебно-тренировочного процесса на данном этапе подготовки. В спортивных играх, и в футболе в частности, известна зависимость результативности соревновательной деятельности от количественных показателей и точности выполнения действий с мячом. В частности, установлено, что в возрасте 12-13 лет на результат матча положительно влияет как общий объем, так и количество точно выполненных коротких и средних передач мяча назад и поперек поля (r=0,41; р<0,01), навесных и прострельных передач мяча в штрафную площадь соперника (r=0,56; р<0,01), ведений мяча (r=0,65; р<0,01) и обводок соперника (r=0,50; р<0,01), ударов по воротам ногой (r=0,67; р<0,01) и всех ТТД за матч в целом (r=0,47; р<0,01). У 13-14 летних футболистов результат матча положительно связан с общим объемом и с количеством точно выполненных передач мяча "на ход" (r=0,34; р<0,05), ведений мяча (r=0,49; р<0,01) и обводок соперника (r=0,39; р<0,05), отборов мяча (r=0,42; р<0,05), ударов по воротам головой (r=0,37; р<0,05) и ногой (r=0,43; р<0,05). К 14-15 годам результат соревновательной деятельности юных футболистов становится положительно связанным с общим объемом и с количеством точно выполненных передач мяча "на ход" (r=0,37; р<0,05), навесных и прострельных передач мяча в штрафную площадь соперника (r=0,33; р<0,05) и ударов по воротам ногой (r=0,59; р<0,01). Очевиден факт, что в каждой возрастной группе в составе используемых средств тренировки следует обратить внимание как на увеличение объема конкретных действий с мячом, так и на повышение точности их выполнения, что должно положительно сказаться на результативности соревновательной деятельности юных футболистов. В возрасте 12-13 лет установлена и отрицательная корреляционная взаимосвязь между результативностью игры и количеством неточно выполненных действий с мячом, к которым относятся: короткие и средние передачи вперед (r= 0,48; р<0,01), обводка соперника (r= 0,47; р<0,01), перехваты мяча (r= 0,31; р<0,05), единоборства за мяч вверху (r= 0,45; р<0,01), удары по воротам ногой (r= 0,63; р<0,01) и общий объем ТТД за матч (r= 0,66; р<0,01). Результативность игры 13-14 летних футболистов отрицательно связана с качеством выполнения коротких и средних передач мяча вперед (r= 0,37; р<0,05), назад и поперек поля (r= 0,37; р<0,05), прострельных и навесных передач мяча в штрафную площадь соперника (r= 0,35; р<0,05), единоборств за мяч внизу (r= 0,37; р<0,05) и вверху (r= 0,57; р<0,01), передач (r= 0,35; р<0,05) и ударов по воротам (r=0,39; р<0,05) головой. В возрасте 14-15 лет результативность игры футбольной команды отрицательно взаимосвязана с качеством выполнения коротких и средних передач мяча вперед (r= 0,32; р<0,05), назад и поперек поля (r= 0,32; р<0,05), передач мяча "на ход" (r= 0,35; р<0,05), обводки соперника (r= 0,36; р<0,05), пере хватов мяча (r= 0,52; р<0,01), единоборств за мяч вверху (r= 0,35; р<0,05), ударов по воротам головой (r= 0,38; р<0,05), а также всего объема (r= 0,52; р<0,01) ТТД за матч. При сравнении данных корреляционного анализа трех рассматриваемых возрастов удалось выявить общий для всего этапа подготовки состав количественных и качественных показателей ТТД команды, взаимосвязанных с результатом игры: - количество неточно выполненных, коротких и средних передач мяча вперед; - процент брака при выполнении коротких и средних передач мяча вперед; - количество проигранных единоборств за мяч вверху; - количество ударов по воротам ногой; - количество точно выполненных ударов по воротам ногой. Однако среди показателей технико-тактической деятельности юных футболистов выделяются и такие, которые также связаны с результативностью соревновательной деятельности, но лишь опосредованно. Поэтому при подборе специализированных средств тренировки необходимо учитывать и состав ТТД. Управление учебно-тренировочным процессом предполагает наличие информации не только о структуре количественных и качественных показателей командных ТТД, но и о степени их отличия от эталона соревновательной деятельности юных футболистов соответствующего возраста. Отсюда очевидна необходимость создания соответствующих моделей и нормативных оценочных шкал, командных ТТД. Для расчета нормативных оценочных шкал количественных и качественных показателей командных ТТД правомерно использовать апробированную на высококвалифицированных футболистах технологию, предполагающую трехуровневую оценку [6]. Подобные шкалы позволяют оценить количественные и качественные показатели соревновательной деятельности юных футболистов соответствующего возраста в абсолютных величинах, указывающих на меру необходимого совершенствования отдельных сторон техническо-тактической подготовленности игроков и целесообразности внесения определенных изменений в содержание учебно-тренировочного процесса. Выявленная обусловленность результативности игры юных футболистов количественными и качественными показателями командных ТТД позволяет определить тот диапазон величин, который характерен для выигранных, проигранных и сыгранных вничью матчей. Отсюда правомерно использовать показатели ТТД, характерные для матчей с высокой результативностью (выигранные матчи), в качестве модельных характеристик для юных футболистов соответствующего возраста. Заключение. Результаты выполненного исследования позволяют говорить о том, что при построении учебно-тренировочного процесса средства технико-тактической подготовки целесообразно подбирать с учетом выявленных элементов техники игры, непосредственно взаимосвязанных с результативностью соревновательной деятельности юных футболистов: - 12-13 лет - короткие и средние передачи мяча назад и поперек, прострельные и навесные передачи мяча в штрафную площадь, ведение мяча, обводка соперника и удары по воротам ногой; - 13-14 лет - передачи мяча "на ход", ведение мяча, обводка соперника, отбор мяча, удары по воротам ногой; - 14-15 лет - передачи мяча "на ход", прострельные и навесные передачи мяча в штрафную площадь, удары по воротам ногой. Рассчитанные диапазоны количественных и качественных показателей командных ТТД, характерных для матчей с различной результативностью, могут быть использованы для оценки эффективности игры команды и определения приоритетов в подборе средств технической подготовки юных футболистов соответствующего возраста. Однако нельзя забывать, что достижение определенных числовых показателей соревновательной деятельности не должно являться самоцелью, так как они сами по себе, без тактической целесообразности применения, не могут гарантировать победу в матче. Литература 1. Инструкция по работе комплексных научных групп в футбольных командах мастеров. - М., 1981. - 22 с. 2. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры: учебник для институтов физической культуры / Л. П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 542 с. 3. Суворов В. В. Методы регистрации соревновательной деятельности футболистов: учеб. метод. пособие / В. В. Суворов. - Краснодар: КГАФК, 2000. - 45 с. 4. Суворов В. В. Техническая подготовка юных футболистов на основе учёта структуры соревновательной деятельности: дис. ... канд. пед. наук. / В. В. Суворов. - Краснодар, 1996. - 157 с. 5. Шестаков М. М. Индивидуализация учебно-тренировочного процесса в командных спортивных играх: дис. ... докт. пед. наук / М. М. Шестаков. - М., 1992. - 509 с. 6. Шестаков М. М. Футбол. Система нормативных шкал для оценки индивидуальных и общекомандных показателей соревновательной деятельности квалифицированных спортсменов: учебно-метод. пособие / М. М. Шестаков. - Краснодар: КГАФК, 1994. - 35 с. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |