Abstract DEVELOPMENT OF STUDENTS’ CREATIVENESS BY ARTPEDAGOGICAL SYSTEM OF SPORTS EDUCATION N.Yu. Shumakova, Dr. Hab. M.V. Katrenko,
The Stavropol state university, Stavropol Key words: creativity, creative activity, art pedagogic, integration of physical culture and art, music, choreography, painting. Creative activity is one of the constituents of productive thinking where the personality’s dynamical development occurs due to a free choice in solving cognitive tasks. The attraction of students from the faculty of physical culture to the creative activity allows to improve the process of vocational training. One of the ways of expressing-creative activity is artpedagogic as a pedagogical system integrating means of physical culture and art, rendering complex influence on the motivational valuable, spiritual and physical personality’s sides.
|
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ У СТУДЕНТОВ В АРТПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Доктор педагогических наук
Н.Ю. Шумакова Ставропольский государственный университет, Ставрополь Ключевые слова: творчество, творческая деятельность, артпедагогика, интеграция физической культуры и искусства, музыка, хореография, живопись. Вопрос о том, как научить человека творить, издавна волновал умы ученых. Являясь жизненной необходимостью, творчество преобразует, развивает и обогащает человека, формирует его личностную индивидуальность. В творчестве наиболее полно проявляются личностные качества индивида. Субъект не просто воспроизводит то или иное действие, он стремится внести в него нечто свое, присущее только ему, и выступает как существо думающее, переживающее и чувствующее, умеющее осознать и оценить свою деятельность (С.Л. Рубинштейн). "В силу того, что творчество есть открытие или созидание новых, неизвестных ранее ценностей, оно, создавая даже "одноценностный" предмет, вместе с тем обогащает и человека, раскрывает в нем новые способности, приобщает его к миру ценностей ... творчество создает культуру и гуманизирует мир" [2]. В настоящее время в образовательной системе доминантным становится осознание приоритета творчества как слагаемого личного благополучия человека, его профессионального становления и успеха. Проблема творчества концептуально рассматривается с различных научных позиций и находится в прямой зависимости от того, какой из аспектов выходит на первый план исследования: среда, в которой осуществляется творчество; творческий продукт; творческий процесс; творческая личность, творческая активность и др. Продуктивность мышления, присущая творческой деятельности, предполагает гибкость и эвристичность в поиске решения задачи, с которой ранее индивид не встречался, способность находить новые взаимосвязи между объектами и проводить аналогии, быстро и целесообразно преобразовывать необходимую информацию. Творческая деятельность проявляется в единстве познавательного, эмоционально волевого и мотивационного компонентов образования человека и представляет собой вид специализированной деятельности, обусловленный органическим слиянием познавательной, ценностно-ориентационной и преобразовательной, обеспечивающей интенсивное развитие воображения, эмоциональной сферы, образной памяти, речи и мышления [3]. В трудах исследователей (В.К. Бальсевич, С.Н. Бегидова, В.В. Белинович, М.Я. Виленский, Я.К. Коблев, В.Н. Курысь, Л.И. Лубышева, В.П. Лукьяненко, В.И. Лях, В.А. Магин, А.П. Матвеев, В.М. Минбулатов, Г.М. Соловьев, Н.Х. Хакунов и др.), рассматривающих вопросы физической культуры в отечественной педагогике, отмечается, что одной из главных причин неэффективности физической культуры как учебной дисциплины является отсутствие творческого подхода в ее преподавании. Сегодня забывается о том, что продуктивные творческие методы познания гораздо более эффективны в учебном процессе, нежели логическая познавательная деятельность. "Современный учитель должен владеть не набором готовых заданий, а опытом творческой деятельности... Специфика деятельности учителя физической культуры, тренера по виду спорта требует от него проявления как мыслительного, так и двигательного творчества при решении разнообразных профессионально-педагогических задач", - отмечает С.Н. Бегидова [1]. Творческая деятельность в образовательном процессе способствует экстериоризации личностью новых культурно обусловленных ценностей и предполагает активное мотивационное отношение личности к самостоятельной творческой деятельности. От увлеченности творческой деятельностью зависит интеллектуальное развитие человека, его духовное обогащение. Творческие способы педагогической деятельности основаны на выборе и модификации структуры учебной информации и способов постановки учебной проблемы и учебных задач. Именно творческая деятельность влияет на результативность обучения. Согласно Г.М. Соловьеву творческий уровень развития физической культуры личности отражает глубокое понимание и убежденность в практической необходимости использования физической культуры, ее социально духовных ценностей для формирования все сторонне и гармонически развитой личности. Научность знаний проявляется на аксиоматической ступе ни абстракции. Физическое самообразование приобретает системность и творческую основу [4]. Выбор технологии обучения зависит также от творческого мышления педагога. Согласно нашим исследованиям наиболее продуктивный характер творческой деятельности в образовательном процессе возникает при синтезировании знаний, двигательных умений и навыков, полученных в ходе освоения интегрированного материала учебных дисциплин "Физическая культура", "Музыка", "Изобразительное искусство", "Литература". Одним из путей их интеграции является артпедагогика. Артпедагогика в области физической культуры - это гуманистическая система образования, разработанная на основе интеграции средств физической культуры и искусства, оказывающих комплексное воздействие на мотивационно-ценностную, духовную и физическую стороны личности обучаемого, развивая его посредством творческой, эстетико-художественной и учебно-познавательной деятельности. Артпедагогика в сфере физической культуры интегрирует в единое целое физическую и духовную стороны личности, охватывая отрасли художественно творческой деятельности (эстетическое и художественное воспитание, эстетическую культуру в целом), и включает в себя процессы, протекающие "вокруг" искусства (создание, хранение, восприятие), и процессы, обеспечивающие ее успешное функционирование в образовании. Артпедагогика нацелена на гармоническое развитие личности, активизацию потенциальных возможностей и творческое проявление способностей в художественной деятельности; реализацию познавательно информационных потребностей; осуществление коррекции и профилактики отклонений, имеющихся в интеллектуальной, эмоционально волевой, моторной и личностной сферах; создание условий для его социальной адаптации. Артпедагогическое воздействие обусловлено эмоциональным восприятием художественной деятельности, визуально образной реконструкцией воспринимаемого материала, личностно сконцентрированным опытом обучаемого.
Создание образа и последовательность его реализации в творческой задаче Апробированный нами в вузе элективный курс "Артпедагогика в физкультурном образовании" был ориентирован на творческую деятельность студентов, сочетающих художественные формы искусства с двигательными действиями, фантазирование в интегрирующих областях физической культуры и искусства. Используемый на занятиях экспериментальный материал акцентировал внимание студентов на ассоциации образов в разных искусствах, на домысливании художественного мотива в живописи, мелодии в музыке, рассуждении в литературе и поэзии, движениях в танце. Наша методика предполагала проявление разнообразных видов творческой деятельности: экспрессивной (выразительной), продуцирующей творчество, инновационной. Решение творческих задач носило коллективный и индивидуальный характер и было направлено на реализацию интеллектуальной и двигательной деятельности (см. рисунок). Предлагая студентам в процессе экспериментальных занятий творческие задания, мы руководствовались тем, что развитие креативности необходимо в процессе профессиональной подготовки будущего специалиста в области физической культуры. Моделирование экспериментального образовательного процесса осуществлялось на основе следующего алгоритма: творческий замысел (сценарий) - организационные действия - управление учебно-познавательной деятельностью - создание стимулирующей и мотивированной образовательной среды (персонализированные задания, поддержка и одобрение при столкновении с трудностями) - результат деятельности (контроль за выполнением предложенных заданий; анализ эффективности обучения) - коррекция. Согласно идеям П.Ф. Лесгафта физическое образование ни в коем случае не должно ограничиваться физическими упражнениями, оно должно использовать все средства, стимулирующие общее развитие человека, т.к. именно оно дает возможность человеку быть более культурным и более целесообразно расходовать физическую энергию [5]. Артпедагогическая система, разработанная нами и используемая в процессе преподавания спецкурса на факультете физической культуры, позволяет модифицировать учебную информацию, повышает эрудицию будущих специалистов, стимулирует их познавательную активность. Литература 1. Бегидова С.Н. Теоретические основы профессионально творческого развития личности специалиста физической культуры и спорта / С.Н. Бегидова. - М.: Майкоп: АГУ, 2001. - 270 с. 2. Каган М.С. Философская теория ценности / М.С. Каган. - СПб.: ТОО ТК "Петрополис", 1997. - 205 с. 3. Педагогика: учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Е.Н. Шиянов. - М.: Школа Пресс, 1997. - 512 с. 4. Соловьев Г.М. Физическая культура в образовательном процессе вуза / Г.М. Соловьев. - Ставрополь: СГУ, 2004. - 222 с. 5. Шумакова Н.Ю. Артпедагогика как система гуманизации в формировании физической культуры личности современного школьника: монография. - М.: Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2005. - 216 с. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |