НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ



ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ И МАССОВЫЙ СПОРТ
(ИТОГИ 3-ГО ВСЕРОССИЙСКОГО ФОРУМА
"ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ - ОСНОВА ПРОЦВЕТАНИЯ РОССИИ")

Кандидат биологических наук С.Н. Литвиненко
Ростовский государственный экономический университет, Ростов-на-Дону

9-13 апреля 2007 г. в Москве проходил 3-й Всероссийский форум "Здоровье нации - основа процветания России". Организатором форума выступила общероссийская общественная организация "Лига здоровья нации" под эгидой Общественной палаты Российской Федерации и при поддержке Администрации Президента РФ, Федеральных министерств, агентств и служб, Правительства г. Москвы, региональных администраций. Приветствие участникам Форума прислал Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин.

В рамках Форума научно издательский центр "Теория и практика физической культуры и спорта" организовал и провел научно практический конгресс "Здоровье нации и массовый спорт".

В работе конгресса приняли участие 65 человек из 12 городов России (Москва, Ростов на Дону, Нальчик, Смоленск, Пенза, Нижний Новгород, Тула, Набережные Челны, Тольятти, Новосибирск, Красноярск, Владивосток), в числе которых 8 докторов наук и 11 кандидатов наук.

Участников конгресса приветствовал Лео Антонович Бокерия, академик РАМН, председатель Организационного комитета Форума, президент Лиги здоровья нации. Л.А. Бокерия обосновал необходимость комплексного научного подхода к решению проблемы формирования здоровья россиян, указал на опасность широкого распространения различных учений и лжетеорий в сфере оздоровления, призвал ученых всех направлений активнее сотрудничать в разработке фундаментальных основ здоровьепостроения.

В конце заседания Л.А. Бокерия вручил всем докладчикам памятные дипломы.

Пленарное заседание конгресса открыл член корреспондент РАО, доктор биологических наук, профессор Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма В.К. Бальсевич докладом "Школьный спорт: постижение ос нов спортивной культуры", в котором вниманию участников конгресса была предложена теоретически обоснованная и экспериментально подкрепленная концепция модернизации отечественной системы физического воспитания в общеобразовательной школе.

Методология концепции опирается на наукоемкие технологии стимулируемого развития физического потенциала человека, отработанные в спорте высших достижений и в системе подготовки его резервов, эффективность которых разительно превосходит результативность традиционного школьного физического воспитания. Конверсия данных технологий (их организационная и педагогическая адаптация к проведению занятий в обычной общеобразовательной школе) осуществлялась в масштабных экспериментах, проведенных в Омске, Сургуте, Чайковском, Ижевске, Перми, Тобольске, Иркутске, Самаре, Набережных Челнах, Чебоксарах, Краснодаре, Ставрополе, Томске.

По мнению В.К. Бальсевича, реальная и эффективная модернизация национальной системы физического воспитания может быть осуществлена только в случае придания ей статуса составной части национального проекта "Образование".

Тему инновационных преобразований физического воспитания подрастающего поколения продолжила доктор педагогических наук, профессор Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма Л.И. Лубышева в докладе "Образовательное пространство России - генератор ценностей спортивной культуры".

Л.И. Лубышева 17 лет назад в своей докторской диссертации предложила и разработала революционную в то время идею физкультурного воспитания и образования в дополнение к привычной программе двигательной активности в рамках школьного физического воспитания широким культурологическим содержанием, воспитанием ценностного отношения к физической культуре в противовес "бездуховному наращиванию мускулов", по меткому выражению А.А. Исаева.

Идея "окультуривания" предмета "физическая культура" в школе воодушевила целое поколение исследователей, увидевших в этом направлении значительные педагогические возможности для существенного улучшения ситуации в физическом воспитании.

В дальнейшем, логика научного познания и экспериментальная работа по педагогическому проектированию спортивно ориентированного физического воспитания привели Л.И. Лубышеву к созданию концепции "спортивной культуры" как социокультурного феномена и как предмета обучения в общеобразовательной школе.

Новое в пространстве физической культуры и спорта понятие "спортивная культура" объединяет в себе культурологический и спортологический подходы, специфические ценности культуры и спорта.

Л.И. Лубышева представила вниманию участников конгресса педагогически обоснованную и всесторонне разработанную концепцию предмета "Спортивная культура" в средней школе, его содержание, организационные и педагогические особенности.

Предмет "Спортивная культура" органично дополняют такие инновационные педагогические проекты, как "Школьный спортивный клуб" и "Каждой школе - спортивную команду", разрабатываемые Л.И. Лубышевой при поддержке Росспорта РФ.

Данные инновационные проекты перешли от стадии теоретической разработки к стадии внедрения. Так, уже дважды проведены Всероссийские соревнования школьных спортивных команд "Спортивная смена России" (в Ижевске в 2006 г. и в Перми в 2007 г.).

Доклад профессора Л.И. Лубышевой вызвал огромный интерес присутствующих, завязалась оживленная дискуссия по проблеме модернизации отечественной системы физического воспитания и необходимости смены образовательной парадигмы.

Тему специфических ценностей спорта продолжил доклад доцента Ростовского государственного экономического университета, кандидата биологических наук, председателя научно методического совета Комитета по ФКСиТ г. Ростова на Дону С.Н. Литвиненко "Формирование здоровья человека средствами спорта для всех".

С.Н. Литвиненко в своем докладе представила теоретическое и методологическое обоснование потребности в спортивной деятельности. Знания о необходимости физических упражнений сами по себе не приведут человека на спортивную площадку, если не задействованы мотивационные механизмы. А как раз спорт, участие в доступных соревнованиях актуализируют и удовлетворяют такие важнейшие потребности человеческой личности, как потребность в самоопределении и потребность в положительных эмоциональных переживаниях ("спортивное удовольствие"), могут играть роль механизма, вовлекающего в регулярные спортивно оздоровительные занятия.

Однако, чтобы массовые соревнования могли выступать в качестве вовлекающего механизма, они должны соответствовать определенным педагогическим условиям, иметь соответствующие цели, задачи, критерии выбора видов спорта, требования к участникам, формы проведения, под ходы к награждению и финансированию. С.Н. Литвиненко подробно раскрыла содержание каждого компонента и проиллюстрировала примерами практической деятельности по проведению массовых соревнований в г. Ростове на Дону в ходе выполнения муниципальных программ "Здоровье нации" (1994-2005 гг.) и "Спорт для всех" (2006-2010 гг.).

В докладе канд. филос. наук, профессора Российского государственного университета физической культуры, спорта и туризма В.П. Моченова "Движение "ДРОЗД" - новое образовательное пространство спортивной культуры" были представлены результаты многолетней теоретической и практической работы по развитию спортивно-оздоровительной образовательной технологии "Дети России Образованны и Здоровы".

В.П. Моченов привел интересные данные Министерства образования РФ о том, что заболеваемость детей в образовательных учреждениях особого типа (гимназиях, лицеях и т.д.) в 2 раза выше, чем в общеобразовательных школах, т.е. дети в таких учреждениях более образованны, но менее здоровы. Такова цена, которую дети вынуждены платить за более высокий уровень образования в существующей образовательной системе, что, безусловно, подрывает будущее благополучное развитие России.

По мнению В.П. Моченова, идеология спортивной культуры позволяет развивать движение "ДРОЗД" на более высоком методологическом уровне.

Завершил пленарное заседание помощник заместителя руководителя Росспорта РФ Д.А. Морозов докладом "Правовые основы развития массового спорта в России", в котором вниманию присутствующих были представлены законодательная и нормативная базы (Международные соглашения, законы Российской Федерации, подзаконные акты, федеральные целевые программы, региональные законы и программы), на основе которых в России регулируется спортивно массовая работа. По мнению Д.А. Морозова, серьезным недостатком существующего законодательства РФ является отсутствие понятия "массовый спорт", т.е. фактически массовый спорт в настоящее время находится вне правового поля. Государственная Дума готовит проект нового закона, в котором эти несообразности будут устранены, что, безусловно, позволит обеспечить правовую и нормативную поддержку развитию массового спортивно оздоровительного движения в России.

После короткого перерыва в секционном заседании участники конгресса заслушали следующие доклады:

- "Современные проблемы здоровьесберегающего пространства физической культуры и спорта" - доктора педагогических наук, профессора, члена научно-методического совета Министерства образования и науки РФ (секция "Физвоспитание") С.И. Филимоновой (Московский государственный строительный университет);

- "Традиционное каратэ как компонент российской спортивной культуры" - кандидата педагогических наук А.Н. Кондратьевой (Тульский государственный университет);

- "Семейный физкультурно-оздоровительный клуб как форма оздоровления подрастающего поколения" - кандидата педагогических наук А.В. Шукаевой (Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма);

- "Феномен спортивной культуры в научном пространстве спортивной периодики" - аспиранта И.А. Лубышева (Российский государственный университет физической культуры, спорта и туризма);

- "Спортивная культура как компонент школьного образования" - аспирантки Е.А. Черняевой (Камский государственный институт физической культуры).

В научной дискуссии по итогам всех выступлений участники конгресса пришли к единодушному мнению, что в настоящее время происходит инновационный прорыв в сфере физического воспитания. Количество разрабатываемых инновационных технологий модернизации традиционной модели школьной физической культуры в различных регионах России переходит в новое качество теории физического воспитания. В соответствии с процессом научного познания происходят уточнение и дифференциация понятий, синтез новых концепций, формирование новых понятий и смысловых конструктов.

Участники конгресса приняли резолюцию, в которой оценили существующее положение дел в сфере физического воспитания подрастающего поколения как критическое, вскрыли причины такого положения дел и наметили методологические подходы к решению данной социальной и научной проблемы. В качестве комплекса неотложных мер участники конгресса предлагают следующие: 1) разработать и принять "Закон о физическом воспитании подрастающего поколения Российской Федерации", 2) обеспечить правовую и финансовую поддержку мероприятий по модернизации физического воспитания подрастающего поколения на уровне 6 ч регламентированных учебно-тренировочных занятий, 3) осуществить в рамках Национального проекта "Образование" коренное преобразование инфраструктуры физического воспитания в образовательных учреждениях России, обеспечив необходимые и достаточные условия для реализации современных наукоемких технологий формирования здоровья детей, подростков и молодежи путем массового использования ценностей спортивной культуры.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!