ПРОФЕС-
СИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ


Abstract

SPORT BALLROOM DANCES IN SYSTEM OF PHYSICAL CULTURE OF STUDENTS

N.N. Grudnitskaya, Ph. D., associate professor

O.N. Alimova

Stavropol state university, Stavropol

Keywords: sports ballroom dances, physical culture, physical preparedness.

The sports ballroom dance, that has recently received an official recognition as a kind of sports, is the effective means of education both physical, and aesthetic features. The popularity of the given kind of sports is steadily growing both among children and youth, and among adult population. We consider it very important to include the elements of the sport ballroom dances in the system of physical culture of students.


СПОРТИВНЫЕ БАЛЬНЫЕ ТАНЦЫ В СИСТЕМЕ ФИЗКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

Кандидат педагогических наук, доцент Н.Н. Грудницкая
О.Н. Алимова

Ставропольский государственный университет, Ставрополь

Ключевые слова: спортивный бальный танец, физкультурное образование, физическая подготовленность.

В настоящее время идет поиск новых прогрессивных форм повышения двигательной активности учащейся молодежи. Все большее распространение среди молодых людей получают различные виды танцевальной деятельности, среди которых спортивные бальные танцы занимают одно из ведущих мест.

8 сентября 1997 г. Международный Олимпийский комитет (МОК) объявил о полном признании Международной федерации танцевального спорта (IDSF) в качестве полноправного члена МОК.

На 2007 г. в Ставропольском крае по официальным данным Ставропольской краевой федерации танцевального спорта спортивными танцами занимаются более 700 человек, из них более 100 являются танцорами "Хобби класса", то есть начинающими занятия спортивными бальными танцами с 16 лет и старше.

В связи с вышесказанным представляется, что спортивные бальные танцы являются одним из эффективных средств вовлечения широких масс молодежи в систематические занятия физическими упражнениями.

Существующая неразработанность технологического подхода к использованию средств спортивных бальных танцев в системе физического воспитания молодежи обусловлена рядом факторов:

- отсутствием системы использования бальных танцев в физкультурном образовании как старших школьников, так и студентов;

- отсутствием системы подготовки квалифицированных кадров, способных обеспечить полноценный образовательный процесс с включением элементов бальных танцев;

- отсутствием научно обоснованных программ, включающих бальные танцы в систему физического воспитания учащейся молодежи.

С учетом этого нами была разработана экспериментальная программа с использованием элементов бальных танцев (самба, ча-ча-ча, джайв и пасодобль) для улучшения физического развития и повышения уровня физической подготовленности, а также оздоровления организма студентов и их эстетического воспитания. В программу включены упражнения как общего, так и психорегулирующего воздействия на основе спортивных бальных танцев. Кроме того, использовались хореографические упражнения у станка, классический экзерсис, партерный экзерсис, двигательная деятельность с танцевальной техникой. Подбор упражнений осуществлялся на основе индивидуального и дифференцированного подходов, что способствовало раскрытию творческих и интеллектуальных способностей студентов.

Экспериментальное исследование проводилось в рамках дополнительных занятий физической культурой на базе студии спортивного танца "Экстрим" при факультете физической культуры Ставропольского государственного университета на протяжении 2003-2007 учебных годов. В исследовании участвовали 40 студентов, обучающихся на различных факультетах университета.

Вся годовая программа была разделена на два тренировочных этапа по полгода каждый. Занятия проводились три раза в неделю. 1-й этап - начального обучения - включал в себя упражнения у станка (классическая хореография), упражнения на развитие основных физических качеств (гибкость, сила, выносливость, координация движений, чувство равновесия и другие), обучение простейшим танцам (полька, "стирка"), овладение базовыми элементами ча-ча-ча и джайва, разучивание основных фигур медленного вальса и быстрого фокстрота. 2-й этап - дальнейшего совершенствования, где большее внимание уделялось специальной физической подготовке с добавлением более сложных танцевальных элементов и их сочетаний. В первые два дня недельных занятий хореографический экзерсис проводился в партере (в положении сидя и лежа), что увеличивало сложность исполнения заданий из-за отсутствия устойчивости и тренировки равновесия. На третий день занятий выделялось дополнительное время на отработку ранее изученных элементов латиноамериканской и европейской программ. Каждые полгода нами диагностировался уровень саморазвития личности студентов и их физической подготовленности.

Тестирование уровня физической подготовленности включало сдачу нормативов на силу, выносливость, гибкость и координацию. Нормативные требования были нами слегка модернизированы на основе тестов физической подготовленности студентов.

Также диагностировался уровень саморазвития и профессионально педагогической деятельности по Л.Н. Бережновой (цит. по [1]).

Результаты исследования показывают, что уровень развития гибкости улучшился за первые пол года у 85% занимающихся: количество отличных оценок увеличилось на 15%, хороших - на 12,5%, удовлетворительных - уменьшилось на 22,5% и неудовлетворительных - на 5%. За последующие полгода у 95% занимающихся показатели продолжали прогрессировать: количество "5" увеличилось еще на 10 %, "4" уменьшилось на 10 %, "3" и "2" не изменилось (рис. 1).

Тестирование координации движений показало, что ее развитие происходило по мере усложнения программы у 90% студентов и заключалось в полноценном усвоении более сложных в координационном плане движений.

Показатели силы достигли оценки "5" у 22,5 %, "4" - у 55 % и "3" - у 22,5 % занимающихся по окончании нашего исследования, в то время как до исследования они составляли: "5" - у 5 %, "4" - у 42,5 %, "3" - у 37,5 % и не справились с заданиями 15 % студентов (рис. 2).

Показатели выносливости до эксперимента: "5" - у 57,5 %, "4" - у 25%, "3" - у 7,5%; через год занятий по экспериментальной программе "5" стало 65%, "4" - 30 %, "3" - 2,5 % (рис. 3), что говорит о значительном влиянии танцевальных нагрузок, направленных на развитие выносливости. Явные улучшения показателей силы и выносливости, а также значительные изменения гибкости свидетельствуют о положительном влиянии танцевальных упражнений на развитие данных физических качеств у молодых людей.

Рис. 1. Результаты развития гибкости в экспериментальной группе

Рис. 2. Результаты развития силы в экспериментальной группе

Рис. 3. Результаты развития выносливости в экспериментальной группе

Результаты диагностики уровня саморазвития и профессионально-педагогической деятельности (по Л.Н. Бережновой), %

Стремление к саморазвитию

Уровень качеств

Проект педагогической поддержки

уровень

до экс-
перим.

через год

самооцен-
ка

до экс-
перим.

через год

оценка

до экс-
перим.

через год

Очень низкий

Очень высокая

Как возможности профессиональной самореализации

20

25

Низкий

Завышен-
ная

Как необходимого и достаточного для самореализации

20

55

Ниже среднего

Нормаль-
ная

52,50

80

Скорее как перспективного для самореализации

40

30

Средний

50

20

Занижен-
ная

27,50

20

Неопределенная оценка, скорее как неперспективного для самореализации

20

Выше среднего

15

20

Низкая

20

Высокий

35

60

Диагностика уровня саморазвития и профессионально педагогической деятельности оценивалась по трем аспектам (см. таблицу).

Стремление к саморазвитию у 60% занимающихся к концу исследования достигло высокого уровня, тогда как в начале исследования его показали лишь 35% студентов, а наибольшее число занимающихся (50%) определили свой уровень как средний.

К концу исследования самооценка личности как нормальная была выявлена у 80%, а при начальном тестировании - у 52,5 % студентов, а у 27,5% молодых людей она была заниженной. Имелись также студенты (20%) с низкой самооценкой.

Оценка проекта педагогической поддержки как возможности профессиональной самореализации за время проведения исследования повысилась на 20 % и выразилась в 100%-ной готовности студентов к самореализации в профессиональной деятельности.

Из вышесказанного следует, что занятия спортивными танцами не только способствуют развитию физических качеств, но и стимулируют стремление молодых людей совершенствовать те качества своей личности, которые способствуют саморазвитию и возможности реализации себя в будущей профессиональной деятельности.

Анализ полученных в исследовании результатов свидетельствует о необходимости создания системы использования спортивных бальных танцев в физкультурном образовании учащейся молодежи и расширения исследовательской работы в данном направлении. Следует обратить особое внимание на воспитание позитивного отношения к танцам как к одному из средств всестороннего развития личности.

Специфические особенности спортивного бального танца как одной из массовых форм хореографии вносят свои коррективы в методику преподавания физической культуры учащейся молодежи.

Литература

1. Горбатов Д.С. Практикум по психологическому исследованию / Д.С. Горбатов. Самара: Изд-во "Бахрам". - М., 2000. - 64 с.

2. Елинек Ю. Что такое спортивный танец? / Ю. Елинек // Звёзды над паркетом. - 2001. - № 19(84). - 5 с.

3. Рубштейн Н. Психология танцевального спорта, или Что нужно знать, чтобы стать первым / Н. Рубштейн. - М., 2000. - 8 с.

4. Стриганов В.М. Современный бальный танец / В.М. Стриганов, В.И. Уральская. - М.: Просвещение. 1978. - 13 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: