|
ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ
Заслуженный работник физической культуры РФ, Начальник управления образования администрации Свердловского района г. Красноярска Л.И. Шабунина Директор средней общеобразовательной школы № 62 В.М. Гущина Ключевые слова: профильное обучение, содержание обучения, дисциплины профильного блока, мониторинг успешности обучения, учебный план. Основная идея обновления общего образования на старшей ступени общеобразовательной школы - это ее переориентирование на профильное обучение и создание специализированной подготовки старшеклассников с учетом их индивидуальных способностей, познавательных интересов и профессионального самоопределения и социализации обучения, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда [1 - 6, 9 - 11]. На основании творческого сотрудничества со школой № 62 Свердловского района г. Красноярска педагогический университет с 2006 г. реализует проект профильного образования по физической культуре (утвержденный Управлением образования администрации Свердловского района) с учащимися старшей ступени. В учебном плане, разработанном на основании проекта в структуре базисного оборонно-спортивного профиля, обозначены принципы его построения из учебных предметов трех типов: базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных и элективных (в пропорции 50 : 30 : 20). В "Проекте" концептуально представлена модель изучения физической культуры на профильном уровне в средней (полной) общеобразовательной школе. Особенностью образовательной области "Физическая культура" в средней школе при профильном обучении является ее отнесенность к подразделу - "Общая профессионально прикладная физическая подготовка с включением ОБЖ" и собственно "Профилизированный подраздел образования". Содержание первого подраздела ориентировано на овладение физической культурой на базовом уровне в старших классах и ОБЖ с основными элементами военного образования. Содержание второго вытекает из ведущей функции профильной подготовки старшеклассников и направлено на достижение следующих целей: - формирование интереса к профессиональной деятельности специалиста по физической культуре посредством привлечения к практическим видам и формам процесса физического воспитания; - углубленное изучение физической культуры, ее связи с физическим воспитанием и спортивной подготовленностью, ее роли в формировании здорового стиля жизни и сохранении творческого долголетия; - повышение функциональных возможностей организма и уровня технической и физической подготовленности, совершенствование технико-тактических действий в избранном виде спорта; - расширение возможности социализации учащихся, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием и более эффективная подготовка выпускников со следующей ступенью образования (среднего или высшего профессионального) в избранном направлении или области специализации. Профилизированный блок дисциплин (инновационный потенциал) представлен перечнем сформированных учебных дисциплин и интегрированными курсами. 1. Знания, формирующие интерес к профессиональной деятельности специалиста по физической культуре, представлены в учебных предметах и интегрированных курсах (профильных и элективных): "Введение в педагогическую профессию", "Основы теории и методики физической культуры и спорта", "Психофизиологические и педагогические основы физического воспитания школьников", "Основы физкультурно-оздоровительной деятельности", "Физическая культура в здоровом образе жизни человека", "Основы лечебной физкультуры и массажа", "Гигиена физического воспитания школьника" и др. 2. Виды деятельности, формирующие профессиональные умения и навыки специалиста по физической культуре. Подготовка мест занятий, инвентаря и оборудования для проведения занятий (индивидуальных, групповых и т.п.). Обучение учащихся двигательным действиям (в качестве помощника учителя). Проведение подготовительной и заключительной частей урока физической культуры в начальной школе. Организация и про ведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня учащихся начальной школы. Планирование и проведение уроков физической культуры с учащимися младшего и среднего школьного возраста. Составление комплексов упражнений для индивидуальных форм занятий и их планирование в недельном и месячном циклах. Диагностирование функционального состояния организма и физической работоспособности по функциональным пробам. Оценка самочувствия по внешним показателям и внутренним ощущениям. Тестирование уровня физического развития, физической подготовленности и функциональной работоспособности. Оценка динамики показателей утомления на тренировочном занятии и в цикле занятий. Оформление заявок и протоколов соревнований. Участие в судействе соревнований по избранному виду спорта. Педагогическая практика. Учебная практика в оздоровительном лагере и др. 3. Опыт двигательной деятельности приобретается в процессе занятий избранным видом спорта: - совершенствование технических, технико-тактических действий и приемов в избранном виде спорта (индивидуальные, групповые и командные); - специальная физическая и психологическая подготовка в избранном виде спорта; - совершенствование профессионально прикладной физической подготовки путем продолжения занятий базовыми видами спорта (в соответствии с требованиями стандарта среднего общего образования по физической культуре); - общая профессионально-прикладная физическая подготовка на основе элементов начальной военной подготовки (спортивные единоборства, полосы препятствий, кроссы с элементами ориентирования и другое в разделе ОБЖ); - овладение навыками физкультурно-оздоровительных видов деятельности (ритмическая гимнастика, аэробика, шейпинг, атлетическая гимнастика, атлетические единоборства). 4. Объем выполняемых практических (творческих) работ. Они предусматриваются в разработанных программах профильных и элективных дисциплин и курсов. Дается примерный перечень тем для творческой и исследовательской деятельности учащихся, форма их выполнения: написание письменных и контрольных проектов, докладов, рефератов и их защита на семинарах, конференциях и других мероприятиях в школе и вне ее. 5. Предметное планирование курса, текущий и итоговый мониторинг успешности обучения. Учебные планы для изучения профильных дисциплин и элективных курсов представлены отдельными блоками для 10-х и 11-х классов. Критерии оценки и система оценивания (ясные педагогу и ученику), позволяющие оценить успехи в изучении данного предмета, курса, вида деятельности, приведены в программах. В них предусматривается, исходя из специфики курса (предмета), целый комплекс деятельности учащихся, позволяющий объективно оценивать их успехи в изучении соответствующего предмета (курса). Представлены следующие формы оценивания: за устные ответы, выполнение практических нормативов, за письменные и творческие работы, за степень участия в деятельностном режиме обучения, за результаты тестирования, аттестационные работы, экзамены и др. 6. Формируемые компетентности (когнитивные и деятельностные). В процессе изучения образовательной области "Физическая культура" на профильном уровне учащиеся усваивают различные виды деятельности, а также знания, умения и навыки, которые обуславливают развитие соответствующих профессиональных качеств личности и овладение определенными способностями педагогической деятельности. В качестве результата выступает овладение предметными и универсальными компетентностями. Таким образом, образование на профильном уровне позволяет не только закрепить ранее сформированные в основной школе знания, умения и навыки в образовательной области "Физическая культура", но и сформировать новую организационно методическую компетентность. Она будет проявляться главным образом в позитивном отношении обучающихся к педагогической деятельности в области физической культуры, на которой они остановили свой выбор, а также в при обретении практических умений организовывать и проводить занятия физическими упражнениями и способности в комплексе решать образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи физического воспитания. Такая форма организации образовательного процесса адекватна стремлению учащихся к пробно поисковым действиям в решении собственных учебно-познавательных задач и обеспечивает самореализацию в определенной предметной области, что способствует наиболее объективному профильному самоопределению выпускников школ. Литература 1. Аксенова Э.А. Зарубежный опыт профильного обучения в старшей школе / Э.А. Аксенова // Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования: сб. науч. трудов / Э.А. Аксенова / под ред. Ю.И. Дик, А.В. Хуторского. - М.: ИОСО РАО, 2003. 2. Артемьева Л.К. Профильное обучение: опыт, проблемы, пути решения / Л.К. Артемьева // Школьные технологии. - 2003. - № 4. - С. 22-31. 3. Байбородова Л.В. Концепция профильного обучения сельских школьников / Л.В. Байбородова, Л.И. Серебренников // Школьные технологии.- 2003. - № 5. - С. 46-62. 4. Броневщук С.Г. Учебные планы профильного обучения в школах России / С.Г. Броневщук. - М.: Педобщество РФ, 1993. 5. Влазнев А.И. Профильное обучение: варианты решения / А.И. Влазнев, В.А. Филимонов // Профильная школа. - 2004. - № 2. - С. 39-41. 6. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Школьные технологии. - 2002. - № 4. - С. 79-91. 7. Лернер П.С. Модель самоопределения выпускников профильных классов средней общеобразовательной школы / П.С. Лернер // Школьные технологи. - 2003. - № 4. - С. 50-62. 8. Лернер П.С. Роль элективных курсов в профильном обучении / П.С. Лернер // Профильная школа. - 2004. - № 3. - С. 12-18. 9. Лях А.И. Профильное самоопределение учащихся на этапе предпрофильного обучения: автореф. ... дис. канд. пед. наук / А.И. Лях. Красноярск, 2005. 10. Примерные учебные планы для некоторых возможных профилей. Приложение к приказу Минобразования России 2002 г., № 2783. 11. Чистяков С.Н. Профильное обучение и новые условия подготовки / С.Н. Чистяков, П.С. Лернер // Школьные технологии. - 2002. - № 1. - С. 101-106. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|