КОНСУЛЬТАЦИИ



ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ НА СТАРШЕЙ СТУПЕНИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Заслуженный работник физической культуры РФ,
кандидат биологических наук, профессор
И.А. Медведев
Н.И. Мясникова
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, Красноярск

Начальник управления образования администрации Свердловского района г. Красноярска Л.И. Шабунина

Директор средней общеобразовательной школы № 62 В.М. Гущина

Ключевые слова: профильное обучение, содержание обучения, дисциплины профильного блока, мониторинг успешности обучения, учебный план.

Основная идея обновления общего образования на старшей ступени общеобразовательной школы - это ее переориентирование на профильное обучение и создание специализированной подготовки старшеклассников с учетом их индивидуальных способностей, познавательных интересов и профессионального самоопределения и социализации обучения, в том числе с учетом реальных потребностей рынка труда [1 - 6, 9 - 11].

На основании творческого сотрудничества со школой № 62 Свердловского района г. Красноярска педагогический университет с 2006 г. реализует проект профильного образования по физической культуре (утвержденный Управлением образования администрации Свердловского района) с учащимися старшей ступени. В учебном плане, разработанном на основании проекта в структуре базисного оборонно-спортивного профиля, обозначены принципы его построения из учебных предметов трех типов: базовых общеобразовательных, профильных общеобразовательных и элективных (в пропорции 50 : 30 : 20).

В "Проекте" концептуально представлена модель изучения физической культуры на профильном уровне в средней (полной) общеобразовательной школе.

Особенностью образовательной области "Физическая культура" в средней школе при профильном обучении является ее отнесенность к подразделу - "Общая профессионально прикладная физическая подготовка с включением ОБЖ" и собственно "Профилизированный подраздел образования". Содержание первого подраздела ориентировано на овладение физической культурой на базовом уровне в старших классах и ОБЖ с основными элементами военного образования.

Содержание второго вытекает из ведущей функции профильной подготовки старшеклассников и направлено на достижение следующих целей:

- формирование интереса к профессиональной деятельности специалиста по физической культуре посредством привлечения к практическим видам и формам процесса физического воспитания;

- углубленное изучение физической культуры, ее связи с физическим воспитанием и спортивной подготовленностью, ее роли в формировании здорового стиля жизни и сохранении творческого долголетия;

- повышение функциональных возможностей организма и уровня технической и физической подготовленности, совершенствование технико-тактических действий в избранном виде спорта;

- расширение возможности социализации учащихся, обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием и более эффективная подготовка выпускников со следующей ступенью образования (среднего или высшего профессионального) в избранном направлении или области специализации.

Профилизированный блок дисциплин (инновационный потенциал) представлен перечнем сформированных учебных дисциплин и интегрированными курсами.

1. Знания, формирующие интерес к профессиональной деятельности специалиста по физической культуре, представлены в учебных предметах и интегрированных курсах (профильных и элективных): "Введение в педагогическую профессию", "Основы теории и методики физической культуры и спорта", "Психофизиологические и педагогические основы физического воспитания школьников", "Основы физкультурно-оздоровительной деятельности", "Физическая культура в здоровом образе жизни человека", "Основы лечебной физкультуры и массажа", "Гигиена физического воспитания школьника" и др.

2. Виды деятельности, формирующие профессиональные умения и навыки специалиста по физической культуре. Подготовка мест занятий, инвентаря и оборудования для проведения занятий (индивидуальных, групповых и т.п.). Обучение учащихся двигательным действиям (в качестве помощника учителя). Проведение подготовительной и заключительной частей урока физической культуры в начальной школе. Организация и про ведение физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме дня учащихся начальной школы. Планирование и проведение уроков физической культуры с учащимися младшего и среднего школьного возраста. Составление комплексов упражнений для индивидуальных форм занятий и их планирование в недельном и месячном циклах. Диагностирование функционального состояния организма и физической работоспособности по функциональным пробам. Оценка самочувствия по внешним показателям и внутренним ощущениям. Тестирование уровня физического развития, физической подготовленности и функциональной работоспособности. Оценка динамики показателей утомления на тренировочном занятии и в цикле занятий. Оформление заявок и протоколов соревнований. Участие в судействе соревнований по избранному виду спорта. Педагогическая практика. Учебная практика в оздоровительном лагере и др.

3. Опыт двигательной деятельности приобретается в процессе занятий избранным видом спорта:

- совершенствование технических, технико-тактических действий и приемов в избранном виде спорта (индивидуальные, групповые и командные);

- специальная физическая и психологическая подготовка в избранном виде спорта;

- совершенствование профессионально прикладной физической подготовки путем продолжения занятий базовыми видами спорта (в соответствии с требованиями стандарта среднего общего образования по физической культуре);

- общая профессионально-прикладная физическая подготовка на основе элементов начальной военной подготовки (спортивные единоборства, полосы препятствий, кроссы с элементами ориентирования и другое в разделе ОБЖ);

- овладение навыками физкультурно-оздоровительных видов деятельности (ритмическая гимнастика, аэробика, шейпинг, атлетическая гимнастика, атлетические единоборства).

4. Объем выполняемых практических (творческих) работ.

Они предусматриваются в разработанных программах профильных и элективных дисциплин и курсов. Дается примерный перечень тем для творческой и исследовательской деятельности учащихся, форма их выполнения: написание письменных и контрольных проектов, докладов, рефератов и их защита на семинарах, конференциях и других мероприятиях в школе и вне ее.

5. Предметное планирование курса, текущий и итоговый мониторинг успешности обучения.

Учебные планы для изучения профильных дисциплин и элективных курсов представлены отдельными блоками для 10-х и 11-х классов.

Критерии оценки и система оценивания (ясные педагогу и ученику), позволяющие оценить успехи в изучении данного предмета, курса, вида деятельности, приведены в программах. В них предусматривается, исходя из специфики курса (предмета), целый комплекс деятельности учащихся, позволяющий объективно оценивать их успехи в изучении соответствующего предмета (курса). Представлены следующие формы оценивания: за устные ответы, выполнение практических нормативов, за письменные и творческие работы, за степень участия в деятельностном режиме обучения, за результаты тестирования, аттестационные работы, экзамены и др.

6. Формируемые компетентности (когнитивные и деятельностные).

В процессе изучения образовательной области "Физическая культура" на профильном уровне учащиеся усваивают различные виды деятельности, а также знания, умения и навыки, которые обуславливают развитие соответствующих профессиональных качеств личности и овладение определенными способностями педагогической деятельности. В качестве результата выступает овладение предметными и универсальными компетентностями.

Таким образом, образование на профильном уровне позволяет не только закрепить ранее сформированные в основной школе знания, умения и навыки в образовательной области "Физическая культура", но и сформировать новую организационно методическую компетентность. Она будет проявляться главным образом в позитивном отношении обучающихся к педагогической деятельности в области физической культуры, на которой они остановили свой выбор, а также в при обретении практических умений организовывать и проводить занятия физическими упражнениями и способности в комплексе решать образовательные, воспитательные и оздоровительные задачи физического воспитания. Такая форма организации образовательного процесса адекватна стремлению учащихся к пробно поисковым действиям в решении собственных учебно-познавательных задач и обеспечивает самореализацию в определенной предметной области, что способствует наиболее объективному профильному самоопределению выпускников школ.

Литература

1. Аксенова Э.А. Зарубежный опыт профильного обучения в старшей школе / Э.А. Аксенова // Профильное обучение в условиях модернизации школьного образования: сб. науч. трудов / Э.А. Аксенова / под ред. Ю.И. Дик, А.В. Хуторского. - М.: ИОСО РАО, 2003.

2. Артемьева Л.К. Профильное обучение: опыт, проблемы, пути решения / Л.К. Артемьева // Школьные технологии. - 2003. - № 4. - С. 22-31.

3. Байбородова Л.В. Концепция профильного обучения сельских школьников / Л.В. Байбородова, Л.И. Серебренников // Школьные технологии.- 2003. - № 5. - С. 46-62.

4. Броневщук С.Г. Учебные планы профильного обучения в школах России / С.Г. Броневщук. - М.: Педобщество РФ, 1993.

5. Влазнев А.И. Профильное обучение: варианты решения / А.И. Влазнев, В.А. Филимонов // Профильная школа. - 2004. - № 2. - С. 39-41.

6. Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования // Школьные технологии. - 2002. - № 4. - С. 79-91.

7. Лернер П.С. Модель самоопределения выпускников профильных классов средней общеобразовательной школы / П.С. Лернер // Школьные технологи. - 2003. - № 4. - С. 50-62.

8. Лернер П.С. Роль элективных курсов в профильном обучении / П.С. Лернер // Профильная школа. - 2004. - № 3. - С. 12-18.

9. Лях А.И. Профильное самоопределение учащихся на этапе предпрофильного обучения: автореф. ... дис. канд. пед. наук / А.И. Лях. Красноярск, 2005.

10. Примерные учебные планы для некоторых возможных профилей. Приложение к приказу Минобразования России 2002 г., № 2783.

11. Чистяков С.Н. Профильное обучение и новые условия подготовки / С.Н. Чистяков, П.С. Лернер // Школьные технологии. - 2002. - № 1. - С. 101-106.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: