КОНСУЛЬТАЦИИ



ИСТОРИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА ФАКУЛЬТЕТЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Кандидат исторических наук, доцент Е.А. Романова
Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, Красноярск

Ключевые слова: "человек играющий", определения игры, классификация игр, исторические игры.

"Человек играющий". Когда произносится слово "игра", каждому человеку ясно, о чем идет речь, так как это явление присуще его собственной жизни. Игровое восприятие мира и собственной жизни незаметно вторгается в наше сознание и оказывает радикальное воздействие на мировоззрение. В ХХ в. произошла корректировка теоретической модели человека от "человека разумного" к "человеку играющему". Какой бы современной ни казалась проблема игры, но, являясь мировоззренческой, она подпадает под разряд "вечных" проблем.

Как считает известный исследователь феномена игры Н.Т. Казакова [3], в психологическом отношении есть большая пропасть между двумя способами познания мира: игровым и неигровым. Игровое отношение к миру характеризуется переживанием, а неигровое - проживанием. В первом случае центр тяжести психической энергии образов перемещается на реальную действительность и она превращается в удовольствие, радость, карнавальность. Во втором случае психическая энергия человека смещается на периферию нервных центров и сублимируется в отказе от усилий и напряжения.

Индивидуальный аспект игры предполагает определение ее ценности, значимости для отдельного человека, а социальный определяет значение игры как "производительной силы общества". Социальные игры в отличие от индивидуально человеческих имеют ярко выраженный конкретно исторический характер.

Определения игры. Каждый из нас имеет представление об игре как на уровне понимания, так и на уровне различения конкретных игровых действий. Определение понятия "игра" имеет множество аспектов. Одно из них - "занятие (нетрудового характера), препровождение времени с целью развлечения, забавы или со спортивной целью, подчиненное определенным правилам" [3]. С.Л. Рубинштейн: "Игра - это деятельность; это значит, что игра является выражением определенного отношения личности к окружающей действительности" [9].

Актуальным в наше время является определение игры, данное основателем социометрии Я. Морено. Он, занимаясь групповой психотерапией, пришел к выводу, что люди, проигрывая определенные психические состояния, избавляются от многих негативных переживаний, которых в нашей стране достаточно много [4]. В конце 90-х гг. ХХ в. в России сложилась острая ситуация в области психического и интеллектуального здоровья населения [8]. Отмечалось увеличение молодых людей с задержками психического и интеллектуального развития.

Выделялась обширная группа социально стрессовых расстройств с разнообразными невротическими, вегетативными и личностными нарушениями, связанными с экономическими реформами. Отрицательное влияние на психическое и интеллектуальное здоровье молодежи оказывало широкое распространение оккультизма и мистицизма с помощью средств массовой информации. Насаждался антиинтеллектуализм, вера в суеверия. Этому способствовали западные фильмы ужасов и др. Повысили свою активность деструктивные религиозные секты. Широко распространялось пьянство и наркомания. Использовалось открытое и скрытое манипулирование индивидуальным и массовым сознанием через СМИ. Осуществлялась духовная и интеллектуальная деградация россиян.

Классификация игр. В соответствии с указанной Н.Т. Казаковой классификацией игр [3] нас интересуют по формам деятельности - спортивные, театральные и учебные, по субъектам игрового действия - взрослые, групповые, коллективные; по механизму игрового действия - ролевые, деловые, подвижные; по мотивации игрового поведения - соревновательные, развлекательные; по содержанию игры - командные.

Исторические игры. Про ведение спортивных игр и организация спортивных лагерей могут отвлечь часть молодых людей от пьянства и наркомании, которые и в начале XXI в. достаточно распространены. Использование исторической сюжетной составляющей в играх, развивающих двигательные способности студентов и не развивающих их, повышает их интеллектуальный уровень. Если у маленьких детей в детских садах используют такие сюжетные линии, как "Путешествие по стране", "Путешествие на Север" [5], то студенты могут использовать "Рыцарские турниры", которые сейчас популярны в школах, военно-исторические викторины или военно-исторические эстафеты и др. Игра постепенно превращается в средство, которое решает проблемы как личного, так и государственного значения.

Спортивно театрализованная историческая игра "Рыцарский турнир" предполагает выдвижение таких задач, как интеллектуализация, обогащение спортивных игр историческим материалом и воспитание лучших рыцарских качеств у студентов. Конкурсы: бег, соревнование на шпагах, борьба, плавание, знание этикета, шахматы и шашки, грамотность, стрельба по настенной мишени, знание истории рыцарства, музыкальный, послание даме с использованием рыцарской терминологии, конкурс на сообразительность, знание картин и стихотворений, посвященных прекрасным дамам, позволяют сочетать интересы всеобщей истории, спортивных дисциплин, истории физической культуры и этики. Это соответствует общему принципу взаимообусловленности и взаимосвязи физической культуры и ее видов со всеми видами культуры в процессе физкультурного совершенствования человека, ибо культура едина, а человек в культуре целостен [6].

Компоненты культуры выступают как источник внутренних ресурсов деятельности человека. Смыслы, ценности и социальные нормы выполняют в большей степени ориентационно-регулятивные функции, а другие компоненты культуры - в основном инструментальные [7]. Вручение рыцарям орденов: "Рыцарь - верная рука", "Рыцарь щита и меча", "Рыцарь золотого пера", "Рыцарь чудесного голоса", "Рыцарь доброго сердца", "Рыцарь хороших манер", "Умный рыцарь" - способствует развитию культуры общения, взаимоуважения и культуры межличностных отношений. В рамках учебного процесса в исторических играх осуществляются междисциплинарные связи.

Историческая игра "Рыцарский турнир" позволяет узнать много нового. Рыцарство как особый привилегированный социальный слой существовал не только на Западе, но и на Востоке (сипахи в Османской империи и самураи в Японии). Расцвет рыцарства приходится на XI - XIV вв. Военное дело стало его главной социальной функцией. Военная профессия давала права и привилегии, определяла взгляды, этические нормы, традиции, культурные ценности. Участие в рыцарском войске требовало известной обеспеченности, потому что боевого коня и дорогое тяжелое вооружение (приравнивалось к стоимости 100 коров) рыцарь приобретал на собственные средства, не говоря о содержании соответствующей свиты. Рыцарские доспехи включали до 200 деталей, а общий вес военного снаряжения доходил до 50 кг [18]. В Западной Европе мальчики до 7 лет росли в семье, до 14 лет воспитывались при дворе сеньора в качестве пажа, а за тем оруженосца, наконец, совершалась церемония посвящения их в рыцари. В странах Ближнего и Среднего Востока мальчиков до 10 лет обучали грамматике, литературе и истории, а позже готовили к "мужественным делам", что кроме названных занятий включало в себя еще бег, борьбу и шах маты. Таким образом, развивается интеллектуальный потенциал студентов факультета физической культуры, позволяющий разрушить миф об их полной или значительной гуманитарной необразованности. Создаются условия для воспитания мужественности студентов.

Зрелищное посвящение в рыцари, символизировавшее вхождение в привилегированное сословие, особенно привлекает студентов факультета физической культуры. Согласно европейскому обычаю рыцарь, посвящающий в звание, ударял посвящаемого мечом плашмя по плечу, произносил формулу посвящения, надевал шлем и золотые шпоры, вручал меч - символ рыцарского достоинства - и щит с изображением герба и девиза. Посвященный, в свою очередь, давал клятву верности и обязательство соблюдать кодекс чести и участвовал в рыцарском турнире как демонстрации воинской выучки и храбрости. Этот ритуал позволяет сформировать чувство уверенности в себе, защищенности каждого члена студенческого коллектива, виртуального вхождения в высокие статусные группы. Он соответствует развитию индивидуализма в период постмодерна, когда человек кон центрируется на своих чувствах и личности, активно подтверждает собственную индивидуальную уникальность в разных видах деятельности. Данный ритуал является частью деятельности военно-патриотических клубов, где большое внимание уделяется изготовлению оружия, знанию истории и проведению театрализованных представлений.

Многое может роднить студентов факультета физической культуры и рыцарей. И те, и другие стремились к первенству, славе, известности и были мужественными. Последнее диктовало соответствующие формы поведения рыцаря в бою: в доспехах нельзя отступать; нельзя убивать противника сзади; убийство безоружного врага покрывало рыцаря позором; следовало предоставлять противнику по возможности равные шансы (если противник упал с коня, рыцарь тоже с него слезал). Подтверждением мужественности рыцарей являлись и их девизы: "Сила - это еще не справедливость, справедливость - вот истинная сила" (король Артур, герой легенд и рома нов французского поэта Кретьена де Труа), "Я удержусь" (Шарль де Кроу), "Я добьюсь" (Филипп де Кроу) [4]. Дворянская этика последующих веков, включая благородные принципы верности долгу и достойного служения отечеству, несет в себе влияние рыцарской эпохи. Было бы неплохо возродить нравственный потенциал прежде всего молодых россиян и в наше время. Это большая сила. Не зря в свое время А. Даллес в плане, направленном против СССР, стремился добиться осмеивания честности и порядочности, культивирования хамства и наглости, лжи и обмана, предательства и национализма, подрывающих духовные корни и основы народной нравственности. Спорту тоже требуются честные победители.

В наше время, когда много неполных семей и детей воспитывают в основном только матери, в школах учителя - большей частью женщины, а средства массовой информации активно пропагандируют миф о мачо, "рыцарские турниры" могут быть достаточно актуальной исторической игрой.

Накануне Дня Победы можно проводить физкультурно-исторические эстафеты, где препятствием в спортивном беге будут исторические вопросы. Они могут иметь какую-то одну историческую тему, например "Ордена и медали в истории нашей страны". Не все студенты знают, что орденом Святого Георгия 1-й степени, выдаваемым только за военные заслуги, было награждено за все время его существования только 25 человек [10]. Им может быть также интересно, что в честь победы российского флота над турецким в Чесменском бою 1770 г. была выпущена серебряная медаль с коротким словом "Был" [1]. Актуальным в наше время является девиз ордена Святого Владимира, учрежденного Екатериной II в 1782 г. для военных и штатских: "Польза, честь и слава".

Возможны вопросы из разных исторических периодов. Такой вариант предлагает "Энциклопедия праздников" [12]: 1. Какой князь во время балканского похода в трудную минуту воскликнул: "Не посрамим земли русской, но ляжем костьми тут, ибо мертвые срама не имеют. Если побежим, то срам нам. И не имеем права убежать, но станем крепко. Я перед вами пойду. Если моя голова ляжет, то промыслите о себе". 2. Кто из русских князей несмотря на противоречивость своих действий был канонизирован русской православной церковью? П.Д. Корин написал его портрет, С.С. Прокофьев посвятил ему вдохновенную кантату, К.М. Симонов - поэму, а С.М. Эйзенштейн - фильм. В России XVIII в., а затем и в СССР был учрежден орден его имени. 3. Перед какой из битв Петр Великий, обращаясь к воинам, сказал: "Вы сражаетесь не за Петра, а за государство, ему вверенное, за Отечество... А о Петре ведайте, что ему жизнь недорога, жила бы толь ко Россия во славе и благоденствии"? 4. На своей печати этот военачальник и государственный деятель велел вырезать слова: "Я ученик и нуждаюсь в учителях". А сейчас его имя носит основанный им город. 5. Этот человек 10 лет прослужил простым солдатом, а закончил службу генералиссимусом. 6. Кому принадлежат слова: "Суворова никто не пересуворит", "Я отдал бы все за один Швейцарский поход Суворова" [2]. 7. Этот полководец под огнем врага появлялся верхом на белом коне, в белом кителе и белой фуражке или папахе, за что получил прозвище "белый генерал", воевал с турками за освобождение славян. На пьедестале его памятника скульптор А.П. Самонов поместил слова полководца: "Прошу всех...крепить дух молитвою и размышлением, дабы свято до конца исполнить, чего требуют от нас долг, присяга и честь имени русского". 8. Какому полководцу народ присвоил почетное звание "Маршала Победы"? Данные вопросы оказывают большое патриотическое влияние на студентов. Им тоже можно поразмышлять и о чести имени российского, и о том, что жизненная практика требует постоянного обучения.

Функционально игра объединяет все виды активности человека: деятельность, поведение, общение, т.е. замещает реальные жизненные процессы. Среди них значительную роль играет общение как важнейшая предпосылка и условие существования не только отдельного индивида или небольшой группы людей, но и больших социальных общностей, вплоть до целых народов, наций и государств.

Исторические игры на факультете физической культуры мо гут использоваться во внеучебное время в качестве формы воспитательной работы ко Дню Победы и другим патриотическим праздникам как форма работы на семинарском занятии, к Дням науки. Студенты, профессионально ориентированные на групповое взаимодействие в спортивной команде, активно и с большим азартом участвуют в коллективных, соревновательных и развлекательных играх. Если в данных играх используется много элементов физической культуры, они могут превратиться в физкультурно-исторические. В игровой форме наше не очень много читающее молодое поколение активнее приобщается к истории и интеллектуальным играм, исторической беллетристике и историческим фильмам. Более того, студенты начинают предлагать свои варианты игр, в которые они играли в школе или нашли в книгах и Интернете. На базе этого создается обновленная игра, которая становится для них более интересной из-за личного творческого вклада. Такими стали "Рыцарский турнир" и другие исторические игры.

Игры патриотической тема тики могут сыграть значительную роль в подготовке ребят к после дующей службе в армии. Исторический материал позволяет не только испытывать чувство ущемленного национального достоинства, но и гордиться российскими воинами, когда "за державу не обидно". Кроме того, можно получить информацию по военному искусству прошлого. Это очень важно в условиях современных военных преобразований. К числу таких заданий можно отнести работу по книге А.В. Суворова "Наука побеждать", где прославленный военачальник дал ряд ценных советов. Но несколько слов из текста выпали: редко, басурмана, дура, заколи, поит, кампанию, застрели, метко, кормит, пулю, крепко, молодец. Их нужно найти.

"...Береги пулю на три дня, а иногда и на целую ..., когда негде взять. Стреляй ..., да... Штыком коли ....... Пуля обмишулится, а штык не обмишулится: пуля - ..., штык - ... Коли один раз, бросай ... со штыка. Береги .... в дуле. Трое наскочат: первого ... , второго ..., третьему штыком карачун. Это нередко (бывает), а заряжать некогда. В атаке не задерживай. ...Обывателя не обижай, он нас ... и ..."[6]. Рекомендации А.В. Суворова интересны еще и потому, что он сам был любителем утренней гимнастики, так как с детства не отличался богатырским здоровьем, и ввел ее в русской армии.

Необычайно современным в наше время, когда западное сообщество не выполняет многих своих международных обязательств, является следующее задание. После завершения швейцарского похода, в котором А.В. Суворов командовал объединенными русско-австрийскими войсками, австрийцы предложили выпустить памятную медаль. Поначалу Суворов возмутился, так как австрийцы весь поход уклонялись от боевых задач. Однако потом успокоился и даже предложил свой эскиз медали. На одной стороне он предлагал отчеканить российский герб с девизом "Бог с нами!". А на другой - австрийский герб с девизом "Бог с ними!" [1]. В этом случае мы сохраняли свое национальное достоинство, чего нам не всегда удавалось сделать. Это задание студенты воспринимают очень эмоционально.

Большое количество исторических игр разработано по солидному историческому блоку второй мировой и Великой Отечественной войны. Здесь на семинарах почти все идет "на ура": и целые игровые занятия, и кроссворды с ребусами по значимым датам, и задания "О ком идет речь", "Интересные вопросы", "Угадай событие", "Кто лишний? Что лишнее?", "Тексты с ошибками", "Восстановите порядок" и др. Студентам нравится работать командами и отвечать на вопросы: в честь кого был назван план нападения фашистской Германии на СССР, как расшифровывается короткая аббревиатура ТТ, кто создал "тридцать четверку", как переводится с латыни термин "генералиссимус"? Очень активно изучаются и проблемы "холодной войны". Сказывается преобладание мужской половины в группах, которая явно неравнодушна к военным вопросам.

На факультете физической культуры у многих студентов возникали большие проблемы с историческими терминами. Их использование в виде ребусов и кроссвордов повысило интерес к данной, часто для них менее интересной части истории. Но иногда и среди терминов встречаются занимательные варианты. Например, болваном называли помесь псовой и овчарки, уроком - размер дани, а СЛОНом - Соловецкий лагерь особого назначения. В этих случаях студенты с удовольствием заглядывают в этимологические, исторические словари и энциклопедии. Нравится им и такой вопрос: как назывался головной убор, на который, громя воинские склады, наткнулись будущие бойцы Первой конной. Он был создан для русской армии по рисункам В.М. Васнецова. Такой тип игр можно использовать на каждом семинаре как историческую разминку.

Особенности современного периода подчас определяют интерес к определенным историческим проблемам. В настоящее время - это финансовые проблемы. Студентов интересуют игры, где есть вопросы о финансовых претензиях стран после войн, размерах "колчаковского золота" и количестве вывезенных в 90-е гг. за рубеж госбюджетов нашей страны. В их числе и такое задание: какой была сумма контрпретензий советской стороны на Генуэзской конференции в качестве возмещения ущерба, нанесенного интервенцией (39 млрд рублей золотом) [1].

Игры способствуют более заинтересованному изучению студентами культурного блока истории. Они с удовольствием пытаются ответить на вопрос о том, кто в 1898 г. на лекции "О воздухоплавании" огорошил слушателей: человек то в 70 раз слабее не то что орла, но даже воробья по отношению веса мускулов к весу тела. И тут же обнадежил: ума хватит, полетим. Не менее интересно для них, какой московский театр сверху выглядит как звезда. Проблемы российской культуры осваиваются многими студентами факультета физической культуры сложнее, чем другие. Сказываются пробелы школьного курса истории и определенная сложность многих проблем культуры.

Игры можно назвать, как говорил А. Макаренко, системой перспективных линий, организацией завтрашней радости. Через них ставятся близкие, средние и дальние цели по развитию студенческих коллективов. Они способствуют созданию оптимистичного мажорного тона в наших непростых экономических условиях и добрых традиций на факультете физической культуры, которые выражают духовные коллективные ценности и несут большой воспитательный потенциал.

Достоинствами исторических игр являются: превращение изучаемого исторического материала в личностно значимый для студента, формирование определенного отношения к материалу, стимулирование творческого мышления и повышенной мотивации к учению, формирование коммуникативных качеств. Наряду с положительными моментами в игре есть и определенные ограничения, к которым относятся большие затраты времени со стороны преподавателей, создающих новые варианты исторических игр, а также преобладание игрового азарта над познавательными задачами.

Но нельзя забывать, что игровая коммуникация обособляет пространство игры от учебного или производственного плана. Как считает исследователь Н.Т. Казакова, результатом игры не может быть 100%-ная успеваемость [3], поэтому во время учебного процесса ее надо использовать дозированно. Основной принцип ее интерпретации - соответствие обстановке, уместность. С этим можно согласиться, и этого следует придерживаться при проведении исторических игр.

Литература

1. Драхлер А.Б. Отечественная история с древнейших времен до наших дней. Вопросы к олимпиаде / А.Б. Драхлер. - М.: Владос-Пресс, 2001. - С. 40, 41, 136, 179.

2. Игры и занимательные задания по истории. - М.: Дрофа, 2003. - С. 33, 52, 309.

3. Казакова Н.Т. Феномен игры в философии: методологический анализ / Н.Т. Казакова. - Красноярск: изд-во КГПУ,1998. - С. 112, 126, 127, 161.

4. Морено Я. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе / Я. Морено. - М.,1958.

5. Михеева Е.В. Игра как основное средство развития двигательных способностей детей дошкольного возраста / Е.В. Михеева // Современные направления в системе подготовки физической культуры, спорта и валеологии. - Красноярск,1999. - С. 103-105.

6. Николаев Ю.М. Общая теория и методология физической культуры: контуры нового - человеческого измерения / Ю.М. Николаев // Теория и практика физ. культуры. - 2005. - № 11. - С. 11.

7. Гиллер Ю.И. Социология самостоятельной личности / Ю.И. Гиллер. - М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2006. - С. 84.

8. Полищук Ю. Состояние психического и интеллектуального здоровья России / Ю. Полищук // Обозреватель. - 1997. - № 1-2. - С. 22-23.

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М., 1946. - С. 588.

10. Федосюк Ю.А. Что непонятно у классиков, или Энциклопедия русского быта ХIХ в. / Ю.А. Федосюк. - М.: Флинта Наука, 2002. - С. 134.

11. Энциклопедический словарь юного историка. - М.: Педагогика Пресс,1993. - С. 366.

12. Энциклопедия праздников. - М., 1998. - С. 78-79.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!