|
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОГНОЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ОВЛАДЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫМИ НАВЫКАМИ
Кандидат биологических наук
Р.Л. Боуш Ключевые слова: прогноз, профессиональная подготовка, надежность, водитель, автомобильный спорт. Наиболее важным качеством водителя, занятого в сфере пере возки людей, является его профессиональная надежность. Профессиональная надежность - сложный комплекс индивидуальных свойств личности (физических качеств, морально-психологических установок) [2]. Она непосредственно связана также со степенью развития у каждого конкретного водителя специальных двигательных навыков, степенью владения теоретическими знаниями о физических закономерностях движения автомобиля, стратегии и тактике безопасного управления автомобилем в разнообразных погодно дорожных условиях. Профессиональная надежность водителя весьма динамична, причем изменяется как в силу естественных особенностей индивидуального развития, так и под воздействием внешних факторов. Самым первым шагом в разрешении проблемы повышения профессиональной надежности водителя может стать диагностика индивидуальных генетически обусловленных качеств и свойств личности, а также степени развития профессионально значимых навыков управления автомобилем. Концепция индивидуального подхода при комплексном обследовании водителей является наиболее важным принципом для представления обоснованного заключения об их профессиональной надежности. Установлено, что результаты медицинского обследования содержат информацию о состоянии здоровья кандидата в водители, но не позволяют судить о его профессиональной надежности в будущем. Напротив, результаты специализированного психолого-педагогического обследования могут дать полезную информацию об эффективности обучения каждого конкретного водителя. Наличие такой информации особенно важно при планировании места работы специалиста, а в случае организации и проведения дорогостоящей профессиональной подготовки в самой начальной стадии процесса дать ответ на вопрос об экономической целесообразности обучения каждого отдельно взятого водителя. Цель исследования - разработать методику прогноза деятельности профессиональных водителей. Задачи: 1. Выявить информативные показатели, позволяющие надежно оценить результативность обучения с применением стандартных методов контраварийного обучения. 2. Обеспечить оптимальную динамику показателей надежности водителей в ходе интенсивной профессиональной подготовки. Организация и методы исследования. В предварительных исследованиях водители (270 человек) прошли комплексное тестирование, которое включало в себя: динамометрию левой и правой кисти; определение времени выполнения контрольного упражнения для оценки координации движений руками (скоростной перехват гимнастической палки) и времени выполнения 5 и 10 циклов скоростного руления на тестирующем автомобильном тренажерном комплексе. У водителей для оценки состояния нервно регуляторных механизмов и влияния физической на грузки [3] регистрировали частоту сердечных сокращений (ЧСС) до и после выполнения контрольного упражнения на тренажере. Дополнительно были собраны уточняющие анкетные данные (пол, возраст, водительский стаж). Результаты исследования. Статистическая обработка массива данных позволила выявить "вес" каждого из исследованных показателей в прогнозе результатов обучения. Были построены 6 типов моделей линейной регрессии. Каждая из моделей соответствует полу и возрастной группе водителя: водители мужчины (до 20 лет, от 21 года до 40 лет, старше 40 лет) и водители женщины (до 20 лет, от 21 до 40 лет, старше 40 лет). Уравнение для математических моделей имеет следующий вид: Тn.m = С + Σ i k i F i (Хi) (1), где: Тn.m - время выполнения n циклов руления в m-й день подготовки (прогнозируемая величина), С - эмпирическая постоянная, ki - коэффициент линейной регрессии, Fi - эвристическая функция, Хi - данные тестирования в 1-й день подготовки, антропометрические показатели и анкетные данные. На рисунке представлена диаграмма, показывающая вклад каждого исследованного показателя в прогноз конечного результата скорости руления (мужчины в возрасте от 21 года до 40 лет). Наиболее весомым показателем для точности прогноза оказалось время выполнения первичного контрольного теста на скорость и скоростную выносливость (Т10.1), далее по значимости - время выполнения 5 циклов (Т5.1 качество - скорость), время теста "Перехваты гимнастической палки", ЧСС перед выполнением теста и возраст. Такое распределение "весов" в целом соответствует логике [1]. Неожиданными оказались: достаточно весомый вклад в прогноз показателя "ЧСС до выполнения нагрузочного теста" (8 %) и сравнительно низкий вклад показателя "стаж в управлении транспортным средством (ТС)" (всего 3 %), данные по кистевой динамометрии и ЧСС после теста (в обоих случаях около 1 %). Методология и результаты этой серии опытов были использованы для разработки прогноза эффективности подготовки водителей и практических рекомендаций, направленных на конкретизацию амплуа отдельных водителей (перевозка грузов или пассажи ров). Наполненность профессиональных групп в этих исследованиях составила от 15 до 20 человек (практически здоровые мужчины в возрасте от 31 года до 52 лет со стажем работы от 14 до 34 лет). Дополнительно применялись следующие психофизиологические методы исследований: 1) регистрация времени простой зрительно моторной реакции (более 100 предъявлений за фиксированный отрезок времени) с последующей обработкой с помощью специальной программы; 2) оценка уровня антисоциальных установок личности (модификация теста Кеттела); 3) определение типа темперамента, нейротизма и эмоциональной устойчивости (теста Айзенка); 4) оценка силы и подвижности нервных процессов возбуждения и торможения (тест Стреляу). Результаты тестирования по пп. 2-4 любезно предоставлены автору Н.М. Науменко. В расчетах также использовались показатели роста и массы тела водителей и их соотношения. На основании результатов психологических проб и анкетирования водители были условно разделены на 5 групп (A, B, C, D и Е). Установлено, что водители, отнесенные к группам A и D, имеют предрасположенность к тому, чтобы допускать развитие дорожно-транспортной ситуации до критической стадии, а в дальнейшем - прибегнуть к поиску возможного благоприятного выхода из нее. Напротив, водители, отнесенные к группам В и С, имеют выраженную тенденцию не допускать вхождения в неопределенную дорожно-транспортную ситуацию, остерегаются ее исхода и заранее предотвращают возможность возникновения этих опасных для себя ситуаций. Водители, вошедшие в группу Е, уравновешенно действуют в ситуациях, требующих значительного психического напряжения. Стиль их вождения характеризуется умением прогнозировать развитие дорожно-транспортных ситуаций: от "свободной" (простой) до сложной и критической. Вместе с тем они обладают склонностью иногда сознательно допускать развитие ситуаций до уровня сложной и даже критической. В конце периода обучения прогностические данные сопоставлялись с результатами контрольного тестирования, при этом расхождение показателей не превысило 2,0%. Наиболее важными составляющими понятия "профессионализм" являются способность водителя своевременно предвидеть возникновение критической ситуации, а также умело выходить из нее в том случае, когда невозможно предотвратить ее появление и развитие. В связи с имеющимися различиями в анализе ситуации и последующими действиями у представителей вышеназванных разных групп водителей при обучении необходимо применять соответствующие характерные подходы. Так, например, в ходе проведения подготовки внимание водителей, отнесенных к группам A и D, необходимо концентрировать на формировании навыков оперативного контроля своих действий при управлении автомобилем в критических ситуациях, на изучении новых и совершенствовании ранее полученных профессиональных двигательных навыков. При обучении водителей, отнесенных к группам В и С, с целью своевременного избежания опасности необходимо сделать акцент на развитии у них способности к анализу прогнозирования возникновения критических ситуаций, распознавании самых начальных при знаков этих явлений. При обучении водителей, входящих в группу Е, основные усилия концентрируются на формировании у них адекватных навыков выхода из сложных и критических ситуаций. Кроме того, следует обратить внимание водителей на ограниченность возможностей человека для выхода из наиболее сложных критических ситуаций.
"Удельный вес" показателей в прогнозе изменения скорости руления под влиянием обучения. Условные обозначения: Т5.1 - время выполнения 5 циклов руления в 1-й день подготовки; Т10.1 - время выполнения 10 циклов руления в 1-й день подготовки; ЧСС1.1 - частота сердечных сокращений до выполнения контрольного упражнения на автомобильном тренажере; ЧСС2.1 - частота сердечных сокращений после выполнения контрольного упражнения на автомобильном тренажере; Д - суммарная динамометрия левой и правой кисти; ГП - время выполнения контрольного упражнения с гимнастической палкой Анализ результатов комплексного исследования позволил выделить 4 области, в которых могут группироваться индивидуальные показатели водителей. Область I представляется наиболее благоприятной, она соответствует должному развитию координации движений у водителей (профессиональных двигательных навыков), умению своевременно распознавать дорожные ситуации, в совокупности - малой вероятности неблагоприятного выхода из экстремальной ситуации. Профессиональные навыки таких водителей практически не нуждаются в коррекции, требуется лишь работа, направленная на сохранение достигнутого уровня. Область II наряду с достаточным развитием профессионально значимых двигательных навыков характеризуется более высокой вероятностью неблагоприятного выхода из критической ситуации. Область III в целом соответствует той же вероятности неблагоприятного выхода из критической ситуации, что и область I, но профессиональные навыки недостаточно развиты и не обеспечивают надежности действий. Область IV характеризуется недостаточным уровнем развития двигательных навыков и высокой вероятностью неблагоприятного выхода из критической дорожно-транспортной ситуации. Водители, чьи результаты группируются в области IV, проблемны, их надежность недостаточна. Заключение. На самой ранней стадии обучения может быть выявлена способность к овладению профессионально значимыми навыками для управления транспортными средствами и составлен объективный прогноз роста мастерства. Следовательно, в процесс профессиональной подготовки может быть внесена соответствующая корректива, что обеспечивает к концу подготовки достижение необходимого уровня надежности в развитии управляющих действий каждого курсанта. Наиболее значимыми из изучаемых показателей для прогноза результативности обучения оказались: время теста (10 и 5 циклов руления) в 1-й день подготовки, время теста с перехватами гимнастической палки, предстартовая ЧСС и возраст. Влияние стажа управления транспортным средством оказалось маловыраженным (около 3,0%). Водители-профессионалы по результатам тестирования в большинстве случаев значительно превосходили водителей "любителей". Однако и в группах профессиональных водителей оказались лица с большими дефектами как в профессиональной подготовке, так и в оценке дорожно-транспортных ситуаций и результата своих действий. Литература 1. Боуш Р.Л. Психологическая и биолого-педагогическая оценка профессиональной надежности водителей / Р.Л. Боуш, А.А. Захаров, В.А. Алексеенко, Н.М. Науменко // Отчет о НИР (заключительный). - М., 1999, № гос. регистрации 01.99.0010578, инв. № 02.99.0005927, 28.10.1999. - 28 с., илл. 2. Зациорский В.М. Спортивная метрология. Проблема оценки спортивных достижений: лекция для студентов. Утв. 8 окт. 1975 г. / В.М. Зациорский, Е.Я. Бондаревский, А.Н. Петросян. - М.: б. и., 1975. - 66 с. 3. Карпман В.Л. Тестирование в спортивной медицине / В.Л. Карпман, З.Б. Белоцерковский, И.А. Гудков. - М.: Физкультура и спорт, 1988. - 206 с. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|