|
ВЛИЯНИЕ ФАКТОРОВ НА СИЛУ ТРЕНИЯ ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СКОЛЬЗЯЩЕЙ ПОВЕРХНОСТИ ГОНОЧНЫХ ЛЫЖ СО СНЕГОМ А.Г. Бусарин Камский государственный институт физической культуры, Набережные Челны Проблемы выбора, подготовки и смазки скользящей поверхности в современных лыжных гонках являются важным условием достижения высокого результата. Определяющим моментом при взаимодействии скользящей поверхности со снегом является трение. Оно - результат сложных молекулярных и механических взаимодействий двух поверхностей. Различают силы трения скольжения, которые возникают при скольжении лыжи по снегу, и силы трения сцепления, обеспечивающие остановку лыжи. Различия в силе трения скольжения обуславливаются образованием водяной пленки разной толщины. При различных условиях скольжения толщина водяной пленки сильно варьируется, и механизмы трения имеют различную природу - от молекулярного трения до трения сухих и шероховатых поверхностей (К.Ф. Войтвовский). Во всех разновидностях условий скольжения силы трения скольжения и сцепления характеризуются коэффициентами трения скольжения (Кск) и коэффициентами сцепления (Ксц), пропорциональными нормальному давлению (N): F ск = К ск * N; F сц = R сц * N. Для определения коэффициента скольжения скатываются с пологого спуска крутизной 5-8 градусов и длиной около 20 м. Измеряется угол выката (Z) - средняя крутизна пройденного участка от старта А до полной остановки в точке В. Коэффициент трения скольжения (Кск) равен тангенсу угла выката: Кск = tg Z (Т.И. Раменская). Цель исследования заключалась в определении факторов, влияющих на толщину водяной пленки, образующейся при взаимодействии лыжи со снегом и определяющей коэффициент трения скольжения. Методы и организация исследования. Для оценки факторов, влияющих на силу трения, проводилось тестирование на склоне 18 градусов на отрезке 40 м с использованием электронных откатчиков. Тестировались пять марок лыж, прошедших калибровку: "Fischer, "Atomiс", "Madshus", "Rossignol", "Karhu". Для определения мазей скольжения, имеющих наименьший коэффициент трения, в Закамском регионе Поволжья проводился эксперимент с использованием прибора "Уктус", который по скорости вращения на снегу пластиковых дисков с нанесенными на них мазями определяет скользящие характеристики. В результате исследования было установлено, что факторами, влияющими на силу трения, являются: - конструктивные особенности лыж; - климатические факторы региона, в котором проходят соревнования (температура воздуха, температура снега, влажность воздуха, тип кристаллов снега, тип трения, альбедо снега); - наличие нефти в регионе; - структура скользящей поверхности; - технология подготовки лыж; - смазка лыж. Нами было установлено, что в климатических условиях Закамского региона Поволжья лучший коэффициент силы трения скольжения имели лыжи марки "Fisсher" и мази скольжения "Swix". Выводы 1. Необходимо постоянное тестирование лыж и смазки в местах соревнований. 2. Следует учитывать в подготовке лыж к соревнованиям факторы, влияющие на коэффициент силы трения скольжения и коэффициент силы трения сцепления. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |