Abstract FORMATION OF PROFESSIONAL PREPAREDNESS OF STUDENTS OF HIGH SCHOOLS OF PHYSICAL CULTURE TO REALIZE EDUCATIONAL WORK BASED ON OLYMPIZM IDEAS S.S. Gagarin The Volgograd state academy of physical culture, Volgograd Key words: training students in high schools of physical culture, preparedness for professional activity, morals training. Some faults in the students’ training system of high schools of Physical culture for realizing moral ideas have been revealed during the research. The levels and criteria have been defined. A special program of educating students in this aspect the efficiency of which has been experimentally proved was created.
|
ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ К ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ НА ОСНОВЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИДЕЙ ОЛИМПИЗМА
С. С. Гагарин Ключевые слова: подготовка студентов в вузах физической культуры, готовность к профессиональной деятельности, воспитание нравственности. Введение. Рубеж XX - XXI вв. явился временем модернизации всех отраслей жизнедеятельности российского общества. Вместе с жизненно необходимыми демократическими ценностями перенимались и поверхностные элементы западноевропейской культуры. Их пропаганда через телевидение и другие средства массовой информации способствовала формированию у молодежи соответствующих жизненных стандартов примитивного удовольствия. В современных условиях, когда подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества в его переломный период, становится все более непредсказуемым, наблюдается упадок нравственного здоровья, массовое проявление асоциального поведения, рост уровня преступности, распространение среди малолетних наркомании и проституции, проблемы нравственной культуры и нравственного воспитания выдвигаются на одно из первых мест [2]. Бороться за возрождение в нашей стране высоких моральных стандартов невозможно без целенаправленной и систематической работы по воспитанию нравственности у населения. Отсутствие же ясной стратегии развития России и утрата лучшего отечественного опыта мешают педагогам практикам и педагогам-ученым окончательно определиться в ценностных и нравственных основах реформируемой образовательно-воспитательной системы. В последнее время отмечаются позитивные изменения, приводящие к устойчивому развитию нравственного воспитания как общенационального приоритета. В обществе зреет понимание единого воспитательного подхода, основанного на приоритетах общечеловеческих ценностей, в центре которого лежит идея воспитания у детей спортивной ментальности. Концептуальные основы такого воспитательного подхода заложены в философии олимпизма. Исследователи понимают олимпизм как философию жизни, возвышающую и объединяющую в сбалансированное целое достоинства тела, воли и разума. Олимпизм, соединяющий спорт с культурой и образованием, стремится к созданию образа жизни, основывающегося на радости от усилия, на воспитательных ценностях хорошего примера и на уважении к всеобщим основным этическим принципам [1, 3, 5]. Воспитательную работу на основе идей олимпизма, по мнению ученых, способны осуществлять только высококвалифицированные специалисты, прошедшие специальную подготовку в физкультурных вузах. Анализ научных работ, посвященных проблеме профессионального становления специалиста в сфере физической культуры и спорта, позволил выявить противоречие между необходимостью решения спортивным педагогом взаимосвязанных задач духовного и физического развития личности ребенка и направленностью профессиональной подготовки будущего специалиста в первую очередь на формирование умений обучать двигательным действиям и развивать физические качества. Методы и организация исследования. На начальном этапе исследования (до педагогической практики в школе) изучили уровень развития профессиональной готовности студентов 3-го курса Волгоградской государственной академии физической культуры к воспитательной работе в духе философии олимпизма. В результате анализа полученных данных анкетного опроса, педагогического наблюдения, экспертной оценки было определено, что у большинства студентов недостаточно сформированы следующие умения: анализировать исходное состояние объекта воспитательного воздействия; осуществлять педагогическое общение; определять цель и задачи нравственного воспитания; производить оптимальный отбор средств и методов нравственного воспитания в духе философии олимпизма; организовывать и осуществлять систему воспитательных мероприятий в духе философии олимпизма. Промежуточным этапом нашего исследования стало изучение влияния педагогической практики в школе на профессиональную готовность студентов к осуществлению воспитательной работы в духе философии олимпизма. Результаты исследования указывают на то, что студенты повысили уровень некоторых практических умений. Наибольшее улучшение наблюдается в умении общаться как на уроках, так и во внеурочное время. Студенты в большей степени стали способны определять состояние воспитательного объекта, улучшились умения организовывать учебный процесс, планировать учебную деятельность. Однако умения планировать, организовывать и осуществлять воспитательную деятельность в процессе физкультурно-спортивной деятельности в духе философии олимпизма остались по-прежнему на недостаточном уровне. В связи с этим можно констатировать, что студенты улучшили некоторые составляющие профессиональной готовности, однако еще не способны самостоятельно эффективно спроектировать и реализовать воспитательный процесс как систему. Ряд студентов затрудняются в проведении отдельного воспитательного мероприятия. Все это дает основание для вывода, что уровень профессиональной готовности по результатам констатирующего эксперимента недостаточен (после педагогической практики только 4 % имеют ее высокий уровень). Формирующий эксперимент начался с диагностического среза, позволяющего выделить контрольную и экспериментальную группы студентов, выявить исходный уровень их профессиональной готовности к воспитательной деятельности в духе философии олимпизма. В формирующем эксперименте участвовали 102 студента экспериментальной группы (ЭГ) и 99 контрольной (КГ). В соответствии с предлагаемыми критериями оценки профессиональной готовности студентов к осуществлению нравственного воспитания в духе философии олимпизма были разработаны анкеты и тесты как для студентов, так и для педагогов нашего вуза и учителей физической культуры школ. Полученные в начале исследования данные по различным компонентам профессиональной готовности (потребностно-мотивационный, теоретический, практический) к воспитательной работе в духе философии олимпизма позволили сделать вывод об уровне общей готовности студентов к данной педагогической деятельности. В результате количество студентов до педагогического эксперимента на низком уровне составило 18 % в КГ и 15 % - в ЭГ, соответственно 78 и 79 % - на среднем, 4 и 6 % - на высоком. Полученный теоретический и практический материал позволил нам предположить, что для продвижения студентов на более высокий уровень готовности к данной педагогической деятельности необходимо внести изменения как в само содержание учебной дисциплины "Педагогика физической культуры и спорта", так и в процесс проведения лекционных и семинарских занятий. В связи с этим в содержание данной учебной дисциплины были включены элементы олимпийского образования, где основной акцент делался на воспитывающем потенциале философии олимпизма. В процессе лекционных занятий студентам подробно освещались вопросы нравственного воспитания в целом и в физкультурно-спортивной деятельности в частности. Изучался опыт реализации авторских моделей отечественных и зарубежных специалистов, направленных на развитие нравственности в духе философии олимпизма. В процессе теоретической под готовки студенты узнавали о том, как правильно наметить воспитательную цель и поставить задачи в соответствии с принципами Олимпийской хартии, отобрать воспитательные средства и методы, направленные на нравственное воспитание. В ходе семинарских занятий студентов 3-го курса внимание акцентировалось на решении воспитательных задач, анализе сложных педагогических ситуаций, характеризующих уровень нравственной воспитанности личности, нравственного развития спортивного коллектива. Студентам предлагалось произвольно разделиться на группы (по 3 - 4 человека). Каждая группа получала свое задание: педагогическую ситуацию, которая требовала постановки цели, задач, отбора средств и методов их решения в соответствии с конкретной жизненной ситуацией. На занятиях активно применялись наглядные средства представления информации. Студентам предлагались для просмотра фрагменты из кинофильмов о спорте, Олимпийских играх, телепередач. Основными моментами было освещение нравственных поступков спортсменов, принципов Честной игры, ритуалов в спорте с последующим обсуждением. Необходимо отметить, что выполнение творческих заданий является трамплином для выполнения авторского спортивно игрового проекта, представленного системой воспитательных мероприятий и направленного на реализацию идей олимпизма ("Великие подвиги Геракла", "Путешествие в страну Олимпию" и др.). Задание выполнялось в группах (по 4 - 5 человек). Студенты определяют объект воспитания, условия организации, цель и задачи, структуру, содержание, средства и методы. В конце изучения учебной дисциплины "Педагогика физической культуры и спорта" студенты каждой группы защищали свои авторские проекты. По окончании педагогического эксперимента было проведено повторное исследование их профессиональной готовности к воспитательной деятельности в духе философии олимпизма. Исходя из полученных данных, мы определили общий уровень профессиональной готовности к воспитательной деятельности на основе идей олимпизма. В КГ студентов с низким уровнем знаний стало 15 %, со средним - 79 %, с высоким - 6 %. В ЭГ соответственно с низким уровнем осталось 8 %, со средним - 80 % и с высоким - 12 %. Заключение. Согласно итогам педагогического эксперимента студенты ЭГ значительно повысили уровень профессиональной готовности к осуществлению нравственного воспитания в духе философии олимпизма в отличие от студентов КГ, из чего можно сделать заключение, что предложенные изменения в содержании и организации учебной дисциплины "Педагогика физической культуры и спорта" позволили повысить уровень профессиональной готовности студентов физкультурных вузов к осуществлению воспитательной работы по реализации идей олимпизма. Литература 1. Бальсевич В. К. Негативные глобальные тенденции ухудшения физического, нравственного и духовного здоровья человека и пути их преодоления с помощью освоения ценностей спортивной культуры / В. К. Бальсевич // Олимпийский бюллетень № 7: сб. науч. материалов, посвященный 90-летию заслуженного профессора РГУФК В. В. Столбова. - М., 2005. - С.10 - 18. 2. Готская И. Б. Готовность к профессиональной педагогической деятельности как результат функционирования образовательной программы / И.Б. Готская, В. М. Жучков // Наука и школа. - 2001. - № 5. - С. 18 - 23. 3. Жолдак В. Олимпизм - фактор гуманизации физической культуры и спорта / В. Жолдак // Международные спортивные юношеские игры стран СНГ, Балтии и регионов России под патронажем Международного олимпийского комитета. II Международный форум "Молодежь-Наука-Олимпизм". 15 - 18 июня 2002 г., г. Москва. XI Конференция "Олимпийское движение и социальные процессы" // Материалы. - М.: Советский спорт, 2002. - С. 77 - 81. 4. Кузин В. В. Пути совершенствования системы высшего физкультурного образования на основе единой федеральной комплексной программы / В. В. Кузин // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. шестой. Спорт и олимпизм в современной системе образования: сб. / сост. и ред.: В. В. Кузин, В. И. Столяров, Н. Н. Чесноков. - М.: Гуманитарный центр "СпАрт" РГАФК, 1997. - С. 8 - 16. 5. Лубышева Л. И. Олимпийская культура как основа содержания олимпийского образования / Л. И. Лубышева // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. шестой. Спорт и олимпизм в современной системе образования: сб. / сост. и ред.: В. В. Кузин, В. И. Столяров, Н. Н. Чесноков. - М.: Гуманитарный центр "СпАрт" РГАФК, 1997. - С. 41 - 44. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |