КОНСУЛЬТАЦИИ



ОЦЕНКА ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ИНСТРУКТОРОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКЕ ДЛЯ ПОДРАЗДЕЛЕНИЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

Кандидат педагогических наук В. А. Овчинников
Волгоградская академия МВД России, Волгоград

Ключевые слова: профессионально прикладная физическая подготовка, инструкторы.

Введение. Одним из основных факторов, определяющих эффективность выполнения профессиональных обязанностей сотрудниками МВД, является их физическая подготовленность. Поэтому не случайно в различных приказах МВД России [2, 6] акцентируется внимание на необходимости улучшения физической подготовленности рядового и начальствующего составов органов внутренних дел. Инспекторские проверки выявили, что каждый третий сотрудник уголовного розыска, патрульно-постовой службы, участковый уполномоченный милиции не выполняют установленных нормативов, что приводит к крайне низкой эффективности их профессиональной деятельности. Например, при нападении на сотрудников МВД у них похищается до 30 % табельного оружия, поскольку при пресечении правонарушений милиционеры не способны оказать силовое противодействие преступникам и уступают им в единоборстве [2]. Кроме этого низкий уровень физической подготовленности приводит и к гибели сотрудников МВД. Так, в 1999 г. без учета потерь в зоне военного конфликта в Северо-Кавказском регионе при исполнении служебных обязанностей было ранено 707 человек и погибло 327 сотрудников ОВД. В то же время число правонарушителей, убитых при применении сотрудниками оружия, составило 147 человек, раненых - 624. То есть число раненых и погибших сотрудников милиции при пресечении противоправных действий оказалось на 263 (34,1 %) больше, чем раненых и убитых правонарушителей.

Согласно данным, приведенным министром внутренних дел Р. Нургалиевым [1] на расширенном заседании Коллегии МВД России, "...в 2005 году количество преступлений возросло почти на чет верть (23 %) и достигло трех с половиной миллионов", увеличились количественно и качественно преступные сообщества, осуществляющие целенаправленную работу по совершенствованию боевой и физической подготовленности своих членов. Более доступными для правонарушителей стали материал и методика подготовки с помощью разнообразнейших систем единоборств, направленных на повышение боевой и физической готовности.

В связи с этим необходимы существенные качественные преобразования в профессионально-прикладной физической подготовке сотрудников различных служб и подразделений МВД России. Также необходимо значительно повысить качество профессиональной подготовленности сотрудников ОВД, которая отвечала бы современным требованиям в сфере борьбы с преступностью и защиты прав граждан, на что указывают различные ведомственные документы [3 - 5].

Одним из факторов, снижающих боевую готовность сотрудников органов внутренних дел, является недостаток квалифицированных кадров, способных методически грамотно и качественно проводить занятия по физической подготовке в подразделениях органов внутренних дел. В приказе МВД России от 6 ноября 2003 г. № 829 также отмечено, что из 6800 сотрудников, организующих и проводящих занятия по служебно-боевой подготовке, 4800 (70 %) не имеют соответствующего базового образования. Именно поэтому подготовка инструкторов по физической подготовке для подразделений органов внутренних дел, и особенно ее оценка, являются актуальными проблемами в системе профессионального становления сотрудников МВД.

Методы и организация исследования. Исследования проводились на базе Волгоградской академии МВД (ВА МВД) с 1998 по 2006 г. Применялись методы теоретического анализа и обобщения научно-методических литературных источников, педагогические наблюдения, экспертная оценка, педагогический эксперимент; психологическое тестирование: коммуникативные и организаторские склонности (КОС 2); методика диагностики поведенческой активности Л. И. Вассермана и Н. В. Гуменюка для определения уровня познавательных процессов личности; методика диагностики оценки самоконтроля в общении М. Снайдера; методика диагностики уровня субъективного контроля Дж. Роттер; определение уровня самоконтроля в профессиональной сфере и в области межличностных отношений; методика диагностики направленности личности Б. Баса (ориентационная анкета); психологический тест МИОМ (методика исследования особенностей мышления) для определения познавательных процессов личности и уровня ее интеллекта; психологический опросник ИТО (индивидуально типологический опросник) для определения лидерских качеств.

Результаты и их обсуждение. Анализ программ подготовки инструкторов по физической подготовке для подразделений органов внутренних дел в высших учебных заведениях МВД России показал, что отсутствуют единые требования, предъявляемые к профессиональной деятельности инструкторов, не отражены критерии оценки психологической, физической и методической готовности сотрудников МВД, не разработана система контроля за процессом подготовки инструкторов.

В результате многолетнего педагогического эксперимента мы выявили набор тестов для определения уровня профессиональной подготовленности инструкторов по физической подготовке в учебных заведениях МВД России и разработали методику комплексного педагогического контроля за процессом их обучения, включающую не только технологию тестирования, но и критерии оценки уровня подготовленности.

Так, уровень психологической готовности курсантов ВА МВД России к профессиональной деятельности должен определяться в начале 5-го семестра на 3-м году обучения и в конце 9-го семестра на 5-м году обучения. При этом необходимо учитывать наличие и степень развития основных психологических свойств личности: организаторских и коммуникативных способностей, направленность на дело; наличие уровня познавательных процессов; уровня самоконтроля; интеллекта; лидерские качества; агрессивность; склонность к педагогической деятельности. Общая оценка психологической подготовленности (ОПп) является средней оценкой за два этапа тестирования:

ОПп = 3Пп + 5Пп,
           2

где: 3Пп - оценка за психологическую подготовленность на 3-м курсе; 5Пп - оценка за психологическую подготовленность на 5-м курсе.

Психологическая подготовленность на каждом этапе тестирования определяется делением суммы оценок за все тесты на их количество:

                                    сумма оценок за
3Пп, 5Пп  =                  ТЕСТЫ
                                  количество ТЕСТОВ

1-2-й годы обучения:

- наличие среднего балла не ниже "4" за сдачу контрольных нормативов по физической (10 нормативов) и технической подготовке (4 задания) по окончании 2-го курса (4-й семестр);

- наличие III взрослого спортивного разряда по одному из служебно-прикладных видов спорта (борьба самбо, дзюдо, бокс, рукопашный бой) по окончании 2-го курса (4-й семестр).

3-й год обучения:

- наличие среднего балла не ниже "4" за сдачу контрольных нормативов по физической (10 нормативов) и технической подготовке (4 задания) в одном из семестров [5, 6];

- наличие III взрослого спортивного разряда по одному из служебно-прикладных видов спорта (борьба самбо, дзюдо, бокс, рукопашный бой) по окончании 3-го курса (6-й семестр).

4-й год обучения:

- наличие среднего балла не ниже "5" за сдачу контрольных нормативов по физической подготовке (10 нормативов) и по технической подготовке (4 задания) в одном из семестров [7, 8];

- наличие II взрослого спортивного разряда по одному из служебно-прикладных видов спорта (борьба самбо, дзюдо, бокс, рукопашный бой) по окончании 4-го курса (8-й семестр).

5-й год обучения:

- наличие среднего балла не ниже "4" за сдачу контрольных нормативов по усиленной физической (8 нормативов) и по технической подготовке (1 задание) (9-й семестр);

- наличие среднего балла не ниже "4" за выполнение комплексного упражнения экзамена по служебно-боевой подготовке (предварительный пробег).

Общая оценка за физическую подготовленность (ОФп) равна:

ОФп = ГФп 1-2 + ГФп 3 + ГФп 4 + ГФп 5,
4

где: ГФп 1-2 годовая оценка за физическую подготовленность на 1-2-м курсах; ГФп 3 - на 3-м курсе; ГФп 4 - на 4-м курсе; ГФп 5 на 5-м курсе.

ГФп на 1-4-м курсах равна:

ГФп = Кн + Тн + Р,
         3

где: Кн - средний балл за контрольные нормативы в одном из семестров; Тн - средний балл за выполнение заданий по технической подготовке в одном из семестров; Р - оценка за спортивный разряд по одному из служебно-прикладных видов спорта.

Оценка за спортивный разряд по одному из служебно-прикладных видов спорта выставляется следующим образом: III взрослый спортивный разряд: 1-2-й курс - "4"; 3-й курс - "3"; 4-5-й курс - "2". II взрослый спортивный разряд: 1-2-й курсы - "5"; 3-й курс - "5"; 4-5-й курс - "4". I взрослый спортивный разряд и выше: 1-2-й курс - "5"; 3-й курс - "5"; 4-5-й курс - "5".

ГФп на 5-м курсе равна:

ГФп = Кн + Тн + Эсбп,
         3

где: Кн - средний балл оценок за контрольные нормативы в 9-м семестре; Тн - средний балл оценок за задание по технической подготовке в 9-м семестре; Эсбп - средний балл оценок за выполнение комплексного упражнения эк замена по служебно-боевой подготовке.

Уровень методической подготовленности по годам обучения предусматривает выполнение следующих требований.

3-й год обучения:

- написание конспекта и проведение в качестве помощника преподавателя заключительной части одного из занятий по физической подготовке - наличие оценки не ниже "4" (5-й семестр);

- написание конспекта и проведение в качестве помощника преподавателя подготовительной части одного из занятий по физической подготовке - наличие оценки не ниже "4" (6-й семестр);

- участие в качестве помощника главного судьи соревнований на 1-м и 2-м этапах спартакиады переменного состава на первенство ВА МВД России (не менее двух раз).

4-й год обучения:

- участие в семинарских занятиях для инструкторов по физической подготовке;

- написание конспекта и проведение в качестве помощника преподавателя основной части занятия по физической подготовке (не менее двух раз) - наличие оценки не ниже "хорошо" (7, 8-й семестры);

- участие в качестве судьи соревнований на 2-м этапе спартакиады переменного или постоянного состава на первенство ВА МВД России (не менее двух раз);

- сдача на положительную оценку теоретического зачета по организации и правилам судейства соревнований (волейбол, мини футбол, гиревой спорт, борьба самбо, дзюдо, бокс, рукопашный бой, стрелковый спорт).

5-й год обучения:

- участие в семинарских занятиях для инструкторов по физической подготовке;

- написание конспекта и проведение в качестве преподавателя занятия по физической подготовке (не менее двух раз) - наличие оценки не ниже "хорошо" (9-й семестр);

- проведение педагогического анализа занятий по физической подготовке (не менее двух раз);

- участие в качестве главного судьи соревнований на 1-м этапе спартакиады переменного состава на первенство ВА МВД России (9-й семестр);

- написание текущей планирующей документации (положение о соревнованиях, отчет о соревнованиях, смета расходов, план график);

- сдача на положительную оценку компьютерного теоретического зачета по теории и методике физического воспитания.

Общая оценка за методическую подготовленность (ОМп) равна:

ОМп = ГМп 3 + ГМп 4 + ГМп 5,
        3

где: ГМп 3 - годовая оценка за методическую подготовленность на 3-м курсе; ГМп 4 - на 4-м курсе; ГМп 5 - на 5-м курсе.

ГМп на 3-м году обучения равна:

ГМп 3 = Кз + Кп +Пз + Пп + С,
           5

где: Кз - оценка за конспект проведения заключительной части занятия; Кп - оценка за конспект проведения подготовительной части занятия; Пз - оценка за проведение заключительной части занятия; Пп - оценка за проведение подготовительной части занятия; С - средний балл за участие в су действе соревнований, выставленный двумя экспертами.

ГМп на 4-м году обучения равна:

ГМп 4 = Ко + По + С + Тпр,
              4

где: Ко - оценка за конспект проведения основной части занятия; По - оценка за проведение основной части занятия; С - средний балл за участие в судействе соревнований, выставленный двумя экспертами; Тпр - оценка за теоретический зачет по правилам су действа соревнований.

ГМп на 5-м году обучения равна:

ГМп 5 = З1 + З2 + С + Тфв,
     4

где: З1, З2 - средний балл за проведение двух занятий по физической подготовке; С - средний балл за участие в судействе соревнований, выставленных двумя экспертами; Тфв - оценка за компьютерный теоретический зачет по теории и методике физического воспитания.

Оценка за проведение занятия по физической подготовке (З1, З2) равна:

З1, З2 = Оэ1 + Оэ2 + Оэ3,
            3

где: З1, З2 - средний балл за проведение занятия по физической подготовке, выставленных тремя экспертами; Оэ1, Оэ2, Оэ3 - оценка эксперта.

Оценка эксперта (Оэ1, Оэ2, Оэ3) равна:

Оэ = К1+К2+К3+К4+К5+К6+К7,
7

где: Оэ - средний балл за проведение занятия по физической под готовке, выставленный экспертом; К1 - оценка за конспект занятия; К2 - оценка за владение терминологией; К3 - оценка за владение техникой показа упражнений; К4 - оценка за внешний вид преподавателя и умение выбирать место рас положения; К5 - оценка за умение организовать занимающихся и правильно их разместить; К6 - оценка за правильной выбор моторной плотности занятия и его интенсивность; К7 - оценка за решение поставленных задач.

Таким образом, итоговая оценка профессиональной готовности инструкторов (ИПГ) равняется средней оценке за все виды подготовленности:

ИПГ = ОПп + ОФп + ОМп,
3

где: ИПГ, равная 3,0 - 3,4, - "3"; 3,5 - 4,0 - "4"; 4,0 - 4,4 - "4"; 4,5 - 5,0 - "5".

Заключение. Разработанная система оценки подготовленности инструкторов по физической подготовке была внедрена в учебный процесс Волгоградской академии МВД России по специальностям: 030501 - "Юриспруденция"; 030502 - "Судебная экспертиза"; 030505 - "Правоохранительная деятельность". Экспериментальная апробация показала, что предлагаемая система оценки позволяет значительно повысить эффективность управления процессом подготовки инструкторов, так как постоянно поступающая информация о различных сторонах подготовленности позволяет своевременно вносить коррективы в педагогический процесс. В конечном итоге это способствовало существенному повышению качества подготовленности инструкторов по всем необходимым разделам учебной программы.

Литература

1. Нургалиев Р. Г. Приоритеты и традиции / Р. Г. Нургалиев // Профессионал. - 2006. - № 2. - С. 3-5.

2. О неотложных мерах по улучшению боевой и физической подготовки в ОВД: приказ МВД России от 11 января 1995 г. № 11. - М., 1995.

3. Об утверждении Наставления по физической подготовке сотрудников ОВД: приказ МВД России от 29 июня 1996 г. № 412. - М., 1996. - 202 с.

4. О внесении изменений и дополнений в Наставление по физической подготовке сотрудников органов внутренних дел, утвержденное приказом МВД России от 29.07.96. № 412: приказ МВД России от 15 мая 2001 г. № 510. - М., 2001. - 30 с.

5. Об утверждении Наставления по организации профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел: приказ МВД России от 8 октября 2002 г. № 965. - М., 2002. - 27 с.

6. Об объявлении решения коллегии МВД России от 22.10.2003 г. № 5 км/2: приказ МВД России от 6 ноября 2003 г. № 829. - М., 2003. - 54 с.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!