|
ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ
О ДВИЖЕНИЯХ ЧЕЛОВЕКА Когда вы наблюдаете за совершенными движениями выдающегося гимнаста, выполняющего сложное упражнение на спортивном снаряде, легким, непринужденным бегом спринтера, полными грации и выразительности движениями мастеров балета, то вряд ли задумываетесь над тем, что в основе этих великолепных образцов гармонии лежат одни и те же законы - законы построения рациональных, экономичных и целенаправленных движении. В основе всех видов движений человека лежит управляемая работа его двигательного аппарата. Движения обеспечивают целенаправленное перемещение звеньев тела человека в пространстве, осуществляемое посредством мышечных напряжений, с использованием упруго-вязких свойств мышц, инерционных сил, взаимодействующих с внешними силами (сила тяжести, сила трения и т.п.). Работа мышц и управление движениями осуществляются под контролем центральной нервной системы и обеспечиваются физиологической активностью других систем организма, действующих согласованно в сложном взаимодействии друг с другом. Природа движений человека - одно из самых сложных, интересных и не понятых до конца явлений. Достаточно сказать, что ни одна из созданных человеком машин пока не приблизилась по своему КПД к эффективности аппарата движений человека. Этот аппарат движений представляет собой управляемую многозвенную систему рычагов и движителей. Костные рычаги - это звенья тела, подвижно сочленные посредством суставов. Скелет человека насчитывает около 200 костей. Крепость, надежность суставов обеспечивается не только их стенками, но и мышцами и связками, укрепляющими суставы со всех сторон. Формы суставов весьма разнообразны. Это позволяет, с одной стороны, выполнять самые разнообразные движения - сгибательные, разгибательные, отводящие, приводящие, вращательные, а с другой - обеспечивать нужную жесткость и ограничение подвижности отдельных звеньев, что необходимо в целом ряде случаев, Кости, связки и суставы у ребенка не так прочны, как у взрослого человека, поэтому необходимо соблюдать особую осторожность, "выбирая нагрузки. Разумно организованная физическая активность укрепит костно-мышечный аппарат ребенка, и, напротив, ошибки при выборе нагрузок могут привести к травмам, к нежелательным отклонениям в развитии. Движители - это мышцы человека. В теле человека более 600 мышц. Относительно суставов мышцы расположены таким образом, что при любом виде движении можно регулировать ускорение, скорость и направление движения. Если же учесть, что существует множество вариантов взаимодействия различных групп мышц, то их возможности в осуществлении движений представляются поистине безграничными. Несмотря на то что мышцы бывают разных типов, в основе их рабочего эффекта лежат одни и те же химические, физические и физиологические механизмы. Все мышцы состоят из большого числа активных элементов - волокон. Считают, что мышцы могут выполнять динамическую и статическую работу. При статической работе мышца сохраняет свою длину и напряжение, т.е. не перемещается. При динамической работе мышца может укорачиваться и удлиняться или, как принято говорить, выполнять работу в преодолевающем или уступающем режиме. Наглядными примерами этих режимов могут служить прыжок с возвышения вниз и последующее отталкивание от пола и подпрыгивание вверх. Амортизационное сгибание ног в голеностопном, коленном и тазобедренном суставах в данном случае осуществляется за счет работы мышц конечностей в уступающем режиме. Другую картину можно наблюдать в следующей фазе. Распрямление ног во всех суставах при отталкивании обусловливается активным укорочением мышц ног, работающих в преодолевающем режиме. Все движения, связанные с остановкой, амортизацией, замедлением движений отдельного звена, группы звеньев или человеческого тела, в целом характеризуются уступающим режимом работы мышц. Ускорение звена или звеньев тела, напротив, обусловливается преодолевающим режимом. Во всех движениях так или иначе присутствуют практически оба режима мышечной активности. Однако при выборе физических упражнений для занятий всегда необходимо анализировать основной режим работы мышц. Это поможет правильно обозначить силовые акценты движений ребенка в зависимости от целей и задач конкретного занятия. Главной рабочей единицей мышцы является мышечное волокно. Мышечные волокна человека бывают двух основных типов У - красные и белые, или, как их еще иногда называют, медленные и быстрые. Разные виды и режимы движений обеспечиваются активностью разных типов мышечных волокон. Например, спринтерская скорость обеспечивается активностью быстрых мышечных волокон. И, наоборот, в упражнениях, связанных с проявлением выносливости, ведущую роль играют мышечные волокна медленного типа. Существует мнение, что процентное содержание разных типов волокон в мышцах обусловлено наследственными факторами и не может быть существенно изменено в процессе тренировки. Поэтому предполагают, что успехи в видах спорта, связанных с проявлением выносливости, могут зависеть от высокого процентного содержания красных (медленных) волокон в мышцах, а высокие потенциальные возможности в скоростных видах спорта обусловлены повышенным процентом содержания белых (быстрых) волокон. Это важно, когда речь идет о выборе видов спорта для регулярных занятий с целью достижения высоких спортивных результатов. Движения человека представляют собой результат взаимодействия внешних и внутренних сил. Внешние силы возникают при соприкосновении человека с окружающей средой (опорой, различными предметами, спортивными снарядами и т.п.). Только благодаря такому контакту возможно перемещение тела в пространстве. Внутренние силы возникают при взаимодействии звеньев тела человека друг с другом. Внутренние силы не в состоянии изменить движение тела, придать ему ускорение. Однако управляя ими, тягами мышц, человек может целенаправленно повлиять на внешние силы, изменив величину и направление действия. Важнейшей из внешних сил, способствующих перемещению человека в пространстве, является сила реакции опоры. Реакция опоры равна силе действия тела на опору и направлена в противоположную сторону. Контакт человека с опорой обусловлен наличием силы трения. Результатом активного взаимодействия внутренних и внешних сил являются приобретенное телом ускорение и возникновение нового типа сил - сил инерции, которые называют также реактивными. Сложное и тонкое взаимодействие реактивных сил - одно из самых интересных явлений двигательной активности человека. Сознательно ускоряя или замедляя движения отдельных звеньев, можно добиться очень высокой эффективности, экономичности, "легкости" движений. И, наоборот, неумение использовать реактивные силы приведет к напряжению, лишним тратам энергии. Каким же образом человек управляет своими движениями? Общая схема управления движениями в соответствии с современными научными представлениями в упрощенном виде выглядит следующим образом. Мозг человека по двигательным нервам посылает мышцам команды. Мышцы, выполняя эти команды, создают тяги, приводящие в движение отдельные звенья аппарата движений. От мышц и связок по чувствительным нервам в мозг поступают сигналы о том, как исполнены поданные команды. Затем этот цикл повторяется, и в случае необходимости осуществляется коррекция движений. Наблюдая за выступлением выдающегося спортсмена, нельзя не обратить внимание на необычайную легкость, непринужденность, свободу и явную расслабленность его движений. Эта легкость является внешним выражением того, что спортсмен прикладывает огромные усилия в нужные моменты и самые необходимые фазы движения, умело использует силы инерции, реактивные силы, упруго-вязкие свойства аппарата движения и экономит энергию в фазах, непосредственно не влияющих на результативность. Как мы бегаем, прыгаем, ходим? Казалось бы, самые простые, обыденные движения - бег, прыжок, ходьба. Однако, чтобы сделать их по-настоящему эффективно, нужно добиться рационального взаимодействия отдельных элементов в каждом из этих движений. Остановимся подробнее на беге. Бег - одно из самых естественных движений, поэтому ему легко обучить. Можно смело сказать, что бег - это основа физической активности человека, самое универсальное средство физического совершенствования. Поэтому очень важно знать, как правильно и эффективно строить движения в беге. Беговой шаг состоит из периода опоры и периода полета. Период опоры, в свою очередь, подразделяется на фазу амортизации и отталкивания. Движения маховой ноги и рук при отталкивании имеют фазу разгона и торможения. Фаза амортизации начинается с того момента, когда нога бегуна коснется опоры. Лучше всего ставить ногу на оперу таким образом, чтобы сначала поверхности коснулась средняя часть стопы с последующим плавным перекатом на переднюю ее часть. При быстром беге стопа до конца амортизационной" фазы остается почти полностью прижатой к опоре. Но пятка, и это очень важно, не касается ее. При медленном беге пятка может коснуться грунта, а нога прижмется к опоре всей стопой. Такая разница в постановке стопы на опору при медленном и быстром беге вызвана прежде всего тем, что при беге на скорость стопа должна быть сильнее "заряжена" для быстрого завершения отталкивания. Какие ошибки чаще всего встречаются при выполнении амортизационной фазы бега? Первая, наиболее распространенная - постановка ноги на опору с пятки. При такой постановке нарушается правильная структура движений, так как удар, возникающий в подобном случае, увеличивает тормозной импульс, противодействующий продвижению бегуна вперед. Это приводит также к перегрузке опорной ноги в амортизационной фазе. Частое повторение такой ошибки вызывает боли в голени, в коленном суставе, а возможно, и приводит к травмам. Другая ошибка - постановка ноги на опору с носка. В таком случае бегун вытягивает носок опускающейся на дорожку стопы подобно тому, как это делают в балете или некоторых гимнастических упражнениях. Данный способ постановки стопы неудобен для последующего отталкивания, часто приводит к "натыканию" на опору. Это в конечном счете вызывает такой же, если не больший, тормозной импульс, как и при постановке ноги с пятки. Амортизационная фаза заканчивается остановкой "падения" тела бегуна на дорожку. Сразу после ее завершения начинается фаза отталкивания, которая внешне проявляется в распрямлении опорной ноги во всех суставах. Отталкивание будет менее эффективным, если в предыдущих фазах движения допущены ошибки. Так, например, если стопа еще в фазе амортизации начнет распрямляться, то к концу отталкивания завершающее движение в голеностопном суставе будет выполнено не по полной амплитуде. После завершения отталкивания толчковая нога становится маховой. Если отталкивание выполнено првильно, то эффективное выполнение первой фазы махового движения - фазы разгона маховой ноги - не вызовет особых затруднений. По мере продвижения бедра маховой ноги из положения, при котором она была отведена далеко назад, расслабленная голень захлестывается назад, и к концу фазы разгона нога окажется сильно (но не до предела) согнутой в коленном суставе. Наиболее эффективным будет завершение фазы разгона к моменту окончания фазы амортизации. Внешне это выражается в том, что позиция колена маховой ноги совпадает с положением колена опорной, не опережая его. С этого момента начинается следующая фаза махового движения - торможение маховой ноги. В этой фазе осуществляется активная постановка ноги на опору. Нога опускается активным "загребающим" движением вниз-назад. Голень при этом выхлестывается вперед, но перед самым приземлением стопа слегка сгибается в голеностопном суставе (носок стопы надо взять на себя), и в момент касания опоры голень должна быть перпендикулярна грунту. Грубой ошибкой считается выхлестывание голени вперед перед постановкой ноги на опору. В подобном случае возникнет тормозной импульс, стопорящий движение. Рис.1 Правильное положение звеньев тела бегуна относительно друг друга и опоры в разных фазах бегового шага показано на рис. 1. Маховые движения рук во время бега соответствуют маховым движениям ног, но выполняются перекрестно. Движения рук важны для регулирования темпа и ритма бега, а также для контроля за расслаблением мышц, не участвующих в рабочих движениях.
Рис. 2 Движения туловища и таза относительно плеч связаны с движениями рук и ног бегуна (рис. 2). Для эффективного, рационального бега характерен определенный ритм. Такой бег отличается очень короткой по времени опорной фазой и более длительной - фазой полета. Именно в таком беге возникает ощущение полета. Правильный ритм усиливает ощущения свободы, легкости движений, помогает сконцентрировать усилия в нужные моменты, успешно использовать свойства двигательного аппарата для формирования эффективной, экономичной и красивой манеры бега. Искусство совершенного бега как раз и заключается в умении бегуна не делать лишних мышечных усилий, предельно сконцентрироваться на рабочих фазах, точно и ритмично согласовывать все детали движения, объединив их.
Рис.3 По особенностям построения движений прыжки близки к бегу. Прыжок, выполняемый с разбега, можно разделить натри фазы: разбег, толчок и полет. Характер выполнения амортизационной фазы и фазы отталкивания в прыжках в длину с разбега существенно отличается от беговых. Так, в прыжках в высоту нога стопорящим движением ставится на опору далеко впереди тела прыгуна. Это необходимо для более эффективного использования скорости разбега. В прыжках в длину нет необходимости в высоком взлете, поэтому и требования к фазе амортизации другие. Нога ставится на грунт движением, близким по характеру к беговому. По-разному в этих двух видах прыжков выполняется и маховое движение. В прыжках в высоту маховое движение чаще всего выполняется выпрямляющейся ногой. Такое движение способствует созданию значительного силового импульса, важного составляющего опорной реакции. В прыжках в длину гораздо важнее сохранить и максимально использовать горизонтальную скорость разбега. Вот почему в этом упражнении маховое движение по форме напоминает беговое, а отталкивание отличается от бегового только более значительным силовым импульсом. Интересным видом движений являются разного рода метания и броски снарядов. Цель этих движений заключается в сообщении максимальной скорости метаемому снаряду. Она может быть достигнута путем максимального по длине разгона рабочего звена или звеньев тела. Для этого необходимо добиться определенного сочетания усилий и времени движения остальных звеньев тела, обеспечивающих скорость движения конечного рабочего звена.
Рис.4 Если метание выполняется с разбега, то основная задача метателя - максимально использовать горизонтальную скорость, приобретенную снарядом в период разбега. Этого можно достичь за счет резкой остановки нижележащих звеньев тела и последующего движения по типу "хлеста" вышележащих звеньев, включая конечное рабочее звено (рис. 3,4). Зная принципы построения эффективных прыжковых и метательных движений, можно успешно использовать упражнения этого типа для решения многих задач физического воспитания ребенка. Еще одним видом двигательной активности, на котором необходимо остановиться подробнее вследствие его исключительной важности для ребенка, является осанка. Я не оговорился, назвав осанку видом двигательной активности. Сохранение при определенных условиях правильной, хорошо сбалансированной позы человека достигается за счет ее постоянной коррекции точно дозированными напряжениями многочисленных мышц тела. Поэтому успеха в формировании правильной осанки достигают прежде всего путем укрепления мышечной системы, ее разносторонней физической и физиологической тренировкой. Человек, хорошо владеющий своим телом, умело управляющий своими мышцами, как правило, красиво ходит, осанка его характеризуется собранностью, стройностью и в то же время раскованностью. Такой человек высоко, красиво и прямо держит голову, плечи у него умеренно развернуты, туловище занимает вертикальное положение. Если осанка у ребенка уже нарушена, то самым действенным способом ее исправления будет активизация занятий физическими упражнениями. Благодаря им удастся добиться главного для выработки правильной осанки - увеличить подвижность отдельных звеньев тела, укрепить ослабленные мышцы, сделать более эластичными укороченные. Специальной тренировкой можно добиться необходимого баланса напряжений мышц, поддерживающих изгибы позвоночного столба, и правильного положения связанных с ним частей тела. Зная принципы функционирования двигательного аппарата ребенка и механизмы управления его физической активностью, можно без труда подобрать массу различных упражнений или придумать новые, исходя из конкретных задач обучения ребенка элементам движений и целостным действиям. Опираясь на зги знания, читатель сможет правильно расставить акценты при разучивании того или иного упражнения, обратить внимание ребенка на узловые, решающие моменты, фазы движений и, таким образом, помочь ему освоить стройные, рациональные, экономичные движения в целом. Эти знания помогут родителям регулировать нагрузки на мышечную систему и другие органы и системы организма ребенка. Все это будет способствовать гармоничному развитию двигательной функции ребенка, стимулировать его физическую активность и, таким образом, содействовать воспитанию культуры движений. Что же характеризует культуру движений человека? Умение управлять движениями? Их внешняя красота? Умение из нескольких возможных вариантов движений выбрать лучший? Все вместе взятое, объединенное двумя определениями: эффективностью и экономичностью. Экономичность движений определяется умением решить конкретную двигательную задачу с минимумом энергозатрат. Доказано, например, что в некоторых видах движений рациональное использование мышц может повысить экономичность работы более чем в 2 раза. Эффективность движения определяется тем, насколько успешно решается задача, поставленная перед данным движением. Говоря о критериях высокой культуры движений ребенка, прежде всего нужно иметь в виду формирование у него способности успешно решать самые разнообразные двигательные задачи. Это значит, что уже в дошкольном и младшем школьном возрасте ребенок должен хорошо владеть основными движениями, накопить значительный потенциал фундаментальных двигательных умений, с тем чтобы в будущем на этой основе можно было легко освоить более сложные движения и действия, в том числе и спортивные. Овладение основными движениями базируется на формировании у ребенка умения соразмерять свои усилия с конкретной задачей, согласовывать движения разных участков тела с различными усилиями, координируя их работу во времени и пространстве. Сложность обучения ребенка движениям заключается в том, что невозможно привлечь к этому процессу его сознание в той мере, в какой это необходимо. Зато ребенок лучше, чем юноши и взрослые, воспринимает и запоминает форму движения, его пространственную и, что очень важно, ритмическую структуру. Освоение элементов беговых, прыжковых, метательных движений, овладение рациональной манерой бега, прыжка, метания, накопление большого арсенала всевозможных освоенных гимнастических и акробатических упражнений, умение ловко и точно бросить мяч, поднять и перенести достаточно тяжелый предмет, умение плавать и нырять, освоение и закрепление правильной осанки - все это составит основу культуры движений ребенка. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
Реклама:
|