ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЪ И ЗДОРОВЪЕ ДЕТЕЙ


Abstract

HEALTH-IMPROVEMENT OF CHILDREN - AFFAIR OF NATIONAL IMPORTANCE

N.D. Malakhatkina, Chief of Russian State Parlament's Committee on Tourism and Sport

Key words: children, health improvement, sanatorium-health-resort institutions, health improvements camps, financing, taxation, specialists.

The aim of this paper is to inform the specialists of physical culture tourism and sport for children about the Russian Parlament activities for the children's health-improvement in the sanatorium-healt resort system of Russia.

Though the contemporary industry of health possesses the favourable conditions for the healthy rest and treatment for children, the real potential of this branch demonstrates the tendency of regress at these days.

The parlamentary debates in the Parlamentary Committee on tourism and sport had exposed the defects in this branch's functioning and elaborated the recommendations to eliminate them.


ОЗДОРОВЛЕНИЕ ДЕТЕЙ - ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОБЛЕМА

Руководитель аппарата Комитета Государственной Думы РФ по туризму и спорту
Н.Д. Малахаткина

Ключевые слова: дети, оздоровление, санаторно-курортные учреждения, оздоровительные лагеря, финансирование, налогообложение, кадры.

Cегодня все чаще и чаще работники медицинских учреждений обращают внимание на ослабление здоровья детей за последние 5-6 лет. Это связано, на наш взгляд, прежде всего с их недостаточной физической активностью, с уменьшением количества детей, оздоравливающихся в летний период (в 1990 г. - 7 млн, в 1995 г. - 5 млн детей), и самое главное c ухудшением социально-экономического положения подавляющего количества российских семей.

Не сучайно Комитет Государственной Думы РФ по туризму и спорту 18 марта 1997 г. провел парламентские слушания на тему "О проблемах организации санаторно-курортного оздоровления детей в современных условиях на примере детского курорта "Анапа". Участники парламентских слушаний постарались не только вникнуть в суть проблемы оздоровления детей, но и наметить пути ее решения.

Как известно, в России принята президентская программа "Дети России", в рамках которой выполняются еще 10 программ, в том числе "Дети Севера", "Дети Чернобыля", "Дети-инвалиды" и т.д. И тем не менее ситуация c оздоровлением детей с каждым годом ухудшается и остается очень напряженной. По данным медицинских обследований , только около 10% детей являются действительно здоровыми. Общая заболеваемость детей от первых дней рождения до 14 лет составила 148 тыс. на 100 000 детей и более 114 тыс. на 100 000 подростков. Ослабленные и часто болеющие дети составляют от 20 до 75% соответственно, 70-80% детей, поступающих в 1-й класс, имеют отклонения в состоянии здоровья. Каждый третий школьник страдает хроническим заболеванием.

На сегодняшний день в целом по России нуждаются в комплексном оздоровлении около 25 млн детей, в том числе свыше 7 млн детей, находящихся на диспансерном учете по поводу хронических заболеваний.

Почему это происходит? Прежде всего это объясняется сложной социально-экономической обстановкой в стране, ухудшением экологической ситуации в ряде регионов РФ. Несмотря на обилие программ, призванных защищать здоровье детей, они, к сожалению, выполняются не очень эффективно. Некоторые программы из федерального бюджета не финансируются, другие финансируются крайне недостаточно. Например, средства на оздоровление детей по программе "Дети Чернобыля" из бюджета 1996 г. не выделялись, а федеральная программа "Дети-инвалиды" была профинансирована только на 4,9%.

В 1996 г. федеральные санатории системы Минздрава России были профинансированы на 67% от плана года, хотя его показатели были занижены на 40-50% от реальной потребности. При таком положении санатории задолжали за медикаменты, продукты питания, коммунальные услуги, а долги по коммунальным платежам привели к отключению некоторых санаторно -курортных и оздоровительных учреждений от систем жизнеобеспечения - топлива, энергоснабжения и т.д. Так, в декабре 1996 г. по этим причинам были закрыты три детские здравницы на Черноморском побережье Кавказа.

На наш взгляд, необходимо внести детские оздоровительные учреждения и санатории в список объектов, не подлежащих отключению от систем тепло-, водо- и энергоснабжения, а также обеспечить централизованную оплату расходов по коммунальным услугам, предоставляемым детским учреждениям и санаториям, т.е. включить третью статью в перечень защищенных статей.

Таким образом, финансирование детских оздоровительных лагерей (бывших пионерских и спортивно -оздоровительных), а также санаторно-курортных учреждений в середине 90-х годов стало одной из центральных задач в деле оздоровления детей.

В связи с отсутствием финансовой поддержки постепенно приходит в негодность материально-тех ническая база многих лагерей и санаториев, часть из них закрывается или перепрофилируется.

Отметим, что недофинансирование оздоровительных и санаторно-курортных учреждений, задолженность по коммунальным услугам, непомерное налогооблажение являются одной из причин высокой стоимости детских путевок, что, безусловно, ведет к общему уменьшению количества оздоровленых детей. Кроме того, следует учитывать и рост стоимости проезда к зонам отдыха и лечения. Так, в 1996 г. из-за увеличения стоимости проезда около 14 тыс. бюджетных путевок остались невостребо ванными. По оплаченным путевкам не приехали на лечение в южные здравницы дети с Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока т.д.

Не менее острой остается проблема налогооблажения. Сегодня детские оздоровительные учреждения и санатории для родителей с детьми приравняли по налогооблажению к промышленным предприятиям, ибо они стали акционерными обществами. На наш взгляд, учреждение, изменившее организационно-пра вовую форму без изменения профиля его деятельности, ни в коей мере не должно облагаться налогами наравне с коммерческими структурами. Если здравница занимается каким-то бизнесом (устраивает в них казино, варьете и т.д.), то эту деятельность, естествен но, надо облагать налогом, как это положено. Но ни в коем случае не должна облагаться налогом основная - лечебная и оздоровительная деятельность. Министерство здравоохранения России неоднократно ставило вопрос перед Государственной налоговой службой и Министерством финансов РФ о невзымании налогов за реализацию путевок с санаториев Минздрава, так как лечебная и оздоровительная помощь в них является основным видом их деятельности. Однако эти предложения не были приняты. При этом нужно предусмотреть льготное оздоровительное и санаторно-ку рортное обслуживание детей в большей степени в межсезонье. Кроме того, необходима межведомственная или правительственная комиссия с обязательным участием представителей администраций регионов с функцией контроля за целевым использованием средств на оздоровление детей и подростков.

Представляется актуальной разработка целевой федеральной программы, а также региональных программ по проблеме совершенствования санаторно-курортного лечения и оздоровительного отдыха детей в современных условиях.

Возникшие в последние годы трудности осуществления оздоровления детей и подростков нельзя не связывать с отсутствием единой государственной концепции оздоровительного отдыха детей и их санаторно-курортного лечения, с нарушением существовавшего десятилетиями централизованного распределения путевок и финансирования оздоровления детей, а также целевого формирования средств на развитие детских оздоровительных учреждений, курортов и санаториев.

Правительством страны и законодательными органами должны быть приняты законы, указы и согласованные решения о планово-скоординированном расходовании целевых средств, выделяемых на оздоровление детей и подростков, и формирование госзаказа на их круглогодичное оздоровление и санаторно-курортное лечение. И это, на наш взгляд, не возврат к "старой распределительной системе", а удержание тех социальных преимуществ, которые были утрачены.

В системе организации летнего отдыха ранее присутствовали формализм и заорганизованность. Но, несмотря на это, дети с удовольствием ехали в пионерские и спортивно-оздоровительные лагеря. Они были доступны основным массам семей. Этому способствовала государственная политика в отношении детей, которую сегодня, конечно, можно критиковать, но нельзя отрицать, что она давала конкретные воспитательные результаты. Общение со сверстниками, с природой, участие в различных спортивно-оздоровительных мероприятиях были главными средствами в работе и давали заряд бодрости детям на целый учебный год.

Как достигались такие результаты? Во-первых, имелась нормативно-законодательная база функционирования загородных лагерей. Во-вторых, существовала специальная система профессиональной подготовки педагогических кадров. В-третьих, проводилась координация всех организационных мероприятий по подготовке к летней оздоровительной кампании на уровне правительства и общественных организаций. В-четвертых, привлекались средства на организацию летнего отдыха детей и подростков из государственного бюджета, средств предприятий и общественных организаций. В-пятых, существовала государственная система льгот для детских учреждений, обеспечивающая отдых и оздоровление детей. И, наконец, безусловным фактором была ответственность местных органов власти за подготовку и проведение летней оздоровительной кампании. Именно на этой основе существовала "детская республика" Анапа с уникальной материаль но-технической, организационной, природно-климатической азой оздоровления детей и подростков.

Сегодня в затруднительном положении оказались прежде всего бывшие пионерские, а также спортивно -оздоровительные лагеря. Колоссальные средства выделяются из бюджетов всех уровней на восстановление этих объектов после зимы, вкладываются средства в стоимость путевок, которые затем покрываются Фондом социального страхования, предприятиями и организациями под видом массового оздоровления детей в летний период. Отметим, что на сегодняшний день в стране не существует ни одного законодательного или нормативного акта, определяющего статус детского оздоровительного учреждения, т.е. фактически, с точки зрения закона, детских лагерей в России не существует.

В настоящее время много детей из России направляется на отдых в Крым, Грецию, Болгарию, Испанию и другие страны ближнего и дальнего зарубежья, где возможности и условия для реабилитации и лечения практически отсутствуют. Не случайно многие выступающие на парламентских слушаниях выразили недоумение: российские курорты, имеющие такие возможности и условия, приходят в упадок, а мы через Фонд социального страхования и другие фонды вкладываем средства в развитие зарубежных мест отдыха. Было высказано пожелание, что для реализации социальных программ, финансируемых из государственного бюджета и целевых небюджетных фондов, необходимо предусматривать оздоровление и отдых детей прежде всего на российских курортах и базах отдыха.

В этой связи следует сказать несколько слов о существующей рекламе наших санаторно-курортных учреждений и баз отдыха. Она практически отсутствует. И в этом направлении нам предстоит еще много работы.

Нельзя обойти молчанием и отсутствие надлежащего учета количества детей, находящихся на отдыхе и лечении в здравницах различного назначения.

Все эти вопросы поднимались многими участниками парламентских слушаний. После их тщательного обсуждения были приняты рекомендации, выполнение которых, на наш взгляд, поможет в решении проблемы оздоровления детей в России.

Среди этих рекомендаций назовем:

- необходимость разработки единой государственной политики в области организации оздоровления и отдыха детей;

- обеспечение государственных гарантий в инвестировании средств в развитие детских санаторно-курортных комплексов и здравниц;

- создание межведомственной комиссии по организации оздоровления детей;

- решение вопроса стабилизации и снижения цен на коммунальные услуги для санаторно-ку рортных и оздоровительных учреждений, обслуживающих детей и подростков вне зависимости от организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности этих учреждений;

- распространение льгот по налогу с прибыли на капитальные вложения, которые действуют в сфере материального производства, на санаторно -курортную отрасль;

- разработать систему дополнительных скидок на проезд детей, следующих организованно к месту оздоровительного отдыха;

- провести всеобщую паспортизацию санаторно-курортных учреждений, лагерей, баз отдыха и других здравниц, способных обеспечивать полноценный оздоровительный отдых детей, в том числе и с родителями;

- формирование в рамках бюджетных ассигнований государственного заказа на путевки в санаторно-курортные учреждения для лечения и оздоровления детей и подростков;

- рассмотреть вопрос об использовании федеральных налогов, собираемых на территории курортных регионов, на развитие и сохранение природных лечебных ресурсов и общекурортной инфраструктуры, на поддержку санаторно-курортных учреждений, занимающихся оздоровлением детей;

- наладить научно-методическое обеспечение и государственную поддержку в подготовке кадров для системы оздоровления и отдыха детей;

- создать режим наибольшего благоприятствования для рекламы оздоровительного отдыха детей в различных средствах массовой информации;

- совместно с другими Комитетами Государственной Думы разработать законодательное обеспечение мер, которые необходимо принять для сохранения и развития системы оздоровления детей.

Решая проблему оздоровления детей, надо помнить об одном: дети - будущее России, и мы все вместе решаем очень важную для государства задачу.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: