ПСИХОЛОГИ-
ЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ


Abstract

DEMANDS-MOTIVATIONS APPROACH TO PHYSICAL IMPROVEMENTS OF EDUCATING YOUNG PEOPLES

V.S. Bykov, doctor of pedagogy

Ural state academy of physical culture, Chelyabinsk

Key words: educating youth, physical and health improvement, motives, demands, complex programme.

To elaborate the programme of schoolchildren's physical and health improvement and self-realization was the purpose of this research, performed on the base of the demands-motivations methodological approach.

The elaborated and inclinated complex programme for health improvement of pupils, parent and teachers had allowed to form the interested attitude to the perfection of a person's health. It made possible to realize the active acquiring the theoretical knowledges and practical skills for arising ones physical conditions and health improvement with the help of physical exercises. It helped to increase the weekly motor activity of pupils by means of inclination the exercise-book on physical culture.

The usage of the health improvement measures allowed to lower the level of schoolchildren diseases in 73%.


ПОТРЕБНОСТНО-МОТИВАЦИОННЫЙ ПОДХОД К ФИЗИЧЕСКОМУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ

Кандидат педагогических наук В.С. Быков
Уральская государственная академия физической культуры

Ключевые слова: учащаяся молодежь, физическое совершенствование, мотивы, потребности, оздоровление, комплексная программа.

Демократизация общественной жизни позволяет сегодня по-новому рассмотреть вопросы, связанные с деятельностью человека. Это в полной мере относится к физическому воспитанию и совершенствованию, где к настоящему времени сформировалось немало негативных тенденций, противоречащих идеям гармонического развития личности:

- значительные изменения в приоритетах деятельности часто отодвигают заботу о сохранении здоровья на задний план;

- отсутствие системы семейных физкультурно -оздоровительных занятий не позволяет укреплять отношения между родителями и детьми;

- значительные нагрузки в специализированных школах приводят к психологическому и функциональ ному перенапряжению организма учащегося.

До недавнего прошлого основу системы физического воспитания учащихся составлял подход, сущность которого сводилась к выполнению усредненных, обязательных и единых для всех, сверху спущенных требований и нормативов, что в корне противоречит идее индивидуального подхода к развитию и воспитанию учащегося. Это способствовало погоне за количественными показателями и привело, во-первых, к тому, что из поля зрения педагогов (системы) выпал главный объект их деятельности - подрастающий человек с его чувствами, мыслями и потребностями, а, во-вторых, к противоре чию между обществом и личностью, точнее, между предложенными для обязательного использования средствами и методами физического воспитания учащихся и потребностями формирующейся личности.

Основа настоящего противоречия заключается в природе человеческой сущности, поскольку изначально в человеке заложена потребность не в выполнении чьих-либо волевых указаний, а, наоборот, в сопротивлении принуждению. И следовательно, командными методами воспитывать у учащегося стремление к физическому совершенствованию практически невозможно. Эффект от этого как раз противоположный, он заключается в ущербной трансформации потребностно-мотивационной сферы учащейся молодежи: большинство подростков не только уклоняются от самостоятельных занятий физическими упражнениями, но и пропускают уроки по физической культуре, стремятся побыстрее уйти с занятий, не выполняют заданий преподавателя, не участвуют в соревнованиях и не интересуются литературой по физическому воспитанию. Несомненно, этот фактор "уклоняющегося" поведения в большей мере наблюдается в старших классах, и особенно у девушек. Данный фактор, по-видимому, можно интерпретировать и в более широком смысле: принуждение приводит к деформации потребности и мотивов, а это, в свою очередь, - к снижению двигательной активности, ухудшению физической подготовленности, здоровья.

Потребностно-мотивационный подход к формированию личности (В.П. Симонов, 1987; Г.К. Зайцев, 1991) позволяет рассматривать физическое воспитание как процесс создания у занимающегося таких потребностей, которые наиболее благоприятны для его здоровья, физического развития и совершенствования.

С этой целью средствами физической культуры была разработана программа, которая предполагала следующее:

- выявить потребности и определить способности у ребенка и родителей в области физической культуры;

- сформировать у учащихся, учителей и родителей общечеловеческие ценности и идеалы, культивировать здоровье, честность, способность видеть, чувствовать и понимать красоту;

- реализовать интересы учащихся, родителей и учителей в сфере физической культуры и средств оздоровления человека;

- сформировать заинтересованное отношение к укреплению своего здоровья, овладению теоретическими знаниями и практическими навыками по повышению физических кондиций человека, поддержанию нормативного (базисного) здоровья средствами физического воспитания.

Успешность реализации программы по оздоровлению различных категорий населения средствами физической культуры обусловлена результатами научных исследований, проведенных в ряде микрорайонов города и области, поскольку базируется на витальных, социальных и идеальных потребностях личности.

Основу потребностей в физическом саморазвитии составляют сложнейшие биологические рефлексы: игровой, имитационный и рефлекс свободы, которые теснейшим образом связаны с двигательной активностью. Для удовлетворения своих двигательных потребностей ребенок должен овладеть определенными умениями, знаниями и игровыми средствами (предметами, снарядами и т.д.).

Потребность в физическом самосовершенствовании связана с созреванием у человека познавательной сферы и самосознания и характерна для взрослеющего и взрослого человека (13-15 лет и старше).

Эту потребность вполне можно отнести к классу социальных потребностей. Она является сложной побудительной силой, в которой доминируют различные мотивации (заинтересованность в красивом строении тела, высокой работоспособности, уверенности в себе и др.).

Формирование у учащихся потребностей в физическом самосовершенствовании и создание условий для их воспитания и развития осуществлялись через следующие основные направления:

- содержание учебного материала;

- методы, приемы обучения и виды деятельности учащихся;

- творчество учителя.

Содержание учебного предмета предполагало:

- изменение подхода к анализу изучаемого материала, явлений и введение в программу теоретического раздела;

- непредвзятую оценку изучаемых явлений, событий через аргументацию фактами, документами и т.д.

Гуманизация обучения через формы, методы, приемы и виды деятельности учащихся предусматривала:

- разнообразие форм и методов обучения (уроки различной направленности, научно-практическая, внеурочная самоподготовка по предмету);

- активизацию познавательной деятельности учащихся, стимулирующую развитие индивидуальных способностей;

- индивидуализацию обучения с учетом выявленных интересов и способностей (наклоннос тей) учащихся;

- осуществление в каждом педагогическом действии соучастия учеников, родителей в учебном процессе на основе гармонии человека с природой и культурой, с людьми и самим собой.

Критериями эффективности физкультурно-оз доровительной программы являлись:

- отношение учащихся к предмету "физическая культура", а родителей - к физической культуре как средству сохранения и укрепления здоровья;

- наличие интереса к специальным занятиям, средствам, методам оздоровления организма человека;

- расширение программного материала и желания заниматься при школе спортивно-оздоровительными занятиями всей семьей во внеучебное время;

- выполнение самостоятельных домашних заданий по физической подготовке;

- овладение навыками дополнительных спортивных движений;

- расширение теоретического уровня знаний о физкультурно-оздоровительных средствах улучшения здоровья;

- повышение организаторских навыков у детей, родителей, учителей в проведении спортивных занятий и мероприятий;

- повышение физических кондиций и улучшение двигательных дифференцировок по пространственному, временному и силовому параметрам.

Проведение в школах системы мероприятий "Дней семьи", совместных тренировок и соревнований детей и родителей по нормативам школьной программы по физической культуре позволило внедрить карточки индивидуального контроля за уровнем физической подготовленности учащихся.

Разработка и внедрение учебного пособия - "Тетради по физической культуре и здоровью" - способствовали повышению двигательной активности учащихся во внеучебное время, упрочению теоретических знаний по физическому совершенствованию, по самоконтролю и средствам сохранения здоровья.

Разработанная и внедренная комплексная программа по оздоровлению учащихся, родителей, учителей позволила сформировать заинтересованное отношение к укреплению своего здоровья, овладеть теоретическими знаниями и практическими навыками по повышению физических кондиций, поддержанию нормативного (базисного) здоровья средствами физического воспитания, увеличить недельную двигательную активность учащихся за счет внедрения "Тетради по физической культуре", занятий физической подготовкой по интересам.

Использование оздоровительных мероприятий позволило снизить уровень заболеваемости школьников на 73% (в сравнении с контрольной группой), повысить уровень физической подготовленности школьников на 1,2 балла и увеличить с 32 до 68% учащихся со средним и высоким уровнем физической подготовленности, что соответствует хорошим и отличным оценкам по физкультуре.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!