НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ


Abstract

PSYCHOMOTORIC CHARACTERISTICS OF 6-10 YEARS AGED TEENAGERS IN CONNECTION WITH MOTOR ACTIVITY'S PECULIARITIES

Yusef A.A.Вu Abbas

College of Physical Education and sport, Kuwait

M. Kabbara, Lebanon

All-Russian Scientific-Research Institute of Physical Culture, Moscow, Russia

Key words: psychomotorics, psychical qualities, sensomotoric, reactions. movement activity, playing activity, age differences, individual-types differences.

The experimental study had allowed to reveal some regularities of structure and age dynamics of sensomotoric qualities in teenagers aged from 10 to 14, to define the sensitive periods in their development, and to state the influence of the specific activity's factor and the individual differences in psycho-motoric capacity's (reactivity) forming.

The specific role of such a capacity in some kinds of professions shows, that its development can be forecasted before a person had desided the concrete profession's choice and that it needs the permanent care of its development. The effective mean of such development is a game in all its displays.


ПСИХОМОТОРНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ПОДРОСТКОВ 6-10 ЛЕТ В СВЯЗИ С ОСОБЕННОСТЯМИ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ

Юсеф А.А. Бу Аббас
Колледж физического воспитания и спорта, Кувейт

М. Каббара, Ливан
Всероссийский научно-исследовательский институт физической культуры, Москва, Россия

Ключевые слова: психомоторика, психические качества, сенсомоторные реакции, двигательная активность, игровая деятельность, возрастные различия, индивидуально-типовые различия.

Введение. Возрастной период 11-14 лет - один из самых важных в жизни подростка: именно в этом возрасте, связанном с предпубертатным и затем пубертатным развитием, происходит скачок как в физическом, так и в психическом развитии: он начинает по-новому понимать себя, осознавать свое духовное "Я" во взаимосвязи с "Я" телесным, по-новому оценивать свое место в социальной структуре (семья, класс, спортивная команда или просто "команда" в стихийных играх).

За период 11-12 лет подросток совершает буквально скачок из недостаточно хорошо владеющего своим телом существа во вполне физически сформировавшееся, с уровнем двигательных и психических качеств, стремительно приближающимся к уровню взрослых людей. Создаются объективные предпосылки для выполнения сложных, недоступных ранее, моторных актов, что обеспечивается увеличени ем мышечной массы и преимущественным развитием мелких мышц верхних конечностей: именно они определяют способность к тонким и точным движениям руками, и особенно пальцами рук, что напрямую связано с эффективной психомоторной деятельностью [1, 5, 6].

Вследствие улучшающейся координации нервных процессов совершенствуется произвольная регуляция двигательных действий. В возрасте 11-14 лет происходят существенные сдвиги в развитии способности к восприятию и быстрой переработке зрительной информации, принятию оперативных решений. И если в предыдущем возрасте ребенок пока еще демонстрирует "карликовый интеллект" [9], то в течение последующих лет он обнаруживает свое интенсивное развитие, особенно в отношении так называемого "практического интеллекта" [11], связанного с быстротой восприятия изменяющихся ситуаций, оценки их характера и выполнения ответных двигательных действий. Все это имеет место в психомоторной деятельности, состоящей из психически регулируемых моторных операций. Психомоторика характеризует возможности сознательного приведения в действие двигательного акта путем определения момента его начала и завершения: такие психомоторные действия могут проходить неосознанно, как, например, привычная реакция на внезапный сигнал, но при необходимости могут контролироваться сознанием [10].

Типичным примером психомоторной деятельности и, соответственно, проявлений "практического интеллекта", являются сенсомоторные реакции: высокие показатели сенсомоторного реагирования характеризуют психомоторные способности спортсменов, особенно в таких видах, как игры и единоборства [7]. В то же время быстрота и точность сенсомоторных реакций характеризуют особенности возрастно го развития подростка и совершенствования психомоторной сферы под влиянием двигательной активности [3, 11].

Специалисты в области возрастной психологии выделяют период 11-14 лет как сенситивный для развития ряда психических качеств, причем в первой половине этого возраста преимущественное развитие получают сенсомоторные качества, а во второй - когнитивные [12]. Определены даже своего рода антагонистические характеристики развития психомоторных и когнитивных качеств: до 13 лет преимущество имеют психомоторные качества, как бы уступающие первенство в развитии когнитивным качествам, для которых сенситивным является возраст 14 лет и старше [3]. Вместе с тем для быстроты простой реакции сенситивным является возраст 11-12 лет, а для быстроты реакции выбора - 13-14 лет [2].

Можно предположить, что развитие сенсомоторных способностей происходит под влиянием многих взаимодей ствующих факторов, основные среди которых следующие: 1) особенности возрастного развития подростка, 2) особенности занятий теми или иными видами двигательной активности, 3) индивидуальные особенности адаптации к условиям двигательной активности. Необходимо, с одной стороны, по возможности нивелировать влияние каждого из трех факторов, а с другой стороны, попытаться определить степень взаимодействия хотя бы двух из этой "триады" (на пример: возрастное развитие и занятия физической культурой, или: занятия физической культурой и индивидуальные особенности подростка). На этих методических предпосыл ках и был построен настоящий эксперимент.

Методика исследования и его результаты. Исследование проводилось с помощью электронного прибора "Хроноволеоптимометр", разработанного в НИИ гигиены труда им. Эрисмана. Прибор позволяет измерять время сенсомоторных реакций с точностью до 0,001 с в следующих вариантах:

- быстрота простой реакции;

- быстрота реакции выбора из двух альтернатив;

- быстрота реакции выбора из трех альтернатив;

- быстрота и точность реакции тормозного дифференцирования (точность реакции определялась по времени ошибочной реакции на "запретный" сигнал);

- точность антиципирующей реакции при восприятии движущегося сигнала в интервале 0,3 с;

- точность антиципирующей реакции при восприятии движущегося сигнала в интервале 0,5 с (в качестве движущегося сигнала принималось движение заряда в декатроне регистрирующей части прибора).

Эксперимент проводился два дня с целью нивелирования фактора сенсорного и центрального утомления в лабораторных условиях. При диагностике простой и антиципирующих реакций испытуемые выполняли по две пробных и 10 зачетных попыток, в остальных случаях количество зачетных попыток равнялось 12 .

Определялись среднестатистические величины, ошибка средней и достоверность различий между сравниваемыми выборками с помощью непараметрическо го критерия Вилкоксона.

Предварительно на основе данных наблюдений по специальной методике [7] испытуемые были распределены по трем психодинамическим группам, характери зующим типовые проявления индивидуальных различий ("активные", "замкнутые" и "взрывные"). Деление испытуемых по таким группам обосновано разработкой и результатами внедрения компьютерной психодиагностической методики Е.А. Калинина - М.Н. Нилопца.

Испытуемые - мальчики 11-14 лет из Ливана и Москвы, учащиеся общеобразовательных школ, а также занимающиеся в детско-юношеских спортивных школах (Москва) и в подростковых группах спортивных клубов (Ливан). В одной из двух общеобразовательных школ Москвы занятия физической культурой велись по традиционной программе, а в другой - с ориентацией на преимущественное использование в качестве средства физического воспитания игр (подвижных и спортивных, главным образом баскетбола). Общее количество испытуемых - 247 человек, распределенных в зависимости от решаемых задач по следующим группам: а) подростки 11-12 и 13-14 лет; б) занимающиеся и не занимающиеся спортом; в) занимающиеся спортивными играми, главным образом баскетболом (этот вид деятельности предъявляет высокие требования к быстроте и точности сенсомоторных реакций [2, 7, 11]), и занимающиеся другими видами спорта, главным образом гимнастикой и легкой атлетикой; г) различающиеся по индивидуальным особенностям. В последнем случае все испытуемые были распределены по типическим группам с характерными свойствами психодинамики: "активные", "взрывные" и "замкнутые".

Необходимо сразу отметить, что, когда сравнивались все обследованные подростки Москвы с остальными, лишь в одном случае обнаружилось статистически достоверное различие (р < 0,05) - по быстроте реакции выбора в условиях тормозного дифференцирования московские подростки опередили своих арабских сверстников. В остальных случаях различия недостоверны, хотя по быстроте простой реакции и точности антиципирующей реакции в интервале 0,3 с некоторое преимущество имеют арабские школьники. Эти экспериментальные данные дают основание говорить, что этнические факторы практически не влияют на показатели сенсомоторных реакций.

В табл. 1 приведены сравнительные данные сенсомоторных реакций подростков двух возрастных групп: 11-12 и 13-14 лет.

Таблица 1. Показатели сенсомоторных реакций у представителей двух возрастных групп подростков (мс)

Параметры Возрастные группы Достоверность различий, р
11-12 лет (n=132) 13-14 лет (n=115)
Быстрота простой реакции (ПР) 172,8 + 11,5 168,5 + 9,2 > 0,05
Быстрота реакции выбора - 2 альт.
(РВ-2)
289,5 + 20,2 274,1 + 16,9 < 0,05
То же - 3 альт.
(РВ-3)
317,5 + 24,6 282,3 + 18, < 0,01
То же, с условным тормозом (УТ) 331,3 + 25,5 312,9 + 20,8 < 0,01
Время ошибочных реакций (Ош) 348,9 + 27,6 309,5 + 20,3 < 0,001
Точность антиципац. в интервале 0,3 с
(АР-03)
78,9 + 8,7 70,4 + 6,5 > 0,05
Точность антиципац. в интервале 0,5с
(АР-05)
80,4 + 12,3 66,7 + 7,0 < 0,05

Статистически недостоверные различия между двумя группами испытуемых обнаружены лишь в двух случаях: когда сравниваются показатели быстроты простой реакции (ПР) и антиципирующей в интервале 0,3 с (АР-03). Оба показателя связаны с чисто скоростными способностями - это один из видов двигательной способности, которую предлагается называть "реактивностью" [4] как относительно самостоятельное физическое качество. Во время такого психомоторного процесса подросток не успевает в полной мере включить механизмы своего сознательного регулирования, действует во многом "рефлекторно". Очевидно, в этом случае имеют место психомоторные механизмы, сформировав шиеся в более раннем возрасте, поэтому различия в показателях могут определяться функциональными, индивидуальными , но не возрастными факторами. Отличия лишь в том, что такие показатели, как, впрочем, и остальные, у старших подростков оказались более стабильными.

В остальных случаях преимущество имеют более старшие подростки, что дает основание для предположения о том, что в быстроте и точности реакции выбора, реакции тормозного дифференцирования и антиципирующей реакции в пределах 0,5 с сенситивным периодом является возраст 13-14 лет. Наиболее выраженный скачок в развитии характерен для усложненных вариантов сенсомоторного реагирования: при предъявлении трех альтернатив, а также в условиях формирования "условного тормоза".

Интересен такой факт: время ошибочных реакций у подростков 11-12 лет больше, чем реакций на положительные стимулы, у старших подростков наблюдается противоположная картина. Создается впечатление, что при предъявлении тормозного сигнала младшие подростки замедленно перерабатывают сложную информацию, а старшие пытаются предугадать характер сигнала на основе субъективной вероятностной модели.

В табл. 2 сравниваются показатели сенсомоторных реакций подростков, распределенных по 4 группам: 1) занимающихся в общеобразовательной школе по традиционной программе; 2) занимающихся в общеобразовательной школе с приоритетом подвижных и спортивных игр; 3) занимающихся баскетболом; 4) занимающихся другими видами спорта.

Выявлено главное различие: подростки, занимающиеся спортом независимо от его вида, отличаются лучшим развитием психомоторных качеств, а также стабильным их проявлением. Особенно существенно их преимущество перед школьниками, которые занимаются физической культурой лишь два раза в неделю по программам, которые явно не обеспечивают целенаправленного развития быстроты и точности сенсомоторных реакций. В то же время значимость таких психических качеств в современной жизни не вызывает сомнений.

Школьники, не занимающиеся спортом и не имеющие достаточной двигательной активности (что характерно для большинства представителей нынешней генерации независимо от места проживания), уступают своим более активным сверстникам - юным спортсменам даже по быстроте ПР, связанной, как считают специалисты, преимущественно с индивидуальными особенностями лабильности нервных процессов [7].

Особенно существенные различия наблюдаются по данным быстроты реакции выбора: здесь юные спортсмены существенно опережают остальных (для РВ-2 - в основном при р < 0,05, для РВ-3 - различия еще больше). Представляется важным экспериментально установленный факт: во всех группах испытуемых увеличение вариантов выбора на одну альтернативу приводит приблизительно к пропорцио нальному увеличению времени реагирования, а в группе спортивных игр такое прибавление альтернативы мало отражается на быстроте реагирования. В процессе систематических занятий спортивными играми подростки развивают у себя способность к преодолению и нивелированию альтернативной неопределенности сигналов.

Способности, хотя и в меньшей степени, к быстрому выбору ответных моторных действий в условиях альтернативной неопределенности формируются и у тех подростков, которые достаточно много внимания уделяют игровой деятельности. Такие школьники опередили других, не занимающихся достаточно постоянно игровыми видами деятельности, следующим образом: для РВ-2 d=19,9 мc, p < 0,05; для PB-3 d=20,3, p < 0,05.

Подростки, систематически занимающиеся легкой атлетикой и гимнастикой, опережают школьников, не занимающихся спортом, хотя различия не достигают значимого уровня, и уступают школьникам 2-й группы (различия тоже статистически недостоверны). По показателям реакции с тормозным дифференцированием школьники 2-й группы также опережают школьников 1-й. Очевидно, игровая деятельность совершенствует нервные процессы, связанные с временными дифференцировками, развивает способность своевременно удерживаться от "запретного действия". Игровая деятельность развивает точность антиципирующих реакций, особенно в интервале времени 0,5 с: чем более систематично подростки занимаются игрой, тем сильнее вырабатываются способности к антиципации.

Статистические данные, приведенные в табл. 2, отражают индивидуальные особенности подростков в проявлениях сенсомоторных способностей. Здесь отсутствуют показатели быстроты ПР, так как по этому параметру не выявлено случаев статистически достоверных различий. В остальных вариантах реагирования обнаруживается следующее: а) подростки активного типа имеют явное преимущество перед всеми по быстроте реакции в варианте УТ (самые низкие результаты у подростков взрывного типа, которые обычно характеризуются неуравновешенной нервной системой); б) подростки взрывного типа, помимо указанной выше особенности, не уступают "активным" в быстроте РВ и в точности АР-5, а по точности АР-3 статистически достоверно опережают остальных, что, скорее всего, свидетельствует о лабильности нервных процессов, в) ошибки дифференцирования и в меньшей степени быстрота РВ невысоко характеризуют подростков замкнутого типа, для которых быстрота сенсомоторных реакций - лимитирующий фактор достижения высоких показателей в ряде видов человеческой деятельности.

Таблица 2. Индивидуально-типовые варианты сенсомоторных реакций подростков

Психодинамические группы Достоверность

Параметры "Активные" (n=96) "Взрывные" (n=79) "Замкнутые" (n=72) различий, р

РВ-2 278,7+15,6 276,5+18,8 294,9+19,5 1, 2-3 < 0,05

РВ-3 287,5+16,2 284,9+19,3 321,4+19,7 1, 2-3 < 0,01

УТ 295,7+14,6 339,8+21,5 326,3+19,7 1-2, 3 < 0,01

Ош. 310,3+15,9 302,9+13,2 358,8+21,5 1, 2-3 < 0,001

АР-03 72,9+8,3 58,5+7,7 85,6+8,1 1-2 < 0,05

1-3 < 0,05

2-3 < 0,01

АР-05 65,7+7,2 73,9+7,9 79,5+8,4 1-3 < 0,05 

Заключение . Экспериментальное исследование позволило выявить некоторые закономерности структуры и возрастной динамики сенсомоторных качеств подростков 11-14 лет, определить сенситивные периоды в развитии этих качеств, а также установить влияние факторов специфической деятельности и индивидуальных различий на формирование психомоторной способности, которую можно определить как "реактивность". Особая роль такой способности в некоторых видах профессий показывает, что, во-первых, ее развитие можно прогнозировать задолго до того, как человек определится с конкретными вариантами профессий, а во-вторых, она нуждается в постоянном целенаправленном развитии, причем в подростковом возрасте одним из эффективных средств развития является игра во всех своих проявлениях.

Можно предположить, что в подростковом возрасте происходит своего рода "наложение" взаимодействия факторов возрастного развития и адаптации к условиям двигательной активности при ведущей роли игровых видов деятельности.

Литература

1. Ананьев Б.Г. и др. Индивидуальное развитие человека и константность восприятия /Ананьев Б.Г., Дворяшина М.Г., Кудрявцева И.А. - М.: Просвещение, 1966, 322 с.

2. Араратян А.Б. Структура и динамика сенсомоторного реагирования в процессе совершенствования мастерства (на материале спорта): Автореф. дис...канд. психол. наук. Тбилиси, 1981, 26 с.

3. Горбунов Г.Д. Психопедагогика физического воспитания и спорта: Автореф. дис...докт. пед. наук. Санкт-Петербург, 1994, 58 с.

4. Коренберг В.Б. Проблема физических и двигательных качеств //Теория и практика физической культуры, 1996, № 7, с. 2-5.

5. Озеров В.П. Психологические основы диагностики и формирования психомоторных способностей у школьников и студентов: Автореф. дис...докт. психол. наук. М., 1993, 38 с.

6. Оя С.М. и др. Возрастная динамика некоторых психических функций у занимающихся спортом /Оя С.М., Пээбо Э.Ю., Прий Э.В., Сихкут Т.Е. //Сборник материалов по проблеме "Психика человека в единстве теории и практики". Тарту, 1975, с. 11-113.

7. Родионов А.В. Психолого-педагогические методы повышения эффективности решения оперативных задач в спорте: Автореф. дис...докт. пед. наук. М., 1990, 48 с.

8. Родионов В.А. Психолого-педагогическая коррекция девиантного поведения детей и подростков в процессе двигательной активности: Автореф. дис. канд пед. наук. М., 1996, 21 с.

9. Эльконин Д.В. Детская психология. -М.: Учпедгиз, 1960, 329 с.

10. Clauss G. /ed. Woerterbuch der Psychologie. - VEB Biblliographisches Institute, Leipzig, 1989, 727 s.

11. Cratty B.J. Movement Behavior and Motor Learning (3rd edition). - Philadelphia: Lea & Febiger, 1973, 512 p.

12. Pennington B.F. Diagnostic Learning Disorders //A Neuropsychological Framework. - New York, London: The Guilford Press, 1993, 220 p.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!