ДЕТСКИЙ И ЮНОШЕСКИЙ СПОРТ


Abstract

IMPROVEMENT OF FUNCTIONAL OPPORTUNITIES AND COMPETITIVE RELIABILITY OF YOUNG ATHLETES BY METHOD OF MENTAL TRAINING

V.I. Balandin, lecturer, senior research scientist

P.V. Bundzen, professor

St.-Petersburg research institute of physical culture, St.-Petersburg

Key words: young athletes, functional opportunities, competitive reliability, method of mental training, psychological training, audioprogramme, stress-tolerance, level of chaims.

To reveal the cumulative effect of mental training on the functional state and the competitive reliability of young athletes was the purpose of this study.

Two groups of the elite young athletes aged from 15 to 20 years (n1=18, n2=23) were under the observation in this research, when realizing the method of mental training.

The results of the study show that the mental training exercising helps to improve the functional opportunities of athletes' organism and promote to achieve the high sports results by them. But the high achievements demand the greater intensity of sessions (4-5 times a weak), the better attendance of training sessions (80-90% of sessions), to repeat one programme not less than 3-4 times, motivation of the athletes to receive the positive effect of the mental training.


ПОВЫШЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ И СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ НАДЕЖНОСТИ ЮНЫХ СПОРТСМЕНОВ МЕТОДОМ МЕНТАЛЬНОЙ ТРЕНИРОВКИ

Кандидат медицинских наук, доцент В.И. Баландин ,
доктор медицинских наук, профессор П.В. Бундзен

Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт физической культуры

Ключевые слова: юные спортсмены, функциональные возможности, соревновательная надежность, метод ментальной тренировки, психологическая подготовка, аудиопрограмма, стресс-толерантность, уровень притязаний.

Эффективность соревновательной деятельности спортсменов обусловлена состоянием их готовности к соревнованиям и соревновательной надежностью. Среди составляющих общей готовности важное место занимает функциональная готовность спортсмена (В.И. Баландин, 1991). Однако даже достаточно хорошо подготовленные спортсмены не всегда успешно выступают на ответственных соревнованиях. И причина неудач часто объясняется низкой соревновательной надежностью спортсменов (В.А. Плахтиенко, Ю.М. Блудов, 1983; В.И. Баландин, 1994). Один из основных факторов управления психическим состоянием спортсменов в ответственных соревнованиях и повышения уровня их соревновательной надежности, как известно, - психологическая подготовка спортсмена.

Среди многообразных задач психологической подготовки важным является научить спортсмена управлять своим состоянием и поведением, максимально мобилизовывать резервы психики, адаптировать его к экстремальным соревновательным ситуациям.

В последние десятилетия среди средств психологической подготовки особое место занимает ментальный тренинг (МТ). Анализ зарубежной литературы показал, что для обозначения понятия "психологическая подготовка" авторы в основном используют два термина: "психологическая подготовка" и "ментальный тренинг" (А.Я. Дука, Н.А. Катулин, 1994). Первый термин соответствует хорошо укоренившемуся понятию соответству ющей подготовки, второй - "ментальный тренинг" (ментальная тренировка, психическая тренировка, мысленная тренировка, умственная тренировка) - охватывает более узкую сферу, связанную со специфическими процедурами воздействия спортсмена на самого себя.

В обзоре британских исследователей (Т. Morris, S.L. Bull, 1992) дана информация о целях, задачах, возможностях и направлениях использования ментального тренинга в спорте. Последний рассматривается как одно из средств обеспечения хорошего выступления и развития позитивного отношения к соревнованиям. Хотя содержание программ ментальной тренировки у различных авторов неодинаково, анализ 27 книг по этой теме, как показал R.S. Vealey (1988), свидетельствует о том, что главным в ментальной тренировке является обучение контролю за вниманием и уверенностью, а также техника установки цели, обучение развитию мотивации, управлению своим образом жизни и многое другое.

Существует много форм программ ментального тренинга - от долговременных до сиюминутных и крайне специфических. Можно специально подготовить и приспособить программу ментальной тренировки к тому, чтобы она соответствова ла различному кругу требований. Однако необходимо отметить, что каждая программа ментального тренинга старается сфокусировать ментальную деятельность на облегчении достижения спортсменом пика идеального спортивного выступления.

T. Morris, S.L. Bull (1992) приводят список 16 монографий, отражающих применение ментального тренинга в различных странах мира.

В настоящее время появились интегрированные программы ментального тренинга, в которых применяются различные методы воздействия. Наиболее известными из них являются программы Л.-Э. Унесталя (Швеция), Р. Суин и Т. Орлик (Канада), В. Страуб (США).

В России наибольшее применение получила программа шведского профессора Л.-Э. Унесталя благодаря разработанной в Санкт-Петербургском НИИ физической культуры русской версии шведской модели ментальной тренировки (П.В. Бундзен с соавт., 1994).

В ряде стран мира накоплен достаточный материал, подтверждающий эффективность ментальной тренировки в различных сферах психической деятельности спортсменов (T. Орлик, 1991; Л.-Э. Унесталь, 1992, 1995). В последние пять лет успешные шаги по использованию в спорте ментального тренинга делаются и в России (В.И. Баландин, 1992-1995; В.И. Баландин с соавт., 1993; В.И. Баландин, П.В. Бундзен, 1994; В.И. Баландин, Н.П. Бурэ, 1994; О.Е. Цой, 1994).

С целью изучения влияния кумулятивного эффекта ментальной тренировки на функциональное состояние и соревновательную надежность были проведены две серии исследований с участием юных квалифицированных спортсменов.

Объект и методы исследования . В первой серии исследований под наблюдением находились 18 квалифицированных спортсменов 15-17 лет, из которых 6 (гребцы) служили контролем, а остальные 12 (легкоатлеты и футболисты) в течение трех месяцев 2-3 раза в неделю прослушивали (в специально оборудованном помещении) в положении лежа после основной тренировки аудиопрограммы по базовому курсу ментального тренинга и курсу развития специальных психических качеств. Длительность программ составляла 10-15 мин.

Перед началом и после окончания аудиокурса ментальной тренировки спортсмены прошли комплексное тестирование, которое включало оценку психических процессов (память, внимание, мышление, скорость переработки информации), вегетативного обеспечения, свойств личности (темперамент, эмоциональная устойчивость, фрустраци онная толерантность, притязательность и др.).

Во второй серии исследований под наблюдением находились 23 борца-самбиста в возрасте 17-20 лет, которые в период с февраля по май (три месяца) пять раз в неделю после тренировки в положении лежа на борцовском ковре прослушива ли аудиокурсы первой, второй и третьей кассет. Длительность программ - 10-15 мин. Спортсмены до и после окончания ментального тренинга прошли комплексное тестирование, которое включало оценку вегетативного обеспечения организма, психомоторики и психомоторной координации методом рефлексометрии (простая и сложная психомоторные реакции, реакция на движущийся объект и реакция переключения, работа в принудительном и максимальном темпе, теппинг-тест), психической сферы (объем памяти, свойства внимания, мышление, скорость переработки информации). Свойства личности, составляющие основу соревновательной надежности спортсменов, оценивали: экстра-интроверсию, нейротизм - по методике Айзенка; фрустрацию - по рисуночному тесту Розенцвейга; тревожность - по Спилбергеру; темперамент - по Белову. Кроме этого определяли притязательность и склонность к лидерству. Каждый показатель оценивался по специально разработанной девятибалльной шкале (В.И. Баландин, 1992), что позволяло определять интегральную оценку той или иной сферы функционирования. Материалы обработаны статистически с использованием непараметрических методов (Е.В. Гублер, А.А. Генкина, 1966) и метода корреляции рангов.

Таблица 1. Изменения вегетативных показателей обследуемых спортсменов

Вегетативные показатели Экспериментальная группа Контрольная группа
I II p I II p
ЧСС, уд/мин 67±3,2 63±3,5 >0,05 64±5,1 66±9,5 >0,05
Задержка дыхания на выдохе, с 27±1,8 29±3,3 >0,05 24±2,5 30±5,1 >0,05
Индекс Кердо, % -14±4,9 -18±6,1 >0,05 -21±10,8 -17±11,4 >0,05
Коэффициент выносливости сердечно-сосудистой системы, ед.            
Артериальное давление: 19±1,6 14±1,1 >0,05 13±1,7 14±2,1 >0,05

максимальное

112±2,3 118±2,8 >0,05 127±6,2 121±4,4 >0,05

минимальное

75±1,8 72±1,8 >0,05 78±3,5 73±5,3 >0,05

пульсовое

37±2,7 46±1,8 >0,05 49±3,5 48±3,5 >0,05
Интегральный показатель вегетатики, балл 4,5±0,3 5,4±0,3 >0,05 5,1±0,5 5,3±0,9 >0,05

Примечание . Здесь и далее: I - результаты первого обследования, II - результаты второго обследования, р - достоверность различий.

Полученные результаты и их обсуждение .

Результаты первой серии исследований приведены в табл. 1-4 и на рис. 1.

Как свидетельствуют данные табл. 1, где представлены изменения вегетативных показателей спортсменов, в экспериментальной руппе наметилась положительная тенденция к улучшению вегетативного обеспечения организма спортсменов, при этом интегральный показатель вегетатики улучшился статически значимо. В контрольной группе положительных изменений вегетативных показателей не наблюдалось.

Динамика психических процессов обследуемых спортсменов представлена в табл. 2.

Как свидетельствуют данные табл. 2, показатели психических процессов улучшились в обеих группах обследуемых спортсменов, за исключением объема оперативной памяти (показатели достоверно не изменились). Улучшение психических процессов у спортсменов, применявших ментальный тренинг, были более выраженными (р < 0,01) и произошли почти по всем примененным методикам. В контрольной группе отмеченные изменения были на уровне достоверности (р < 0,05) и наблюдались в основном по интегральным показателям. Улучшение показателей психических процессов в контрольной группе, на наш взгляд, обусловлено ознакомлением с методиками обследования.

Рис.1. Изменение фрустрационных показателей спортсменов УОР под влиянием ментального треннинга

1 - % реакций явной фрустрации (OD); 2 - % агрессивных реакций (ED); 3 - % реакций на разрешение ситуации; 4 - %-й показатель фрустрационной толерантности

p24_pic1.jpg (13269 bytes)

Рис.2. Изменение показателей функционального состояния организма спортсменов под влиянием МТ:

ЭН - энергетика, ПМ - психомоторика, ПФ - психофизиология, ФС - функциональное состояние организма,

А - неудовлетворительная зона Ф/С, Б - удовлетво рительная зона Ф/С, В - зона хорошего Ф/С

Рис. 3. Корреляционная взаимосвязь между посещаемостью занятий МТ и изменением изучаемых показателей:

ЭН - энергетика, ПМ - психомоторика, ПФ - психофизиология, ФС - функциональное состояние организма, СНПС - субъективный нервно-психический статус, ЭУ - эмоциональная устойчивость, ФР - фрустрационная толерантность, СН - соревновательная надежность

Рис. 4. Изменение показателей функционального состояния организма спортсменов под влиянием МТ в зависимости от посещаемости занятий:

I - посещаемость 60 % (45-88), II - посещаемость 34% (3-42).

Обозначения те же, что и на рис. 2

Рис. 5. Изменение показателей функционального состояния организма у спортсменов К и Б:

Обозначения те же, что и на рис. 2

Рис. 6. Изменение показателей фрустрационной толерантности спортсменов под влиянием МТ в зависимости от степени посещаемости занятий:

ОД - % реакций явной фрустрации; ЕД - % депрессивных реакций; NP - % реакций на разрешение фрустрационной обстановки; Фр - фрустрационная толерантность

Динамика изменения показателей стресс-толерантности представлена в табл. 3. Как видно из таблицы, стресс-толерантность спортсменов экс периментальной группы статистически значимо возросла (р < 0,05), тогда как в контрольной группе улучшения эмоциональной устойчивости не наблюдалось.

В табл. 4 и на рис. 1 представлены показатели фрустрационной толерантности, притязательности и склонности к лидерству обследуемых спортсменов. Фрустрационная толерантность, представляющая собой способность спортсмена противостоять развитию невротических состояний при возникновении препятствий на пути к достижению цели, возросла только в экспериментальной группе. Это произошло за счет уменьшения реакций явной фрустрации (р < 0,01) и увеличения процента реакций на разрешение фрустраци онной обстановки (р < 0,05).

Результаты обследования спортсменов-самби стов представлены в табл. 5 и на рис. 2-6.

У спортсменов под влиянием ментального тренинга произошло достоверное улучшение функционального состояния организма (см. табл. 5, рис. 2). При этом повышение показателей психомоторики, психических процессов и функционального состояния в целом было статистически значимо (р < 0,01). В связи с тем, что посещаемость занятий по ментальному тренингу у спортсменов была различной, рассчитывалась корреляционная взаимосвязь числа посещенных занятий и прироста показателей изучаемых процессов и состояний спортсменов (см. рис. 3). Корреляционный анализ отмечает достаточно тесную взаимосвязь показателей функционального состояния организма спортсменов и числа прослушанных аудиопрограмм ментального тренинга.

На рис. 4, где показаны изменения параметров функционального состояния организма спортсменов под влиянием ментальной тренировки в зависимости от количества посещенных занятий, видно, что в группе спортсменов со средней посещаемостью занятий (60%) все параметры функционального состояния организма спортсменов улучшились. При этом психомоторика, психические процессы и функциональное состояние организма в целом не только достоверно улучшились (р < 0,01), но и вышли в зону достаточно хорошего состояния. У спортсменов с низкой посещаемостью занятий достоверное улучшение наблюдалось только по показателям психических процессов.

Улучшение показателей функционального состояния зависело не только от числа прослушанных аудиопрограмм, но и от мотивации спортсменов, настроенности их на ментальный тренинг. В этом плане показателен рис. 5, на котором представлены изменения функционального состояния К. и Б. (оба спортсмена - молодые самбисты высокого класса). Спортсмен Б., несмотря на невысокие показатели состояния психических процессов, превосходил спортсмена К. по параметрам энергетики (вегетативного обеспечения функций), психомоторики и по функциональному состоянию организма в целом. Видимо, в силу этого Б. халатно относился к занятиям ментальным тренингом, посетил всего лишь 42% занятий. Спортсмен К., наоборот, с интересом посещал занятия, очень старательно выполнял соответствующие указания психолога, без уважительной причины не пропустил ни одного занятия (посещаемость занятий 88%). И положительный результат не замедлил сказаться: это выразилось не только в улучшении функциональных возможностей, но и в повышении соревновательной надежности спортсмена. Предстоял чемпионат страны, и оба спортсмена, по прогнозам тренеров, должны были занять первые места в своих весовых категориях. Спортсмен Б. не справился с поставленной задачей и занял лишь шестое место. Что касается спортсмена К., то он не только выиграл чемпионат, но и был включен в сборную команду страны и на молодежном первенстве мира стал вторым призером. В течение полугода и другие спортсмены из группы, проходившей ментальный тренинг, добились высоких результатов, а спортсмен К. стал чемпионом Европы среди молодежи.

Рис. 6 показывает, как изменяется фрустрационная толерантность в зависимости от степени посещенных занятий по ментальному тренингу. С увеличением посещенных занятий существенно повышается фрустрационная толерантность спортсменов, и достигается это за счет уменьшения количества реакций явной фрустрации, главным образом за счет возрастающего умения найти выход из фрустрационной обстановки.

Обсуждение полученных результатов . Результаты проведенных исследований показывают, что занятия ментальным тренингом способствуют повышению функциональных возможностей организма спортсменов, достижению ими высоких спортивных результатов. Однако высокие достижения требуют достаточно высокой интенсивности занятий (4-5 раз в неделю), хорошей посещаемости (80-90% от числа проведенных занятий), повторяемости одной программы не менее 3-4 раз, мотивации спортсменов на получение положительного эффекта. При нарушении указанных правил можно лишь надеяться на тенденцию к улучшению спортивно значимых психических качеств.

Выводы. 1. Ментальный тренинг повышает функциональные возможности организма спортсменов, что выражается в улучшении показателей вегетативных функций, психомоторики и психических процессов.

2. Стресс -- лимитирующий эффект ментального тренинга способствует повышению психической надежности спортсменов: возрастают их эмоциональная устойчивость, фрустрационная толерантность, уровень притязательности, снижается уровень личностной и реактивной тревожности.

3. Ментальный тренинг способствует росту спортивных результатов. Среди спортсменов, использовавших ментальный тренинг, - серебряные призеры первенств мира среди студентов (В. Бахтов - греко-римская борьба, В. Кунаков - борьба самбо), чемпионы и призеры Европы и России среди молодежи по боксу (И. Кирпа, В. Ульященков), по тяжелой атлетике (П. Заикин) и др.

Таблица 2. Изменения показателей психических процессов обследуемых спортсменов

Психические процессы и методики их оценки Экспериментальная группа Контрольная группа
II p I II p

Внимание:

           

расстановка чисел, ед.

21,4±0,8 20,1±1,0 >0,05 16,5±1,4 17,7±0,9 >0,05

кольца Ландольта, бал.

3,5±0,4 5,5±0,4 <0,05 3,5±0,6 4,5±0,4 >0,05

сложение с переключением (ошибки), бал.

3,0±0,6 5,9±0,5 <0,01 2,1±0,5 4,5±1,1 <0,05

красное и черное, бал.

3,3±0,7 5,9±0,5 <0,01 1,8±0,8 3,0±1,2 >0,05

интегральный показатель внимания, бал. (х4)

4,2±0,4 6,0±0,3 <0,01 1,9±0,5 4,2±0,7 <0,05
Оперативная память:            

сложение в уме, бал.

6,3±0,6 6,5±0,6 >0,05 4,2±0,4 4,4±0,9 >0,05

тест поручений, бал.

3,3±0,6 4,3±0,5 >0,05 2,5±0,5 3,5±0,5 >0,05

интегральный показатель памяти, бал. (х2)

4,8±0,4 5,4±0,5 >0,05 3,3±0,3 3,9±0,4 >0,05
Скорость переработки информации:            

кольца Ландольта "А", ед.

1,29±0,1 1,60±0,1 <0,01 1,17±0,1 1,53±0,1 <0,05

сложение с переключением (производительность), ед.

77±7,8 125±6,7 <0,01 56±13,4 73±17,5 <0,05

резервы - I, бал.

5,8±0,2 6,5±0,5 <0,01 5,6±0,4 6,0±0,4 >0,05

интегральный показатель (х3), бал.

4,1±0,3 5,8±0,3 <0,01 3,4±0,4 5,0±0,5 <0,05
Мышление:            

тест поручений (суммарный результат), бал.

3,5±0,5 4,5±0,5 <0,01 3,0±0,4 3,8±0,4 >0,05

сложение с переключением, бал.

3,0±0,6 5,9±0,3 <0,01 2,1±0,5 4,5±1,0 <0,05

резервы - II, бал.

4,6±0,4 5,5±0,5 <0,01 4,2±0,5 4,9±0,8 >0,05

интегральный показатель мышления (х3), бал.

3,7±0,3 5,4±0,3 <0,01 3,1±0,3 4,4±0,6 <0,05
Интегральный показатель психических процессов (х4), бал. 4,2±0,3 5,5±0,2 <0,01 3,2±0,3 4,4±0,3 <0,05

Таблица 3. Изменение показателей стресс-толерантности обследуемых спортсменов

Показатели стресс-толерантности Экспериментальная группа Контрольная группа
II p I II p
Реактивная тревожность, ед. 40,2±1,8 38,3±2,0 >0,05 37,5±1,8 39,2±3,2 >0,05
Личностная тревожность, ед. 44,0±1,4 41,7±1,6 >0,05 37,7±2,6 40,5±3,9 >0,05

Нейротизм (стабильность), ед.

13,0±1,0 11,3±1,0 >0,05 9,2±2,3 9,3±2,5 >0,05
Меланхолические черты в темпераменте, % 14,0±2,5 12,0±3,9 >0,05 12,0±3,9 10,7±4,8 >0,05
Эмоциональная устойчивость
(по тесту поручений), ед.
-2,6±1,6 -0,2±1,2 >0,05 -2,0±1,2 1,0±1,5 >0,05
Вегетативный индекс Кердо, % -8,4±5,5 -18,2±5,8 <0,05 -17,8±9,5 -16,8±11,0 >0,05
Интегральный показатель стресстолерантности, балл 4,6±0,3 5,2±0,3 <0,05 5,4±0,6 5,4±0,5 >0,05

Таблица 4. Фрустрационная толерантность спортсменов и их уровень притязательности и склонности к лидерству

Показатели Экспериментальная группа Контрольная группа
II p I II p
Направленность фрустрационной реакции, %:            

- на объект (Е)

56±4,2 52±3,4 >0,05 47,7±3,5 46,8±7,4 >0.05

- на себя (i)

22±3,1 22±3,0 >0,05 18,5±3,5 23,2±2,8 >0,05

ненаправленная (м)

22±3,2 25±3,1 >0,05 34,8±5,7 30,0±5,5 >0,05
Тип фрустрационной реакции, %:            
- явная фрустрация (ОД) 26±2,6 14±2,0 <0,01 35,3±3,5 30,7±4,6 >0,05
- агрессивная и самозащитная (ЕД) 46±4,2 50±3,2 >0,05 37±2,8 40,7±6,4 >0,05
- на разрешение фрустрационной ситуации (NP) 28±2,3 36±3,4 <0,05 27±4,2 28,7±4,8 >0,05
Интегральный показатель фрустрационной толерантности (Ф.Т.=2NP+EД-ОД), ед. 77±5,4 106±5,8 <0,05 60±11,3 67±7,6 >0,05
Склонность к лидерству, ед. 2,3±1,4 2,4±0,7 >0,05 0,75±0,3 2,8±0,8 >0,05
Притязательность, ед. 3,3±0,9 3,2±0,6 >0,05 3,3±0,6 3,4±0,4 >0,05

Таблица 5. Динамика изменения показателей функционального состояния организма борцов-самбистов под влиянием ментальной тренировки

Показатели функционального состояния организма спортсменов Этапы обследования Р
до ментальной тренировки после ментальной тренировки
Вегетативная сфера, бал. 5,10±0,22 5,40±0,30 >0,05
Психомоторика и психомоторная координация, бал. 6,20±2,25 6,80±0,18 <0,01
Психическая сфера, бал. 4,60±0,20 5,50±0,25 <0,01
Интегральный показатель функционального состояния организма (х3), бал. 5,30±0,16 5,90±0,23 <0,01

Литература

1. Баландин В.И. Функциональная готовность спортсменов и методы ее диагностики: Метод. реком. - Л., 1992. - 26 с.

2. Баландин В.И. Соревновательная надежность спортсменов - мобилизационный показатель утилизации резервного потенциала //Адаптация, функциональные резервы и работоспособность спортсменов: Сб. научн. тр. - СПб., 1994, с. 10.

3. Баландин В.И. Фрустрационная толерантность спортсменов и возможность ее коррекции ментальной тренировкой //Материалы 2-го международного конгресса по спортивной психологии. - М., 1995, с. 69.

4. Баландин В.И., Бундзен П.В. Соревнова тельная надежность спортсменов и ее повышение методом ментальной тренировки //Новые подходы к психорегуляции в спорте: Тез. докл. межд. симп. - М., 1994, с. 6.

5. Бундзен П.В., Бендюков М.А., Кирюшин А.И. Система психотренинга и психопрофилактики "Ментальный тренинг" //Вестник спортивной медицины России, 1994, № 1-2, с. 35.

6. Гублер Е.В., Генкин А.А. Применение критериев непараметрической статистики в медико-биологических исследованиях. - Л., 1966. - 58 с.

7. Дука А.Я., Катулин Н.А. Проблемы психорегуляции в зарубежной литературе //Новые подходы к психорегуляции в спорте: Тез. докл. межд. симп. - М., 1994, с. 25-26.

8. Плахтиенко В.А., Блудов Ю.М. Надежность в спорте. - М.: ФиС, 1983.

9. Унесталь Л.-Э. Основы ментального тренинга в спорте. - СПб., 1992. - 25 с.

10. Унесталь Л.-Э. Да, ты можешь! - СПб., 1995. - 114 с.

11. Цой О.Е. Ментальная тренировка в подготовке юношей, занимающихся борьбой таэквондо //Тезисы докладов международного симпозиума. - М., 1994, с. 10.

12. Balandin V.I. Emotional stability and possibility of it's correction of Mental Training: Abstracts //Emotional in Sports: Fepsac Congress. - Jyvaskyla (Finland), 1993, p. 5.

13. Balandin V., Bure N., Isakov V. Improvement in the functional state of young athletes via mental training //Mental Training for Sport and Life in Russia. - Orebro (Sweden), 1993, p. 22-24.

14. Orlic T. Freeing children from stress: Focusing and stress control activities for children. - ITA Publications, PO Box 1599, Willits, CA, 1991.

15. Morris T., Bull S.L. Mental training in Sport: an overview //Bass Monograph., 1992, N 3, p. 32.

16. Vealey R.S. Future direction in psychological skills training, 1988, p. 318-336.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!