ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ: ТРАДИЦИИИ И ИННОВАЦИИ


Abstract

On Some Problems of Raising Efficiency of Burn-in Process of Young Chess-players

E.P. Linovitsky, lecturer
A.A. Kulakova, Ph. d.,
T. Naidoski, Ph. d.
Russian state academy of physical culture, Moscow

Key words: chess, skin-galvanic reaction, critical modulation of light flashes, simply reaction, play of moving’s amplitude, attention’s intensive, time feeling.

The aim of this study was to consider the opportunities of chess’ employment in children’ education. Basing on the obtained research data the authors had come to the conclusion that the chess plays the very important role in a personality’s formation. The chess develops the imagination, the analytical capacities, the specific forms of thinking and attention, the capacities to control the attention, to emphasize the essential points, to choose the version of decision, to realize the creative intercourse and isolation. The chess forms the independence of the creation and its active character, the sense of time, the responsibility for one’s actions, the purposefulness, it influences on the outer and inner speech actively, it develops the mathematical and other special capacities etc.


О некоторых проблемах повышения эффективности тренировочного процесса юных шахматистов

К андидат военных наук Е.П.Линовицкий,
кандидат педагогических наук, доцент Э.А.Кулакова,
кандидат педагогических наук Т.Найдоски
Российская государственная академия физической культуры, Москва

Ключевые слова: шахматы, кожно-гальваническая реакция, критическая частота световых мельканий, простая реакция, воспроизведение амплитуды движений, интенсивность внимания, чувство времени.

Всеобщий интерес к шахматам, несмотря на немалые сложности современной жизни, во многих странах мира не ослабевает.

Можно смело утверждать, что шахматы играют немаловажную историческую роль в жизни человечества, обогащая ее уникальными эмоциональными переживаниями, каких не может дать ни один другой вид человеческой деятельности.

Только что закончившийся в Лозанне (Швейцария) необычный чемпионат мира по шахматам среди мужчин, разыгрывавшийся под эгидой ФИДЕ по так называемой нокаут-системе с выбыванием, который начался аж с 1/64 финала при 98 участниках и затем пополнился 99-м - чемпионом мира по версии ФИДЕ Анатолием Карповым, - живое тому подтверждение.

Игра в шахматы дает молодежи возможность реализовывать врожденную потребность к состязаниям на уровне мыслительной деятельности.

Удовлетворение от этой потребности способствует гармоничному развитию личности.

Однако стремление достичь высоких результатов заставляет шахматистов все больше тренироваться и особенно играть. Получается, что большинству профессиональных шахматистов для поддержания своей спортивной формы приходится ныне играть через два дня на третий (т.е примерно 200 партий в год, а когда-то великий М. Ботвинник считал, что игрокам высшего уровня достаточно в год 60-70 партий!), и так в течение года, двух и т.д. Какие же физические и психологические силы нужны для этого! Ни один вид спорта не может сегодня похвастаться такими затратами человеческой энергии. Малоподвижный образ жизни отрицательно сказывается на здоровье шахматистов. Оптимизация их труда и отдыха в настоящее время - проблема номер один для специалистов, работающих в области спорта.

Ныне никто из занимающихся теоретическими и практическими проблемами шахмат, будь то педагоги, психологи, медики, не будет отрицать, что решать указанные проблемы необходимо с детского возраста, с первых шагов ребенка в шахматах.

Однако, несмотря на проводимые в этом направлении исследования, методики тренировочного процесса и профилактики переутомления шахматистов практически не существует.

В последние годы проблема взаимосвязи мыслительной и эмоциональной деятельности все чаще становится объектом экспериментальных исследований в психологии мышления.

Большинство исследователей приписывают эмоциям регулирующую роль в процессе творчества.

Так, О.К. Тихомиров, один из авторитетных специалистов по данной проблеме, пришел к выводу о том, что эмоция изначально, по своему происхождению, выступает прежде всего как организатор нестереотипного целенаправленного поведения человека. Он отмечал, что "эмоции не являются самостоятельным регулятивным аппаратом. Их регулятивный смысл заключается скорее в координации становления и функционирования других регуляторов различных уровней. Зарождаясь в ходе эволюции как организатор нешаблонного поведения на уровне мыслящей личности, эмоции достигают своего высшего развития, позволяющего занять существенное место в организации гибкой и в то же время устойчивой и целенаправленной мыслительной деятельности". Несколько позже (в 1984 г.) он уточнял: "Положительные эмоциональные оценки выполняют функцию "эмоционального наведения" на объективно верные действия, что способствует переходу к объективно верному общему замыслу".

В рамках написания диссертационной работы аспирантом кафедры Т. Найдоски на базе Первомайского центра ДЮТ в 1994-1997 гг. был проведен интересный эксперимент, который подтвердил гипотезу о влиянии психорегуляции на повышение эффективности тренировочной деятельности юных шахматистов. При проведении исследования был применен комплекс психофизиологических методик:

1. КГР (кожно-гальваническая реакция).

2. КЧСМ (критическая частота световых мельканий).

3. Реакциометрия - скорость двигательной реакции на заранее известный раздражитель.

4. Кинемометрия - х-кратное воспроизведение заданной амплитуды движения на кинемометре Жуковского.

5. Динамометрия - воспроизведение (3-кратное) немаксимального мышечного усилия на ручном динамометре. Величина и характер ошибки (со знаком "плюс" или "минус") свидетельствовали о мышечно-двигательной чувствительности испытуемого в данный конкретный момент, а значит, и о его функциональном состоянии.

6. Секундометрия - воспроизведение 10-секундного интервала времени на ручном миллисекундомере.

7. Корректурный тест (кольца Ландольта), помогающий исследовать интенсивность внимания.

Оценка эффективности тренировочной деятельности (ЭТД) осуществлялась тренером и самим спортсменом по пятибалльной системе. Сумма двух оценок свидетельствовала о степени реализации интеллектуальных способностей испытуемых после каждой тренировки. Существенную помощь при этом оказали и родители.

Следует уточнить, что в составе экспериментальной группы было 12 мальчиков от 10 до 14 лет, имеющих I разряд по шахматам. Эксперимент проводился 3 раза в неделю до и после тренировки.

В табл. 1 приведены результаты эксперимента, которые могли бы быть полезны и тренерам, занимающимся с детьми. На наш взгляд, такое или примерно такое тестирование, да еще с применением тестов Равена и Люшера, тренеры могли бы с успехом проводить на этапе отбора.

Таблица 1. Зависимость эффективности тренировочной деятельности от показателей, полученных до и после тренировки (без применения самовнушения)

Показатели

Коэффициенты корреляции ЭТД

до тренировки

после тренировки

1. Простая реакция, мс 0,846xxx 0,540x
2. Воспроизведение амплитуды движения 0,580x 0,780xx
3. Интенсивность внимания, отн. ед. 0,690x 0,890xxx
4. КГР в пределах, кОм от 9,8 до 11,5 
0,834xxx
от 11,5 до 13,5
0,796xx
5. КЧСМ в пределах, Гц 30-31
0,648x
29-30
0,740xx
6. Чувство времени, с 0,786xx 0,756xx

Примечание:
            х - коэффициенты корреляции, значимые при p<0,05;
            xx - то же при p<0,01;
            xxx - то же при p<0,001.

Исследование показало, что только при определенном уровне психического возбуждения (по КЧСМ) и биоэнергетики (по КГР) - терминология известного отечественного психолога П.К. Анохина, - юные шахматисты показывают высокую эффективность тренировочной работы. В результате были установлены границы показателей КГР и КЧСМ, при которых испытуемые достигают наиболее высоких результатов при игре в шахматы.

Вышеизложенное наталкивает на мысль, что управление функциональным состоянием спортсмена - один из важных резервов, который может быть использован для повышения спортивных результатов и сохранения здоровья. Однако, несмотря на очевидность практической значимости проблемы функционального состояния, методы диагностики и, что особенно важно, оптимизации функционального состояния остаются недостаточно изученными, ибо это представляет немалую практическую сложность.

Итак, научно-методическая литература свидетельствует о том, что с помощью внушения и самовнушения можно значительно повысить творческий потенциал юного шахматиста без ущерба для его здоровья. При этом мы придаем большое значение правильному подбору формул внушения и самовнушения с учетом возраста испытуемых.

Контрольный эксперимент с применением самовнушения заключался в использовании одного и того же набора формул три раза в неделю по следующей технологии. Перед тренировкой спортсмены садились на стулья, принимали удобное для расслабления положение, закрывали глаза и по команде экспериментатора в течение двух минут повторяли заранее заготовленные формулы (у всех одинаковые). Как указывалось выше, расслаблению и самовнушению (мысленному) они были заранее обучены. После этого осуществляли замеры по уже известным методикам, а затем под руководством тренера проводились обычные тренировки (шахматные). После тренировки снова проводились измерения и определялась ЭТД. Затем результаты контрольного эксперимента (с применением самовнушения) сравнивались с результатами 1-й серии исследования (без самовнушения).

Проверялась эффективность следующих формул самовнушения:

1. Я чувствую прилив сил и энергии. Тренировка доставляет мне радость и наслаждение.

2. Я чувствую желание тренироваться. После тренировки у меня будет отличное настроение.

3. Я абсолютно спокоен и уверен в себе. Мне нравится играть в шахматы.

4. Я буду тренироваться очень внимательно. После тренировки я не буду чувствовать усталости.

5. Я спокоен. Я хорошо себя чувствую.

6. Я чувствую приятное волнение. Я хочу выиграть у всех ребят.

7. (!) Самовнушение не проводилось.

8. Моя голова становится ясной и свежей. Я чувствую огромное желание тренироваться.

9. Анализ средних показателей ЭТД юных шахматистов показал, что применение самовнушения по описанной выше технологии способствует в целом повышению работоспособности ребят, однако степень повышения ЭТД напрямую зависит от особенностей формул самовнушения.

В табл. 2 приводятся результаты тренировки с самовнушением.

Психофизиологические показатели Формулы самовнушения
1-я 2-я 3-я 4-я 5-я 6-я 7-я
без самовну
шения
8-я
1.Простая реакция     __ __        
2.Мышечно-двигательная реакция __       __      
3.Интенсивность внимания   __ __ __        
4. Чувство времени __         __   __
5.КГР __         __   __
6.КЧСМ __         __    
7.ЭТД __         __   __

Примечание. Знак (-) означает положительное влияние формул самовнушения на психофизиологический показатель.

Из табл. 2 видно, что наиболее эффективными являются формулы 1, 6, 8-я. Статистический анализ показал, что эти формулы способствуют уменьшению ошибки при воспроизведении 10-секундного интервала времени, выравниванию эмоциональной активности (по КГР) до оптимального уровня в пределах 9,5-11,7 кОм перед тренировкой и 11,0-13,8 кОм после тренировки, а также выравниванию психического возбуждения (по КЧСМ) до 29-312 Гц до тренировки и 29-30 Гц после тренировки.

Таким образом, наиболее объективно особенности функционального состояния юных шахматистов можно оценить по показателям чувства времени, КГР и КЧСМ.

Наиболее благоприятное функциональное состояние для повышения ЭТД создают 1, 6 и 8-я формулы. Они в наибольшей степени соответствуют специфике тренировочной деятельности юных шахматистов, охватывая, как мы полагаем, более широкий круг психофизиологических функций, принимающих участие в настройке ребят на тренировочную нагрузку, в то время как остальные формулы не охватывают всего спектра способностей юного шахматиста, а улучшают только отдельные его функции.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!