ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ


Abstract

TOPICAL PROBLEMS OF THEORY AND PRACTISE IN OLYMPIC EDUCATION OF CHILDREN AND YOUTH

V.I. Stolyarov, Dr. Hab. Phyl., professor,

Russian state academy of physical culture, Moscow

Key words: humanistic ideals and values, olympic movement, olympic education, treatment, teaching, system of olympic education, project SpArt, "spartians" system of olympic education.

The article is devoted to the questionable and unsolved problems of the theory and the practice in the olympic education.

One of these problems - the creation of the olympic education system. These closely connected but still separate (independent) blocks of that system are selected and characterized in the article. These blocks assume the formation and the improvement in children:

a) the certain system of knowleges;

b) the certain system of motivations: interests, needs, values orientations, attitudes ect.;

c) the certain system of capacities and skills.

Two main directions in the olympic education are distinguished: sport - records and sport - humanistic.


АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ОЛИМПИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ И МОЛОДЁЖИ

Доктор философских наук, профессор В.И. Столяров
Российска государственная академия физической культуры

Ключевые слова: гуманистические идеалы и ценности, олимпийское движение, олимпийское образование, воспитание, обучение, система олимпийского образования, проект "СпАрт", "спартианская" система олимпийского образования.

Введение. Олимпийское образование, цель которого - приобщение детей и молодежи к идеалам и ценностям олимпизма, занимает все более важное место в системе образования, воспитания и обучения подрастающего поколения. Во многих странах реализуются программы олимпийского образования для школьников, студентов, других групп детей и молодежи. В 1994 г. при поддержке президента МОК создан Руководящий комитет проекта всемирной кампании "Национальные олимпийские комитеты в действии: продвижение олимпийских идеалов через образование".

Приобщение детей и молодежи к идеалам олимпизма, которые ориентированы на общечеловеческие, гуманистические духовно-нравственные ценности, связанные со спортом, особенно важно в современных условиях нашей страны - с учетом разрушения прежних идеологических стереотипов, а также принимая во внимание охватившие часть молодежи чрезмерный прагматизм, нигилизм и безразличие к духовным ценностям [13 ].

Различным вопросам олимпийского образования посвящено значительное число зарубежных публикаций [ 1, 4, 31-35, 38, 39]. В нашей стране проблемы олимпийского образования детей и молодежи стали разрабатываться в начале 80-х гг. под руководством автора данной статьи. Результаты проведенных научных исследований отражены в его работах, а также в научных публикациях и диссертациях его учеников [2, 3, 6-8, 11, 13-26, 29, 36-37 ]. В последние годы к вопросам олимпийского образования обратились и другие исследователи [ 5, 10, 12-13, 27, 28, 30 ]. В опубликованных работах обосновываетс необходимость использования идеалов и ценностей олимпизма в воспитательной работе с детьми и молодежью, рассматриваются отдельные вопросы методики организации и осуществлени олимпийского образования детей дошкольного и школьного возраста, студенческой молодежи, юных спортсменов и т.д. В 1996 г. издан "Твой олимпийский учебник" [27], рекомендованный Министерством образования РФ в качестве учебного пособия дл учреждений образования России. Группой авторов разработана программа олимпийского образовани для учащихся 8-го класса [9].

Однако до сих пор в теории и практике олимпийского образовани существует целый ряд сложных дискуссионных нерешенных проблем. Анализу некоторых из них и посвящена данная статья.

Система олимпийского образования. Основной недостаток современной теории и практики педагогической деятельности в рамках олимпийского движени состоит в том, что из нее, как правило, выхватываются отдельные аспекты, блоки, компоненты, проводятся разрозненные, не связанные между собой акции, мероприятия, имеющие целью приобщение молодежи к идеалам и ценностям олимпизма. В настоящее время назрела необходимость перехода к осмыслению и практической реализации этой деятельности как определенной системы. Охарактеризуем кратко основные блоки этой системы.

Прежде всего можно выделить три тесно связанные между собой, но все же отдельные (самостоятельные) составляющие олимпийского образования, которые предполагают формирование и совершенствование у детей и молодежи: а) определенной системы знаний; б) определенной системы мотивации: интересов, потребностей, ценностных ориентаций, установок и т.п.; в) определенной системы способностей, умений и навыков.

Из связи олимпийского движения со спортом, и особенно спортом высших достижений, вытекает далее, что педагогическая деятельность в рамках этого движения должна быть направлена на то, чтобы сформировать у детей и молодежи интерес к спорту, потребность в систематических занятиях спортом, стремление показывать как можно более высокие спортивные результаты и качества (способности), те знания (в том числе из области истории и современной практики олимпийского движения), которые способствуют достижению именно этих результатов. Для обозначения этого направлени педагогической деятельности в рамках системы олимпийского образования автор данной статьи использует термин "спортивно-рекордистское". Оно занимает важное место в работе тренеров олимпийских команд, руководящих деятелей национальных олимпийских комитетов и т.д.

Учитывая важную роль и значение спортивно-рекордистского направления олимпийского образования, ошибочно сводить к этому все его содержание, что, к сожалению, наблюдается довольно часто. Ошибочно потому, что современное олимпийское движение имеет (по крайней мере по замыслу его основател Пьера де Кубертена) ярко выраженную гуманистическую ориентацию, призвано содействовать реализации гуманистических идеалов и ценностей. Поэтому целью педагогической деятельности в рамках олимпийского движения должно быть гуманистическое воздействие на личность специфическими средствами, обусловленными природой этого движения, его связью со спортом. Следовательно, она должна носить "спортивно-гуманистический" характер, будучи направлена на формирование у человека знаний о тех гуманистических идеалах и ценностях, которые могут быть реализованы в спорте и посредством спорта, интереса к ним, стремления (и даже потребности) их реализовать, тех умений и навыков, которые действительно позволяют это делать, а также тех эмоциональных реакций, которые этому способствуют.

Цель педагогической деятельности в рамках олимпийского движения - формирование у детей и молодежи не любых связанных со спортом и физическим воспитанием знаний, интересов, умений и навыков, а лишь тех, которые ориентируют его на высокие достижения в спорте, на соответствующую физическую подготовку, а вместе с тем позволяют правильно оценить и в полной мере использовать гуманистический потенциал спорта и физического воспитания, а также избежать их антигуманного применения. Все остальные знания, интересы, умения и навыки могут не только не составлять предмет педагогической деятельности в рамках олимпийского движения (например, те из них, которые связаны с использованием спорта в коммерческих целях), но даже быть прямо противоположными ей (к примеру, интересы, умения, связанные с агрессивностью в спорте, использованием допинга и т.д.).

Опираясь на этот общий подход к пониманию педагогической деятельности в рамках олимпийского движения, охарактеризуем более конкретно ее цели и задачи.

В плане образовательном эта педагогическая деятельность предполагает формирование и совершенствование следующих знаний:

1) об олимпийских играх и олимпийском движении, их истории, целях, задачах, об основных идеалах и ценностях олимпизма (в том числе о принципах "Фэйр плэй", идеале гармонично развитого олимпийского атлета и др.);

2) о спорте, его разновидностях, о средствах и методах спортивной подготовки, обеспечивающих высокие достижения в спорте;

3) о гуманистическом, социально-культурном потенциале спорта, о его роли в здоровом образе жизни человека, о его месте в системе средств, обеспечивающих физическую культуру личности, а также о заключенных в нем возможностях дл позитивного воздействия на нравственную, эстетическую, коммуникативную, экологическую культуру человека, на его интеллектуальные, творческие и другие способности, о путях реализации этих возможностей;

4) о концепции и основных идеях гуманизма в целом, его идеалах и ценностях, касающихся отношений между людьми и человеческой личности.

В трактовке (и практической реализации) образовательных задач педагогической деятельности в рамках олимпийского движения допускаются две крайности. Первая из них состоит в весьма широком толковании этих задач, когда к ним относят практически все задачи, так или иначе связанные с областью спорта, со спортивной тренировкой, с формированием физической культуры, физическим воспитанием, сохранением и укреплением здоровь человека и т.д. При такой трактовке олимпийское образование утрачивает какую-либо специфику, совпадает с задачами физического воспитания, спортивной тренировки и т.д. Другая крайность состоит в слишком узком истолковании упомянутых задач, в сведении их лишь к задаче формировани знаний об олимпийских играх и олимпийском движении.

Ошибочно также цели и задачи педагогической деятельности в рамках олимпийского движения сводить лишь к формированию у детей и молодежи определенных знаний. Информационная работа должна занимать важное место в этой деятельности. Однако самое главное состоит в том, чтобы создать реальные стимулы, побуждающие участников олимпийского движения не только признавать самосовершенствование, гармоничное развитие личности и принципы "честной игры" в качестве важных ценностей олимпизма, но и действительно ориентироваться на них в своем поведении, направлять свои усилия на их воплощение в жизнь. В этом плане (с точки зрения мотивации) в рамках системы олимпийского образования должна решаться группа взаимосвязанных задач, которые предполагают формирование и развитие у детей и молодежи:

- интереса к спорту, потребности в систематических занятиях спортом, стремления показывать как можно более высокие спортивные результаты;

- такой ориентации на спорт, при которой он привлекателен в первую очередь и главным образом как одно из важных средств формирования физической культуры человека, как элемент здорового образа жизни, а также как сфера проявления эстетики, нравственности, культуры, гуманного отношени людей друг к другу и к природе, проверки физических и психических возможностей человека и т.п.;

- потребности в активных занятиях спортом в рамках здорового образа жизни, для своего гармоничного, разностороннего развития, совершенствования как физических, так и духовных (интеллектуальных, нравственных, эстетических) способностей, а не для того, чтобы заработать деньги, приобрести славу и т.д.;

- интереса к олимпийским играм и олимпийскому движению;

- желани участвовать в олимпийских состязаниях и демонстрировать в них честное, благородное, рыцарское поведение (в соответствии с принципами "честной игры");

- ориентации не просто на односторонне (лишь в плане физической подготовки или спортивного мастерства) развитого спортсмена, рекордсмена, а на такого разносторонне и гармонично развитого олимпийского атлета, homo olympicus, избираемого в качестве идеала (образца для подражания), облик которого в полной мере соответствует девизу Кубертена: "Возвышенный дух в развитом теле!";

- стремления быть участником олимпийского движения, разъяснять и пропагандировать идеи олимпизма, содействовать его развитию;

- гуманистически ориентированной системы чувств и переживаний (чувства личной ответственности за реализацию в спорте и посредством спорта гуманистических ценностей, за исключение в нем антигуманных проявлений, за успешное развитие олимпийского движения; эстетического чувства красоты спорта, чувства негодования, связанного с любыми нарушениями нравственности) и т.д.

Анализ работ, посвященных обсуждаемой проблеме, а также реальной практики работы по олимпийскому образованию детей и молодежи показывает, что многие из этих задач нередко упускаются из виду.

Важная задача педагогической деятельности в рамках олимпийского движения состоит также в формировании и совершенствовании у детей и молодежи целого комплекса гуманистически ориентированных умений, навыков, способностей:

- умени использовать спорт в сочетании с другими средствами в рамках здорового образа жизни, дл формирования физической культуры;

- умени добиваться высоких достижений в спортивных соревнованиях, а вместе с тем таким образом строить свои занятия спортом, чтобы они не наносили вреда здоровью, не приводили к одностороннему, уродливому развитию личности;

- привычки всегда вести честную и справедливую борьбу, проявлять мужество и волю в спорте, в спортивных соревнованиях, а также убеждение в том, что только такое поведение является единственно правильным в спорте;

- эстетической способности видеть, чувствовать и правильно понимать красоту и другие эстетические ценности спорта, действовать в спорте "по законам красоты" и отображать его средствами искусства;

- умений и навыков общения с другими спортсменами, тренерами, судьями, журналистами, зрителями и т.д.;

- умений и навыков такого отношения к природе в ходе занятий спортом, которое соответствует требованиям высокой экологической культуры;

- умени разъяснять и пропагандировать идеи олимпизма.

Решение этих задач - одно из наиболее слабых звеньев педагогической работы с подрастающим поколением, проводимой в настоящее время в рамках олимпийского движения.

Создание системы олимпийского образования предполагает включение в эту работу не только специалистов в области физической культуры и спорта, но и учителей и преподавателей других учебных дисциплин. Важную роль в приобщении молодежи к идеалам и ценностям олимпизма могут сыграть известные спортсмены, в том числе олимпийцы, деятели науки и культуры, известные художники, писатели, артисты, работники средств массовой информации.

Ошибочно, однако, рассматривать молодежь лишь в качества объекта целенаправленной деятельности взрослых. Создание эффективной системы олимпийского образования предполагает значительное повышение творческой активности детей и молодежи в пропаганде и реализации идеалов и ценностей олимпизма (например, на основе их участия в работе самодеятельного олимпийского клуба).

Выше была дана развернутая характеристика целей и задач педагогической деятельности в рамках олимпийского движения. Для более краткой характеристики этих целей и задач можно использовать предложенный Л.И. Лубышевой термин "олимпийская культура". Будем понимать под олимпийской культурой всю совокупность указанных выше знаний, интересов, потребностей, ценностных ориентаций, способностей, умений и навыков, на основе которых формируется соответствующее поведение, образ (стиль) жизни человека (определенной социальной группы и даже общества в целом). На основе данного понятия можно сказать, что задача педагогической деятельности в рамках олимпийского движения состоит в формировании и развитии олимпийской культуры человека.

Понятийный аппарат. Для характеристики педагогической деятельности в рамках олимпийского движения, направленной на приобщение молодежи к идеалам и ценностям олимпизма, используются различные понятия. Одни авторы предпочитают понятие "олимпийское образование", другие - "олимпийское воспитание", третьи - "олимпийское обучение". Иногда используетс несколько этих понятий. Каждому из них разные авторы, как отмечалось выше, дают различную интерпретацию. В связи с этим возникает ряд вопросов, касающихся данных понятий: нужно ли вводить три этих понятия или можно ограничитьс одним из них и т.д. При ответе на эти вопросы важно выбрать правильную методологию, и прежде всего четко различать, не смешивать содержательный и терминологический аспекты определения понятий.

В содержательном плане при введении понятий, характеризующих педагогическую деятельность в рамках олимпийского движения, главное состоит в том, чтобы с помощью системы этих понятий учесть все многообразие явлений, связанных с этой деятельностью, четко выделить и дифференцировать их, не смешивать друг с другом. В этом плане прежде всего необходимо различать три указанных выше тесно связанных между собой, но все же отдельных (самостоятельных) направления данной деятельности, которые предполагают формирование и совершенствование определенной системы знаний, определенной системы мотивации: интересов, потребностей, ценностных ориентаций, установок и т.п. и определенной системы способностей, умений и навыков.

Что касаетс терминологической стороны дела (которой, к сожалению, обычно уделяют главное внимание, хот она имеет второстепенное значение), то дл обозначения данной педагогической деятельности в целом можно использовать либо термин "олимпийское образование" (как это сделано, например, в тексте данной статьи) или термин "олимпийское воспитание", оговаривая при этом, что они используются в широком смысле. Дл обозначения же трех указанных направлений педагогической деятельности в рамках олимпийского движения целесообразно использовать следующие термины: первое направление обозначить термином "олимпийское образование", второе - термином "олимпийское воспитание" и третье - термином "олимпийское обучение". При этом следует оговориться, что они используются в узком смысле и в сопоставлении друг с другом.

Сформулированный выше подход к трактовке понятий олимпийского образования, воспитания и обучения учитывает: а) логико-методологическое требование при введении понятий четко различать содержательный и терминологический аспекты и учитывать всю систему понятий; б) принятое в философской, социологической и педагогической литературе различение трех подсистем личности: информационной, мотивационной и операциональной и связанное с этим двоякое употребление терминов "образование", "воспитание" и "обучение": в широком смысле (для обозначения педагогического - сознательного, целенаправленного - воздействия на все три указанные подсистемы личности, на личность в целом с целью формирования определенных знаний, умений, навыков, способностей, интересов, потребностей, ценностных ориентаций и т.д.); в узком смысле (дл обозначения педагогического воздействия на одну из указанных подсистем: образование - формирование знаний; воспитание - формирование мотивации; обучение - формирование умений, навыков, способностей); в) общую концепцию (философию) олимпизма, олимпийского движения.

Такой подход позволяет избежать многих ошибок при введении и уточнении понятий "олимпийское образование" и "олимпийское воспитание", в том числе таких широко распространенных, как сведение всего содержания педагогической деятельности в сфере олимпийского движения к разъяснению и пропаганде идей олимпизма, спор лишь об используемых терминах и др.

Формы и методы олимпийского образования. В практике работы по олимпийскому образованию детей и молодежи в настоящее время применяется довольно широкий круг разнообразных форм и методов работы.

Центральное место среди них занимает работа по разъяснению и пропаганде идей олимпизма, олимпийского движения во время учебного процесса в школах, вузах и других учебных заведениях, и в первую очередь в рамках тех учебных дисциплин, которые непосредственно связаны с областью физической культуры и спорта (на уроках физкультуры, занятиях по физическому воспитанию). В последнее время многие ученые и педагоги [ 2, 3, 5, 6, 8, 11-13, 15, 17-19, 23-24 и др.] обращают внимание на необходимость существенного повышения доли такой информационной, разъяснительной работы на уроках по физкультуре, занятиях по физическому воспитанию в школах, вузах и других учебных заведениях. Все более широкое распространение получают и занятия, специально организуемые дл этих целей - "олимпийские уроки", "уроки олимпийских знаний", "олимпийские часы" и т.д. В настоящее время во многих странах подготовлены различные методические материалы, включая кино- и видеофильмы, для проведения работы по разъяснению и пропаганде идей олимпизма [38, 39]. Работа по созданию таких программ и материалов начата и в нашей стране [ 2, 3, 8-10, 12, 14, 27 и др.].

Многие ученые и специалисты полагают, что для повышени эффективности работы по разъяснению и пропаганде идей олимпизма она должна проводиться не только на учебных занятиях, непосредственно связанных с областью физической культуры и спорта, но и в рамках других учебных дисциплин, особенно гуманитарных. Так, в диссертации Ю.П. Сегал (1989), выполненной под руководством автора статьи, не только обосновывается это положение, но и разработаны конкретные программы и методические рекомендации по организации олимпийского образования школьников старших классов на уроках истории, литературы и других дисциплин.

Общепризнанно, что для разъяснения и пропаганды идей олимпизма должно использоваться не только учебное, но и внеучебное время. Апробированы на практике и разнообразные формы такой работы: Олимпийский день; изготовление олимпийской символики, фильмов и слайдов, а также проведение конкурсов рисунков, фотографий и т.п., театральные постановки на спортивную и олимпийскую тематику, "олимпийские КВН"; оформление стендов, фотовитрин и даже "олимпийских залов"; проведение лекций, семинаров, диспутов, дискуссий, конференций, викторин по олимпийской тематике, обсуждение интересных книг или фильмов, посвященных спорту, Олимпийским играм; организация соревнований среди отличников учебы за звание "Самый спортивный отличник"; организация Досок (Книг) почета для учащихся, успешно сочетающих учебу, спорт и общественную активность; создание Олимпийских музеев; организация переписки со школьниками, студентами, спортсменами других стран, интересующихся проблемами олимпийского движения; встречи с известными спортсменами, участниками олимпийских игр и тренерами сборных команд; организация шефской помощи ветеранам спорта, бывшим олимпийцам и др.

К сожалению, в реальной практике педагогической работы в рамках олимпийского движения наблюдаетс чрезмерное увлечение просветительским подходом. Иногда, как уже отмечалось выше, цели и задачи этой работы вообще сводят к задаче формировани у детей и молодежи олимпийской образованности. Вместе с тем нередко возлагаются неоправданные надежды на то, что путем разъяснительной работы, на основе лекций, бесед во время "олимпийских уроков", "уроков олимпийских знаний", "олимпийских часов" с помощью одних лишь лозунгов и призывов удастся решить проблему приобщения подрастающего поколения к идеалам и ценностям олимпизма.

В последние годы для пропаганды идей олимпизма среди детей и молодежи шире стали использоваться и сами спортивные соревнования. В ходе этих соревнований применяется олимпийска атрибутика: подъем олимпийского флага, олимпийская клятва, церемония зажжени олимпийского огня и др. Во многих странах регулярно проводятся (особенно в связи с летними и зимними олимпийскими играми) "Малые Олимпиады", "Олимпийские мили" и другие олимпийские соревнования детей, подростков и молодежи. Они приобрели и международный характер. В частности, с 1968 года проводятс Международные спортивные игры школьников, а с 1991 г. - Европейские олимпийские юношеские дни. В 1998 г. в Москве прошли Всемирные юношеские игры.

Однако традиционная, обычно используемая на практике модель организации спортивных, в том числе олимпийских, соревнований, основанная на жесткой конкуренции участников, всемерном поощрении небольшой группы победителей, отделении спортивных соревнований от художественных конкурсов и т.д., имеет достаточно серьезные минусы. Она развивает у спортсмена желание победить любой ценой (даже за счет здоровья, одностороннего развития, нарушения нравственных принципов), добиться победы, продемонстрировать свое превосходство над другими, завоевать ценные призы, награды, получить другие связанные с победой материальные блага, приобрести славу и т.д. Поэтому при использовании традиционной модели организации спортивных соревнований возникают весьма существенные трудности в приобщении детей и молодежи к духовно-нравственным и эстетическим ценностям олимпизма. Нередко она не только не содействует, но и препятствует достижению этой цели [24, 25]. К сожалению, это важное обстоятельство часто не учитывается в практике работы по олимпийскому образованию детей и молодежи.

Отмеченные выше негативные особенности традиционной модели побуждают ученых и специалистов к поиску и практическому применению в работе с детьми и молодежью таких новых моделей организации и проведения соревнований, которые в наибольшей степени соответствуют целям и задачам олимпийского образования: ориентируют участников на духовно-нравственные и эстетические ценности; не развивают стремлени победить любой ценой; не дают повода для насилия, грубости, агрессивности, национализма; формируют стремление к самосовершенствованию, гармоничному развитию и высоконравственному поведению и т.д.

Одна из таких моделей под названием "Спартианские Игры" предложена автором статьи в рамках разработанного им и практически реализуемого с 1991 г. проекта под названием "СпАрт" /"SpArt"/ (оно производно от трех английских слов: "Spirituality" - духовность, "Sport" - спорт и "Art" - искусство). Основные особенности этих Игр: гармоничное объединение в соревновательной программе спорта с искусством и другими видами духовно-творческой деятельности; новая, гуманистически ориентированная система оценки и поощрения участников соревнований; сочетание соревнований с несоревновательными играми; равноправное участие инвалидов вместе с другими лицами [ 20-25].

Основанная на идеях проекта "СпАрт" "спартианская" программа олимпийского образования помимо Спартианских игр предусматривает также: создание олимпийских клубов "СпАрт" дл организации общения тех участников олимпийского движения, которые ориентируются на принципы "Фэйр плэй" и кубертеновский идеал гармонично развитого спортсмена-олимпийца; изложение этих принципов и идеала в виде конкретного духовно-нравственного кодекса поведения и его пропаганду среди участников олимпийского движения; организацию для них специального образовательного курса, позволяющего повысить уровень знаний в области олимпизма, заниматьс воспитанием, самосовершенствованием, гармонично развиваться; введение в рамках олимпийского движения специальной системы наград, стимулирующей рыцарское поведение и гармоничное развитие его участников и т.д. [ 20-25].

В настоящее врем "спартианская" программа олимпийского образования проходит экспериментальную проверку. Одна из экспериментальных площадок создана на базе школы физкультурно-эстетического направления № 39 г. Смоленска (директор школы - Г.Ф. Петлеваный ). С 1994 г. школа практически реализует спартианскую программу олимпийского образования школьников [6, 11, 26]. На проведенном Олимпийским комитетом России в 1996 г. Всероссийском конкурсе, посвященном 100-летию современных Олимпийских игр, на лучшую общеобразовательную школу и среднее профессионально-техническое учебное заведение в области олимпийского образования, школа заняла 1-е место.

Литература

1. Атанасов Ж. Олимпийское движение и воспитание нравственно-эстетического отношения к спорту // Проблемы олимпийского движения: Сб. /Под ред. А. Солакова). - БОК, София-Пресс, 1977, с. 125-138.

2. Баринова И.В. Состояние и пути совершенствования олимпийского образования и воспитания учащейся молодежи: Автореф. канд. дис. М., 1994.

3. Гутин А.Т. Идеалы и ценности олимпизма в воспитании юных спортсменов: Канд. дис. М., 1984.

4. Дьюри Ж. Олимпийское движение и воспитание // Всемирный научный конгресс "Спорт в современном обществе": Сб. научн. матер. М., 1974, с. 122-130.

5. Евсеев С.П., Поликарпова Г.М., Прохорова М.В. Проведение олимпийских уроков в школе: Учебн. пос. /Под общ. ред. В.У.Агеевца. СПб ГАФК им. П.Ф.Лесгафта, 1995.

6. Егоров А.Г., Петлеваный Г.Ф., Шапоренкова О.В. Система олимпийского образования школы-комплекса N 39 физкультурно-эстетического направления // Олимпийское образование в школе: Учебн. пос. - Смоленск, 1997, с. 139-172.

7. Лубышева Л.И. Олимпийская культура как основа содержани олимпийского образования // Современные проблемы и концепции развития физической культуры и спорта, ч. 2. Челябинск, 1997, с. 155-157.

8. Олимпийское образование в школе: Учебн. пос./Общ. ред Егоров А.Г., Губа В.П. Смоленск, 1997.

9. Основы олимпийских знаний. VIII класс //Программа общеобразовательных учреждений. Физическое воспитание учащихся 1-11-х классов. - М.: Просвещение, 1996, с. 64-105.

10. Паршиков А.Т., Пузырь Ю.П. Золотые страницы истории физической культуры (Рекомендации к проведению урока олимпийских знаний). М., 1994.

11. Петлеваный Г.Ф. Система олимпийского образования в многопрофильной школе-комплексе физкультурно-эстетического направления: Автореф.канд. дис. М., 1997.

12. Печерский Н.В., Сучилин А.А. Олимпийское образование Учебн. пос. Волгоград, 1994.

13. Родиченко В.С., Столяров В.И. Идеология и олимпийское образование//Теор. и практ. физ. культ., 1996, № 6, с. 2-7.

14. Самусенков О.И. Спортивно-гуманистическое воспитание учащихся спортшкол (на примере футбола): Канд. дисс. Малаховка. 1989.

15. Сегал Ю.П. Идеалы и ценности олимпизма как средство повышения эффективности работы по коммунистическому воспитанию школьников старших классов: Канд. дис. М., 1989.

16. Спорт, духовные ценности, культура. Вып. 1-9. Сб.

/Сост. и ред. В.В.Кузин, В.И.Столяров, Н.Н.Чесноков. - М.: Гуманитарный Центр "СпАрт" РГАФК, 1997.

17. Столяров В.И. Спортивно-гуманистическое и олимпийское воспитание детей и молодежи в условиях социализма // Философско-социологические исследования физической культуры и спорта (ежегодник). Вып. первый. Спорт. Культура. Воспитание. М., 1988, с. 151-169.

18. Столяров В.И. Олимпийское движение и воспитание молодежи. М., 1989.

19. Столяров В.И. Проект "СпАрт". М., 1991.

20. Столяров В.И. Проект "СпАрт" и новая комплексная система физкультурно-спортивной работы с целью духовного и физического оздоровления населени России (основные идеи и первые итоги реализации) // Теор. и практ. физ. культ. 1993, № 4, с.10-14.

21. Столяров В.И. Олимпийский проект "СпАрт" (основные идеи и первые итоги реализации) // Ежегодник. Труды ученых ГЦОЛИФК. М.,1993, с. 36-49.

22. Столяров В.И. Новое массовое культурно-спортивное движение "СпАрт" (Духовность. Спорт. Искусство): Метод. разраб. для работников сферы физ. культ. и спорта и организаторов досуга. М., 1994.

23. Столяров В.И. Спартианская система воспитания, образования и организации досуга // Проекты, программы, технологии. Отечественный и зарубежный опыт. (Духовность. Спорт. Культура. Вып. пятый, часть I): Сб. - М.: РАО, Гуманитарный Центр "СпАрт" РГАФК, Смоленская ОА, 1997, с. 9-127.

24. Столяров В.И. Олимпийское образование и спартианская система воспитания // Спорт, духовные ценности, культура. Вып. шестой. Спорт и олимпизм в современной системе образования: Сб./Сост. и ред. В.В.Кузин, В.И.Столяров, Н.Н.Чесноков. - М.: Гуманитарный Центр "СпАрт" РГАФК, 1997. с. 71-234.

25. Столяров В.И., Петлеваный Г.Ф. "Спартианская" программа олимпийского воспитания, образования и обучения //Олимпийское образование в школе. Учебн. пос. Смоленск, 1997, с. 57-138.

26. Твой олимпийский учебник. Реком. Министерством образования РФ в качестве учебн. пос. дл учреждений образования России. - М.: Сов. спорт, ФиС, 1996. -

27. Усаков В.И. К олимпийским вершинам - с детства. - Красноярск: Кн. изд-во, 1995.

28. Ценности спорта и пути его гуманизации (Духовность. Спорт. Культура. Выпуск второй): Сб./ Сост. и ред. В.И.Столяров. - М.: РАО, Гуманитарный Центр "СпАрт" РГАФК, 1996.

29. Чернецкий Ю.М. Ода спорту, или 10 уроков олимпизма (Книга дл учащихся). Челябинск, 1993.

30. Andrecs H. Die olympishe Idee und ihre Verwirklichung in der Shule // Sport in unserer Zeit: Arbeitstexte zum verstandnis der olympischen Idee. Heft 1. - Wien, 1984, S. 12-23.

31. Karatassakis T. The teaching of olympism in the schools // Report of the Int. Sess. for educationists 1973-1977-1979, Ancient Olympia. - HOC, Athens, 1980, p. 216-222.

32. Landry F. Education on Olympism and the school curriculum: principles, techniques and applicating based on the experience of the Montreal Olympic Games: Paper presented at the 6-th Int. Sess. for educationists IOA. - IOA, 1984.

33. Muller Norbert. Olympic Education Programmes // Program and Abstract Book. The 1996 International Pre-Olympic Scientific Congress, 10-14 July 1996, Dallas, Texas, USA, p.76.

34. Niedermann E. Schulsport und olympische Idee // Sport in unserer Zeit: Arbeitstexte zum Verstandnis der olympische Idee, Heft 2. - Wien, 1984, S. 7-11.

35. Stolyarov V. Social essence and value of the Olympic idea // Dialectics and Humanism, 1984, N 1, p. 33-43.

36. Stolyarov V. The social nature and values of olympism //International Olympic Academy twenty-second session, 11th-25th July 1982. - IOC, Lausanne, 1985, p. 216-221.

37. The Olympics: an educational opportunity: Instructional materials for senior high school. - USA Olympic Committee, Olympic House, Colorado Springs, 1984.

38. The Olympics: something for everyone. - Ottawa: COA, Fall, 1990.

39. The VIC Health Olympic Schools Project. - Melbourne, 1992.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!