ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ


Abstract

ROLE OF INNOVATIONS IN SPORTS PEDAGOGICS

I.G. Geraschenko, Dr. Ph. hab., professor

Yu.A. Zubarev, Ph.D., professor

A.I. Shamardin, Ph.D., professor

Volgograd state academy of physical culture, Volgograd

Key words: innovations, creation, activity, formalism, efficient teaching, reproductive teaching, criticism, dogmatism, problem instucting.

The aim of this paper was to discuss the problem of innovations in sports pedagogics.

The next aspects of the problem are considered the elaboration of the new conception of physical education; the necessity of the new methodics’revewal; the transition for monologue to dialogue forms of instructing, humanization of the professional activities; the more criative and critical thinking’s forming in students.


ВИДЫ СИСТЕМНОСТИ В ФИЗКУЛЬТУРНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Доктор философcких наук, профессор И.Г. Геращенко
Кандидат экономических наук, профессор Ю.А. Зубарев
Кандидат педагогических наук, профессор А.И. Шамардин

Волгоградская государственная академия физической культуры

Ключевые слова:система, системность, формальные и содержательные системы, догматические и критические системы, неопределенность.

В настоящее время популярен системный подход в физкультурном образовании. Объясняется это не только собственно педагогическими причинами, но и общим интересом к системному методу в науке и философии. Выделяют различные типы систем: искусственные и естественные, механические и органические, динамические и статические, открытые и закрытые, самоорганизующиеся и неорганизованные, адаптивные и развивающиеся, догматические и критические. Особый класс педагогических систем образуют формальные и содержательные системы.

Мир представляет собой систему. Из этой предпосылки исходит всякая наука, в том числе и спортивна педагогика. Но было бы заблуждением исследовать педагогические системы только с позиций их целостности, структурности, иерархичности. Общая теория систем Л. Берталанфи в буквальном смысле слова является общей, ориентированной на отыскание абстрактно-одинакового между всеми системами, а задача методологического анализа состоит в познании всеобщего.

Формальная система подчиняется внешней целесообразности, а не внутренней логике своего развития. Она системная по одной лишь своей внешней форме. Содержательная система, наоборот, сообразуется с внутренней логикой и возникает как необходимое оформление собственного содержания. Такая системность есть содержательная форма. О различии типов систем хорошо сказал Л.С. Выготский: "Есть два типа научных систем по отношению к методологическому хребту, поддерживающему их. Методология всегда подобна костяку, скелету в организме животного. Простейшие животные, как улитка и черепаха, носят свой скелет снаружи, и их, как устриц, можно отделить от костяка, они остаются мало дифференцированной мякотью; высшие животные носят скелет внутри и делают его внутренней опорой, костью каждого своего движения. Надо и в психологии различать низшие и высшие типы методологической организации" [3]. В полной мере это относится и к спортивной педагогике. Педагогическая система содержательна в том случае, если на ее "выходе" возникает целостный человек, и формальна, если под лозунгом системности и целостности появляется человек частичный. Наиболее содержательной педагогической системой становится совокупность всех социальных воздействий на личность воспитуемого, а не только школа и институт.

Физкультурно-педагогическая система обретает содержательность только на пути своего собственного развития. Вначале содержательность педагогической системы проявляется в том, что системная организация образует как бы внутренний скелет педагогической практики, причем такой скелет, который невозможно выделить в чистом виде. Физкультурно-педагогическая система здесь присутствует в реальной жизнедеятельности первобытного общества. Физическое воспитание еще не выделилось в самостоятельную сферу деятельности. По мере развития человека и условий его обучения происходит постепенное превращение первоначальной внутренней системности во внешнюю форму организации педагогического материала. Педагогическая система начинает напоминать внешний скелет, как у улитки. Эта системность связана с возникновением институциональных форм образования (преподавание физической культуры в школе, вузе, спортивной школе и т.д.), абсолютизация которых ведет к формальной системности. Содержательная системность физкультурного образования вновь появляется лишь там, где институциональные педагогические системы начинают рассматриваться как подчиненные моменты всеобщественной системы (государственные программы в области физической культуры и спорта).

Началом педагогической системы является ребенок, в котором данная системность представлена в свернутом виде. Истинным результатом системы образования становится всесторонне развитый человек. Между исходным пунктом и результатом образования лежит длительный процесс становления педагогической системности. Этот последний предполагает развитие системности в двух основных направлениях, которые могут пересекаться, налагаться, противоречить или дополнять друг друга. Первое направление - неинституциональные педагогические системы (семья, родственники, друзья - то, что называется "социальным окружением"); второе - различного рода институты (детсад, школа, вуз и т.п.).

Педагогический процесс эффективен лишь в том случае, если он обладает содержательной системностью и в нем органически сочетаются различные системы образования. Но это сочетание не должно носить произвольного характера, основанного на равноценности педагогических систем. Их равноценность заключается в предоставлении возможности достигнуть истинного результата собственными средствами. Если система не выдерживает конкуренции, она заменяется другой.

Более существенны и менее подвержены заменяемости неинституциональные педагогические системы. Именно они оказывают наибольшее влияние на формирование основ личности. Различного рода институты более консервативны, они медленнее приходят в соответствие с меняющимися условиями жизни и педагогической практики. Первый тип педагогических систем можно назвать динамическим, второй - статическим.

Большое внимание системности уделяют немецкие специалисты в области спортивной педагогики. Однако у них нет единства при решении вопроса определения места спортивной педагогики в системе педагогических и спортивных наук. Так, некоторые теоретики включают в систему педагогических наук такие дисциплины, как педагогическая антропология, педагогическая технология, экономика педагогики, педагогическая социология и др. При этом трактовка их роли в системе педагогических наук очень произвольна и обусловливается теоретическими и мировоззренческими позициями авторов. Г. Маузель предлагает следующую систематику и основной круг проблем для спортивной педагогики: история спортивной педагогики, спортивно-педагогическая методология, спортивно-педагогическая феноменология, социально-педагогические аспекты, спортивная дидактика, спортивная методика, спортивная педагогика различных возрастных групп, оздоровительная спортивная педагогика, сравнительная спортивная педагогика [2].

Педагогическа система может содержать в себе элемент тотальности, предполагающей снятие своего собственного отрицания. Такая тотальность ничего общего не имеет с простым отбрасыванием или запретом на другие, в том числе и альтернативные, педагогические системы. Педагогика сотрудничества так же мало перечеркивает систему опорных сигналов, как раннее теоретическое обучение школьников концепцию диалога культур. Но тотальность здесь проявляется в способности синтезировать различные педагогические системы в единое целое, делать их моментами всеобщей системы. Основным же критерием внутренней завершенности педагогической теории становится качество "конечного результата" - человека в многообразии его субъективных характеристик и сущностных сил.

Тотальность педагогической системы предполагает ее завершенность, но это не значит, что не могут возникать все новые и новые системы, просто "рекрутирование" новых концепций в спортивной педагогике происходит путем разработки оригинальных методик. Методологи педагогического процесса также не может оставаться без изменений, но ее конкретизаци будет связана с преимущественной модернизацией формы. Нечто подобное имеет место в истории религиозного обучения, где большая или меньшая стационарность догматов веры сочетается с подвижностью форм их преподнесения в различные исторические эпохи. Тотальная система не может совершенствовать свои существенные определени до бесконечности, рано или поздно наступает момент, когда основные принципы данной системы познаются абсолютно.

С тотальностью тесно связан вопрос о полноте педагогической системы. Подлинная тотальность ничего общего не имеет с расхожими версиями тоталитарного обучения. Всеобщность педагогической системы заключается в степени воплощения в ней всеобщих определений личности, поэтому показателем полноты данной системы оказывается конкретный результат целенаправленной педагогической деятельности. Полнота системы заключается в способности "снимать" данной системой другие, в том числе и противоположные. Более полной будет та педагогическая система, которая в состоянии ассимилировать альтернативную или предложить свое решение данной проблемы.

Истинна всеобщность и полнота педагогической системы не должна подменяться представлениями о поточно-конвейерном методе обучения, когда образовательный процесс осознается как своеобразная педагогическая "индустрия". У нас была создана действительно педагогическа индустрия, которая нуждалась в индустриальной педагогике. Но результаты такой системы образования общеизвестны. Немалая заслуга в этом "системного абсолютизма", который подменял собой истинную всеобщность. Подлинно всеобща система предполагает богатство особенного, поэтому ее подсистемы обладают качественным своеобразием, полифонирующим многоголосьем. В системе "педагог - ученики" большое значение имеет личность педагога, определяющая качество данной подсистемы. Сколько творческих педагогов, столько же истинных педагогических подсистем.

Системность присутствует в принципах, выражающих специфические закономерности построени физического воспитания. Л.П. Матвеев выделил следующие принципы: непрерывность процесса физического воспитания, системное чередование нагрузок и отдыха, постепенное наращивание развивающе-тренирующих воздействий, адаптивна сбалансированность динамики нагрузок, циклическое построение системы занятий, возрастная адекватность направлений многолетнего процесса физического воспитания [9]. Содержательная системность принципов физического воспитания заключается в их целостности и взаимодополняемости.

Спортивна педагогика имеет дело с одной универсальной системой, которая обладает абсолютной истинностью, и эта система - человек. Данна система бесконечно сложна и предполагает поэтому возможность ее исследования с позиций экзистенции, полифонизма, прагматики или теологии. Диалектика универсальной системы заключается в ее открытости вновь возникающим "подсистемам", которые в силу этого становятс моментами всеобщей системы под названием "человек". "Подсистемы": физическое и интеллектуальное развитие человека, его талант, свобода, вера, прагматические интересы и т.д. - сохраняются в универсальной системе, получа определенную интерпретацию с позиции всеобщего, а не с точки зрения своецентризма. Отрицание данной универсальности ведет к редукционизму, при котором полифонирующее единство многообразного превращается в многообразие "единств", а прагматика или религиозная вера заменяет собой все существенные определени человека.

Формальна система образования создает такую ситуацию, когда отличная учеба в школе или институте - далеко не гарантия того, что человек сложился как разносторонняя индивидуальность. Средством достижения высокой оценки могут быть хороша память, усидчивость, трудолюбие, но не спортивный талант и интеллект в собственном смысле этого слова. Сплошь и рядом такой отличник становитс хорошим, даже "отличным" исполнителем чужих приказаний, но не творческой личностью. Школярство - это и есть послушание, возведенное в ранг высшей духовной добродетели. Оно очень хорошо вписывается в систему тоталитарного общества, оказываясь весьма жизнеспособным в этих условиях. Педагог, придерживающийся системы авторитарной педагогики и занятый исключительно поддержанием дисциплины на лекции или семинаре, может сообщить своим воспитанникам значительную сумму знаний, привести эти знания в "систему", "натаскать" в решении задач и упражнений, но он никогда не воспитает у них подлинного ума. Истинный интеллект противится приказным методам воздействия на него, проявляя определенное своенравие. Если ввести это своенравие в "пристойные" учебные рамки, может даже появиться хорошист или отличник с примерным поведением, но творческого мышления, способного самостоятельно решать реальные проблемы, уже не возникнет.

В современной концепции формирования физической культуры человека предполагается, что в отличие от сложившегося механического и примитивного понимания физической культуры как двигательной деятельности, направленной на совершенствование физических кондиций человека, необходимо сформировать в обществе новую систему представлений о ценностях физической культуры, характеризующих ее прежде всего с философско-культурологических позиций [8]. Механическая системность уже не удовлетворяет современное образование. Переход к органической системе физкультурного образования связан с ее философско-культурологическим осмыслением. Редукционизм, или сведение сложного явления к сумме простых составляющих, имеет место в том случае, когда спортсмена кроме спорта ничто больше не интересует. Возникает узкий специалист, который уже не удовлетворяет современным требованиям к работнику в области физической культуры и спорта.

В физкультурном образовании можно выделить также критические и догматические системы. Прежде чем говорить о роли критики в обучении, необходимо выяснить отношения между критикой и догмой. В обыденном мнении за догматизмом закрепилось определение чего-то застойного, негативного, нуждающегося в уничтожении. Тем самым вульгаризируется само понятие догматической системы. Однако в истории философии и педагогики под догматической системой понимается замкнутая, целостна система, которая не может быть дополнена какими-либо элементами. Догматизм может быть двух основных типов: формальный и содержательный. И одним из важнейших критериев различения догматических систем является их отношение к критике. В критике нуждаетс догматическая система первого типа, так как она принципиально отрицает какую-либо критику. Система второго типа основывается на имманентной критике, которую она делает принципом своего существования, и в силу этого такая "догматическая" система вырабатывает "противоядие" против внешней критики. В обучении призыв к борьбе со всякими догмами, схоластикой и начетничеством, конечно, обладает актуальностью, но важно учитывать все-таки существование двух принципиально различных "догматик".

В настоящее врем популярна позиция консенсуса и толерантности в образовании. Внешне педагог может быть терпим к различным педагогическим системам. Но, осуществляя целенаправленную деятельность, он вынужден руководствоваться определенными "догматами", отбрасывая все другие. Терпимость не исключает критики, и наоборот. Обе противоположности могут быть синтезированы в конкретном тождестве. Критика толерантности и толерантная критика образуют необходимые моменты данного тождества. Первая направлена на абстрактную терпимость, предполагающую нивелирование всех различий в единой общности взглядов; вторая является внутренне культурной критикой, ибо основывается не на отбрасывании противоположной точки зрения, а на ассимилировании ее положительных сторон и снятии критикуемого в критикующем. Оба момента могут быть использованы в процессе образования. Они предполагают четкий выбор позиции учащимис и культуру взаимодействия со своими оппонентами.

В последнее врем появились публикации о междисциплинарном культурологическом подходе к анализу педагогических систем. Подчеркиваетс вероятностный характер современных систем образования и их существование в ситуации постоянной неопределенности. Э.Н. Гусинским сформулированы своеобразные принципы неопределенности, рамками которых ограничено поведение гуманитарных систем, в том числе и педагогических. Это следующие принципы: момент зарождения гуманитарной системы и ее начальные параметры не могут быть определены однозначно; ни к какому моменту времени гуманитарная система не может считаться завершенной; подсистемный состав и внешние связи гуманитарных систем не могут быть определены однозначно; пути внутреннего преобразования информации в гуманитарной системе не могут быть прослежены; самосознание гуманитарной системы не может быть полным; внешнее описание гуманитарной системы не может быть вполне адекватным; взаимопонимание между различными гуманитарными системами не может быть полным; изолированное взаимодействие с отдельной подсистемой гуманитарной системы невозможно; результаты взаимодействи гуманитарных систем не могут быть детально предсказаны и некоторые другие [6].

Система физкультурного образования также находится в ситуации неопределенности, однако наличие неопределенности в современном обществе не означает, что неопределенными должны быть и сами педагогические системы. Догматическая система является более определенной, но менее подвижной и открытой, чем критическая. Это не значит, что догматическая система образования во всех смыслах хуже или лучше критической. И тот, и другой тип системности имеет свои плюсы и минусы. Важно создать условия для здоровой конкуренции между названными типами педагогических систем. По отношению к ситуации социальной неопределенности догматическая система образования характеризуется следующими особенностями: стационарность основополагающих принципов, относительная замкнутость, единство цели, наличие жесткого ядра системы, способность к бесконечным формообразованиям, стремление ассимилировать, сделать подчиненными моментами другие, в том числе и альтернативные педагогические системы. Критическая система образования предполагает эклектичность исходных принципов, ориентацию на плюрализм и консенсус, элемент неопределенности в педагогических целях и средствах, диалог с другими системами образования.

Культурологический аспект системности стал реакцией на формальную гносеологизацию теории педагогических систем в прошлом. Так, под системой обучения понималс комплекс элементов, включающих в себя учителей, учащихся, содержание обучения, социально-материальную среду, а также взаимосвязи между элементами [10] . Объект системного исследования в педагогике определялся как "единство обучения, воспитани и развития учащихся" [7] . Педагогическая система рассматривалась как одна из форм кибернетических систем [1]. Формально-механические системы присутствуют и в современном образовании, причем они могут быть как догматическими, так и критическими. Культурологический подход предполагает содержательность, т.е. делается попытка дополнить гносеологическую системность еще одним измерением. Этому призваны способствовать методологические приемы: игровой, принцип дополнительности, эклектицизма, внутреннего диалога и др.

Физическа культура и спорт тесно связаны с игровой деятельностью. Игра же рассматривается сейчас как фундаментальная характеристика человека. Различные сферы деятельности все больше приобретают игровой характер, поэтому можно с полным основанием говорить об игровой системности физкультурного образования. Без игрового момента взаимоотношения между преподавателями и студентами будут носить формальный характер. Конечно, учебный процесс не сводится к одной игре, но предполагает последнюю как важный компонент. Игровая системность присуща и соревновательной деятельности в спорте, которая может служить моделью дл комплексного изучения человека (философии, антропологии и др.), поскольку представляет собой единство биологического и социального, способствует совершенствованию и самоутверждению личности, предъявляет максимальные требования к физическим, психологическим и другим возможностям человека [11].

Игрова системность физической культуры и спорта все сильнее проникает в повседневную жизнь общества. Высказывается даже мысль, что многие люди в настоящее время живут ради спорта в широком смысле этого слова. К спорту здесь относятс конкурентная борьба, острые ощущения, желание раскрыться разносторонне, попробовать себя в других сферах деятельности. Тем самым система физкультурного образования приобретает широкий культурологический контекст и выходит за узкие рамки одного лишь телесного развития.

Литература

1. Беспалько В.П. Основы теории педагогических систем. - Воронеж: ВГУ, 1977, с. 30-31.

2. Воробьев Н.Е. Спортивная педагогика в Германии: становление, развитие, проблемы. - Волгоград: ВГАФК, 1997, с.106-107.

3. Выготский Л.С. Собр. соч. в 6-ти т., т.2.-М.:Педагогика,1982,с.352.

4. Геращенко И.Г. Роль принципов диалектики в дидактике. - Ростов-на-Дону: РГУ, 1992, с. 58-65.

5. Глотов Н.К., Игнатьев А.С., Лотоненко А.В. Философско-культурологический анализ физической культуры.- "Теория и практика физической культуры", 1997, №1, с.4-6.

6. Гусинский Э.Н. Построение теории образования на основе междисциплинарного системного подхода.- М.: Школа, 1994, с.101-102.

7. Дидактика современной школы. / Под ред. В.А. Онишука.- К.: Радянська школа, 1987, с.93.

8. Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека. - М.: ГЦИФК, 1992, с.22.

9. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры.- М: ФиC, 1991, с.96-113.

10. Оконь В. Введение в общую дидактику. - М.: Высшая школа, 1990, с.67.

11. Стрижова Ф.Ф. Соревновательная деятельность спортсменов.- "Методологические аспекты теории спорта".-Алма-Ата: КазИФК, 1991,с.55.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!