МЕТОДИЧЕСКИЕ НАХОДКИ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ


Abstract

About Integrated Development of Physical Qualities in 3 - 7 Aged Children at Kindergarten’s Conditions

V.A. Ivanov Dr. Hab. Phyl.,professor,

A.Ya. Raibskaya,
T.I. Teryoshkina,
E.P. Kirillova,
E.Yu. Emelyanchik,
V.M. Geletsky,
V.L. Vysotsky,
L.A. Alyokhina,

Key words: children 3-7 years of age, physical qualities, methodics of integrated development, health.

The aim of this study was to reveal the opportunity of the training methods using in pre - school children’s physical education.

The methodics of 3-7years of age children’s physical qualities integrated development and the criteria of the physical preparedness level’s evaluation for four age groups of them had been elaborated. It had been shown that the higher (against the official normatives) level of physical qualities’ development allows to master the more complicated motor actions, helps the harmonious physical development, keeps and improves the child’s health, ensures the better adaptational capacity and as a consequence the increase of his(her) working capacity.


О КОМПЛЕКСНОМ РАЗВИТИИ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ 3-7 ЛЕТ В РЕЖИМЕ ДЕТСКОГО САДА

В.А. Иванов;
доктор философских наук, профессор А.Я. Райбекас,
Т.И. Терешкина;

кандидаты медицинских наук Е.П. Кириллова, Е.Ю. Емельянчик,
кандидат педагогических наук В.М. Гелецкий,
В.Л. Высоцкий,
Л.И. Алехина

Ключевые слова: физические качества, дошкольный возраст, физическое развитие, здоровье, методика комплексного развития.

Введение. Дошкольный возраст обоснованно считаетс наиболее важным периодом в процессе формирования личности человека. В этом возрасте более интенсивно развиваются различные способности, формируются нравственные качества, вырабатываются черты характера. Именно в данном возрастном периоде закладывается и укрепляетс фундамент здоровья и развития физических качеств, необходимых для эффективного участия в различных формах двигательной активности, что, в свою очередь, создает условия для активного и направленного формирования и развити психических функций и интеллектуальных способностей ребенка.

С точки зрени современных представлений исторический генезис человека как социального существа есть процесс становления его как субъекта предметно-практической деятельности. Иначе говоря, процесс социализации, формировани личности ребенка идет в условиях единства сознания и деятельности. На начальных этапах человеческой истории деятельность была представлена прежде всего в различных формах двигательной активности, практическа реализация которой существенно зависела (как и по сей день) от состояния и развития физических качеств человека. Онтогенез каждого человека, как известно, в определенной мере повторяет историческую логику процесса формировани родовых качеств человечества (мыслительных, личностных). Именно этими соображениями можно объяснить приоритетную роль занятий физической культурой в первые десять лет жизни ребенка. Двигательная активность в этот период жизни выполняет уникальную роль комплексного развити всех аспектов целостной личности ребенка (психологического, интеллектуального, эстетического, нравственного), постепенно подготавливая его для включения во все усложняющиеся системы социальных отношений.

Естественно, дл того чтобы целенаправленно влиять на развитие личности ребенка посредством включения его во все усложняющиеся формы двигательной активности, нужно быть уверенным, что он обладает достаточным для этого уровнем развити физических качеств. Однако анализ программных и методических материалов по физическому воспитанию в дошкольных учреждениях и организации этого процесса на практике свидетельствует о том, что основное внимание в процессе физического воспитания уделяетс обучению основным движениям1, в связи с чем реальное развитие физических качеств детей оказывается чаще всего необоснованно занижено. В результате дети не получают необходимой физической нагрузки, которая оказывала бы существенное влияние на развитие их физических качеств и укрепление здоровья. Такой методический подход можно объяснить боязнью навредить, поскольку вопросы доступности и оптимальности параметров физической нагрузки для детей дошкольного возраста исследованы пока недостаточно.

Вместе с тем ряд исследований (В.А. Гуляйкин, 1985; Ю.И. Гончаров, 1990; А.М. Кравчук 1992) и многолетний опыт практической работы с детьми дошкольного возраста свидетельствуют о том, что возможности здорового детского организма в этом плане весьма велики.

В своем исследовании мы исходили из того, что более высокий уровень развития физических качеств позволяет в значительной степени повысить адаптационные возможности функциональных систем организма, создать благоприятные услови и предпосылки для гармоничного физического и психического развития ребенка и, таким образом, заложить фундамент крепкого здоровья.

В конечную задачу исследования входили разработка и экспериментальная проверка эффективности методики комплексного развития двигательных качеств у детей 3-7 лет в режиме работы детского сада.

На первом этапе исследования (1991 - 1993 гг.) была выявлена эффективность воздействия различных упражнений на развитие физических качеств; определены параметры физической нагрузки, обуславливающие развитие физических качеств и формирование двигательных навыков; разработаны экспериментальная методика комплексного развития физических качеств для различных возрастных групп; определены наиболее информативные тесты для оценки уровн физической подготовленности; таблица бега в аэробном режиме для четырех возрастных групп.

На втором этапе (сентябрь 1993 - май 1996 гг.) проводился лонгитюдный эксперимент, направленный на определение эффективности предложенной методики комплексного развития физических качеств.

Эксперимент проводился на базе детских садов Октябрьского РОО г. Красноярска. В нем участвовали в начале эксперимента (1992 г.) 78 детей в экспериментальных группах и 23 ребенка в контрольной, к окончанию эксперимента - 72 ребенка в экспериментальных группах и 19 в контрольной. Возраст в начале эксперимента - три года (вторая младшая группа), в конце эксперимента - около семи и семь лет (подготовительная группа).

Экспериментальные группы занимались по методике комплексного развития физических качеств, контрольная - по общепринятой методике дошкольного физического воспитания. Среднегрупповые значения по основным показателям физической подготовленности и функционального состояни детей в обеих группах в начале эксперимента не имели достоверных различий.

Экспериментальный материал был представлен в виде протоколов тестирования, индивидуальных карт медицинского обследования испытуемых, введенных в ЭВМ. Статистическая обработка данных выполнялась по общепринятой методике (Н.А. Масальгин, 1974; Б.В. Ашмарин, 1978; В.М. Зациорский, 1979, и др.); различи между выборочными средними принимались за существенные при 5%-м уровне значимости (р < 0,05), что признается вполне надежным в биологических и педагогических исследованиях (Н.А. Масальгин, 1974; Б.В. Ашмарин, 1978; В.М. Зациорский, 1979, и др.).

Контрольное тестирование и медицинское обследование в 1992/93, 1993/94 учебных годах проводилось три раза: в сентябре, декабре, мае, в 1994/95, 1995/96 учебных годах - два раза: в сентябре и мае. Все обследовани проводились в первой половине дня в условиях, соответствующих требованиям STPD. Перед тестированием проводилось предварительное ознакомление детей с тестами.

Медицинское обследование предусматривало:

- врачебный осмотр с оценкой физического развития по антропометрическим данным (И.М. Воронцов, 1994) и состояния опорно-двигательного аппарата, с учетом количества дней, пропущенных по болезни, и характера выявляемой патологии;

- врачебный контроль функционального состояния организма, включающий изучение особенностей вегетативной регуляции, деятельности сердечно-сосудистой системы и системы внешнего дыхания, оценку функций сердечной мышцы и определение способности к работе на выносливость при проведении функциональной пробы с физической нагрузкой, косвенно характеризующей физическую работоспособность.

Педагогические наблюдения использовались для определени эффективности предложенных методик, установления качественных и количественных показателей учебного процесса, объема и интенсивности физической нагрузки, контроля за уровнем развития физических качеств и владением основными движениями.

В процессе занятий регистрировались: время, затраченное на развитие определенных физических качеств; объем и интенсивность физической нагрузки; воздействие нагрузки на организм ребенка по показателям ЧСС и внешним признакам (покраснение кожи, потоотделение и т.д.).

В качестве тестов использовались контрольные упражнения, позволяющие получить объективные данные об уровне развития отдельных физических качеств, применяемые в научных исследованиях и практике, удовлетворяющие метрологическим требованиям (Б.А. Ашмарин, 1978; В.М. Зациорский, 1979) с учетом особенностей дошкольного возраста испытуемых.

Критерии оценки уровня физической подготовленности. Потребность в разработке критериев оценки уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста появилась в результате анализа многолетних наблюдений за развитием физических качеств, сравнения результатов тестирования с рекомендациями Министерства здравоохранени СССР (1983 г.), требованиями "Программы воспитани и обучения в детском саду” (1987 г.), показателями президентских тестов США (1988 г.). Повышение внимания к развитию физических качеств потребовало более дифференцированной оценки уровня их развития.

Педагогические исследования, начатые в 1992 г., дали возможность собрать достаточно большой фактический материал по использованию различных тестов для оценки уровня физической подготовленности дошкольников 3 - 7 лет. Статистический анализ полученного материала, анализ литературных источников по данному вопросу, а также результаты массовых обследований воспитанников детских садов позволили составить комплекс тестов, характеризующий развитие основных двигательных качеств, и разработать оценочные показатели уровня физической подготовленности дошкольников: бег на 10, 30 м определяет "скоростные способности”; челночный бег 3 х 10 м - комплексный тест - "скоростные и координационные способности”; бег без учета времени и бег на 300 м на время определяют общую выносливость в разных режимах: аэробном и аэробно-анаэробном; вис на согнутых руках, поднимание прямых ног, подтягивание в висе, поднимание туловища за 30 и 60 с определяют силовые возможности разных мышечных групп; прыжок в длину с места - скоростно-силовые возможности. Оценка уровня физического развити осуществлялась по 5-балльной системе; низкий уровень - 1, ниже среднего - 2, средний - 3, выше среднего - 4, высокий - 5 баллов.

Методика комплексного развития физических качеств. Принята в настоящее время в дошкольных учреждениях методика физического воспитания, как уже отмечалось, ориентирована на обучение основным движениям. Перенос акцента на развитие двигательных качеств требует иного подхода к планированию и построению учебного процесса. Развитие двигательных качеств у дошкольников имеет свои особенности, обусловленные возрастом детей, продолжительностью и количеством занятий, а также условиями, в которых они проводятся.

В основу разработанной экспериментальной методики развития двигательных качеств: выносливости, ловкости, быстроты, гибкости - положены комплексный подход и принцип избирательного воздействия на ту или иную форму проявлени качества. В каждом учебном занятии планируютс упражнения, направленные на развитие всех двигательных качеств, которые для удобства планирования и построения занятий (кроме выносливости) объединены по направленности воздействия в три группы. В каждое из трех занятий в неделю поочередно включаются группы упражнений, направленные на развитие определенных двигательных качеств (табл. 1).

Кроме основных трех учебных занятий, проводимых через день (понедельник, среда, пятница), организуются два дополнительных - во вторник и четверг, во врем утренней прогулки. Продолжительность, интенсивность учебных занятий и двигательных прогулок предполагается одинаковой: 2-я младша группа (3-4 года) - 20-25 мин, средняя группа (4-5 лет) - 25-30 мин, старшая группа (5-6 лет) - 30-35 мин, подготовительная группа (6-7 лет) - 35-40 мин. Каждое занятие и двигательная прогулка проводятся по стандартной схеме, состоящей из трех частей: вводно-подготовительной, основной и заключительной, при соблюдении педагогических и физиологических принципов. Нагрузка на каждом занятии определяется по количеству локомоций и количеству выполненных упражнений. В конце недели определяются суммарное время локомоций шагомером типа "Заря” (табл. 2).

Педагогический и медицинский контроль, проводимый в процессе занятий, показал, что такая физическая нагрузка адекватна физиологическим возможностям организма дошкольников и не вызывает переутомления.

При разработке методики предполагалось, что основным, базовым, двигательным качеством должна быть выносливость. Правомерность такого подхода подтверждается научными исследованиями (В.Г. Фролов, 1977, Н.А. Ноткина; Н.А. Фомин, Ю.Н. Вавилов, 1991, и др.), которые показывают, что использование в процессе физического воспитания дошкольников упражнений, направленных на развитие общей выносливости, значительно повышает уровень физической подготовленности и способствует гармоническому развитию. В качестве средств развития общей выносливости используютс медленный равномерный бег, подвижные игры, общеразвивающие упражнения, выполняемые в движении, прыжки. В целях систематизации дозирования нагрузки применяется специально разработанная таблица бега (табл. 3), в которой предусмотрено постепенное и волнообразное увеличение расстояния, пробегаемого детьми на занятии с учетом возраста, времени года и ряда других факторов.

Экспериментальна проверка эффективности методики "комплексного развития физических качеств”. Двигательный режим контрольной группы осуществлялся в соответствии с "Программой воспитания и обучения в детском саду” (1987), организаци двигательного режима детей экспериментальной группы строилась по экспериментальной методике комплексного развития двигательных качеств.

На основании полученного экспериментального материала установлено, что во всех группах показатели, характеризующие физическую подготовленность, достоверно положительно изменялись (табл. 4). При этом наибольшие сдвиги произошли в экспериментальных группах.

Следует отметить, что достоверных различий как в контрольных, так и в экспериментальных группах в результатах всех тестов у мальчиков и девочек не было. Возможно, это связано с совместным проведением занятий.

При сопоставлении уровня физической подготовленности детей экспериментальной и контрольной групп более высокие результаты обнаружены в экспериментальной группе.

Физическое развитие оценивалось с помощью сопоставлени длины и массы тела по таб=лицам сигмальных отклонений. Сравнительный анализ средних величин антропометрических данных не выявил достоверных различий в экспериментальной и контрольной группах.

Индивидуальна оценка физического развития в начале наблюдени выявила, что 15% детей экспериментальной группы и 11% детей контрольной группы имели дефицит массы тела, а соответственно 19 и 15% - избыточную массу. Данные обследований 1996 г. отразили сокращение количества детей с ухудшением физического развития в экспериментальной группе в 2,5 раза: дефицит массы был зарегистрирован в 6%, а избыток массы (являющийся фактором риска развити атеросклероза сосудов) - в 8% случаев (табл. 5), тогда как в контрольной группе частота встречаемости вариантов нарушения физического развития осталась прежней.

Особенности телосложения у 52 - 55% детей в возрасте 3-4 лет характеризовались наличием выраженного лордоза (кругло-вогнутая спина), "крыловидных лопаток” (плоская спина), сутулости (круглая спина). Причем в большинстве случаев отмечались выраженный грудной кифоз и поясничный лордоз с увеличением угла наклона таза, уплощением грудной клетки и выпячиванием живота. Указанные признаки в возрасте 2-3 лет обычно считаютс физиологическими, но в процессе роста осанка детей изменяется и к 6-7 годам кругло-вогнута конфигурация позвоночника являетс патологической.

У 41-43% детей в начале обследования был выявлен гипермобильный синдром, который проявлялся переразгибанием конечностей (угол более 180о) и "разболтанностью” суставов в результате функциональной слабости суставно-связочного аппарата. У 52 - 65% детей отмечалось плоскостопие. В большинстве случаев вышеуказанные ортопедические отклонения были обусловлены общей мышечной гипотонией. Вероятно, по этой же причине у 52 - 57% детей отмечались функциональные изменения на сердце в виде систолического шума на верхушке сердца и в точке БоткинаЭрба, хордального "писка”, щелчка открытия митрального клапана, объединенные в группу дисфункций подклапанных структур.

При исследовании особенностей телосложения у детей экспериментальной группы на фоне систематических занятий по предложенной методике в течение четырех лет выявлена четка положительная динамика. Так, различные варианты нарушения осанки были отмечены только у 5% детей (то есть число детей с ортопедическими отклонениями уменьшилось в 11 раз). В контрольной группе также было отмечено некоторое снижение количества детей с нарушениями осанки в результате возрастных изменений. Однако у 46% детей этой группы к 6 - 7 годам сформировались выраженные ортопедические отклонения - преимущественно круглая или плоская спина, у 41% детей сохранялось плоскостопие (против 16% в экспериментальной группе).

Существенные отличия между группами были выявлены и при оценке суставно-связочного аппарата: в экспериментальной группе гипермобильный синдром был выявлен в 8% случаев, тогда как в контрольной - у 37% детей, то есть в 4,8 раза чаще.

Среди анализируемых показателей было также количество дней, пропущенных по болезни, которое в начале эксперимента составляло в среднем по группам 20,5 на одного ребенка в год. Ведущее место в структуре заболеваемости занимали острые респираторные инфекции и патология носоглотки (хронические тонзиллит, аденоидит, риносинусит). К концу периода наблюдения количество пропусков по болезни уменьшилось в обеих группах, что связано с возрастными изменениями клеточного иммунитета у детей. Однако у детей экспериментальной группы этот показатель составил 0,9 дня против 2,6 дня в контрольной, то есть стал в 3 раза меньше по сравнению с показателями контрольной группы.

Исходя из динамики перечисленных параметров в сравниваемых группах следует сделать вывод, что методика комплексного развития физических качеств оказывает корригирующее влияние на состояние опорно-двигательного аппарата, обеспечивает гармоничность физического развития и закаливающий эффект.

Особенности вегетативной регуляции у детей. В процессе улучшения физической подготовленности повышается эффективность работы сердечно-сосудистой системы и системы вентиляции, увеличивается мощность аэробных и анаэробных процессов энергообразования, происходят становление произвольной двигательной функции, оптимизация метаболизма и увеличение силы мышц. В основе возникновения как одномоментных, так и долговременных физиологических сдвигов лежит формирование нового уровня функционирования вегетативной нервной системы (Р.М. Баевский, 1990, С.Н. Богатырев, 1992; А.А. Виру, Н.Н. Яковлев, 1988; Ф.З. Меерсон, 1989). Именно поэтому состояние вегетативной регуляции является определяющим фактором в процессе развития адаптации организма к физической нагрузке и обязательным показателем дл врачебного контроля у детей в случае использования альтернативной методики физического воспитания.

По мере роста и взросления детей происходило становление вегетативного баланса, то есть увеличение влияния парасимпатического звена вегетативной нервной системы (ВНС), что нашло отражение в уменьшении средних величин ИНрс в обеих группах. Однако в экспериментальной группе среднее значение ИНрс оказалось более низким, чем в контрольной (соответственно 53,0 усл. ед. против 65,6 усл. ед.). То есть у детей, занимающихся по методике комплексного развития двигательных качеств, равновесие симпатического и парасимпатического отделов ВНС достигалось значительно быстрее. В некоторых случаях было отмечено явное преобладание парасимпатической регуляции, характерное для спортсменов (физиологический смысл данного явлени заключается в том, что в условиях преобладани парасимпатического отдела ВНС у детей отмечается относительно низкий уровень функционирования и, следовательно, большие функциональные резервы органов и систем, обеспечивающих адаптацию к нагрузкам).

Показатель, характеризующий вариабельность синусового ритма, в течение периода наблюдения имел тенденцию к увеличению в обеих группах. Причем у детей контрольной группы 10К к 1996 г. в 2,5 раза превысил среднее значение в экспериментальной группе (см. табл. 3). Увеличение вариабельности ритма указывало на чрезмерную лабильность вегетативной регуляции, которая обычно выявляется у не адаптированных к физической деятельности людей (Р.М. Баевский, 1990; С.Н. Богатырев, 1992; Ф.З. Меерсон, 1989).

Вегетативна реактивность и обеспечение деятельности оценивались в ходе пробы с физической нагрузкой.

Состояние системы кровообращения у детей. Исследование сердечно-сосудистой системы во врачебном контроле занимает центральное место, потому что ее функциональное состояние и резервные возможности играют важную роль в адаптации организма к физическим нагрузкам. Кроме того, показатели сердечно-сосудистой системы очень чувствительны и раньше других физиологических характеристик реагируют на физическое перенапряжение организма (С.Н. Богатырев, 1992; А.А. Виру, Н.Н. Яковлев, 1988; Г.И. Кассирский и др., 1988).

Изучение динамики параметров сердечно-сосудистой системы у детей сравниваемых групп выявило возрастные изменени ее деятельности. Так, в обеих группах отмечено достоверное увеличение САД, характеризующего тонус крупных сосудов вследствие увеличени минутного объема крови (табл. 7).

Сердечный выброс также увеличился и составил у детей экспериментальной группы 33,4 мл, а контрольной - 28,9 мл. Средние величины МО соответственно достигли 3,22 и 2,71 л/мин. В результате возрастных изменений вегетативной регуляции ЧСС снизилась в обеих группах, причем в большей степени у детей экспериментальной группы. В соответствии с возросшими величинами МО в исследуемых группах отмечено уменьшение ИПС, отражающего тонус резистивных сосудов - мелких артерий и артериол.

Сравнительный анализ гемодинамических параметров к исходу четвертого года наблюдения установил некоторую разницу между их средними значениями в группах. Так, несмотря на общую тенденцию к повышению артериального давления в контрольной группе, уровень САД был несколько выше, чем в экспериментальной (105,5 против 99,2 мм рт. ст.). Несмотря на одинаковый уровень ЧСС, величины объемных показателей у детей контрольной группы оказались значительно меньшими, а индекс периферического сопротивления - более высоким в сравнении с параметрами экспериментальной группы, составив соответственно 48 против 41,4%.

Следовательно, у детей контрольной группы система "сердце - сосуды” в состоянии покоя функционирует согласованно, но менее эффективно, чем у детей экспериментальной группы. У последних выявлены большие величины сердечного выброса при меньшем уровне ЧСС. Известно, что более низкие значени ЧСС обеспечивают более длительную диастолу. Кроме того, в результате структурно-функциональных преобразований в процессе развития тренированности (удлинение миокардиальных волокон и физиологическа релаксация сердца) снижается диастолический тонус миокарда, увеличиваются диастолическа емкость желудочка и время его наполнения кровью (Ф.З. Меерсон, Н.П. Озолин, 1993). Эти факторы, вероятно, и являются слагаемыми прироста объемных показателей у детей экспериментальной группы.

Таким образом, под влиянием повышенных физических нагрузок у детей дошкольного возраста происходит увеличение эффективности работы сердечно-сосудистой системы, которое проявляется приростом МО за счет сердечного выброса, что согласуется с литературными данными (С.Н. Богатырев, 1992, Н.Д. Граевская и др., 1995; Г.И. Кассирский и др., 1990; Н.П. Озолинь, 1993).

У детей на фоне занятий с использованием экспериментальной методики физического развития достоверно увеличилась жизненная емкость легких: ее среднее значение составило 1,82 л (116,3% от должной величины)против 1,35 л (79,6% от должной величины) в контроле.

Особенности реагирования детей дошкольного возраста на физическую нагрузку. Физическа работоспособность является интегративным выражением функциональных возможностей человека и характеризуется рядом объективных факторов. К ним относятся функциональное состояние кардио-респираторной системы и регуляторных систем организма, мощность, емкость и эффективность аэробных и анаэробных механизмов энергопродукции, сила и выносливость мышц, нейромышечная координация, состояние опорно-двигательного аппарата. Следовательно, физическая работоспособность тесно связана с понятием тренированности человека и в значительной степени определяет уровень его здоровья (М.В. Аулик, 1988; А.А. Виру, Н.Н. Яковлев, 1988; Н.Д. Граевская и др., 1995; Г.И. Кассирский и др., 1990).

К числу простых методов, характеризующих способность человека к работе на выносливость и позволяющих косвенно судить о физической работоспособности, относится =Гарвардский степ-тест. С целью изучения функциональных возможностей сердечно-сосудистой системы и вегетативного обеспечения физической деятельности во врем проведения теста (до нагрузки и в восстановительном периоде) регистрировались ЭКГ и КИГ.

При проведении степ-теста в подготовительных группах (6-7 лет) оказалось, что не все дети в равной степени могут справиться с физической нагрузкой. В экспериментальной группе четверо детей отказались продолжать степ-тест на 2-й мин (у двоих из них выявлено нарушение координации после черепно-мозговых травм, у одного ребенка - дефицит массы и железодефицитная анемия). Эти дети составили примерно 6% от всей группы. В контрольной группе было шестеро детей, не справившихся с нагрузкой, они составили более четверти группы. Основными причинами, по-видимому, явились мышечная гипотония, нарушение физического развития ( дефицит или избыток массы), вегетативная дисфункция.

С учетом неоднородности групп общий объем работы был рассчитан для девочек и мальчиков отдельно. Так, у девочек он составил 1749,6 кгм/мин, против 1417 кгм/мин в контрольной группе и 1863 кгм/мин у мальчиков в сравнении с 1384 кгм/мин в контроле.

Анализ полученных данных показывает, что по исходному вегетативному тонусу (среднее значение ИНрс в покое) дети обеих групп существенно не отличались друг от друга (табл. 8).

Внутригрупповой анализ выявил, что в экспериментальной группе у 60% детей в исходном состоянии вегетативна регуляция была сбалансированной, то есть значения ИНрс не выходили за пределы 50 - 80 усл. ед., у 34% преобладала парасимпатическая регуляция, о чем свидетельствовали низкие величины ИНрс, и у 6% ИНрс был на верхней границе нормы или на 10 - 15% превышал ее, что указывало на преобладающее влияние симпатической регуляции. В контрольной группе процентное соотношение вариантов исходного вегетативного тонуса было примерно таким же, в 60% случаев зарегистрирован неизменный вегетативный баланс, у 30% наблюдалось преобладание парасимпатического и у 10% детей - симпатического отдела вегетативной регуляции. Подобные отклонения вегетативного баланса у здоровых детей не являются патологическими и могут быть обусловлены конституционными особенностями или - в случае выраженного сдвига в сторону парасимпатического отдела ВНС - тренированностью организма.

Динамика ИНрс при перемене положения тела в ходе пробы (из положения лежа в положение стоя) позволила оценить вегетативную реактивность организма. Среднегрупповые значения ИНрс на 1-й мин ортоположения увеличились на 221-251%, то есть существенно не различались. Однако внутригрупповой анализ выявил, что у 80% детей экспериментальной группы вегетативна реактивность была нормальной (ИНрс увеличивалс от исходного уровня на 50 - 200%), у 5% - гиперэргической вследствие чрезмерной активизации симпатического отдела ВНС и у 15% - асимпатотонической в результате его же недостаточной активности. В контрольной группе неадекватных вариантов вегетативной реактивности было вдвое больше.

При исследовании особенностей восстановления было установлено, что у большинства детей экспериментальной группы ИНрс к концу восстановительного периода достигал исходного уровня или был несколько ниже первоначальных значений. Только у семи детей к 5-й мин восстановительного периода ИНрс оставалс высоким, то есть восстановление было нарушено. В контрольной группе нарушения восстановлени встречались в два раза чаще. Именно поэтому среднегрупповая величина ИНрс в конце восстановительного периода в два раза превысила показатель экспериментальной группы и собственный исходный уровень. Это позволяет рассматривать вегетативную дисфункцию как одну из важнейших причин нарушения адаптации к физической нагрузке.

Роль сердечно-сосудистой системы в адаптации к нагрузке оценивалась по динамике ЧСС, котора регистрировалась на ЭКГ в покое, за 10 с сразу по окончании нагрузки в восстановительном периоде. Средние величины ЧСС, полученные в покое, не имели достоверных различий в группах (см. табл. 5). На высоте нагрузки показатель пульса в контрольной группе оказался существенно выше, чем его среднее значение у детей экспериментальной группы (172 против 157 уд/мин).

Внутригрупповой анализ динамики ЧСС выявил, что в экспериментальной группе у 23 человек (35%) максимальное значение пульса не превышало 140-150 уд/мин, у 11 детей (16%) - 130 уд/мин, а для 28 детей (44%) предложенная нагрузка оказалась субмаксимальной: максимальные величины пульса достигли 170 уд/мин. Только двое детей из числа "не справившихся" закончили тест с ЧСС 190-200 уд/мин. Следовательно, 51% детей не только успешно, но и без большого напряжения справились с физической нагрузкой, 44% детей тоже справились с ней, но "цена” успешного выполнения теста оказалась более высокой, так как нагрузка сопровождалась значительным напряжением адаптационных механизмов, пятеро детей оказались неадаптированными к нагрузке. Изучение результатов теста с учетом миграции детей выявило, что группа с оптимальной реакцией на нагрузку была полностью представлена детьми, занимавшимися по экспериментальной методике в течение всего периода наблюдения.

В контрольной группе ситуация складывалась прямо противоположно: только 5 детей (1/4 часть группы) на высоте нагрузки имели пульс 150-160 уд/мин, то есть были адаптированы к физической нагрузке. У 14 детей (3/4 группы) максимальное значение ЧСС превысило 170 уд/мин, причем шестеро из них не справились с нагрузкой - совершали восхождение в более медленном темпе и в течение меньшего периода времени.

Период восстановления исходного уровн функционирования ССС в сравниваемых группах также был различным. У большинства детей экспериментальной группыЧСС на 5-й мин восстановительного периода уменьшалась, достигая первоначального значения, или становилась несколько ниже исходной величины. Поэтому средняя величина пульса составила 98% от исходного значения. В контрольной группе в половине случаев восстановление затягивалось - ЧСС оставалась высокой. Среднегрупповое значение пульса составило 113% от исходного уровня.

Таким образом, изучение динамики показателей вегетативной регуляции кровообращения на фоне функциональной пробы с физической нагрузкой у детей позволяет оценить характер адаптации к нагрузке: у детей, занимающихся по экспериментальной методике физического воспитания, в два раза чаще, чем у сверстников из контрольной группы, отмечаютс оптимальные варианты реагирования на нагрузку и в четыре раза реже - неудовлетворительна адаптация.

Выводы. Практическое применение разработанной методики комплексного развития физических качеств у детей 3-7 лет в существующем режиме детского сада: 1) приводит к такому уровню физической подготовленности, который позволяет освоить более сложные двигательные действия, чем предусмотрено существующей программой; 2) содействует гармоничному физическому развитию, сохраняет и укрепляет здоровье; 3) оказывает существенное влияние на коррекцию ортопедических отклонений; 4) обеспечивает высокие адаптационные возможности к физическим нагрузкам, что позволяет достичь более высокого уровн работоспособности.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!