НОВОЕ В МЕТОДИКЕ ОЗДОРОВЛЕНИЯ ДЕТЕЙ Abstract Practical Recommendations on Physical Education of Children with Cerebral Paralysis Li Yu San Moscow state pedagogical university, Moscow Key words: physical education, children’s cerebral paralysis, training, sport, functions, programme. This paper offers the practical recommendations for realization of the therapeutic physical training’s opportunities in physical education of children having the cerebral paralysis. The patients with the cerebral paralysis are characterized by the absence of the perception’s sense. The defects of a perception can be eliminated mainly with a help of the exercising programme for visual and tactile feelings’ development. The programme of a correctional work must be directed to decrease of primitive reflexes, to the muscular strength’s increase, to develop the capacity to keep the balance and to perform the rhythmic movements. The exercises for these purposes are represented by the author.
|
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФИЗИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ПРИ ДЕТСКОМ ЦЕРЕБРАЛЬНОМ ПАРАЛИЧЕ Ли Ю Сан Ключевые слова: физическое воспитание, ДЦП, программа, функции, тренировка, спорт. Детский церебральный паралич (ДЦП) - заболевание, вызывающее нарушение двигательной активности и неестественное положение тела [1]. С одной стороны, нет способа лечения, дающего возможность восстановить поврежденный мозг. Однако, если работать по научно обоснованной программе, то нервная система, находящаяся в неповрежденном состоянии, может выполнять все свои функции. Программы по физическому воспитанию играют ведущую роль в комплексной реабилитации детей с ДЦП. Руководитель, тщательно проанализировав особенности двигательной среды каждого больного церебральным параличом, должен составить программу, дающую возможность стимулировать двигательные функции. При составлении программы упражнений надо быть внимательным к больным с церебральным параличом (спастической диплегией или в атонической форме), так как выполняемые ими упражнения требуют большей активности, чем непроизвольные мышечные движения. У больных с церебральным параличом отмечается недостаток силы восприятия, и его можно устранить в какой-то степени посредством реализации программы упражнений. Дефекты восприятия в основном восполняются программой упражнений для развити зрительных и тактильных ощущений. Программа коррекционной работы направлена на снижение примитивных рефлексов, повышение двигательной силы, развитие способности удерживать равновесие тела, выполнение ритмических движений. Общими и обязательными принципами для всех методик ЛФК являются: 1) регулярность, систематичность и непрерывность применения лечебной гимнастики, 2) строгая индивидуализация упражнений ЛФК в соответствии со стадией заболевания, его тяжестью, возрастом ребенка, его психическим развитием, 4) постепенное, строго дозированное увеличение физической нагрузки [2]. Приводим способы и содержание упражнений для работы с детьми, страдающими церебральным параличом: 1. Упражнения дл растягивания мышц: снятие напряжения в мышцах, профилактика тератогенеза, расширение диапазона движения. 2. Упражнения дл развития чувствительности мышц; для выработки силы, дающей возможность регулировать определенный участок мышцы. 3. Упражнения дл улучшения функционального состояния нервной ткани посредством тренировки чувствительности нервов. 4. Упражнени взаимного влияния для укрепления ведущих и антагонистических групп мышц. 5. Упражнение на выносливость, для поддержания эффективности функционирования органов. 6. Тренировка на расслабление, для устранения спазмов, напряженности и судорог. 7. Тренировка ходьбой (для обучения нормальной ходьбе). 8. Тренировка органов чувств: упражнения для стимулировани органов чувств через повышение чувствительности мышц. 9. Упражнения на подъем по наклонной плоскости для улучшени равновесия и двигательной силы. 10. Упражнения на сопротивление: постепенно увеличивающаяс тренировка на сопротивление для развити мышечной силы. Больные с церебральным параличом могут развивать мышечную силу посредством выполнения упражнений с постепенно увеличивающейся интенсивностью. Если не проводить таких тренировок, то потенциальные двигательные возможности останутс нереализованными. Е.И. Левандо (1972), отстаива позиции функциональной тренировки всех систем организма, указывает на то, что "основными недостатками лечебной гимнастики при церебральном параличе являются недооценка принципа общей тренировки и сведение всей гимнастики только к специальной”. Специальна физкультура путем использования ограниченных упражнений для больных церебральным параличом, которые не могли освоить основные функциональные движения, должна обеспечить возможность наибольшего развития их физической силы. C. Laskas (1985) предлагает способ восстановления нервных путей, содержащий два предварительных условия. Принципы физического развития и здорового ребенка, и ребенка с функциональным расстройством одинаковы. Использу запланированный комплекс упражнений, направленный на развитие ощущений, можно улучшить состояние двигательной сферы ребенка с дефектом нервной системы [3]. При участии больных с церебральным параличом в спортивных играх, необходимо применять игры, соответствующие их двигательной силе, или упрощать правила общеизвестных игр и условия их проведения. Например, если больные с церебральным параличом играют в футбол, следует отрегулировать величину ворот или расставить детей на местах игрового поля, где требуетс меньше движений. Многие виды спорта предъявляют различные требования к степени двигательной активности, поэтому следует пересмотреть правила и используемый инвентарь. Важно тщательно учитывать индивидуальную двигательную активность каждого больного с церебральным параличом. Двигательные функции при каждой форме церебрального паралича: спастической диплегии, атонической и астатической форм - отличаются своеобразием. Если при спастической диплегии сравнительно легче осваиваются упражнения, требующие непрерывного движ=ения, то при астатической форме более подходящими являютс кратковременные упражнения, дающие возможность чаще отдыхать между упражнениями. Если отдых и затрудняет развитие техники упражнений, он одновременно дает возможность предотвратить непроизвольные мышечные спазмы. Атоническа форма выдвигает несколько другую проблему. Больные с этой формой паралича особенно страдают при упражнениях на поддержание равновесия. Основная трудность выполнения упражнений дл больных с церебральным параличом заключается в том, что каждый из них имеет свою двигательную силу, что важно учитывать при выборе вида упражнений. Больным с церебральным параличом следует чаще давать возможность отдыхать, продолжительность и частоту отдыха - варьировать, следя за степенью сопротивления при выполнении упражнений. Важны также порядок и степень трудности упражнений. Программа упражнений с постепенным возрастанием степени сложности дает возможность выбрать движения, соответствующие силе больного ребенка. Для выполнения на первой стадии занятий, в начальных классах школы, предусмотрены ходьба, подскоки, перепрыгивания, прыжки, броски, удары ногой, прием мяча и др. В средних классах школы в программу занятий по физической культуре входят движения, дающие возможность оптимально разработать физическую силу. В старших классах предусматривается овладение техникой разных видов спорта, эффективно поддерживающих достаточный уровень развития силы: ручного мяча, стрельбы из лука, бадминтона, плавания, гольфа, а также вольные упражнения. Это дает возможность встречаться со многими людьми, расширять социальные контакты и по окончании школы с пользой проводить свободное время. Больным с церебральным параличом после выпуска из школы должна быть предоставлена возможность продолжить освоение техники того или иного вида спорта, так как людям с затруднением в движениях для освоения техники требуется больше времени, чем всем остальным. С 1978 г. проводятся спортивные состязания по таким видам спорта, как кегли, бильярд, настольный теннис, лук, поднятие штанги, плавание, велосипедный спорт, слалом на колясках, позволяющие больным с церебральным параличом соревноваться и участвовать в общественной жизни. Функциональные возможности каждого участника состязаний уравниваются [4]. Литература 1. Вернер Д. Реабилитация детей-инвалидов. М., 1995, с. 87. 2. Лечебна физкультура в системе медицинской реабилитации: Руководство для врачей /Под ред. А.Ф. Каптелина, И.П. Лебедевой. М., 1995, с. 125. 3. Laskas C. et al. Enhancement of two moter function for the lower extremity in a child with spastic quadriplegia, phys ther 65. 1985, p. 11-16. 4. Mushett C., J. Jones, C. Sherrill. Classification and other issues in sports for blind, cerebral palsied, les autres, and amputee athletes. In Sport and disabled athletes, edited by C. Sherrill. Champaign, III: Human Kinetics. 1985. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |