ТЕОРИЯ ОБРАЗОВАНИЯ



ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И СПОРТУ

Кандидат педагогических наук В.В. Беляева
Кандидат педагогических наук, доцент Ю.В. Борисов

Томский государственный педагогический университет
Московский педагогический университет

Ключевые слова: индивидуализация профессионального совершенствования, диагностика педагогических качеств, профессиональные характеристики, повышение квалификации, профессионально-личностный рост.

Анализ практики повышения квалификации различных категорий специалистов и организаторов образования, изучение непрерывного образовани педагогических кадров дают основание заключить, что на данном этапе функционирования системы повышения квалификации накопилось много недостатков; преобладание лекционных форм работы; ограниченность учебных часов и финансирования; недостаточная подготовленность специалистов к совершенствованию своего профессионального мастерства на основе творческого усвоения дисциплин; неупорядоченность системы самообразования; неразработанность проблем повышени квалификации специалистов в послекурсовой период [1, 3, 4, 5, 11, 14, 15, 16]. Все это свидетельствует об актуальности проблемы управлени профессиональным ростом специалистов по физической культуре и спорту.

С целью разработки методики совершенствовани профессионального мастерства специалистов по физической культуре и спорту с учетом индивидуальных особенностей и качеств нами был проведен формирующий эксперимент, который включал следующие компоненты:

1. Диагностический - предполагающий выявление индивидуальных особенностей специалиста (личностных и профессиональных качеств, склонностей, предпочтений, привычек, которые обусловливают педагогическую деятельность).

2. Организационный - содержащий разработку особой организации процесса профессионального совершенствования, где специалист становится активным субъектом педагогической деятельности.

3. Управленческий - обеспечивающий управление профессиональной деятельностью специалиста по физической культуре и спорту.

В исследовании принимали участие 30 учителей физической культуры средних и неполных средних общеобразовательных школ города Томска и области со стажем работы от двух до 20 лет (24 мужчины и 6 женщин). Основной задачей экспериментальной работы было создание индивидуальных программ профессионального совершенствования для учителей физической культуры с учетом их потребностей в педагогическом росте.

На предварительном этапе исследовани изучалась структура профессионального мастерства специалистов по физической культуре и спорту. Сравнение различных подходов [3, 7, 8, 10, 12, 13] позволяет сделать вывод, что при различном наборе элементов педагогического мастерства довольно четко просматривается ряд компонентов, определяющих его структуру: личностные качества, общие и специальные знания, профессиональные умения и методические технологии.

Для оценки педагогических качеств специалистов была разработана комплексная диагностика профессионального мастерства учителей физической культуры, которая включает в себ следующие методы и тесты:

1. Тест физической подготовленности. Тестирование физической подготовленности специалиста по физической культуре и спорту обусловлено спецификой его профессиональной деятельности ( личный показ выполнения упражнений, непосредственное участие в учебно-воспитательном процессе).

2. Тест профессиональной грамотности специалиста проводится с целью выявления знаний теории, методики физического воспитания, способности адаптироваться к условиям жизни и труда. Педагогам предлагались контрольные задания, которые включали себтри вопроса: первый - по истории физической культуры и спорта, второй - по методике преподавания физического воспитания, третий - на решение педагогической задачи.

3. Самооценка специалистами своей педагогической деятельности. Результаты самооценок позволяют составить характеристику развития и проявлени основных профессиональных и личностных качеств, способностей и умений педагогов. Для самооценки мы использовали "Карту профессиональной диагностики специалиста по физической культуре и спорту", которая содержала следующие блоки: владение учебно-методическими и научными средствами - 10 оценивающих позиций; педагогически важные умения (проектировочные, конструктивные, организаторские и коммуникативные) - 37 оценивающих позиций; владение профессиональными умениями - 12 позиций; личностные качества - 10 позиций. Самооценка производилась по 5- балльной шкале.

4. Анкетный опрос с целью определения реального проявлени профессиональных и личностных качеств в педагогической деятельности.

5. Интервьюирование специалистов (свободное и стандартизированное) проводилось для проверки, уточнения данных, полученных путем применени других методов, а также получения дополнительной информации по невыясненным вопросам.

6. Экспертна оценка профессионализма специалистов. Предметом экспертной оценки явилась педагогическа деятельность учителя физической культуры.

Как свидетельствуют результаты диагностики, каждый учитель, повышающий свою квалификацию, уже имеет определенную теоретическую базу и комплекс практических умений для своей профессии, у него сложились определенные профессиональные и жизненные установки, взгляды, позиции.

Эксперимент проводился в два этапа: первый - двухнедельные курсы повышения квалификации, второй - самостоятельная работа в послекурсовой период.

На основе результатов диагностирования и ориентиров на индивидуальный педагогический опыт, уровень подготовленности, образовательные интересы и потребности, творческие намерения и способности каждого специалиста была составлена программа обучения на курсах повышения квалификации, включавшая следующие положения:

1. Совершенствование знаний в области физической культуры и спорта, теории и методики физического воспитания, психологии, педагогики, валеологии, истории физической культуры и спорта, спортивной метрологии и других.

2. Развитие творческой деятельности учителя (решение проблемных задач, деловые игры).

3. Совершенствование физических качеств (на практических занятиях).

4. Совершенствование методических знаний и умений. Для этого специалисты посещали открытые уроки учителей города, анализировали их.

Проводимая работа осуществлялась по двум взаимосвязанным направлениям: со всей группой с учетом уровн сформированности профессионального мастерства специалистов; с решением задач индивидуального подхода, обеспечивающего развитие творческой деятельности педагогов. На занятиях использовались следующие средства: индивидуальные задания, доклады, проведение исследований. Задания подбирались таким образом, чтобы не нивелировать личность, а способствовать раскрытию ее потенциальных возможностей, сохраняя индивидуальность. Реализация этого требования предполагала включение разнообразных аспектов тех заданий, соответствующих индивидуальным потребностям учителей, которые концентрировали внимание специалистов на слабых местах их профессионального развития, помогая тем самым в ликвидации индивидуальных пробелов. С целью совершенствования профессиональных знаний, умений, навыков применялись методы активного обучения: беседы-дискуссии "за круглым столом", "мозговая атака", "деловые игры", что создавало условия для более действенного творческого развития педагогической деятельности. Каждому учителю предлагалось выполнять такие ролевые действия, которые были наименее характерны для сложившейся у него манеры профессионального поведения.

В эксперименте много внимания уделялось совершенствованию двигательного потенциала специалистов, так как больший объем двигательных действий обеспечивает и большую свободу в проявлении его творческих способностей. Для этого были разработаны индивидуальные планы занятий на сочетание различных вариантов движений, технико-тактических комбинаций, оригинальность выполнения двигательных комбинаций.

На открытых уроках учителя могли ознакомиться с опытом своих коллег, проанализировать их деятельность, что способствовало расширению их методических знаний, развитию когнитивных способностей. Анализ и активное обсуждение "позитивов" и "негативов" занятия приводило участников обсуждения к общему мнению о находках в открытом уроке.

Второй этап эксперимента. На основании результатов, полученных в ходе исследования, и результатов диагностирования было определено содержание послекурсового профессионального совершенствования специалистов по индивидуальным планам самообразования, в которых предусматривалось стимулирование познавательной и творческой активности, приобщение их к исследовательской работе. Индивидуальными планами самосовершенствовани предусматривалось: повышение методолого-теоретического уровня, углубление знаний по преподаваемому предмету, повышение уровня психолого-педагогических знаний, самостоятельное изучение тем, по которым обнаружены существенные пробелы, выполнение заданий творческого характера. Для этого использовались: чтение литературных источников; изучение передового опыта работы педагогов; посещение лекций, конференций, семинаров; работа над творческой темой; подготовка докладов.

Результаты, полученные в процессе педагогического эксперимента, позволяют судить о положительных изменениях в работе учителей. Критериями эффективности данной методики служили: самооценка профессиональных умений, экспертна оценка, оценка уровня профессиональных знаний. По самооценке учителей физической культуры своей профессиональной деятельности уровень сформированности понизился только в одной характеристике - владении учебно-методическими, научными и практическими средствами - 3,73 балла до эксперимента, 3,57 балла после. По всем другим характеристикам самооценка учителей повысилась: проявлению проектировочных умений (соответственно 3,83 и 4,06 балла); использованию конструктивных умений (4,11 и 4,31 балла); коммуникативным умениями (4,17 и 4,34 балла). При рассмотрении динамики самооценок обращает на себя тенденция к снижению положительных оценок по мере приобретения педагогического опыта. Очевидно, это связано с изучением своих возможностей, знаний и умений, проявляемых в процессе педагогической деятельности, и повышением критического отношения к себе, что способствует формированию более адекватной самооценки. Чаще всего учителя отмечают у себя те умения, которые связаны с непосредственной практической работой на уроках, обеспечением их безопасности (управление поведением и деятельностью учащихся, страховка и оказание помощи, умение объяснять и исправлять ошибки, коммуникативные умения). Реже отмечаются умения, связанные с применением теоретических знаний в практической деятельности (применение дидактических принципов, анализ урока, проектировочные умения). В то же время глубокое знакомство с результатами своей деятельности, совершенствование профессионального мастерства с учетом индивидуальных особенностей и потребностей способствовало возрастанию у учителей физической культуры уверенности в своих силах, способностях и умениях.

По специально разработанной шкале оценок эксперты фиксировали уровень сформированности приоритетных профессионально-педагогических умений у учителей физической культуры в начале и в конце экспериментальной работы. Результаты показывают, что средняя оценка умений по всем показателям возросла после эксперимента:

1. Деятельность учителя (установление контакта с занимающимися, контроль за своим поведением и поведением учащихся и т.д.): до эксперимента составил - 4,02 балла, после эксперимента - 4,28 балла;

2. Объяснение двигательного действия (правильность, точность, доступность, использование специальной терминологии) - соответственно 3,71 и 4,07 балла;

3. Показ упражнения и его элементов (правильная техника, оптимальная проекция, рациональный выбор места) - 3,99 и 4,35 балла;

4. Контроль за выполнением упражнений (фиксация всех ошибок, определение возникновения их причин и устранение, осуществление страховки) - 3,99 и 4,15 балла;

5. Дозирование физической нагрузки, характера и объема, варьирования темпа и ритма, правильный выбор интервалов и характера отдыха - 3,69 и 4,04 балла;

6. Умение управлять деятельностью занимающихс (исполнение всех команд, активность на занятиях ) - 4,13 и 4,34 балла. В ходе бесед эксперты отметили, что у учителей уроки стали более интересными, динамичными. Учителя старались разнообразить деятельность занимающихся, поднять их эмоциональный фон, для чего использовали на уроках нестандартное оборудование, музыкальное сопровождение, увлекательные игры. Эксперты обратили также внимание на то, что у учителей возрос багаж двигательных заданий и упражнений, которые они использовали во время проведени уроков.

Распределив учителей физической культуры по группам в соответствии с количественной оценкой уровня их знаний, мы выявили, что высокий уровень профессиональных знаний показали до эксперимента 23,30%, после эксперимента - 46,67%, средний уровень - до эксперимента - 63,40%, после - 53,33%, низкий уровень знаний до эксперимента - 13,30%, после эксперимента - 0%. Уровень знаний считалс высоким, если учитель за три вопроса набирал 13-15 баллов, средним - 9-12 баллов, низким - 8 и менее баллов. Сопоставление этих данных продемонстрировало, что после педагогического эксперимента никто из учителей не показал низкого уровня знаний, а число учителей с высоким уровнем увеличилось в два раза.

Полученные результаты могут послужить теоретической базой для дальнейшего профессионального совершенствования специалистов по физической культуре и спорту.

Литература

1. Артубалевска В.В. Курсовая подготовка педагога, как систематизирующий фактор их непрерывного повышения квалификации: Канд. дис.. Спб., 1993.

2. Ашмарин Б.А. Профессиограмма учителя физической культуры// Методическая разработка. - Хабаровск , 1991.

3. Баранов В.И. Совершенствовать систему повышения квалификации руководящих кадров физической культуры и спорта // Теор. и практ. физ. культ., 1988., № 1.

4. Борисов Ю.В. Планы и программы краткосрочной подготовки и повышения квалификации физкультурных кадров. - М.: Госкомспорт СССР, 1984.

5. Вейт М.А. Непрерывное образование и подготовка учителя// Сов. педагогика, 1991, № 8.

6. Вершиловский С.Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы. М., 1987.

7. Дергач А.А., А.А. Исаев. Педагогическое мастерство тренера. - М.: ФиС, 1981.

8. Дикунов А.И. Структура педагогического мастерства// Теор. и практ. физ. культ., 1994, № 12.

9. Зарипов К.З. Дифференциация и индивидуализация, обучение учителей в системе повышения квалификации. Л., 1989.

10. Лях В.И., Л.Б. Кофман. Как оценить деятельность учителя физической культуры //Физическая культура в школе, 1992, № 5-6.

11 Онушкина В.Г. Концепция повышения квалификации кадров в системе непрерывного образования. Л., 1988.

12. Петунин О.В. Формирование педагогического мастерства учителя физической культуры. М., 1980.

13. Решетень И.Н., И.Х. Кобер. Основы педагогического мастерства учителя физической культуры. Алма-Ата, 1990.

14. Чегодаев Н.М. Организационно-педагогические условия совершенствования системы повышения квалификации педагогических кадров: Канд. дис. М., 1991.

15. Чернов К.Л., В.К. Кузнецов, Ю.А. Каширцев. Организационно-деятельностная структура системы повышения квалификации работников сферы физической культуры и спорта //Теор. и практ. физ. культ., 1993, № 7.

16. Шляхтенок Г.И. Подготовка и повышение квалификации физкультурных кадров. Минск, 1991.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!