Abstract SANITATION OF SCHOOLCHILDREN FROM REGIONS OF COMPLEX ECOLOGICAL POLLUTION S.A. Polievsky, Dr. Hab, professor A.M. Lakshin F. Renzhbal T.I. Kudashova I.V. Osadchenko Russian state academy of physical culture, Moscow Children health-improving complex, Novomoscovsk Key words: regions of ecological disaster, radioactive and chemical pollution, weakness of children, children's sanitation complex, technologies of health-improvement, bio-correctors, motor activities. The authors of the article has examined many schoolchildren from Novomoscovsk and came to the conclusion that the majority of them are not really healthy and their health-level are pretty worse than usual. In particular, they noted that many children did not wish to be physically active. The authors named that phenomenon as kinezo-phobia. In view of that, the authors suggest a special program of physical education for weakened children, which includes various regimes of motor activities, proper medical care and consuming of different natural bio-correctors. It was also substantiated scientifically, that bio-correctors' consuming helps to overcome the kinezo-phobia.
|
Оздоровление школьников из районов комплексного экологического загрязнения Доктор медицинских наук,
профессор С.А. Полиевский Российская государственная
академия физической культуры, Москва Ключевые слова: области экологического бедствия, радиоактивное и химическое загрязнение, слабость детей, комплекс детской санитарии, здоровьеулучшающие технологии, биокорректоры, двигательная деятельность. У детей, проживающих на территориях экологического бедствия, в последнее время отмечается негативная тенденция к снижению физических возможностей детского организма. Это приводит к истощению образовательного потенциала, к снижению стресс-устой чивости, замедлению развития творческого начала у детей и даже к падению морального уровня межличностных отношений. При этом, возможно, следует учесть, что во многом снижение физического здоровья детей объясняется не только прямым воздействием вредных загрязнений воздуха на организм, но и радиационно-химической кинезофобией, что и определяет слабую выраженность интереса к занятиям физическими упражнениями, приводящую к гиподинамии [16, 25, 26]. Литературные и авторские данные свидетельствуют о необходимости усиления двигательного режима школьников, проживающих на территориях экологического бедствия,о его пользе для функционального состояния организма ребенка [4, 9, 20, 21, 23]. Большую роль в восстановлении, укреплении и развитии здоровья детей играют физкультурно-оздоровительные технологии, повышение объема и разнообразия форм двигательной активности [4, 6, 9, 10, 14, 18, 20, 21]. Эти технологии должны иметь педагогическую, физиолого -гигиеническую и психологическую направленность, повышать оздоровительный и развивающий эффекты процесса физического воспитания в зонах повышенного радиационного и химического фона. Существенное значение для педагогической науки имеют научные разработки, обеспечивающие организационно-методическую основу формирования педагогических технологий совершенствования физического потенциала ребенка в противовес неблагоприятным факторам внешней среды. В этой связи становится понятной актуальность научных исследований, направленных на установление корреляционной зависимости объемов и качества двигательной активности детей от экологического состояния окружающей среды и выбор педагогических технологий в сочетании с детоксикационными, что позволяет снизить негативное воздействие среды на организм. Мы предположили, что рациональный рост физических нагрузок на организм школьников в районах экологического бедствия в сочетании с прохождением общеобразовательных предметов будет переноситься без напряжения функциональных систем организма и дефектов в состоянии здоровья только в случае применения биокорректоров, выступающих как активаторы здоровья и могущих обеспечить поддержку иммунной системы и высокий уровень физической и умственной работоспособности. В настоящее время разработаны и выпускаются в промышленных масштабах достаточно дешевые и эффективные биокорректоры дрожжевого происхождения, могущие обеспечить нужный спектр действия на организм школьника-спортсмена, особенно в условиях системного кризиса, разразившегося в нашей стране,что отрицательно сказалось на полноценности и сбалансированности детского пищевого рациона [7, 11, 16, 17, 22]. Особую актуальность стимуляция работоспо собности школьников в условиях усиленного двигательного режима приобретает в реальных условиях многокомпонентной химической и радиационной нагрузки, наблюдающейся в Новомосковске Тульской области, где за последние 10 лет произошло существенное повышение заболеваемости и снижение уровня физической подготовленности детей, что говорит о своевременности и необходимости проводимых исследований [18], и где среди детей выявлены функциональные нарушения (2-я группа здоровья) - 63%; хронические нарушения - 22%; 77%, нервно-психические нарушения - 77%, в том числе вегето-сосудистые дистонии - 39,3 %; астеноневротические реакции (синдромы реактивности) - 30,2%. 61,3% школьников находятся в состоянии перенапряжения механизмов адаптации, повышенной тревожности и невротических расстройств, 38,8% - в состоянии риска функциональных отклонений, уровень гемоглобина у них ниже, а СОЭ выше, чем у школьников из контрольного (чистого) региона: Уровень развития физических качеств у школьников загрязненных районов значительно ниже соответствующих показателей их сверстников, проживающих на "чистых" территориях (силовая выносливость, гибкость, проявление максимальной мышечной силы, скоростно-силовая выносливость, ловкость). Работа по использованию биокорректоров в условиях усиленного двигательного режима выполнялась в соответствии с "Комплексной программой работ по усилению профилактики заболеваний и укреплению здоровья населения Российской Федерации" и отраслевой программой "Эколого-гигиенические проблемы безопасности России и пути их решения"в Новомосковске, где в 1995 г. был открыт Детский оздоровительный комплекс (ДОК) с отделениями лечебной физической культуры, общей физической подготовки, психодиагностики, коррекции и реабилитации . В штате есть тренеры-пpеподаватели, педагоги дополнительного образования, спортсмен-инструктор,педагоги-психологи,учитель-дефектолог, социологи, врачи, массажисты, программист. В рамках отделения общефизической подготовки на базе двух средних школ 39 учащихся 5-х классов выполняли нагрузки (вместо двух уроков по 45 мин) в режиме групп начальной подготовки 3 раза по 90 мин. Занятия в недельном цикле были распределены следующим образом: одно занятие в бассейне, одно - в спортивно-тренажерном зале и одно - на свежем воздухе. В течение трех недель, с 25 февраля по 18 марта 1999 года, 17 школьников 5-х классов (опытная группа) принимали биокорректор "Стимулор" по 3 таблетки 2 раза в день, свекольный сок по 1 чайной ложке на 0,5 стакана воды 2 раза в день и пищевую добавку "Бета-Вета" по 1 таблетке 3 раза в день. Остальные дети (22 человека) составили группу усиленного двигательного режима (УДР). Контрольная группа (13 школьников) занималась по Программе физического воспитания (1992). До начала и в конце цикла стимуляции учащиеся прошли медицинское и психофизиологическое обследование с определением ряда показателей здоровья и тестированием физической подготовленнос ти. Проводилось тестирование общей работоспо собности по Гарвардскому степ-тесту и ОФП, определялись неспецифическая антиинфекционная резистентность, образная кратковременная память, количество гемоглобина в крови. В опытной группе в результате цикла приема биокорректоров уменьшилось число колоний микробов на коже на 11,37 кол. при p < 0,05. В то же время у школьников c обычным двигательным режимом существенных сдвигов этого показателя не отмечено, а в группе УДР - некоторый его рост. Таким образом, проверка неспецифической антиинфекционной резистентности организма школьников по бактотесту выявила существенные сдвиги, свидетельствующие о выраженном воздействии программы стимуляции работоспособности посредством приема биокорректоров в группе УДР, на этот показатель здоровья и иммунитета детей, проживающих в условиях экзоэкологического загрязнения среды. Учитывая возможное развитие у детей при повышенных физических нагрузках выраженного клинического полиморфизма железодефицитной анемии (ЖДА), характеризующейся мышечной слабостью, головными болями, ослаблением памяти, головокружениями, кратковременными обмороками, тахикардией, одышкой при нагрузке, болью в области сердца и др.[1] в первую очередь приводим данные о количестве гемоглобина в динамике эксперимента с использованием стимуляторов. Прежде всего обращает на себя внимание низкое исходное содержание гемоглобина у школьников опытной группы, которое относится к нормативам для более юных детей (от 4 до 6 лет) [3], и относительно высокое - у школьников контрольной группы. Количество гемоглобина в группе школьников УДР, принимавших биокорректоры, значительно возросло (на 16,7 г/л при р < 0,05). В то же время в группах УДР и контрольной за тот же период времени отмечено примерно равное невыраженное снижение показателя. Это говорит о пользе лиофилизированного сока свеклы для подъема уровня гемоглобина. После выполнения Гарвардского степ-теста подсчитывался индекс (ИГСТ) и полученные данные соотносились с рекомендациями В.Л. Карпмана и др. [5]. Отмечен низкий уровень ИГСТ у школьников данного региона. И только у школьников с УДР после приема препаратов из категории "плохой" он перешел в категорию "ниже среднего". Физическая работоспособность у школьников опытной группы достоверно выросла на 10,95 усл. ед. (p < 0,05) при несущественных различиях в группах УДР и контрольной. При этом обращают на себя внимание высокие исходные цифры ИГСТ в контрольной группе. Что касается данных образной кратковременной памяти (ОКП), то как в динамике тренировки, так и в цикле стимуляции отмечаются сдвиги в сторону снижения показателя ОКП, свидетельствующие о накоплении утомления вследствие большой значимости и загруженности данной функции в учебном процессе младших школьников. Вместе с тем имеются значимые различия в уровне показателя кратковременной памяти в зависимости от группы испытуемых. Наибольшее количество запомненных образов - 8,4 - было у опытной группы в конце цикла стимуляции до начала уроков. Самый низкий показатель отмечен в группах УДР и контрольной в конце уроков в конце цикла стимуляции. Он был равен соответственно 5,6 и 5,9 об., что существенно меньше аналогичных данных опытной группы. Это свидетельствует о выраженном воздействии средств стимуляции на показатели оперативной памяти детей, что немаловажно для учебной деятельности. Исходя из полученных в результате тестирования ОФП (три теста) данных, в силовом показателе - подтягивании - в опытной группе испытуемых отмечено существенное улучшение (на 0,9 раза при p<0,05), также отмечено улучшение показателя в прыжке в длину с места в опытной группе - на 14 см (p<0,05) и в челночном беге, отражающем координационные возможности учащихся, в опытной группе показатель также улучшился на 0,7 с при p < 0,05 . В то же время в группах УДР и контрольной сдвиги в этих показателях оказались статистически недостоверными. При этом некоторое их улучшение было более выражено в группе УДР по сравнению с контрольной. На наш взгляд, низкие межгрупповые различия между группами УДР и контрольной и без стимуляции объясняются именно отсутствием биокорректоров, обеспечивших нормальное протекание метаболических процессов в организме школьников. Обсуждение результатов . Литературные и авторские данные неопровержимо свидетельствуют о выраженном кинезофобическом синдроме у детей, проживающих на территориях комплексного экологического загрязнения, определяющем их слабый интерес к занятиям физическими упражнениями, что приводит к гиподинамии, о пользе и необходимости усиления двигательного режима младших школьников, проживающих на этих территориях, что было осуществлено в Новомосковском ДОКе. По нашему мнению, в оздоровительном и общеразвивающем планах особо перспективно комплексное планирование занятий разного профиля (плавание, бег на свежем воздухе, тренажерная подготовка). Исследование показало, что простого усиления двигательного режима недостаточно. Оно должно сопровождаться стимуляцией работоспособности школьников к приему биокорректоров. Разработаны комплекс средств стимуляции, основанный на сочетанном воздействии натурального биокорректора Стимулор (Россия) и лиофилизированного свекольного сока в форме таблеток и порошка, а также методика его использования в течение учебного дня при строгом соблюдении методических правил приема стимуляционных средств. В результате оптимизации функционального состояния детей путем применения биокорректоров были выявлены положительные функциональные сдвиги, свидетельствующие о значимом воздействии комплекса на физиологические функции, определяющие их общую, физическую и умственную работоспособность, состояние здоровья и энергетического компонента детей районов экологического бедствия: - улучшились показатели самочувствия; - минимизировались внешние признаки утомления; - повысилась работоспособность ведущих анализаторных функций; - отмечен прирост упругости позных мышц; - улучшилось состояние иммунной системы; - выявлены лучшие данные Гарвардского степ-теста и тестирования ОФП; - увеличилось количество гемоглобина в крови; Это различие указывает на повышение уровня работоспособности младших школьников, прошедших цикл стимуляции БК при усилении двигательного режима. Тем самым применение нового отечественного биокорректора Стимулор в сочетании с лиофилизированным свекольным соком вызвало функциональном состоянии школьников ряд изменений, носящих стимуляционно-оздоровительный характер, что позволяет выдерживать высокие учебные и физические нагрузки без ущерба для функционального состояния и работоспособности детского организма, улучшать состояние их здоровья и психосоматический статус. Полученные результаты прямо отражают усиливающуюся роль биокорректоров в обеспечении жизнедеятельности детей, проживающих в условиях комплексного экологического загрязнения, особенно при повышении уровня двигательной активности. Литература 1. Алексеенко И.Ф. Железодефицитные состояния.- М.:АО "Медицинская газета". Вып. 5. - 154 с. 2. Ахмеджанов Э.Р. Психологические тесты.- М.: "Лист", 1997. - 319 с. 3. Вельтищев Ю.Е., Кисляк Н.С. Справочник по функциональной диагностике в педиатрии.- М.: Медицина,1997, c. 452 - 453. 4. Данчук П.С. Особенности физического воспитания школьников 7-9 лет, проживающих в зоне повышенной радиоактивности: Автореф. канд. дис. - М.: ВНИИФК, 1994. - 23 с. 5. Карпман В.Л., Белоцерковский З.Б., Гудков И.А. Тестирование в спортивной медицине. - М.: ФиС, 1988. - 206 с. 6. Ковалёва О.А. Эффективность применения физических упражнений с учащимися 7-х классов, проживающими в условиях с различным уровнем радиационного загрязнения среды: Автореф. канд. дис. Гомель, 1997. - 24 с. 7. Кудряшова А.А. Натуральные биокорректоры и их роль в обеспечении продовольственной безопасности /В сб. Натуральные биокорректоры: питание, здоровье, экология.- М.: МАИ, 1997, с. 4-6 . 8. Кучма В.Р., Гильденскиольд С.Р. Окружающая среда и здоровье жителей города с развитой химической промышленностью. М., 1995. - 123 с. 9. Куц А.С. Организационно-методические основы физкультурно-оздоровительной работы со школьниками, проживающими в условиях повышенной радиоактивности: Автореф. докт. дис.- Киев: УГУФВ,1997. - 43 с. 10. Лебедь М.В. Особенности физической подготовленности школьников, проживающих в зоне промышленного загрязнения: Автореф. канд. дис. - М.: РГАФК,1998. - 23 с. 11. Малахов Г.П. Очищение организма.- Спб. : АО Комплект,1994. - 342 с. 12. Мальцева Л.А. Социально-гигиеническая характеристика состояния здоровья детского населения промышленного города в связи с загрязнением атмосферного воздуха. Автореф. докт. дис. Киев, 1991 - 20 с. 13. Медведков В.Д. Научно-педагогические основы валеолого-экологической реабилитации населения. Автореф. докт. дис. - М.: ВНИИФК,1996. - 48 с. 14. Минина Н.В. Организационно-методические особенности физического воспитания учащихся 12-13 лет в экологически неблагополучных условиях крупного города: Автореф. канд. дис. М., 1992. -23 с. 15. Михалюк Н.С. Изменения иммунной системы детского населения Новомосковска в условиях воздействия вредных факторов окружающей среды //Гигиена и санитария. 1994, № 5, с. 13-16. 16. Полиевский С.А., Калинкин Л.А., Majid Rissan K.,
Осадченко И.В., Петрушкина Т.И. Комплекс
средств повышения эффективности физического
воспитания учащихся Российских территорий ЧВЗ. -
В сб. Фiзична культура,спорт та здоров'я нацii.Кiiв.
Винница. 1998, 17. Полиевский С.А., Сорокина Н.И., Нгуен Данг Ха, Осадченко И.В., Иванов А.А. Об использовании биокорректоров в спортивной практике //Теория и практика физической культуры. 1999, № 5, с. 28-30. 18. Савкин М.Н., Шандала Н.К. Субъективная оценка населением радиационного риска //Гигиена и санитария. 1999, №1, с. 37 - 41. 19. Сауткин М.Ф. Роль двигательной активности в формировании уровня неспецифической резистентности организма в условиях экологического неблагополучия //Теория и практика физической культуры. 1989. № 6, с. 35-36. 20. Севдалёв С.В. Организационно-методические особенности работы по физическому воспитанию школьников 10-12 лет в оздоровительных классах общеобразовательных школ территорий Чернобыльского загрязнения: Автореф. канд. дис. М.,1997. - 22 с. 21. Семёнова С.А. Коррекция режимов двигательной активности детей младшего школьного возраста, проживающих в условиях комплексного экзоэкологического загрязнения.: Автореф. канд. дис. М.: ВНИИФК,1996. - 26 с. 22. Тутельян В. Биологически активные добавки к пище - реальный путь улучшения здоровья //Медицинский курьер. 1998, № 3 - 4, с. 48 - 51. 23. Тюков А.А. Комплексная программа Минобразования России "Помощь".- М.: РИЦ "Помощь". 1995. - 142 с. 24. Устьянцев С.Л., Куликов В.Г. Снижение двигательной активности школьников под влиянием техногеннного загрязнения атмосферного воздуха //Гигиена и санитария. 1999, №2, с. 26-28. 25. Kalinkin L.A., Kuzmichova E.V., Kriazev V.D., Kalinkin A.L., Factors of Unfitness [Fitless Faktors] //Current Research in Sports Science .- New York; Plenum Press,1996.- P. 271-273. 26. Куц О.С. Особливости змiсту фiзичного виховання школярiв в умовах пiдвищеноi радиiоактивностi.- Киiв: "Континент", 1994. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |