Abstract PHYSICAL EDUCATION OF YOUNG PROTESTANTS Yu.G. Kojaspirov, Dr. Hab, professor Aircraft institute, Moscow Key words: physical education, sport, protestants, educational institutions, innovations. In the article the author represented a wide historical material centered on the Protestants' views on young people's physical education. The causes of the Protestantism rising, of its wide-spreading all over Europe at XVI -XVII centuries, the core of its ideology are shown in details. The author suggests many original historical documents and quotations as illustrations to the material. Beside that, the author paid great attention to Ya. A. Komensky's views on physical education. The separate place in the article had been taken by the methodical aspects of Komensky's pedagogical practicing, especially in physical education.
|
Физическое воспитание молодых протестантов Доктор педагогических наук,
профессор Ю.Г. Коджаспиров Не зная прошлого, трудно Ключевые слова: физическое воспитание, спорт, протестанты, учебные заведения, нововведения. Протестантизм представляет собой одно из трех главнейших направлений христианства наряду с православием и католицизмом. К настоящему времени общее количество протестантов составляет более 300 миллионов, в связи с чем отношение к физическому воспитанию подрастающего поколения столь значительной части населения планеты не может не затрагивать профессиональных интересов специалистов физической культуры и спорта. К сожалению, в нашей стране об этом известно крайне недостаточно, что вряд ли приемлемо для великой спортивной державы. Протестантизм появился в результате активного социально -политического движения, названного Реформацией, во многих странах Европы в ХVI-ХVII веках. Своим социальным острием он был направлен против изъянов и злоупотреблений католической церкви и носил, по существу, антифеодальный характер. В связи с тем, что католическая церковь в средние века приобрела главенствующее положение во всех сферах общественной жизни, культуры, образования и была главным оплотом феодализма, то и Реформация прежде всего была направлена против ее господства. В процессе Реформации во многих странах Европы образовались протестантские церкви, которые провозгласили свою независимость от римского папы и требовали равенства в общественных отношениях, отмены крепостного права и сословных привилегий. Протестанты осудили целый ряд ошибок, идеологических перегибов и злоупотреб лений католической церкви, в том числе и ее чрезмерно негативное отношение к телесному развитию и физической культуре человека. Они потребовали приведения церковной организации в соответствие с идейными принципами первоначального христианства, отвергли учение о церкви как о посреднице между Богом и людьми, выдвинули принцип "оправдания верой", существенно упростили религиозный культ, отказавшись от почитания "святых", ангелов, поклонения иконам, мощам и т.п. К середине ХVI века протестантизм довольно основательно закрепился в Англии, Германии, Дании, Норвегии, Швеции, Швейцарии, затем распространился во Франции, Голландии, Бельгии, Чехии и других европейских странах, а с ХVII века начал проникать и в зарубежные колонии европейских государств. Одновременно с этим протестантизм распадается на ряд церквей и идеологических течений. Из первоначальных форм протестантизма (лютеранство, англиканство, кальвинизм, цвинглианство и некоторые другие) создаются новые течения - методисты, реформаторство, пресвитерианство, конгрегационализм, баптизм, адвентизм, пятидесятники и т.д., три последних из которых распространены и в современной России. В 1948 году по инициативе протестантских церквей был учрежден Всемирный совет церквей, стремящийся к объединению различных направлений христианства и выступающий за разрядку международной напряженности и мирное сосуществование государств с различным общественно-политическим строем. С самого возникновения протестантизма в XVI веке его передовые представители стали выступать за переосмысление роли физического воспитания в обществе, особенно для подрастающего поколения и учащейся молодежи. В отличие от безраздельно го господства аскетических идей умерщвления греховной плоти в период мрачного средневековья протестанты начали практиковать более уважительное отношение к телесному развитию человека. Под влиянием идей эпохи Возрождения, Великих географических открытий и новых реформаторских представлений возрождается стремление к античному идеалу "гомо универсале" - всесторонне развитой личности, которое прогрессивно мыслящие педагоги того времени разумно сочетали с общественной борьбой за ослабление сословных и религиозных ограничений. Наблюдательные медики и учителя эпохи Возрождения обратили внимание на то обстоятельство, что свободная двигательная активность и физические упражнения делают человека сравнительно более здоровым, жизнерадостным и работоспособным, чем сидячий образ жизни привязанного к стулу школяра, ремесленника, работника умственного труда или монаха, переписывающего церковные книги. Как видите, проблема гиподинамии - это не порождение XX века, как ошибочно думают миллиарды наших современников. То, что многим из нас кажется новым, необычным и единственным в своем роде, на самом деле в истории человечества уже многократно повторялось. В качестве документального подтверждения можно привести, скажем, исследования итальянского врача и историка физической культуры Иеронима Меркуриалиса (1530 - 1606), изложенные в его аналитической работе "Об искусстве гимнастики": "Более всего ошибаются те, кто утверждает, будто физические упражнения не способствуют развитию здоровья... В отличие от них правильно и разумно вели себя Гиппократ, Платон, Гален и Авиценна, оставившие потомкам учение, согласно которому самый эффективный способ сохранить здоровье - правильное питание и соответствующие физические упражнения". Таким образом, к середине ХVI века отношение католической церкви к физическому воспитанию уже не отвечало возрастающим требованиям социального и экономического развития охваченных Реформацией европейских стран. В консервативных католических школах не было и намека на организованное физическое воспитание учащихся, а в целях поддержания дисциплины и усердия к учебе широко практикова лись телесные наказания, подкрепляемые сентенцией "Розга необходима, ибо рождает мудрость!". В русле этого суждения секли всех без исключения. За обнаруженные школьные проступки на детей неотвратимо сыпались тычки, удары и затрещины, от которых не освобождали ни богатство, ни знатность происхождения, ни даже обладание королевской властью. Например, в записках воспитателя малолетнего французского короля Людовика XIII можно прочитать о том, что юный монарх 15 мая 1610 г. был официально коронован, а 17 сентября того же года "довольно жестоко высечен" своим наставником. В связи с непримиримыми разногласиями во взглядах на подготовку молодежи протестантская и католическая системы обучения и воспитания принципиально размежевались и отделились друг от друга. Основные идейные положения и принципы протестантизма были сформулированы Мартином Лютером (1483 -1546), Жаном Кальвином (1509 - 1564) и Ульрихом Цвингли (1484-153I), которые отвергали отношение к телу, как к тюрьме души, и являлись сторонниками организованного физического воспитания молодежи. В частности, М. Лютер, работая преподава телем Вюртембергского университета, любил повторять, что "с точки зрения правильного использования свободного времени наиболее целесообразными занятиями представляются слушание музыки и физические упражнения. Первое - потому, что изгоняет сердечные заботы и печаль, второе - потому, что делает тело более гибким и способствует здоровью" [31]. Немец Иохим Камерариус в работе "Диалог о гимнасиях", изданной в Лейпциге в 1541 году, разрабатывает первые проектные наброски основ физического воспитания как учебного предмета в учебных заведениях. Основанный в 1502 г. и вскоре реорганизованный М. Лютером и его сподвижником Ф. Меланхтоном Вюртембергский университет становится первым оплотом Реформации среди вузов Германии. Он решительно добивается освобождения из-под контроля Ватикана и поступает в подчинение светским властям. Через некоторое время этому примеру следуют Кенигсбергский, Йенский, Марбургский, Гельштатский и другие протестантские университеты Германии ХVI века. В Англии средоточием протестантского воздействия на университетское образование становится Кембриджский университет. Преобразования, реализованные в нем У.Тинделем (1484 - 1536) и X. Латимером (1485 - 1555), вызвали заметную демократи зацию состава студентов, среди которых значительное место стали занимать представители третьего сословия (горожан и крестьян). Весьма притягательным очагом гуманистического образования в духе Возрождения был также Оксфордский университет, в котором преподавал знаменитый Эразм Роттердамский. Наряду с этим в русле новых общественных потребностей протестанты начинают создавать новый тип школ, которые называют коллегиями, с целью более основательной и разносторонней подготовки молодежи к церковной и светской карьерам. Для детей средних и высших дворян открываются дворянские академии, представляющие собой элитарные учебные заведения, в которых с разным успехом пытаются объединить лучшие традиции рыцарского воспитания и свежие идеи гуманистичес кого образования. В этих школах нового типа педагоги отказались от средневековой системы обучения, огульно отрицавшей физическое воспитание учащихся, и стали относиться к нему гораздо благосклоннее . Каждую неделю в расписании учебных занятий коллегии выделялся один рекреационный день (о чем лучшие наши специалисты сейчас только мечтают), который учащиеся целиком использовали для разнообразных подвижных игр, физических упражнений и пеших прогулок по окружающей местности. В дворянских академиях физическое воспитание приобрело еще более выраженный характер, ибо в них помимо игр и общеукрепляющих физических упражнений учащиеся занимались танцами, верховой ездой и фехтованием. В документальных хрониках 1583 г. Филиппа Стаббса протестантские священники упоминают даже о футболе: "Футбол - игра, в которой молодые люди ... бьют ногами большой мяч, катят его по земле, не поднимая в воздух" (36, с.121). Поражение мячом ворот противника в форме гола впервые упоминается в английских литературных источниках с 1587 г. Среди пионеров этих свежих веяний и школьных реформаторов довольно больших успехов добился директор Лондонской торговой школы Ричард Малкастер (1530 - 1611). Свой педагогический опыт он обобщил и передал потомкам в книге с несколько многословным названием "Исследование всех обстоятельств, обязательных в деле обучения детей, идет ли речь о воспитании духа или тела". В этом обстоятельном исследовании анализируется 45 животрепещущих проблемных ситуаций, большинство из которых так или иначе связано с моральным и физическим воспитанием подрастающего поколения. Новаторский характер размышлений автора обусловлен актуализированным исходным тезисом книги, рассматривающим физические упражнения и игры как процесс специфического потребления культурных благ, с помощью которого облегчается решение целого ряда других педагогических проблем. Обеспокоенная реформаторскими успехами протестантского образования католическая церковь вынуждена была ослабить гонения на физическое воспитание и либерализацию обучения и в ряде подведомственных ей учебных заведений. Основательнее и раньше других этим воспользовались хитроумные отцы-иезуиты, прагматично расширившие задачи и программы обучения своих воспитанников. Католический монашеский орден иезуитов, созданный в 1534 г. отставным испанским офицером Игнатием Лойолой вместе с шестью единомышлен никами, вскоре при активной поддержке папы римского Павла III распространился по разным странам и стал главным орудием Контрреформации. Орден иезуитов стремился монополизировать влияние на политическую и общественную жизнь Европы путем широкомасштабной учебной подготовки кадров для религиозных, культурных и властных структур европейских стран, а для этого ему были нужны прочные позиции в сфере повышенного образования. Самые первые свои колледжи иезуиты открыли в крупнейших европейских столицах: Вене (1551), Риме (1552) и Париже (1561). Чтобы привлечь к учебе наиболее способных представителей разных сословий, в том числе и выходцев из простого народа, плату за обучение не брали, в результате чего число желающих поступить в такие учебные заведения стремительно возрастало. В 1600 г. в Европе функционировало уже около 200 колледжей Лойолы, а в 1650 г., к примеру, в одной лишь Иль-де-Франс (Франция) имелось 14 тысяч учащихся колледжей иезуитов. В колледжах иезуитов, большинство из которых были интернатами, заботились о здоровье, гигиене и физическом развитии учащихся, занимались с ними гимнастикой, плаванием, верховой ездой, фехтованием, пешими походами и экскурсиями, ограждали от перегрузок. В отличие от традиционной суровости других католических школ преподаватели предпочитали более мягкое личное обращение с учениками, поручая телесные наказания товарищам провинившихся и специальным "корректорам". В то же время в колледжах иезуитов культивировались слепое подчинение авторитету наставника и интересам ордена, острое соперничество, взаимная слежка и доносы, непримиримое отношение к иным конфессиям и убеждениям. Для приобретения беспрекословного авторитета у учащихся педагогам рекомендовалось три основных способа: заслужить доверие, снискать любовь, заставить бояться. Учитель должен был убедить ученика в неизбежности того, что каждый его проступок станет известен и будет наказан, причем чаще избиралось воздействие страхом бесчестия, нежели телесного наказания. Иезуиты эклектично совмещали реакционные педагогические установки и сравнительно эффективные методы и приемы обучения и воспитания юношества. Это не могло не принести своих кисло-сладких плодов. Из числа воспитанников иезуитов выпестова лось немало выдающихся ученых, политиков, философов, писателей: Р. Декарт, Ф. Вольтер, П. Корнель, Г. Лейбниц, Ж.-Б. Мольер и др. Однако впоследствии некоторые из них отреклись от своих учителей и осудили их учение. Между тем протестанты, не успокаиваясь на достигнутом, продолжали наращивать свои педагогические достижения, наиболее впечатляющими из которых могут служить нововведения Яна Амоса Коменского (1592-1670), ставшего благодаря им выдающимся деятелем мировой педагогики. В связи с тем, что роль и значение Коменского в развитии физического воспитания в отечественной спортивной литературе почти не отражены, автору пришлось провести на эту тему специальное поисковое исследование, некоторые результаты которого приводятся в данной работе. Родившись в Южной Моравии (Чехия) и отучившись в Гернборнском и Гейдельбергском университетах (Германия), Я.А. Коменский стал сначала проповедником, а потом и главой (епископом) протестантской общины Чешских Братьев. Занимался педагогической и просветительской деятельностью в Чехии, Польше, Венгрии, Англии, Германии, Дании, Голландии, работал преподавателем и ректором различных учебных заведений, разрабатывал усовершенствованные модели общественных школ нового типа, по заказу властей писал учебники для Швеции и т.д. По его учебникам начиная с ХVII века учились во многих странах Европы, Азии, Америки, в том числе и в царской России. Опираясь на научные достижения человечества и собственную прозорливость, Коменский разработал целостную теорию взаимосвязанного умственного, духовного и физического воспитания, учитывающую возрастные, психические и физиологические особенности развития детей, подростков и юношей. В своих фундаментальных трудах "Великая дидактика", "Предвестник всеобщей мудрости", "Выход из школьных лабиринтов", "Пансофическая школа", "Предложение о восстановлении школ в Чешском королевстве", "О развитии природных дарований", "Правила поведения, собранные для юношества в 1653 году", "Законы хорошо организованной школы" и в ряде других работ Коменский впервые в истории педагогики (хотя зачатки этой идеи витали еще в античном мире) предложил стройную, теоретически обоснованную систему последовательного (ныне бы сказали непрерывного) образования и воспитания молодежи от самого рождения до зрелости, отведя на это 24 года жизни. Эти 24 года он аргументированно разделил на 4 возрастных периода: младенчество, детство, отрочество (или юность) и зрелость, предназначив каждому из них одно шестилетие и соответствующую школу: 1. Материнская школа, от рождения до 6 лет. 2. Элементарная, или народная, школа родного языка, с 6 до 12 лет. 3. Гимназия или латинская школа, с 12 до 18 лет; 4. Академия, с 18 до 24 лет. Первая школа планировалась в каждом доме, где только Бог дает детей; вторая - в каждой деревне, селе, местечке, общине; третья - в городах; четвертая - в центре области или страны. Каждая из этих школ должна была постепенно и последовательно - от простого к более сложному и от легкого к более трудному - обучать необходимым наукам, нравственным нормам, развитой речи и двигательным действиям. Задачи материнской школы Коменский видел в целенаправленном семейном воспитании ребенка под руководством матери, в развитии его органов чувств, обогащении круга представлений об окружающем мире, формировании правильной речи и первоначальных двигательных умений и навыков. Элементарная, или народная, школа родного языка предназначалась для всех мальчиков и девочек независимо от богатства или бедности и сословной принадлежности их родителей. В ней дети обучались достаточно широкому кругу знаний, умений и навыков, необходимых для достойной жизни в обществе: письму, чтению, арифметике, рисованию, пению, истории, географии, основам религии, экономики и государственного устройства, знакомились с различными ремеслами, физическими упражнениями и подвижными играми. Обучение всему этому на родном языке своего народа считалось важнейшим средством духовного сплочения нации. Гимназия, или латинская школа, предназнача лась для тех, кто проявил склонность к занятиям наукой в элементарной, или народной, школе родного языка. Здесь наряду с латинским языком (языком науки) более углубленно изучались история, математика, физика, естествознание, этика, новые языки, риторика, диалектика и некоторые другие предметы, использовались различные игры и физические упражнения. И, наконец, академия - высшее учебное заведение для молодых людей, проявивших особые способности и дарования. Она предназначалась для завершения изучения полного курса наук по избранной специальности: медицины, юриспруденции, философии, богословия. Организационная структура академии внешне несколько напоминала функционировав шие с XII века университеты, однако воспитательный подход, содержание и методики обучения были существенно преобразованы, к тому же Коменский ввел в учебную программу специально разработанный им комплекс "пансофических знаний", обобщавший достижения всех наук на академическом уровне. По окончании академии выпускникам предлагалось два или три года попутешествовать по миру, посмотреть на его многообразие своими собственными глазами, сопоставить общее и особенное в жизни разных стран и народов и сделать из увиденного самостоятельные выводы. Следует пояснить, что разрабатывая комплекс дидактических проблем подготовки молодежи, Коменский трактовал термин "дидактика" значительно шире наших современников, вкладывая в него не только вопросы образования и обучения, но и различные аспекты деятельности учителя и ученика, организации учебных заведений, необходимого физического воспитания и т.д. В сочинении "Материнская школа" Коменский буквально по пунктам растолковывает, что крепкое здоровье и двигательная активность являются естественной основой продолжительной и плодотворной жизни ("ведь с больными и хилыми не достигнешь никакого успеха") и расписывает, каким именно образом нужно развивать у детей те качества, "чтобы в здоровом теле был здоровый дух". Например, 7-я глава "Материнской школы" называется "Каким образом должно развивать у детей здоровье и силу", и в ней, в частности, указывается, что работу в этом направлении следует начинать еще до рождения ребенка, чтобы мать могла "произвести на свет то, что она носит под сердцем, в совершенстве развитым и здоровым". Ради достижения этой благой цели беременной женщине рекомендуется целый ряд специальных средств и методов (мышечно-двигательных, психологических, гигиенических, медицинских и др.). В данном контексте среди прочего, ей предписывается систематически заботиться о себе, соблюдать правила гигиены, безопасности и рационального питания, избегать всяких излишеств, чтобы объедением, опьянением, несвоевременным постом, очищениями организма, кровопусканиями, простудами и другими недомоганиями не изнурять себя и не подрывать своих сил или чтобы не губить и не ослаблять плод чрева своего. Наряду с этим беременная ограждалась от всяких волнений и страхов, не должна была слишком сердиться, мучиться или терзаться, чтобы не родить раздражительного, беспокойного или печального ребенка. Что касается двигательной активности, то беременная должна была следить за тем, чтобы не ослаблять свой организм излишним сном, вялостью, малоподвижнос тью и бездельем, а при выполнении посильной физической работы старалась быть бодрой и веселой, что также небезразлично для внутриутробного развития ее чада. После рождения ребенка на свет родители в первую очередь должны были позаботиться о соответствующем питании и уходе за ним. При этом особое внимание обращалось на то, чтобы младенец не передавался наемной кормилице (чем часто злоупотребляли в знатных семьях), а питался молоком родной матери, которое считалось для него самым лучшим продуктом, являющимся естественным продолжением того, чем он кормился в материнской утробе. Исключение из этого правила допускалось только при болезни или явной слабости матери. В остальных же случаях, как подчеркивал Коменский в ходе обсуждения данного вопроса, "отчуждение детей от их матерей и питание чужим молоком кормилиц прежде всего противно Богу и природе, во-вторых, вредно для детей, в-третьих, гибельно для самих матерей, в-четвертых, совершенно не заслуживает уважения и достойно сильнейшего порицания" [11, т. 1, с. 214] . Эту точку зрения Коменский подкрепляет не только физиологическими закономерностями, но и любопытными примерами из истории человеческой цивилизации. Из числа последних, думаю, уместно будет привести биографические выдержки из жизни трех известных римских императоров: Тита, Калигулы и Цезаря Тиберия. "Всю жизнь Тит был подвержен болезням потому, что у него была больная кормилица. Калигула был дикий зверь в человеческом виде; причину этого приписывали не родителям, а кормилице, грудью которой он питался; она, кроме того что была злая и безбожная, кормила его грудью, обыкновенно намазывая её кровью. Отсюда он стал настолько свирепым, что не только охотно проливал человеческую кровь, но даже лизал языком кровь, оставшуюся на мече, никогда не чувствуя удовлетворения своей кровожадности. Он осмелился пожелать, чтобы у всех людей была только такая шея, которую можно было бы срубить одним ударом. Цезарь Тиберий предавался пьянству: его кормилица не только сама была любительницей вина и пьяницей, но и приучила его с детства к супу с вином. Отсюда уже можно видеть, что весьма многое не только в отношении тела и здоровья, но также и в отношении души и нравственности зависит от того, какую кто имел кормилицу. Ведь если кормилица страдает какой-либо явной или скрытой болезнью, то и ребенок будет к ней склонным. Если она будет распутной, лживой, грязнулей, пьяницей, раздражительной, то от ребенка нечего ждать чего-либо другого; семена всех этих пороков он будет всасывать с молоком и дурными примерами" [11, t.1, c. 216-217]. Там же, в контексте менторской разрядки, Коменский иронически замечает: "Если супруги не позволяют, чтобы их огород засеивали чужим семенем, почему они позволяют, чтобы их посев орошался чужим дождем?" После чего переходит к рецептам рационального питания младенцев. Через несколько месяцев после рождения он рекомендует вместе с молоком постепенно приучать детей и к другой пище, которая должна быть близкой к естественной, мягкой, сладкой, легкоперевари ваемой. Приучать детей к лекарствам (как у некоторых в обычае) он считал вредным пережитком, поясняя, что лекарства препятствуют естественно му пищеварению в желудочно-кишечном тракте и тем самым мешают нормальному росту организма. Кроме того частый и неумеренный прием лекарств со временем входит в привычку, теряет свою целительную силу и помогает от болезней все меньше и меньше. При этом Коменский акцентирует внимание на том обстоятельстве, что дети, привыкшие к лекарствам, никогда не достигают полного развития и крепкого здоровья, их силы слабеют, они становятся болезненными, бледными, маломощными, страдают нарывами, сокращают себе жизнь и преждевременно умирают. "Поэтому, возлюбленные родители, если вы желаете быть мудрыми, не давайте вашим детям без необходимости лекарства как яда, точно так же и в питье и пище - слишком горячего, острого или чрезмерно соленого" - наставлял Коменский в "Материнской школе", V, 16. После отлучения ребенка от материнской груди он рекомендовал кормить его подходящими молочными продуктами, детскими кашами, маслом, размягченными овощами и легкими фруктовыми напитками. За физическим развитием и здоровьем детей в первые годы жизни Коменский предписывал следить с особой тщательностью, ибо их маленькое тело очень хрупко, кости мягки, кровеносные сосуды слабы, а все органы и члены еще не развиты. В связи о этим он учил родителей, как правильно брать младенца на руки, пеленать, носить или возить в колясочке на свежем воздухе, качать в колыбели и т.д., чтобы по неосторожности не повредить ему что-либо. Разработал методику воспитательной работы с детьми, когда они начнут сидеть, стоять, ходить, бегать, прыгать и развлекаться подвижными играми. Обращал внимание на то, что чем больше ребенок чем-нибудь занимается, двигается или играет, тем лучше он спит и усваивает пищу, тем быстрее растет, становится сильнее, развивается физически и духовно. К основам гигиены и правилам поведения Коменский рекомендовал приучать детей,, начиная со второго года жизни. Прежде всего их учили слушаться старших, правильно брать и есть пищу, не пачкать жиром пальцы, не разбрызгивать жидкую пищу и не пятнать ею себя и окружающих, не издавать во время еды звуков, не высовывать язык и т.д. Пить дети должны были без лизания, облизывания и неприличного обрызгивания себя. На третьем, четвертом и последующих годах ребенка учили самостоятельно ухаживать за собой с возможно большей аккуратностью, чистоплотностью и опрятностью. К одежде, игрушкам и другим вещам дети должны были относиться бережно и заботливо. Например, обращалось внимание на то, чтобы малые дети не волочили свои одежды по полу или земле, не пачкали и не рвали их, особенно умышленно или по капризу. Дети систематически приобщались к тому, что полезно для здоровья и является основой жизненного порядка в будущем. Их планомерно защищали от чрезмерной жары или холода, от обилия пищи и питья, от голода и жажды, стараясь во всем соблюдать полезную умеренность. У них воспитывали привычку к упорядоченному образу жизни: несколько раз в день их укладывали спать и снова поднимали, несколько раз кормили и развлекали играми, выполняли с ними ежедневные упражнения и движения. Большое значение в процессе физического воспитания Коменский придавал умению возбуждать положительные эмоции. "Веселое настроение - половина здоровья" - часто говорил он и настойчиво призывал к тому, чтобы у детей не было недостатка в удовольствии от движений, для чего предлагал специальные приемы и способы. Скажем, на первом году жизни настроение ребенка поднималось мерным качанием в колыбели, ласковыми прикосновениями и массирующими поглаживаниями материнских рук, пением, манипуляциями с погремушкой, ношением на руках по дому, двору или саду, нежными объятиями, поцелуями и т.д. В последующие годы в материнской школе это достигалось благодаря увлекательной игре с родителями или сверстниками, свободному беганью и прыганью в разные стороны, оживленному преследованию друг друга, преодолению легких препятствий, метанию различных предметов, доступным видам детских единоборств и т.п. Одежда для таких занятий предлагалась легкая и удобная, в целях предохранения от ушибов при падениях использовались тканевые повязки на коленях, а на голову надевали мягкую, набитую ватой шапочку. Слишком спокойное состояние ребенка во время сидения, ходьбы или игры Коменский считал нехорошим признаком и учил пробуждать в детях желание к активной деятельности как в играх, так и в более серьезных делах, чтобы они с ранних лет не привыкали к пассивности, лени и безделью. "Пусть они будут теми муравьями, которые всегда заняты: что-нибудь катают, несут, строют, тащат, складывают, перекладывают, нужно только помочь им делать это правильно и безопасно" - советовал Коменский [11, т.1, c.224]. В связи с тем что дети с явным удовольствием подражают тому, что им кажется интересным и важным у взрослых, им не следует мешать в этом, за исключением вредных и опасных примеров. Более того, для неназойливого умственного, трудового и физического воспитания, с использованием врожденного стремления детей к подражанию, в материнской школе предписывалось иметь необходимые для этого игрушкиЖ деревянные мечи, сабли, ножи, салазки, плуги, коляски, лошадки, домики, мельницы и другое, чтобы, свободно играя с ними, дети без всякого нажима старших увлеченно развивали "в теле - здоровье, в уме - живость, а во всех членах - подвижность". Разрабатывая методические рекомендации для физического воспитания подрастающего поколения, в последующие годы жизни Коменский планомерно и последовательно развивает вышеизложенные идеи с учетом возрастных изменений взрослеющего организма. Например, в элементарной, или народной, школе родного языка занятия физическими упражнениями несколько усложнялись по форме и содержанию, а дополнительно к этому использовались игры, развивающие помимо физических качеств память и силу воображения путем запоминания заранее оговариваемых правил и условий игры, счета побед и поражений, измерения дальности прыжков и метаний, игрового изображения различных животных, птиц, рыб, сказочных персонажей и т.д. В целях радикального повышения эффективности школьных занятий Коменский разработал оригинальную дидактическую систему, которая позднее получила название классно-урочной и распростра нилась по разным странам и континентам. В ней были заложены используемые и поныне формы группового обучения в классе, при котором все подлежащее изучению было предусмотрительно спланировано таким образом, "чтобы на каждый год, месяц, неделю, день и даже час падало свое собственное задание" [Великая дидактика, XIX, 39]. На основании этого нововведения в школах появились классы с постоянным составом учащихся, учебный год с четко установленным началом и концом, нормированная продолжительность учебного дня - от 4 уроков в элементарной, или народной, школе до 6 уроков в гимназии, или латинской школе. Для целенаправленной подпитки желания и охоты к школьным занятиям каждой школе предписывалось иметь не только специальную площадку для прогулок, игр и физических упражнений, но и небольшой ухоженный сад, где ученики могли бы приятно расслабиться между учебными трудами среди зеленых деревьев, красивых, душистых цветов и мягких трав. Подвижные игры и физические упражнения в режиме дня школьников Коменский предлагал использовать таким образом, чтобы они воспринима лись занимающимися не как обязательная работа по принуждению учителя, а как развлечение и отдых от сидячих теоретических занятий. Для физической разрядки учащихся ежедневно отводилось определенное время после уроков (чаще всего в пределах 2-3 часов). При этом рекомендовалось избегать сидячих, малоподвижных и в особенности азартных игр (в кости, карты и т.п.). Предпочтение отдавалось активным двигательным действиям, связанным с ходьбой, бегом, прыжками, метаниями, лазаньем и перелезанием, преодолением мышечного сопротивления партнера, элементами борьбы и фехтования. Довольно широко в протестантских школах XVII века использовались игры в кегли, в обручи, в мяч, стрельба из лука или полой тростинки, вращение юлы посредством бича, катание шара по площадке, метание шарика через кольцо, ходьба на ходулях, катание на качелях и другие двигательные развлечения (см. иллюстрации). Мало того, Коменский предписывал периодически водить школьников в загородные походы по пересеченной местности и устраивать в подходящем месте массовые военные игры, имитирующие сражения, с организованной разбивкой лагеря, назначением полководцев, командиров отрядов, организаци ей боевой линии и т.д. (Вот, оказывается, куда уходят корни военно-патриотических игр наших школьников типа "Зарницы".) В процессе обучения учитель должен был сначала убедить учеников в пользе и необходимости предлагаемого упражнения, затем идеально правильно показать его, толково объяснить составные части и последовательность движений и только после этого приступать к непосредственному овладению им. Закрепления правильного навыка Коменский советовал требовать до тех пор, пока не убедишься в том, что ученик не делает никаких ошибок, ибо переучивать потом будет гораздо труднее, чем правильно учить изначально. Для облегчения процесса обучения он внедрил в него использование различных наглядных пособий: картин, рисунков, иллюстраций, макетов, моделей и др. С учетом индивидуальных способностей и типовых особенностей учащихся Коменский разработал адаптированные методики обучения и тренировки для бойких, медлительных, сообразительных, непонятливых, упрямых, покладистых, усердных и нерадивых . (Вроде бы старинные разработки, а как удачно вписываются в современные российские потребности!) В "Законах хорошо организованной школы" еженедельно, в послеобеденное время субботы, ученикам предписывалось состязаться между собой в актуальных знаниях, умениях и навыках. При этом каждый, занимающий в "разрядных списках" класса не удовлетворяющее его личное порядковое место, имел право вызвать на состязание занимающего более высокое и в случае победы поменяться с ним местами, тем самым повысив свой собственный статус. Подлинным украшением игр и состязаний Коменский считал радость двигательной активности, выразительную подвижность тела, четкий порядок и неукоснительное выполнение установленных правил, достижение победы не хитростью, а умением и доблестью. К порокам в игре относил леность, вялость, недоброжелательность, заносчивость, крик и коварство. Во время игры он советовал гимназистам и студентам разговаривать по латыни, чтобы игра приносила двоякую пользу: с одной стороны, способствовала оживлению тела и духа, а с другой - успехам в научных познаниях. Учащимся и студентам последовательно внушались научные представления о том, как действуют на здоровье работоспособность и продолжительность жизни человека движение и покой, бодрствование и сон, должная мера пищи и питья, тепла и холода и другие факторы существования. В то же время, в русле согласования науки и религии, приводились занимательные примеры из Священного Писания о том, что пока наши праотцы довольствова лись простой, натуральной пищей и питьем, регулярно занимались физической работой, вырабатывая в себе тепло и выводя из тела все продукты распада не очистительными лекарствами, кровопусканиями и банками, а естественным потоотделением от двигательной активности - они были здоровы, полны сил и жили довольно долго. (Согласно Библии, от детей Адама и Евы род человеческий стал быстро размножаться. Люди в то время жили до 900 лет и более. Например, Адам прожил 930 лет, его сын Сиф - 912 лет, сын Сифа Енос - 905 лет, Мафусаил - 969 лет и т.д. Последним человеком, достигшим такой глубокой старости, был праведный Ной, благополучно переживший всемирный потоп и умерший в 950-летнем возрасте. После него силы человеческие стали оскудевать и люди стали жить только до 400 лет, а затем и того меньше [Быт., 5, 9]. Рассуждая о своих современниках, Коменский приходит к выводу, что человек с хорошим здоровьем при правильном образе жизни вполне может жить 120 лет. "Если же кто умирает ранее этого срока, то это происходит по вине людей, так как различными излишествами и пренебрежением к тому, что поддерживает жизнь, они губят как свое здоровье, так и здоровье своих будущих детей и ускоряют смерть" [Великая дидактика, ХV, 3]. Для повышения эффективности образования подрастающего поколения Коменский призывает отказаться от традиционных телесных наказаний и насильственного навязывания, вдалбливания или даже вколачивания в учащихся того, что можно прививать сознанию приятными методами. Ради достижения этой гуманной цели им и была обнародова на "Великая дидактика, содержащая универсальное искусство учить всех всему, что нужно для настоящей и будущей жизни, кратко, приятно, основательно", с пунктуальным описанием "легкого и верного пути для удачного осуществления этого на практике". В этом сочинении предлагается целый ряд специальных методик, своеобразных сладких приманок, побуждающих детей к учению с эмоциональным увлечением, при разумном использовании которых "дети должны испытывать не меньшее удовольствие от обучения, чем если бы они целые дни занимались игрой в орехи, в мяч или беготней".
Плавание девушек, подвижные игры и физические упражнения учащихся зимой и летом, состязания в беге, метании копья в обруч, борьбе, фехтовании, кулачном бое и других видах спорта. Иллюстрации из книги Я.А. Коменского Описывая общие требования к основательному и всестороннему умственному, духовному и физическому развитию учащихся, Коменский рекомендует обязательно сочетать в этом процессе полезное с приятным, чтобы пробудить их дремлющие способности. Наиболее интересно это находит свое отражение в главе ХV11 "Основы легкости обучения", главе ХVIII "Основы прочности обучения" и главе XIX "Основы кратчайшего пути обучения". То, что схоластическая система обучения до Коменского преподносила учащимся жестко, туманно, запутанно, сбивчиво, он научил преподносить ясно, приятно, наглядно и убедительно, в результате чего тот объем знаний, на усвоение которого раньше затрачивалось 2-3 года, стал усваиваться за год, а иногда и еще быстрее. Ограниченные рамки журнальной статьи, к сожалению, не позволяют даже перечислить те прогрессивные нововведения, которые были внесены Коменским в теорию и практику народного образования. Во многих своих идеях он скачкообразно опередил современников и разработал невиданную ранее модель организации последовательно преемственных учебных заведений, успешно выдержавшую испытание веками и сохранившуюся в модернизированной форме (от детских яслей - до вузов) до настоящего времени. Даже на исходе XX века десятки наших институтов и академий физической культуры занимались научно-исследовательскими работами в области тех педагогических проблем, принципиальные решения которых были прозорливо заложены протестантом Коменским около 350 лет назад. В сущности, очень многие из тех педагогических решений, которые сегодня кажутся нам новыми, свежими, оригинальными, на самом деле в той или иной форме когда-то уже бытовали в истории цивилизации, но мы об этом зачастую просто не знаем и вынуждены заново открывать давно известные истины, затрачивая на это много сил, средств и времени. Не зря же народная мудрость гласит, что новое - это нередко хорошо забытое старое, и просвещенные протестанты этим осмысленно пользуются. В настоящее время многие протестантские церкви помогают развитию физической культуры среди верующих, имеют собственные оздоровительные центры, любительские команды по нескольким видам спорта, чем выгодно отличаются от остальных церковных организаций планеты. В ряде тех стран и регионов, где прошли протестантские преобразования, родились, стали популярными и распространи лись по земному шару, приобретя официальный международный статус, многие современные виды спорта, например, в Англии - футбол, регби, бадминтон, хоккей на траве; в Голландии - конькобежный спорт; в Швейцарии - фигурное катание; в Скандинавии - лыжные виды спорта и т.д. Таким образом, формирование социальных отношений и воззрений на физическую культуру у протестантов объективно оказало выраженное позитивное воздействие на становление и развитие современного спорта во всем мире, хотя в СССР писать об этом было не принято. Надеюсь, что наши последующие исследования позволят еще более расширить свод отечественных знаний на эту серьезную, но малоразработанную тему. Литература 1. Антология педагогической мысли христианского средневековья. В 2 т. /Русск. пер. М., 1994. 2. Бессмертный Ю.Л. Жизнь и смерть в средние века. М.,1991. 3. Городская культура. Средневековье и начало нового времени. Л.,1986. 4. Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи позднего средневековья и начала нового времени. М.,1990. 5. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. М.,1989. 6. Демков М.И. История западноевропейской педагогики. М.,1912. 7. Джуринский А.Н. История педагогики. М.,1999. 8. Документы по истории университетов Европы ХII - ХVI вв. /Пер. с лат. Г.И. Липатниковой. Воронеж, 1973. 9. Квик Р. Реформаторы воспитания /Пер. с англ. 3. Перцовой. М.,1893. 10. Клибанов А.И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. М.,1973. 11. Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения/ В 2 т. /Русск. пер. М.,1982. 12. Константинов Н.А., Медынский Е.Н., Шабаева М.Ф. История педагогики. М.,1982. 13. Крывелев И.А. Религии и церкви в современном мире. М.,1961. 14. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта /Пер. с венгерск. М.,1982. 15. Лисицын Б.А. Спорт и религиозные организации. М.,1985. 16. Лок Джон. Педагогические сочинения /Русск. пер. М.,1939, с. 72-221. 17. Монтень М. Опыты: Кн. 1 и 2 /Русск. пер. М.,1979, с. 135-166. 18. Рабле Франсуа. Гаргантюа и Пантагрюэль /Пер. с франц. М.,1973, кн. I, гл. 23, 24. 19. Роттердамский Эразм. Похвала глупости /Пер. с лат. М.,1991, гл. 13, 14, 32. 20. Столбов В.В. История физической культуры и спорта. М.,1975. 21. Токарев С.А. Религия в истории народов мира. М.,1986. 22. Хофман Ф. Мудрость воспитания. Очерк второй /Пер. с нем. М.,1979. 23. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики /Сост. А.И. Пискунов /Русск. пер. М.,1981. 24. Хрестоматия по истории педагогики. Т. I. Античный мир. Средние века. Начало нового времени /Сост. И.Ф. Свадковский. Русск. пер. М.,1938. 25. Христианство: Энциклопедический словарь. Т, I. М.,1993. 26. Школа и педагогическая мысль Средних Веков, Возрождения и Нового времени. М.,1991. 27. Bogeng G.A. Gechichte des Sports aller Vцlker und Zeiten. Leipzig, 1926. 28. Dominici G. Regola del governo di cura familiari. Firenze, 1860. 29. Jerson J. Oeuvres complets. T.2. Paris, 1960, p. 26-42. 30.Kulcsar Zs. Igu йltek a Lovagkorban. Budapest, 1967, p. 64-110. 31. Luther Martinus. An die Radhern aller stadte deutsches lands... - Wittemberg, MDXXIII. 32. Luzuriaga L. Documentas para la historia escolar de Espaсa. T.1. Madrid, 1916. 33. Narita J. Illustrated World History of Physical Education. Tokyo, 1966. 34. Rice E.A. Brief History of Physical Education. N-Y., 1926, p. 82-83. 35. Rousseau J.J. Emil vagy a nevelйsrцl. Budapest, 1929. 36. Stubbs F. The anatomy of abise. London, 1583, p. 121. 37. Thorndike L. University Records and Life in the Middle Ages. N-Y., 1944. 38. Wildt K.C. Daten zur Sportgeschichte. 1. Schorndorf, 1970. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |