ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ ШКОЛЬНИКОВ


Abstract

PHYSICAL DEVELOPMENT OF STUDENTS IS THE BASE OF THEIR HEALTH

V.I. Charitonov, Ph. D., lecturer

L.M. Kulikov, Dr.Hab, professor

Ural state academy of physical culture, Chelyabinsk

Key words: physical development, system of health-preserving environment, parameters of system, student’s health.

In this study the authors tried to systematize different factors, influencing to the quality of students’ health. The health-preserving system of educational institutions includes three main blocks which characterize inner elements, external elements and implementing technologies elements. The authors understand student’s physical development, physical training and quality of health by the inner sphere’s elements. The block of physical development also divided into three parts: somathoscopic, somathometric and physiometric indicators. It was emphasized in the conclusions, that the health-improvement politics of educational institution should be build up on the base of the given system.


Физическое развитие учащихся - основа их здоровья

Кандидат педагогических наук В.И. Харитонов
Доктор педагогических наук, профессор Л.М. Куликов

Уральская государственная академия физической культуры, Челябинск

Ключевые слова: физическое развитие, система здоровьесбе регающей среды, параметры системы, здоровье учащихся.

Наиболее выраженные изменения в строении организма человека происходят от момента рождения до периода полового созревания [9, 10]. Современный специалист, работающий с детско-юно шеским контингентом, призванный заботиться о здоровье ребенка, не вправе относиться к нему, как к уменьшенной копии взрослого человека. Такой подход формируется в силу того, что каждому возрастному периоду свойственны свои особенности строения и функционирования [2, 4].

Являясь биологическим объектом природной экосистемы и членом общества, человек находится под воздействием сложного комплекса климатических, химических, радиоактивных, электромагнитных, шумовых и других факторов, т.е. всего того, что называется социально-экономической средой его обитания [5]. Поэтому здоровье растущего молодого человека следует рассматривать как комплексный результат его сложного взаимодействия с природой и обществом [8]. При этом необходимо помнить, что здоровье для человека имеет непреходящую ценность и определяется как целостное многомерное динамическое состояние (включая его негативные и позитивные показатели) в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экономической среды, позволяющее ему в различной степени осуществить биологические и социальные функции [1, 3, 6, 7]. Охрана здоровья подрастающего поколения - важнейшая государственная задача, а потому требуется системно-структурный подход к изучению данной проблемы для понимания специфических особенностей строения и роста формирующегося организма (см. рисунок).

В систему здоровьесберегающей среды учащихся образовательных учреждений входят три блока, условно характеризующих элементы внутренней среды (блок 1), элементы внешней среды (блок 2) и элементы реализационных технологий (блок 3). (Блоки 2 и 3 в этой статье рассматриваться не будут.)

Элементы внутренней среды включают:

- физическое развитие;

- физическую подготовленность;

- физическое состояние.

Мы здесь рассмотрим только блок физического развития, включающий элементы соматоскопических, соматометрических и физиометрических показателей. К ним относятся:

а) соматоскопические:

- стопа;

- осанка,

б) соматометрические:

- ДТ - длина тела;

- МТ - масса тела;

- МТ/ДТ - отношение массы тела к его длине;

- ЖЕЛ - жизненная емкость легких;

- МТ/ЖЕЛ -- отношение массы тела к ЖЕЛ,

в) физиометрические:

- КЛ - динамометрия левой кисти;

- КП - динамометрия правой кисти;

- СС - становая сила;

- СС/МТ - отношение становой силы к массе тела;

- ДС - динамическая сила.

 

Составляющие системы здоровьесберегаю щей среды учащихся (элементы блока 1)

В изученной совокупности признаков физического развития учащихся за основу были взяты лишь показавшие высокий уровень: надежности, валидности и действенности (соответственно - 0,97; 0,96 и 0,98).

Используя стратегию маркетингового продвижения педагогов "от руководителя - к учителю-творцу", мы смогли преодолеть старые стереотипы мышления и эффективно продвигаться в решении задач валеологизации образования учащихся.

Не вдаваясь в технологию мониторинга, следует заметить, что образовательное учреждение должно работать в режиме самосогласования, руководствуясь собственным рефлектирующим сознанием, и устанавливать необходимое соотношение атрибутов, состава, функций и структуры, подчиняя их функционирование и развитие опережающему удовлетворению образовательных потребностей каждого члена социума.

Посылом к разрешению проблемы явилось резкое увеличение заболеваемости детского населения, которое служит индикатором реакции на неблагоприятные факторы среды. Реакцию организма детей на негативные воздействия экологической среды дифференцировал спектр отклонений в состоянии их здоровья: опорно-двигательного аппарата, кардиореспираторных заболеваний, стресс-напряжения, аллергических, иммунных, болезней органов зрения и системы крови. Из числа параметров психофизио логического потенциала (ПФП) наблюдаются нарушение гармоничного физического развития и подготовленности, рост числа врожденных аномалий, нервно-психических заболеваний, анемий и др.

Конечная цель всей деятельности микрообра зовательной системы - формирование отношения личности к себе как к эмоционально и социально значимой, уникальной, живущей по законам мироздания. При этом предлагаются стимуляция инновационных программ, направленных на валеологическое образование учащихся, переход от соналогии (противодействия организма болезни) к современным ценностям и философии здоровья, движения, самопознания и др. Валеология синтезирует знания о здоровье. Есть предмет исследования - нужны новые концепции, информационно-реализационные технологии оздоровительно-спортивной направленности [7]. Формирование у учащихся установок на соблюдение принципов здорового образа жизни базируется не только на отвержении вредных привычек, но и на приучении школьника, учащегося к валеологической культуре, основа которой базируется преимущественно на двигательной активности.

И.А. Аршавский - крупнейший отечественный физиолог - считает, что "жизнью организма, его ростом и развитием правит двигательная активность".

Мониторинговый подход к охране и преобразованию здоровья по предложенной нами схеме развивается благодаря созданию национальных банков информации. В этой связи требуется разработка системы критериев ПФП и уровня здоровья детей региона, учебного подразделения и отдельного человека. Усугубляющее давление жизни требует критериев оценочной деятельности, методов реализации идей, положенных в основу концепции здоровьесберегающей среды посредством мониторинга валеологического образования (МВО). Положив в основу деятельности менеджмента МВО игровой маркетинг, мы использовали систему ценностей, определяющих стоимость здоровья.

Обычно в качестве основного системообразу ющего блока заболеваемости рассматриваются причины экзогенного характера, а чаще всего они находятся эндогенно, внутри нас, в себе.

Обеспечение охраны здоровья требует первостепенного учета управляемых факторов риска. Кризис в экономике и других сферах общественной жизни нашей страны неизбежно ведет, с одной стороны, к ослаблению социальной защищенности граждан, особенно так называемых маргинальных групп населения (детей, стариков, инвалидов, сирот, безработных), а с другой - к росту социальной дезадаптации (алкоголизма, наркомании, проституции, пьянства, преступности). В этих условиях резко возрастает актуальность социальной защиты, охраны здоровья детей вообще и социопатических семей, в частности.

Таким образом, результаты исследований показали, что предложенная база системы (блок 1) здоровьесберегающей среды образовательного учреждения, в основу которой легли педагогические технологии с включением валеологического мониторин га, игрового маркетинга и менеджмента, - действенна. Выявленная динамика системного построения - физического развития и уровня психофизиологичес кого потенциала учащихся 1-11-х классов - позволила провести структурно-функциональный анализ двигательного гомеостаза и составляющих его компонентов морфометрических характеристик: физических качеств, свойств, способностей и функциональных возможностей, обеспечивающих формирование основы системы здоровьесберегающей среды занимающихся. При этом определена высокая информативность характеристик физического развития учащихся в морфометрических признаках (соматоско пических, соматометрических и физиометрических), имеющих различную степень вариативности. Например, длина тела учащихся имеет низкий коэффициент вариации (от 1,36 до 3,29%) с тенденцией его снижения в 9-11-х классах. В подавляющем большинстве случаев средний уровень вариативности составляет от 10,06 до 19,79%. Диапазон такой вариативности имеют соматометрические и физиометрические переменные изученных признаков с тенденцией их снижения в старших классах. Вариативный характер признаков выявлен в соматоскопических характеристиках - стопе и осанке, где коэффициент вариации был наиболее высоким - от 20,33 до 42,37%.

В ходе исследования установлено, что функциональные возможности учащихся обладают достаточным уровнем компенсаторности возможностей отдельных систем. Это в конечном счете позволяет достичь оптимальности физического развития и физического состояния учащихся. Причем выделяются ведущие, средние и малозначимые звенья систем организма в зависимости от естественной двигательной активности и урочных организованных форм занятий физической культурой и спортом, непосредственно связанных со здоровьем учащихся и существенно на него влияющих.

Литература

1. Абрамов М.С. Окружающая среда и физическое состояние населения. - Ташкент: Медицина, 1984. - 230 с.

2. Алексеев В.П. Историческая антропология и онтогенез. - М.: Наука, 1989. - 445 с.

3. Алексеева Т.И. Адаптивные процессы в популяциях человека. - М.: МГУ, 1986. - 216 с.

4. Антропова М.В. Гигиена детей и подростков. - М.: Медицина, 1977. -335 с.

5. Апанасенко Г.Л. Физическое развитие детей и подростков. - Киев: Здоров,я, 1985. - 80 с.

6. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996, № 1, с. 23-25.

7. Бальсевич В.К., Лубышева Л.И. Перспективы развития спортивной культуры личности в контексте идей креативной антропологии //Вестник института экономики. 1999, №1. Челябинск, УралГАФК, 1999, c. 8-10.

8. Лубышева Л.И. Концепция физкультурного воспитания. Методология развития и технология реализации //Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 1996, № 1, c. 11-17.

9. Щедрина А.Г. Принцип индивидуальной изменчивости. Основа учения о конституции человека //Актуальные вопросы биомедицинской и клинической антропологии: Тез. докл. Красноярск, 1992, с. 47-49.

10. Ямпольская Ю.А. Популяционный мониторинг физического развития детского населения //Гигиена и санитария, 1996, №1, с. 24-26.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!