Abstract PROBLEM OF YOUTH'S PHYSICAL DEVELOPMENT AND STATE OF HEALTH IN ECOLOGICALLY DISADVANTAGEUOS REGIONS R.I. Marchvaidze, Ph.D. P.I. Kluchnik, Ph.D. State pedagogical institute, Sterlitamak Key words: students of the first year, self-perfection, self-upbringing, physical development, ecological conditions, somatoscopy The authors of this study has examined many students of the first year anthropometrically and the collected wide scientific material concerning their physical development and state of health. In particular, the authors noted declining of deportment, mass of body, circumference of thorax. The results of the experiment had shown the declining of the functional cardial activity in students from ecologically disadvantageous region of Sterlitamak. The authors emphasized the necessity of such regular examination in order to control the youth's health state and to prevent its further declining.
|
Проблема физического развития и состояния здоровья учащейся молодежи в неблагоприятных экологических условиях Кандидат биологических наук
Р.И. Мархваидзе Стерлитамакский государственный педагогический институт, Стерлитамак Ключевые слова: студенты-первокурсники, самовоспитание и самосовершенствование, физическое развитие, экологические условия, соматоскопия и соматометрия. У здравоохранения и просвещения нет более важной задачи, чем поиск путей сохранения и укрепления здоровья учащейся молодежи. Особенно актуально это в городах, расположенных в экологически неблагополучных регионах страны, к которым относится Стерлитамакская промышленная зона с входящими в нее несколькими городами Республики Башкортостан. Перед работниками детских дошкольных учреждений, средних и высших учебных заведений встала задача пересмотра и переоценки старых, ставших традиционными, социальных и педагогических технологий по охране и укреплению здоровья дошкольни ков, учащихся и студентов. Настала острая необходимость поиска и формирования новых подходов, вытекающих из сегодняшних социально-экономических и экологических реальностей. В формировании личности будущего учителя кафедра физического воспитания Стерлитамакского государственного педагогического института приоритетное место отводит выработке у студентов с первых дней обучения в вузе осознанного стремления к физическому самовоспитанию и самосовершенствованию. При этом под физическим самовоспитанием понимается сложный и многогранный процесс целенаправленной, сознательной, самостоятельной и планомерной работы над собой, ориентированной на формирование физической культуры личности, здорового стиля деятельности. На данный подход в работе натолкнули многолетние наблюдения за состоянием здоровья и физического развития студентов как первых, так и последующих курсов, у подавляющего большинства которых довузовский период жизни недостаточно выработаны установка и ценностные ориентации на самосовершен ствование, которые неадекватно безразлично относятся к тому факту, что живут в экологически агрессивной среде. На выбор данного направления оказал влияние еще один аспект: готовя будущих педагогов, которые станут, кроме того, родителями, мы предполагали, что приобретенные в вузе навыки физической культуры они передадут по эстафете не только питомцам в школе, но и своим детям. Проведенные анализы результатов ежегодных контрольных соревнований первокурсников СГПИ (бег 100 и 2000 м, прыжки с места в длину, силовая гимнастика), а также анкетирование позволили нам определить не только уровень физической подготовленности студентов, но и уровень сформированности у них потребнос тно-мотивационной сферы к занятиям по физическому воспитанию, причины негативного отношения к физкультурно-спортивной деятельности. Выяснилось, что всего лишь 1,8-2% студентов, поступивших на первый курс, регулярно занимаются физическим самовоспитанием, 22,6% студентов изредка используют физические упражнения в личной жизни, 75,6% не занимаются самостоятельно физическими упражнениями или спортом, посещая лишь уроки физкультуры. Из года в год при комплектовании учебных групп для занятий физическим воспитанием в среднем 20% студентов оказываются в специальной медицинской группе. Причем с каждым годом растет число студентов первого курса с ослабленным здоровьем. За период регулярных наблюдений количество таких студентов составляет примерно 25-30%. Как показало анкетирование, у многих студентов вообще нет желания заниматься физкультурой и спортом, более того, еще со школы они имеют стойкое негативное отношение к физическому воспитанию как к предмету. В связи с этим кафедра физического воспитания поставила цель изучить причины такого пассивного отношения к физическому самовоспитанию, неуважения к урокам физкультуры, выявить причины высокого процента заболеваемости и отклонений в физическом развитии студентов. А затем, на втором этапе, на базе полученных данных пересмотреть планирование и технологию проведения учебных занятий, разработать и внедрить в практику педагогические условия, обеспечивающие формирование мотивационно-по требностной сферы физического самовоспитания и самосовершенствования. В эту работу была вовлечена также кафедра основ медико-биологических знаний. По разработанной совместной программе проводится поэтапное решение направленной на студентов логической цепи вопросов с причинно-следственными связями: какие они сейчас и что с ними будет дальше ? почему это случилось или может случиться? что надо делать? как это делать? Каждая кафедра дает ответ на свою часть вопросов. На кафедрах физического воспитания и основ медико-биологических знаний силами преподавателей и студентов проводятся комплексные исследования в определенных направлениях: уровень физического развития и состояния здоровья студентов, физическая подготовленность, учебная и физическая работоспособность студентов основных и специальных медицинских групп, влияние местных экологических условий (загазованность атмосферного воздуха) на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы в процессе занятий физической культурой и спортом, влияние гиподинамии и гипокинезии на растущий организм. Целью одного из разделов комплексной темы было на основе антропометрии изучить физическое развитие студентов первых курсов, установить зависимость показателей физического развития и состояния здоровья от местожительства (экологической обстановки), занятий физической культурой и спортом, установить уровень преподавания физической культуры и санитарно-гигиенического просвещения и воспитания в общеобразовательных и инновационных учебных заведениях. Для оценки физического развития использова лись данные соматоскопических и соматометрических обследований студентов. Основными показателями при этом были выбраны тотальные размеры тела: рост, масса тела и окружность грудной клетки. Физическое развитие оценивалось по методике расчета сигмальных отклонений, при этом за стандарты были взяты средние статистические данные по г. Стерлитамаку. Кроме того, производился расчет весо-ростового индекса, индекса пропорциональности окружности грудной клетки и роста, изучались соматоскопические показатели: форма спины, форма ног, телосложение, осанка. Были обследованы 152 студента в 1997 и 374 - в 1998 гг. Статистическую обработку проводили по факультетам, по году рождения, полу и по основному местожительству. Основная масса студентов была 1979-1981 годов рождения. Девушек обследовано 331, юношей 195. Городских (Стерлитамак, Салават, Ишимбай, Мелеуз) и сельских студентов было примерно равное количество - 275 и 251 соответственно. Для установления уровней физического развития и расчета антропометрических индексов была разработана компьютерная программа. Статистические результаты исследования таких показателей, как окружность грудной клетки, осанка и гармоничность физического развития в целом, оказались весьма тревожными. Сколиоз характерен для студентов как из города, так и из села. По двум годам наблюдений сколиозы в той или иной степени сомато- скопически диагности руются в среднем у около 70% обследованных сельских и городских юношей, у 85% сельских и у 63% городских девушек. У студентов, не занимающихся физкультурой и спортом, сколиоз отмечается в 75% случаев, а у спортсменов - лишь в 0,6%. У 24% студентов выявлены другие отклонения от нормальной осанки. Высокий показатель встречаемости нарушений осанки свидетельствует о чрезвычайно низком уровне гигиенического воспитания и плохих условиях учебно-воспитательного процесса как в городских, так и в сельских школах. Он свидетельствует также о низком уровне физической культуры учащихся и их родителей, что, в свою очередь, является показателем уровня преподавания физической культуры, главная задача которой - формирование этой самой культуры - быть физически развитым, совершенным, здоровым. Из общего количества обследованных с нормальной (очень хорошей) осанкой оказались в некоторых группах всего около 5% студенток. Тревожит также установленный нами высокий процент дефицита окружности грудной клетки у студентов - жителей городов. Почти у 55% городских юношей и 70% девушек был отмечен дефицит окружности грудной клетки. Среди студентов из села узкогрудость отмечается значительно реже - в среднем у 7%, среди студенток - у 18%. Показатели высокого уровня индекса пропорциональности между ОГК и ростом примерно равны. Причем подавляющее большинство городских студентов с высоким уровнем пропорциональности ОГК/Р систематически занимались или занимаются культуризмом, тяжелой атлетикой, плаванием, лыжными гонками, легкой атлетикой. Наши исследования обнаружили в определенной степени дифференцированные по местожительству уровни физического развития. В общем средние статистические показатели роста выше у городских студентов, а показатели веса и окружности грудной клетки ниже, чем у сельских юношей и девушек. При этом физическое развитие сельских юношей и девушек более гармоничное, чем городских. Показатели в процентах нормального весо-ростового индекса у сельских студентов также выше, чем у городских. Низкий весо-ростовой индекс чаще встречается у городских девушек и юношей. Дефицит ОГК и веса также значительно реже встречается у студентов из села. Таким образом, проведенные исследования показали, что в школах необходимо наряду с другими мерами (значительного усиления санитарно-гигие нического просвещения и воспитания, улучшения материальной базы, обеспечения нормальных санитарно-гигиенических условий учебного процесса) незамедлительно внести изменения в технологию проведения уроков физкультуры. В частности, учителям физической культуры разработать и внедрить комплексы упражнений для всех возрастных уровней по профилактике и коррекции сколиозов, сутулости; разработать и включить во все уроки физической культуры упражнения на развитие грудной клетки; отказаться от старых, ставших трафаретными, уроков физкультуры и незамедлительно ввести коррекционную физкультуру во всех учебных заведениях, в том числе в вузах. Подобные комплексные антропометрические исследования, по нашему мнению, необходимо проводить во всех учебных заведениях. Они показали бы состояние санитарно-гигиенического воспитания и обучения; был бы установлен уровень физической культуры детей, соответственно - уровень результативности работы учителей физкультуры; они стали бы стимулом и контролем гигиенического воспитания в школах, которое, к сожалению, в последние годы оказалось заброшенным. Те негативные последствия в физическом развитии, которые явились результатом бездействия и безразличия учителей и родителей, а также низкого уровня физической культуры детей, в школе по силам исправить и предупредить только физкультуре - физкультуре коррекционной. Пока для ликвидации и профилактики отклонений в физическом развитии в детско-подростковом возрасте не требуется материальных затрат, и эта работа может проводиться в рамках тех же двух часов школьных уроков физической культуры. В лекциях, на семинарских и практических занятиях, выступлениях на научно-теоретических конференциях студентов и преподавателей подробно освещаются материалы, полученные в ходе проводимых исследований. Этим мы побуждаем студентов к самовоспитанию через осознание противоречия между тем, "какие они есть" и "какими они должны быть", между целями, интересами и уровнем развития необходимых для их осуществления личностных сил, переживания того, что желанная цель не достигнута в большей степени из-за собственных недостатков и слабостей в воспитании. Выводы 1. На фоне ухудшения показателей физического развития школьников отмечено увеличение процента студентов, зачисляемых на первом курсе в специальные медицинские учебные группы по физическому воспитанию. 2. Установленный высокий процент отклонения от нормы осанки первокурсников свидетельствует о низком уровне условий учебно-воспитательного процесса и санитарно-гигиенического просвещения и воспитания в школах. 3. Отмеченное резкое отличие в показателях окружности грудной клетки и массы тела сельских и городских студентов является, на наш взгляд, следствием кроме всего и неблагоприятных экологических условий. Оно согласуется с результатами исследований [2], в которых установлено, что наряду с физической работоспособностью снижена и функциональная деятельность сердца у детей, проживающих в условиях загазованного атмосферного воздуха (Стерлитамак). 4. Считаем необходимым разработать и внедрить на уроках физического воспитания в учебных заведениях комплекс обязательных упражнений по коррекции и профилактике сколиозов и развитию грудной клетки. 5. Следует не только восстановить уровень санитарно-гигиенического воспитания прошлых лет, но и значительно усилить его в учебных заведениях, увязывая его с имеющейся экологической обстановкой. Необходимо с первого класса вырабатывать у детей навыки и умения физического самовоспитания и самосовершенствования. 6. Целесообразно такие антропометрические обследования регулярно проводить во всех учебных заведениях. Они относительно просты, удобны, не требуют много времени (особенно с использовани ем компьютера) и при этом дают ценную информацию, которая может стать базой для дифференциро ванного подхода к физическому воспитанию. Литература 1. Великанова Л.К., Гуминский А.А., Загорская В.Н. и др. Практические занятия по возрастной физиологии и школьной гигиене. - М.: Изд-во МГПИ им. Ленина, 1992. - 132 с. 2. Ишмухаметов И.Б., Юсупова Л.С. Реакция сердца детей на мышечную нагрузку в загазованных условиях атмосферного воздуха: Матер. Республик. нучно-метод. конф. "Проблемы физического воспитания школьников и студенческой молодeжи", Уфа, 1998, с. 33-35. 3. Калинкин Л.А. Экологические проблемы физической культуры. - В кн.: Всероссийскому НИИ физической культуры и спорта - 60 лет. М., 1993. 4. Калинкин Л.А. Экоспорт //Теория и практика физической культуры., 1998, № 10, с. 51-55. 5. Ключник П.И. Самовоспитание личности спортсмена //Тез. докл. республик. конф. по физическому воспитанию и спорту. Уфа, 1998, с. 40-42. 6. Крылов В.М. Взаимосвязь двигательной активности и физического развития студентов специальных медицинских групп: Матер. Республ. научно-метод. конф. "Проблемы физического воспитания школьников и студенческой молодёжи", Уфа, 1998, с. 53-55. На главную В библиотеку Обсудить в форуме При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна! |