ТЕОРИИ СМЫСЛОВ И СМЫСЛЫ ТЕОРИИ


Abstract

denotation beget mechanisms of active consciousness of creator's personality

S.V. Dmitriev, Honored worker of physical culture of Russian Federation, Dr. Hab., corresponding member of International academy of education's humanization

Nizhni Novgorod state pedagogical university, Nizhni Novgorod

Key words: creative personality, antropotive technologies, active consciousness, denotetion of creative activity.

The major problem of a personality's formation is his (her) creative development. It is accepted to consider, that a personality becomes creative during education, treatment and training - it is enough to train a human to methods of heuristic and innovative activity. However it is necessary to mean, that there are creative persons and creators. The paradox of creative self-consciousness is fixed in the article. The personality solving a problem by creative methods is creative, but not always is a creator. "I am-conscious" does not create. "I am-understanding" does not create. "I am-reflexing" does not create. Another "I am" creates, which there is in so-called "a dialogue field of intersubjectivity", arising in extreme wide sociocultural system "I am and the World". One author's name is "super I am", others - as "superconsciousness", the third - by the sociocultural intermediaries between "I am" and "Another I am".


Смыслопорождающие механизмы деятельностного сознания личности творца

Заслуженный работник физической культуры РФ,
доктор педагогических наук, профессор,
член-корреспондент Международной академии гуманизации образования
С.В. Дмитриев

Нижегородский государственный педагогический университет,Нижний Новгород

Ключевые слова: творческая личность, антропные технологии, деятельностное сознание, смысл творческой деятельности.

Введение в проблему. Важнейшей проблемой формирования личности является ее творческое развитие. Полагают, что личность становится творческой в процессе образования, обучения и воспитания - достаточно обучить человека методам эвристической, инновационной, новаторской деятельности. Однако следует иметь в виду, что существуют творческие личности и творцы. Здесь зафиксирован парадокс творческого самосознания. Личность, решающая проблему творческими методами, - творческая, но не всегда является творцом. "Я-сознающее"" не творит. "Я-понимающее" не творит. "Я-рефлексирующее" не творит. Творит другое "Я", которое находится в так называемом "диалоговом поле интерсубъективности", возникающем в предельно широкой социокультурной системе "Я и Мир". Одни авторы называют его "супер-Я", другие - "сверхсознанием", третьи - социокультурными посредниками (медиаторами) между "Я" и "Другим Я". Такими посредниками в самосознании личности могут оказаться и "Я другого человека" (диалог как сотворчество с другим), и социокультурные мировоззренческие универсалии (самосознание людей, объективированное в социокультурных продуктах деятельности).

Технократическая ориентация современной науки и образования на материальность, телесность и анализ сознания как свойства мозга не позволяет в полной мере выявить внутренние механизмы "Я-сознания деятеля" - мыслителя и творца собственной деятельности. Современные ученые (М.К. Мамардашвили, П.В. Симонов, В.П. Казначеев, Н.П. Бехтерева) усматривают творческое самосознание личности не как природную (или тесно связанную с природой) данность, а как продукт социально-духовного "дозревания" субъекта в его деятельности. В духовно-практической деятельности реализуется прежде всего социальная сущность человека, которая формирует (путем обмена смыслами и ценностями между людьми) личность субъекта, оценивает его место в Мироздании, среди людей - в социуме, внутри мира своего "Я". В этом заключается, на наш взгляд, гуманистическая ориентация образовательного процесса, интегрирующего знания трех важнейших универсальных "измерений" человеческого творчества, связанных с духовно-познавательным освоением действительности, со способностью к ценностному отношению к миру, к социально-деятельному преобразованию предметной среды и внутреннего предметного мира личности.

Традиционная модель образования в сфере физической культуры, нацеленная на передачу профессионально необходимых знаний, умений и навыков, в настоящее время утрачивает свою перспективность. Возникает необходимость диверсификации физкультурного образования, смены стратегических, глобальных его целей, перестановки акцента сознаний "специалиста-узкопредметника" на его человеческие, индивидуально-личностные качества, которые одновременно выступают как цель и как средство становления культуры его мышления, творческого сознания и профессиональной деятельности. Речь идет об акмеологическом проектировании духовно-деятельностного потенциала человека на основе антропных образовательных технологий (рис.1).

Антропные образовательные технологии фиксируют зависимость познавательно-преобразовательной деятельности человека от социокультурного пространства, во многом определяющего его ценностные ориентации. В процессе акмеологического проектирования духовно-деятельностного потенциала личности специалиста (профессионала) осуществляется гармонический синтез внутринаучного (теория, методология) и социально-гуманитарного знания (культура, искусство), позволяющего преодолеть различия "двух культур" - естественно-научной и гуманитарной. Образовательные программы должны включать блок стратегий познания мира (гносис) и блок стратегий отношения к нему (этос). При этом должна сохраняться установка на поиск истины, но условиями поиска становятся антропные принципы соединения ценностей и объективных процессов, взаимодей ствия науки, образовательных технологий и социокультурных программ. Субъект деятельности включается в систему образования со всей своей духовностью, со всей своей ментальностью.

Рис. 1. Антропные технологии становления культуры личности, мышления и деятельности профессионала как единство социального "Я" (интериоризация норм и образцов деятельности), духовного "Я" (высшие смыслы деятельности,ценностные ориентации) и психофизического "Я" (соматический потенциал и психофизические функции)

Общий смысл термина "образование" состоит в том, что человек делает себя во всех отношениях духовно-дея тельностным субъектом социокультурного мира. Известно, что культурой является лишь то из произведенного человеком, что направлено на саморазвитие и самосовер шенствование. Соответственно культура подлинного специалиста (профессионала) - это его способность к развитию и совершенствованию своих творческих возможностей в решении нестандартных задач, в осуществлении своей профессиональной миссии.

Мы исходим из того, что задача современного образования в сфере физической культуры состоит в том, чтобы помочь человеку (педагогу, тренеру, спортсмену) реализовать себя в той или иной деятельности, сформировать свой собственный облик и образ (в том числе физическую культуру тела и физическую культуру личности), развить творческие, духовно-интеллектуальные и психофизические способности. В основе антропных технологий лежат фундаментальные идеи: 1) признание уникальности каждого человека; 2) признание того факта, что каждый человек находится в постоянном развитии; 3) признание значимости ценностей в развитии человека; 4) признание того, что каждый человек постоянно оказывается перед лицом свободного выбора и принятия решения (на основе ценностных систем) и соответствующей ответственности за результат; 5) акцент на будущем (целеустремленность) и его императивная роль относительно настоящего.

Следует иметь в виду, что внутренний мир человека детерминирован не только "ансамблем общественных отношений" (по К. Марксу), но и "порождающими моделями сознания" - глубинными психосемантическими структурами, связанными с позиционностью человека, с системой отношений личности к высшей реальности (дух, духовность, духовные святости), к самому себе и к другим людям. Чтобы понять такое сознание, нужно вывести исследования за пределы классической парадигмы "сознание в мире мозга". Мы черпаем духовность из семантических глубин своего сознания, подсознания (творческой интуиции) и так называемого метасознания (которое, по мнению В.В. Налимова, принадлежит уже не индивидуальному, а трансличностному, космическому сознанию). Усваиваются (интериоризуются), как известно, социальные нормы и экспектации, но не духовные обеты и заповеди. Как утверждает Н.А. Бердяев, "трансцендентное приходит к человеку не извне, а изнутри, из глубины" (Н.А. Бердяев. О назначении человека. М., 1993, с. 320). Здесь уместно напомнить и слова К. Маркса о том, что "человек извлекает из себя свои родовые силы". В духовно-практической деятельности человек "строит самого себя" (здесь важен результат), осуществляет "себя-и-из-себя-построение" (здесь важен сам процесс). Личность творца лице-творит - производит себя, конструирует свою уникальность. Речь идет именно о "построении действий" и "порождении" личности, а не об "усвоении знаний, умений и навыков". С точки зрения социокультурной теории двигательных действий личность "растворяется" в своих действиях (здесь доминируют процессы творения) и "воплощается" в их продуктах и результатах, среди которых и он сам (становление и реализация индивидуальности, восхождение к "акме" - вершинам своего развития).

Процессуально-продуктивная сторона креативно -созидающей деятельности включает, как известно, информационный, энергетический и полевый обмен смыслами и ценностями (в пространстве био-социо- и ноосферы) между субъектами. Подчеркнем еще раз: в творческой деятельности осуществляется не столько "передача информации", сколько обмен отношениями, личностными и социокультурными смыслами. Этот постоянно развивающийся внутренний диалог (на основе мировоззренческих позиций), побуждающий человека к действиям и поведению в определенном направлении, является одним из важнейших условий становления и реализации потенциалов (творческого самосознания, индивидуальности, духовного и физического здоровья) человека. Ориентация действий человека на духовно-ориентированный диалог (доминанта на другом человеке, по А.А. Ухтомскому) составляет основу социокультурных отношений людей и является главным механизмом расширенного воспроизводства культуры, преображения человеком себя посредством своих культуротворческих действий и порождающих механизмов деятельностного сознания.

Рис. 2. Функциональная структура деятельностного сознания как инструмента познания и преобразования мира

Функциональная структура деятельностного сознания как инструмента познания и преобразования мира строится в действиях, действиями и для действий (рис. 2). Можно предположить, что "живое действие" и его рефлексивный образ являются основными единицами (в том числе и научного анализа) деятельностного сознания. Будучи механизмом отражения предметной среды деятельности и психосемантическим механизмом управления предметной деятельностью, деятельностное сознание тем самым как бы одновременно предстает в качестве ее компонента, с одной стороны (деятельность всегда сознательна и смыслоорганизована), и продукта - с другой (сознание проявляется в деятельности). Ценностным смыслом обладает только то, что является продуктом и результатом деятельности человека. Деятельность порождает ценностное сознание, которое, в свою очередь, порождает творческую личность. Можно полагать, что в будущем антропные образовательные технологии в сфере физического воспитания могут стать интегративной сферой знаний с объектом в виде "профессиональной деятельности человека в мире",
метод которой - системный анализ и синтез "живых движений", а предмет - организация функциональных (психомоторных) систем организма и психобиомеханизмов (психосемантических структур деятельностного сознания) в соответствии с предметной средой деятельности и внутренним предметным миром личности. Последний зависит от имплицитной теории мира, представлений личности о целях и средствах профессионально-педагогической деятельности. "Духовное зрение" образовательных технологий всегда должно быть обращено на предметную область профессии. Подлинный профессионал в любой сфере знаний является прежде всего субъектом мира, субъектом духа и субъектом творческой деятельности. Необходимо более решительное преодоление традиционного разделения души и тела, которое остается основной технократической установкой традиционного образования. Залог этого - наблюдающееся в последние годы распростране ние культурно-исторической теории развития психики и сознания на телесный организм человека (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Р. Лурия, В.П. Зинченко). Можно надеяться, что изучение развития деятельностного сознания даст новые доказательства интегрированности "духовных и телесных органов" индивида в процессах их становления (созревания, формирования, функционирования) на основе социокультурных образовательных программ. Речь должна идти о развитии не только по мере и сущности природы (созревание), не только по мере и сущности социума (формирование), а прежде всего по мере и сущности человека - о саморазвитии как о фундаментальной способности человека становиться и быть подлинным субъектом своей жизни и деятельности, способным превращать собственную деятельность и двигательные действия в предмет практического преобразования.

Исходя из признания духовно-деятельностного бытия-в-культуре онтологической реальностью, а творчества - онтологическим отношением человека к миру, другим людям и самому себе, рассмотрим здесь в виде тезисов некоторые механизмы формирования личности творца через ценностно-смысловую организацию его деятельности . Трактовка используемых понятий и терминов дается в авторском понимании.

Анализ личностно-смысловых механизмов деятельности

1. Смыслополагание (приписывание смысла и значения тем или иным объектам, элементам знаковой системы или системам деятельности человека). Важная заслуга в этом процессе принадлежит нормам смыслополагания, которые, как правило, различны в разных социокультурных условиях. Смыслополагание часто осуществляется в ситуации, когда известны элементы и структуры системы, но ускользают смысл, принцип организации, общий замысел. Типичный пример - задача прочтения фестского диска. Другим примером является ситуация, когда известны, скажем, принципы функционирования и устройства машины, принципы и законы теории. Требуется обнаружить составляющие их элементы и осуществить их осознание (смысл деталей машины), дать смысловую интерпретацию теории. Задача смыслопостроения может состоять в поиске смысловой структуры - той или иной конструкции, архитектоники, согласования текста, контекста и затекста. И, наконец, это может быть задача на поиск материалов с заданными свойствами.

2. Смыслопостижение (освоение смыслов, ранее внесенных в социокультурные объекты и постигаемых нами). Например, постигнуть смысл текста - значит установить, к чему стремился автор, какими мотивами руководствовался, какие ставил задачи, создавая текст. Постижение смысла не есть самый глубокий уровень понимания. Будущие исследователи, как правило, понимают литературный источник лучше, чем его создатели и современники ("парадокс Шлейермахера"). Это связано с тем, что в процесс смыслопостижения включаются не только текст и его автор, но и связи содержания текста с тенденциями общественного развития, которые могут и не быть известны автору.

3. Смыслоинтерпретация (переработка усвоенных человеком смыслов в соответствии с его концептуально -ценностной системой). Нередко она принимает форму актуализации смысла, а иногда ее крайнего выражения - конъюнктуризации, т.е. "спора смысловых оппозиций".

4. Смыслотворчество (порождение смыслов собственной духовной или практической деятельности). Через механизмы смыслотворчества осуществляется распредмечивание индивидом уже существующих социокуль турных смыслов и тем самым опредмечивание им собственных сущностных сил, к которым в первую очередь относятся способность выявлять духовно-деятельностные смыслы, интерпретировать их (и в этом прежде всего заключен процесс смыслотворчества) и утверждать их новое бытие-в-культуре.

5. Смыслоосознание (решение задачи на смысл - определение места объекта и его роли в деятельности субъекта). Здесь важны аргументы, приводимые для обоснования той или иной точки зрения. Успех аргументации зависит от многих обстоятельств, а не только от совершенства логических процедур или убежденности аргумента тора в истинности своих высказываний (аргументатор и адресат могут быть одним и тем же лицом). Важнейшее значение имеют ценностные установки, предпочтения, рефлексивно-смысловые позиции, - "ценностно-смысловой универсум" человека.

6. Смыслостроительство личности (перестройка и надстройка глубинных смысловых структур личности в соответствии с принципом единства личности и ее предметного мира). Смыслы для построения личности могут быть заданы извне ("Кодекс строителя коммунизма"), связаны с социокультурной традицией (заповеди) или избраны свободно (обеты). Важнейшими критериями здесь являются: ценность и место, отводимое индивидуальности в обществе (и в самосознании личности); наличие свободы для самореализации личности, а также потребность в этой свободе.

7. Социокультурное смыслостроительство (способность продуцировать культурную реальность вокруг себя, транскрибировать, т.е. "перелагать личность на язык произведений культуры", лицетворить личность в социуме).

В социокультурном смыслостроительстве индивид о-существляет-ся (т.е. являет свою сущность сам, и являет прежде всего себе самому) как личность, создавая тем самым наличное бытие культуры в актах утверждения ее смыслов и ценностей.

8. Смысловыражение ("растворение" личности автора в системе культуротворческих действий, репрезентация духовной сущности человека в его деятельности; подвиг как поглощение личности ценностью, когда ради высокой идеи человек жертвует жизнью). Известно, что внутреннее, "духовно-ценностное бытие" - деятельностное и одновременно рефлексивное, глубоко личностное усилие утверждения (аффирмация) - является предусловием любого человеческого выбора, любой мысли, любого деяния, из результатов и ценностных смыслов которых, по сути, и складывается социокультурное пространство (в котором только и возможно бытие человека как человеческое бытие).

9. Смысловое вживание в объект (так, например, ценностный смысл перестает быть изначально присущим тексту, а становится результатом взаимодействия знаковых систем и их реципиента - текст одновременно и "оказывает воздействие" на читателя и "испытывает" влияние от него). Смысловое вживание в любой социокультурный объект возможно лишь в диалоге с автором "рукотворной вещи", логическим ядром которого является отношение вопроса и ответа. Вопрос играет ведущую роль. Только благодаря вопросам любой текст (в том числе "текст движений") наполняется смыслом, который придавал ему автор, и обретает смысл, вносимый интерпретатором. То, что ни на что не отвечает, как отмечал М.М. Бахтин, оказывается бессмысленным и остается за пределами "диалогического бытия-в-культуре". Таким образом, смысловое вживание в социокультурный объект представляет собой развертывание ("действительность", создаваемая самим человеком) сущности человека в диалоговом "поле интерсубъективности".

10. Перенесение смысла (метафора, аллегория, семантическая экспансия из текста в контекст, подтекст или затекст). Новый смысл (второй план, подтекст) появляется в результате взаимодействия между признаками объекта и ассоциативными комплексами, что позволяет создать новый смысловой образ двигательного действия или ситуации решаемой задачи. Смысловое взаимодействие развертывается как на интеллектуальной, так и на эмоциональной основе - сравните, например, разные смысловые результаты одного и того же действия: добегаться (до простуды), дошутиться (до неприятности), допрыгаться (до перелома ноги).

11. Духовная диверсификация смысла деятельнос ти. Диверсификация как расширение духовного мира человека может быть связана с развитием знаний о духовности, способностей к глубинному, сосредоточенному состоянию души, веры в бессмертие духа, основанной на убежденности ("я верю" и "я верую" имеют различные смысловые оттенки). Формой духовной диверсификации может служить переход от "смысла знать" к "смыслу ведать"; от значения к предназначению, от понимания к постижению, от открытия к откровению, от преобразования к претворению (знание о природе естественно - естествоз нание, знание о человеке исповедально - человековеде ние). Тем самым обеспечивается гармоническое единство двух ипостасей духовно-деятельностного сознания - "гуманизация для истины" (служение истине) и "истины для гуманизма" (служение личности).

12. Дифракция смысла (новое освещение старых смыслов и наоборот; чередование смысловых интерпретаций). Например, преподаватель живописи объясняет ученику: "Рисунок - это живопись карандашом", "Живопись - это рисунок кистью". Тренер-педагог, обсуждающий со спортсменом понятие "знание", может высказывать разные по смыслу утверждения: "знание предшествует действию" - "знание извлекается из действий с объектом".

13. Мутация смысла (создание нового смыслового отношения к объекту на базе первоначального; смысловая номинация нового явления на основе изменения точки зрения на объект). В качестве примера: "пролежать диван" (предмет, подвергающийся воздействию) - "долежаться до головной боли" (субъект, испытывающий воздействие).

14. Модификация смысла (уточнение смыслового отношения к ситуации решаемой задачи в случае недостижения планируемого результата). Например: "прозевал старт", "проспал остановку", "виноград зелен".

15. Интерференция смыслов (усиление или ослабление смысловых позиций и контрпозиций). Смысловая интерпретация, как правило, связана с отражением внутренних противоречий между терминальными и инструмен тальными ценностями (например, конформизм, нонконформизм, оппортунизм, квиетизм и т.п.). Отрицательная интерференция смыслов может приводить к смещению прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, добра и зла.

16. Амфиболия смысла (гр. amphibolia - двойствен ность) - в стилистике представляет собой выражение, могущее быть истолкованным различным образом. Это могут быть родственные значения (полисемия: например, гимнастика - лечебная, производственная, спортивная), полностью разные значения (омонимия: например, упражнение как средство обучения и как метод тренировки) или даже противоположные значения (антонимия: например, техника как производственный инструмент и как мастерство, искусство деятельности человека).

17. Коннотация смысла (от лат. сon - вместе и noto - обозначаю) - увеличение емкости смысловой интерпретации действия (его экспрессивно-эмоционально-оценочных обертонов) посредством дополнительных, сопутствующих значений (одно дело - смотреть на мир "коровьими глазами", другое - "волооким взором").

18. Контаминация смысла (от лат. contaminatio - смешение) - взаимодействие близких по значению смыслов двух или нескольких событий (действий), приводящих к смысловым сдвигам конструктов. Например, можно обнаружить разные смысловые интенции в таких действиях, как "играя учиться" (направленность личности на процесс) и "учиться играя" (направленность деятельности на результат). Другим примером может служить близость языковых единиц ("мысль" и "смысл") или звукосемантика языка ("менять шило на мыло").

19. Смыслоутрата (потеря значимости смысла для человека как результат деструкции личностных или социальных отношений). К данному понятию можно отнести разрушение системы высших гуманистических ценностей (духовные святости, смысл жизни); поглощение высших сфер культуры ее "низовыми" формами; декультуризация человека, его "пофигизм" по отношению к духовной культуре.

20. Смысловой катарсис ("очищение" духовно-цен ностного сознания через разрешение внутренних противоречий в смысловой сфере личности). Катарсис - термин, применявшийся Аристотелем в учении о "возвышении души" под воздействием контакта с искусством. Существует также деятельностно-смысловой катарсис - "очищение через преодоление", тренинг самодисциплины (самоактивизация и экология личности), метафоризация сознания (через систему психометафор), психотерапия общения, управляемое фантазирование, телесно-ориентиро ванная, трансперсональная и экзистенциальная психотерапия и другие антропные психотехники, работающие на границе психического и духовного.

Заключение

Мы не считаем проведенный анализ законченным, скорее это только начало нового этапа осмысления возможностей разрабатываемой нами социокультурной теории двигательных действий. Выполненные же исследования и полученные результаты позволяют сегодня говорить о том, что предметный мир личности профессионала и его творческого сознания - это по сути дела есть диалог разных субъектов культуры, диалог разных смыслов человеческого бытия. В деятельностном сознании человека (как носителя языка, в том числе "языка движений") утверждается многосубъектность, многомирность и многомерность его духовно-практичес кого бытия, развивается многозначная и противоречивая система ценностей, осуществляются инновационные приращения социокультурных смыслов, порождаемые эвристическим функционированием смысловых образов (образ мира, образ деятеля, образ действия), символов и знаков, связанных с творческим воспроизводством социокультурных двигательных действий. Механизм, порождающий креативно-двигательные действия, можно и следует рассматривать феноменологически (материализация духовно-деятельностного и психофизического потенциала индивида), технологически (процесс творчества как "алгоритмизация неалгоритми зируемого"), как результат творящего сознания деятеля (результат творческого самораскрытия индивидуальности), как особый продукт межсубъектной коммуникации ("текст движений" в контексте культуры), без которых невозможны полноценное социокультурное развитие и обогащение содержательного потенциала личности и ее деятельностного сознания.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!