НОВОЕ В СОДЕРЖАНИИ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ


Abstract

CHESS AS SUBJECT OF HUMANITARIAN CYCLE IN SECONDARY SCHOOL

S.D. Neverkovich, Dr. Hab., corresponding member of Russian academy of education

Key words: educational subject "chess", its contents, structure, forms, resourses and methods - innovational pedagogical technology.

The purposes of this research were to unify chess and general education, to find with the help of chess the effective forms and methods of personality's development, reserves of education and training with accent on individual opportunities of a pupil of any psychological type and intellectual development.

The chess humanizing of the education process helps to form the character, features and qualities of a pupil, helps in the educational process, in the achievement of harmony between inherent and acquired. The educational subject "chess" serves to motivations of education, interest, success, psychology and pedagogics of memory, attention, intellectual and emotional development.


Шахматы как предмет гуманитарного цикла в общеобразовательной школе

Доктор педагогических наук, член-корреспондент
Российской академии образования С.Д. Неверкович

Ключевые слова: учебный предмет "шахматы", его содержание, структура, формы, средства и методы - инновационная педагогическая технология.

Наша работа впервые унифицирует шахматное и общее образование, поиск с помощью первого действенных форм и методов развития личности, резервов воспитания и обучения с акцентом на индивидуальных возможностях школьника любого нервно-психического склада и интеллекту ального развития. Шахматы гуманизируют этот процесс, проявляют и формируют характер, свойства и качества натуры школьника, помогают в учении, достижении гармонии между врожденным и приобретенным. Иначе говоря, учебный предмет "шахматы" служит мотивации учения, интересу, успеху, психологии и педагогике памяти, внимания, интеллектуального и эмоционального развития, сохранению генофонда нации.

Древняя игра открывает новые горизонты познания, создает положительную мотивацию учения, активно формирует личность. Не случайно последние десятилетия шахматы вводят в расписание занятий. Первые научные изыскания (А. Авраменков, 1985; А. Барташников, 1988; В. Захаров, 1987; В. Князева,1992; В. Купрашвили, 1987; Б. Стеценко, 1976; И. Циов, 1969) положили начало теоретическому и практическому исследованию многоаспектных проблем школьных шахмат.

Так как формирование разносторонне развитой личности - сложная задача, наделенный богатыми возможностями предмет "шахматы" через структуру и содержание способен придать воспитанию и обучению активный целенаправленный характер. Шахматы, воздействуя на зону ближайшего развития, выявляют пороги развития личности. Система шахматных занятий в системе общеобразовательной школы, выявляя и развивая индивидуальные способности, формируя прогрессивную направленность личности, способствует общему развитию и воспитанию школьника. Шахматы как учебный предмет поликомбинированного типа могут быть включены в обязательную программу средней школы наравне с ведущими дисциплинами.

Экспериментаторы отмечают влияние шахмат на развитие внешней и внутренней речи, комбинаторного и логического мышления, воли, жизненной активности, познавательных потребностей, устойчивость при неудачах, критичность, способность к самооценке и самоанализу, самообразованию, самостоятельность мышления, проявление эстетического вкуса... Повышается общий уровень развития, идет латентный процесс психических новообразований. Наблюдения ученых и практиков богаты и точны. Они основаны на хорошем знании ученика, предмета, на сравнении и анализе (Н. Алексеев, Л. Беднягина, М. Виленский, С. Волков, Б. Гершунский, Г. Каспаров, А. Карабань, В. Князева, 3. Тарраш, А. Котов, Н. Крогиус, Е. Линовицкий, Г. Настасьев, Т. Петросян, Я. Рохлин, В. Сухомлинский и др.). Первые диссертационные работы положили начало важному этапу научного обоснования проблем школьных шахмат.

Задачи обучения в комплексе программ средней школы универсальны, кроме первого специфического пункта, относящегося к первому классу. Остальные в равной мере принадлежат всем учебным программам, по 11(12)-й класс включительно. Учебный предмет "шахматы" имеет четкие цели:

• знакомство с элементарной шахматной игрой;

• культивирование воспитательной готовности;

• привитие любви и интереса к шахматам и учению в целом;

• восприятие мира в красках, звуках, слове, форме, числах;

• побуждение мысли, познавательной активности, развитие абстрактного и конкретного мышления;

• обеспечение креативной функции занятий;

• взаимосвязь шахмат с чтением, языком, математикой и другими предметами;

• введение в мир логической красоты и образного мышления, расширение представлений об окружающем мире;

• развитие самостоятельности в суждениях, самоактуализации;

• творческое развитие личности;

• индивидуальный подход к ребенку;

• умение работать самостоятельно;

• расширение понятийной основы слова, формирование словесной сигнальной системы, накопление жизненного опыта;

• воспитание памяти, внимания, усидчивости и других положительных качеств личности.

Логическая структура учебного предмета "шахматы" потребовала выявления логической структуры науки " шахматы". Были изучены разделы и темы науки, ее элементы, осуществлен отбор материала науки в учебные предметы с определенной степенью обобщенности. При этом сообразно принципам моделирования учебных предметов учитывались общепедагогические цели, выделялись факты, руководящие идеи, понятия, законы и теории, которые лежат в основе науки "шахматы". В логическую структуру вошли четыре раздела предмета: история, теория, практика и культура шахматной игры.

Изучение видов и форм обучения позволило отобрать, унифицировать и на этом основании разработать собственные игры и упражнения (более 400). При разработке учитывался фактор общности и различия методики школьного обучения и преподавания шахмат. В основу методических моделей легли пять методов: монологический, рассуждающий, диалогический, эвристический, исследовательский. По мере развития учеников первая модель методики урока (низшая) преобразуется в высокий уровень, что выражается в более частом использовании эвристического и исследовательского методов. Изучены проблемы методического обеспечения учебного предмета "шахматы", влияние форм и видов занятий на свойства, качества личности. Составлены настольные таблицы зависимости развития личности от форм и видов работы, рекомендации по их использованию (рассчитан индекс значимости и на основе выявления латентных сторон проведено ранжирование).

Учебный предмет "шахматы" - средство разностороннего развития индивида. Это - универсальная дисциплина игрового характера, направленная на воспитание общей культуры, в том числе логического и творческого мышления, и способная эффективно восполнить отсутствие логики в школьном обучении. Находясь на периферии сознания, активизируя старые и побуждая новые связи, она формирует в головном мозге зоны ожидания, провоцирует воспитательную готовность - содействует воспитуемости, обучаемости, развитию, саморазвитию и самоактуализации. Охватывая широкий спектр знаний, учебный предмет "шахматы" максимально способствует научению, интеллектуальному становлению, прогрессивно му развитию растущей личности. Через уроки шахмат можно подойти к путям формирования личности нового типа, развития инициативы, активности, способностей, трудолюбия, добросовестности, творческого потенциала. Определен рейтинг шахмат по отношению к математике, литературе, русскому языку, который выдвигает шахматы в основные предметы.

Исходные идеи о природе развивающего общения были высказаны выдающимися представителями гуманитарного знания - М.М. Бахтиным и Л.С. Выготским. К настоящему времени найдены и некоторые конкретные способы построения такого общения в рамках школьного учебного сотрудничества и диалога (Ш.А. Амонашвили, В.В. Рубцов, Г.А. Цукерман, С.Ю. Курганов), а также различных образовательных взаимодействий детей и взрослых в дошкольной педагогике (М.И. Лисина, А.Г. Рузская, Е. О. Смирнова, В.А. Петровский, Э.И. Ленгард, Е.И. Шулешко и др.). Основное внимание раскрытию движущих сил, закономерностей, основных характеристик эффективного творческого обучения уделено в работах П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Н.Ф. Талызиной, Н.Г. Алексеева и многих других отечественных ученых.

Возрастающие в современных условиях требования к разработке новых методик обучения юных шахматистов, ориентированы не только на формирование конкретных умений, навыков развития памяти и внимания у детей при игре в шахматы, но и на общее психологическое развитие учащегося, включая умственное, нравственное и физическое. Следовательно, развитие творческого потенциала личности юного шахматиста в целом ставит новые конкретные проблемы перед психологами и педагогами по переоценке и разработке всей системы подготовки юных спортсменов в области шахматного искусства.

Шахматная игра за последние десятилетия значитель но помолодела. что подтверждается удивительно молодым возрастом ведущих гроссмейстеров мира: Иванчука, Каспарова, Камского, Гельфанда, сестер Полгар и других, а также очень ранним началом обучения этой древней игре детей 5-7 лет. Именно с этого возраста начинают заниматься юные шахматисты.

"Для формирования теоретического мышления у детей, необходимо создание особых программ и методик обучения начинающих шахматистов, в которых реализовывались бы принципы развивающего обучения, обеспечивающего формирование теоретического типа мышления, а также воспитания творческой, инициативной личности. "Решение коренных задач образования, - отмечает В.В. Давыдов, - в конечном счете связано с изменением "типа мышления, проектируемого целями, содержанием и методами обучения". Следовательно, систему обучения шахматам необходимо переориентировать с формирования у детей рассудочно-эмпирического мышления на развитие у них современного научно-теоретического мышления.

Практическое значение работы определяется реализацией идей развивающего обучения в процессе обучения детей шахматам, формирования у них теоретического мышления на основе организации рефлексивной деятельности при спортивном совершенствовании начинающих шахматистов. Включение предлагаемых обучающих методик в учебный процесс позволяет уделять должное внимание целенаправленному развитию творческих способностей личности, что обеспечит качественно новый уровень подготовки юных шахматистов.

При ориентации на практическую реализацию принципов развивающего обучения положительный эффект может быть достигнут лишь тогда, когда освоение учебного материала происходит не за счет его механического заучивания, повторения и воспроизведения, а путем овладения юными шахматистами обобщенными способами мыслительной деятельности. Именно присвоение содержательно обобщенных способов рефлексивной деятельности ведет к появлению качественных изменений в психике обучаемого и формированию у него новых психических функций и соответствующих новообразований.

Построение учебных занятий в форме интеллектуальных игр способствует развитию творческого мышления юных шахматистов, умению грамотно вести дискуссию, аргументированно отстаивать свою точку зрения, эффективно взаимодействовать с партнерами по общению, что в целом приводит к формированию рефлексивной деятельности, основанной на логике доказательств.

Профессионализм педагога предполагает получение высокого результата. Получение же творческого результата возможно при достижении определенного уровня профессионализма личности, профессионализма деятельности и творчества.

Развитие методических принципов подготовки юных шахматистов. Проблема обучения детей шахматной игре - одна из приоритетных проблем педагогики и психологии. Существует множество педагогических программ по обучению шахматам, нашедших отражение в учебниках, методических рекомендациях, сборниках комбинаций и упражнений. Как научить ребенка играть в шахматы? Как сделать более доступным для понимания весь багаж накопленных теоретических знаний и дать возможность пользоваться ими на практике? Эти вопросы волновали многих специалистов, в том числе и известных шахматистов прошлого, когда шахматы еще не были столь по
пулярны, как сегодня. Отсутствовали также теоретические разработки относительно полезности занятий шахматами и их значимости в развитии мышления у детей.

Первые попытки создания методических пособий для шахматистов и всех желающих научиться играть в шахматы носили характер отдельных советов, рекомендаций по совершенствованию техники игры шахматистов разного уровня подготовленности. Необходимо отметить, что учебники по шахматам с момента возникновения этого типа учебной литературы писались для всех желающих научиться этой игре в шахматы, а на самом деле - для взрослых. В них отсутствовали анализ и учет возрастных особенностей обучаемых.

Общее признание получили программы по обучению юных шахматистов, разработанные А.Н. Костьевым, В.Е. Голенищевым, Г.Я. Левенфишем, Г.Я. Горенштейном, Е. Кучумовой, Т. Парамоновой, Е.Н. Линовицким и др. Определенный интерес представляют методические рекомендации В.Г. Гришина по обучению шахматам детей 4-6 лет в детском саду.

Следует признать, что современное обучение шахматистов организовано по типу эмпирического обучения. В течение длительного времени дети изучают различные тактические приемы, и только немногие из них способны самостоятельно выйти на уровень усвоения стратегических законов шахматной игры. Стандартным и общеприня тым является следующий подход к обучению тактическим приемам в шахматах: юному шахматисту показывается классический пример на тему отвлечение, завлечение, двойной удар, вскрытый шах или предлагается другой прием на запоминание, с помощью которого стало возможным одержать быструю победу, играя белыми или черными. Для закрепления пройденного материала преподаватель предлагает решить самостоятельно ряд подобных позиций. Таким образом ведется обучение в течение первых 2-3 лет, принципиально меняются лишь названия тактических приемов. Усвоение материала при таком обучении довольно некачественное, и причина заключается в том, что в практических партиях юному шахматисту редко удается реализовать свои знания, так как интеллектуальный уровень партий у начинающих довольно низок. Стратегические законы игры, принципы позиционной ориентации, многообразие шахматных вариантов на начальном этапе подготовки юных шахматистов вообще не преподаются. Без изучения стратегии невозможно полноценно разобраться в сущности шахмат, где сама идея игры предполагает наличие далекоидущего плана. Следует заметить также, что и в случае обучения способных учащихся перестрой ка их мыслительной деятельности в ходе освоения ими правил позиционной игры происходит сложно и затягивается на длительное время. У детей в подобном случае могут возникнуть сложности на разных этапах совершенствования, в первую очередь потому, что стратегия и тактика шахмат останутся для них двумя разносторонними, взаимонесвязанными явлениями. Понимание же законов шахматной борьбы в их единстве будет затруднено.

В истории философии еще в древности наметилось различие двух типов мышления. С одной стороны, выделялась мыслительная деятельность, направленная на расчленение, регистрацию и описание результатов чувственного опыта, с другой - мышление, раскрывающее сущность объектов, внутренние законы их развития. Особенно четко это различие было проведено Гегелем, который назвал эти типы мышления рассудком и разумом.

Выход за пределы рассудочного мышления осуществляется мышлением разумным, или диалектическим, открывающим в предмете его конкретность как единство различных определений, которые признаются рассудком лишь в их разделенности. "Это разумное, - пишет Гегель, - хотя оно есть нечто мысленное и притом абстрактное, есть вместе с тем нечто конкретное, потому что оно есть не просто формальное единство, а единство различных определений".

Теоретическое, или разумное, мышление имеет ряд характерных черт, которые, будучи едиными по своему содержанию, по-разному обнаруживаются на материале, относящемся к различным формам общественного сознания. Так, этому мышлению присущ анализ как способ обнаружения генетически исходной основы некоторого целого. Рефлексия, благодаря которой человек постоянно рассматривает основание собственных мыслительных действий и тем самым опосредствует одно из них другими, раскрывает при этом их внутренние взаимоотношения. Наконец, теоретическое мышление осуществляется в плане умственных действий (планирования). Л.С. Выготский в самом начале 1930-х гг. выдвинул положение о ведущем значении обучения для умственного развития детей школьного возраста. "Конечно же, не всякое обучение влияет на развитие, а только "хорошее", - писал он. - Качество обучения все более и более начинают оценивать именно по тому воздействию, которое оно оказывает на интеллекту альное развитие ребенка". Л.С. Выготский ввел в психологическую науку емкое понятие "зоны ближайшего развития", благодаря которому обучение следует истолковывать как забегающее вперед развитие и подтягивающее его за собой.

Объектом нашего исследования являлись дети младшего школьного возраста (6-7 лет). Данный возраст, как качественно особый период в психологическом развитии ребенка, имеет свою характеристику -характеристику основных его новообразований. Учебная деятельность детей, т.е. та деятельность, в процессе которой происходит усвоение новых знаний и управление которой составляет основную задачу обучения, является ведущей деятельнос тью в этом возрастном периоде.

В работах В.В. Давыдова, А.К. Марковой, В.В. Репкина, Г.А. Цукерман и других показано, что усвоение ребенком именно теоретических знаний служит главным условием формирования у него основ собственно научного мышления. В настоящий момент в русле данного направления проведено значительное количество исследований, позволяющих выяснить возможности усвоения детьми теоретических понятий, основные психологические условия и следствия такого усвоения, а также организацию успешной экспериментальной практики соответствующего обучения.

При рассмотрении шахматной игры как единой целостной системы оценка позиции является именно тем компонентом, который обнаруживает и фиксирует генетически исходные, всеобщие отношения всей целостной развивающейся системы.

Для начинающих юных шахматистов выполнение задания по оценке позиции психологически очень сложно. Решение диагностических задач на материале шахматной игры заметно облегчает им них поставленное задание по оценке позиции. Выделенные элементы связи и отношения раскрываются через их сопоставление и взаимоувязывание (Н.Г. Алексеев).

Существуют экспериментальные свидетельства того, что именно в оценке действий сверстников впервые появляются те критические ноты, те негативные оценки, которые позже будут перенесены ребенком на свои собственные действия. Оценка несовершенных действий другого - источник знаний о собственном несовершенстве. Следовательно, учебное сотрудничество в группах должно строиться так, чтобы провоцировать интеллектуальный конфликт, обнаружение и разрешение которого и дает групповой эффект появления рефлексии в действиях детей, индивидуально действующих нерефлексивно. Поэтому задания для групповой работы строятся так, чтобы поляризовать мнения детей.

В разработанной нами методике обучения юных шахматистов мы создали задания, адаптированные для шахматного материала. Хорошо известны задания, различающие ориентацию ребенка на задачу и ориентацию на действия учителя. В заданиях такого типа учитель подтверждает неправильный ответ, дети должны либо повторить точку зрения учителя, либо аргументированно отстоять свою.

Нами разработана и спроектирована эксперименталь ная методика обучения юных спортсменов, сформулиро ваны психолого-педагогические особенности, позволяющие целенаправленно активизировать и развивать процессы творческого мышления в ходе обучения юных шахматистов. Следующие психолого-педагогические особенности способствуют развитию рефлексивной деятельности юных шахматистов: а) подготовленность педагога к проведению творческих игр, б) оптимальное сочетание коллективной и индивидуальной работы, в) четкость и ясность как всей программы обучения, так и каждого отдельного занятия, г) выбор оптимальных средств и методов обучения рефлексивной деятельности, д) характер творческих заданий, их теоретичность и обобщенность.

К настоящему времени проведено значительное число исследований, посвященных мышлению шахматистов и психолого-педагогическим проблемам их обучения и совершенствования мастерства (В. Алаторцев, 1975, 1988; Н. Алексеев, 1990; Б. Блюменфельд, 1947, 1948; А. Костьев, 1984; А. Котов, 1970; Н. Крогиус, 1968, 1976; Е. Кучумова, 1998; В. Малкин, 1983; Т. Петросян, 1968; М. Юдович, 1982, и др.), изучению стратегического мышления и проблеме подготовки стратегически мыслящих шахматистов внимания практически не уделялось. В настоящее время подготовка шахматистов осуществляется в специализированных школах. Однако лишь небольшая доля выпускников специализированных школ демонстрирует игру, свидетельствующую о глубоком понимании позиции и наличии стратегических замыслов. Сегодня нет специальных программ развития стратегического мышления. Для их построения нужны соответствующие "психологические основания", и прежде всего знания о психологических механизмах стратегического мышления:

1. Качество решений, принимаемых шахматистом в ходе игры, существенно зависит от уровня развития его стратегического мышления. Если шахматист не строит стратегического плана, то вероятность нахождения им лучшего или хотя бы хорошего плана в конкретной ситуации будет незначительной.

2. Существует три качественно различных типа планирования игры, особенности которых определяются различиями в понятиях, опосредствующих анализ позиции и разработку плана игры.

Первый тип характеризуется применением при анализе позиции и разработке плана действий лишь отдельных теоретических понятий разного уровня обобщенности. У шахматистов с таким типом опосредствования мышления стратегический уровень планирования игры отсутствует.

Второй тип характеризуется использованием комплексов понятий, представляющих собой обобщенные модели типичных позиций, которым соответствуют стандартные планы действий. Это механизм стратегического планирования репродуктивного типа.

Третий тип игрового мышления опосредствуется системой понятий теории позиционной игры разного уровня обобщения. Шахматисты, владеющие такими понятиями, имеют наиболее развитое стратегическое мышление. Это механизм стратегического планирования продуктив ного типа.

3. Способ планирования игры шахматистов с развитым стратегическим мышлением отличают логически обоснованное выделение главных отношений, которые затем кладутся в основу плана; содержательная оценка позиции с использованием наиболее обобщенных критериев; прогнозирование развития событий в обобщенном виде без проигрывания конкретных ходов; построение образа желаемого будущего на отдаленную перспективу, связанного с оценкой позиции; рефлексия возможных стратегических замыслов противника.

Изучены предмет шахматного всеобуча и его формы: урок, кружок, факультатив. Определено, что основная организационная форма учебного предмета "шахматы" - это урок. Сконструирована его модель. Опробован комплекс методов, различное сочетание тем и приемов обучения.

На основе результатов исследования предложены рекомендации для учителей, руководителей школ, родителей. Рекомендованы методы и способы оценки и контроля знаний, управления интересом, организации учебно-познавательного процесса и управления им, конкретная методика преподавания, богатое содержание: авторские развивающие игры и упражнения, система воспитательного воздействия на личность, программы педагогической работы с родителями - университета шахматных знаний и программы занятий родителей с детьми. Составлены настольные таблицы, которые помогут учителю при выборе форм воспитательного воздействия на свойства и качества личности ребенка.


 Home На главную   Library В библиотеку   Forum Обсудить в форуме  up

При любом использовании данного материала ссылка на журнал обязательна!
 

Реклама: